О Уитнессе Ли и поместных церквях (3)

ПРИЛОЖЕНИЕ III
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ УИТНЕССА ЛИ

1905
Родился в провинции Шаньдун (Китай).

1925
Спасен.

1932
Встретил брата Ни; в результате этой встречи была воздвигнута церковь в Чифу.

1933
Оставил свою работу, чтобы служить Господу на полновременной основе (август); уехал в Шанхай, чтобы работать с братом Ни (октябрь).

1934
Получил от брата Ни поручение работать редактором журнала «Христианин» по возобновлении его издания.

1937
Начиная с ноября жил в г. Чифу, чтобы служить церкви в этом городе; в это же время также заботился о церкви в Циндао.

1943
В церкви в Чифу произошло большое оживление, результатом которого стала миграция для распространения (январь); заключен в тюрьму на месяц японскими военными властями (май); после освобождения заболел туберкулезом и был вынужден отложить свою работу и находиться в покое.

1946
Излечился от болезни и служил главным образом в гг. Нанкине и Шанхае, куда принес оживление.

1947
В конце года отправился в Гонконг.

1948
Посетил гг. Кантон, Сватоу, Амой и Гулансу, принеся волну оживления на юг.

1949
Послан Вочманом Ни на Тайвань; официально начал работу на Тайване 1 августа.

1950
Приглашен братом Ни в Гонконг вести святых церкви в Гонконге в служении; отправился в г. Манилу пасти и укреплять церковь в этом городе; с этого времени до 1961 г. ежегодно по три-четыре месяца работал в Маниле. В это время он жил со своей семьей в Тайбэе (Тайвань).

1951
Начал проводить обучение для подготовки полновременных служащих на Тайване.

1953
Начал проводить официальное обучение, длившееся 4-5 месяцев.

1958
Посетил Японию для укрепления там Господнего свидетельства.

1962
Начал работу в Америке, принеся Господне восстановление в англоязычный мир.

1964
Посетил Сан-Паулу (Бразилия).

1970
После конференции в Лос-Анджелесе более четырехсот святых были посланы с целью миграции в десять крупных городов Америки.

1971
Посетил церкви в Австралии и Новой Зеландии.

1974
Переехал в Анахайм; начал ежегодные летние и зимние обучения; на основе сделанных там сообщений были написаны жизнеизучения всех книг Библии. Эти жизнеизучения были завершены в 1995 году после непрерывного изучения, проводившегося дважды в год на протяжении 21 года. Начал писать примечания для Восстановительного перевода Нового Завета.

1975
Провел конференцию в Корее.

1976
Завершение строительства зала собраний в Анахайме. Этот зал стал служить местом собраний церкви в Анахайме и центром издательской работы.

1982
Завершение строительства зала собраний в Ирвинге. Этот зал стал служить местом собраний церкви в Ирвинге и полиграфической базой для издательской работы.

1983
Посетил Европу.

1984
Возвратился осенью в Тайбэй в поисках нового пути Господа и после этого начал полновременное обучение.

1987
Завершил работу над Восстановительным переводом Нового Завета с примечаниями на китайский язык.

1989
Возвратился в Анахайм на постоянное жительство; сосредоточился на проведении полновременного обучения, на помощи церквям в развитии практики нового пути и на регулярном проведении конференций, одновременно продолжая летние и зимние обучения.

1991
Возглавил распространение Господнего восстановления в Россию.

1994
Высвободил высокую истину о том, что «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом по жизни и природе, но не в Божестве в качестве объекта поклонения».

1995
Завершил жизнеизучение всей Библии и начал выпускать сообщения изучения-кристаллизации книг Библии.

1997
Взят Господом в Анахайме (Калифорния).

ВОЗДВИГНУТ ГОСПОДОМ

Уитнесс Ли родился в 1905 г. в китайской провинции Шаньдун. В апреле 1925 г. в возрасте 19 лет он лично узнал Господа благодаря проповеди сестры Пис Ван. Одновременно он был призван Христом быть Его рабом и служить Ему всю свою жизнь. В одном из своих свидетельств он сказал:

«Я до сих пор помню то переживание, когда Бог славы явился мне в первый раз. Это произошло вечером того дня, когда я был спасен. Когда я вышел из зала собраний на улицу, я почувствовал, что все изменилось. Я остановился у дороги и сказал в молитве Богу: «Боже! Я больше не хочу ничего. Я хочу только Тебя Самого»95.

С того дня, когда он посвятил себя Господу, до конца своей жизни он ни разу не отступил от своего обета. Он стал истинным последователем своего Господина.

Весной 1927 г. он впервые самостоятельно выступил с сообщением, которое называлось «Вот Агнец Божий!», в Китайской независимой конгрегационалистской церкви в своем родном городе Чифу. В то время он также познакомился с местной общиной Братий. Он продолжал посещать собрания Братий в течение семи с половиной лет.

ВКЛЮЧАЕТСЯ В РАБОТУ СЛУЖЕНИЯ

Вскоре после своего спасения Уитнесс Ли начал изучать произведения различных христианских учителей. В ходе такого изучения он познакомился с изданиями автора по имени Вочман Ни, которого впоследствии он назвал «провидцем божественного откровения в нынешнем веке». Он начал переписываться с Вочманом Ни в поисках советов и общения относительно того, как лучше понять истины Библии. Впоследствии их взаимоотношения переросли в пожизненное сотрудничество.

В 1932 г. Уитнесс Ли получил возможность познакомиться с Вочманом Ни лично, когда тот приехал в Чифу. Их встречи в те дни произвели глубокое впечатление на Уитнесса Ли и изменили все его отношения с Господом и его подход к Библии.

«Мои встречи с Вочманом в те дни произвели на меня глубокое впечатление сладостью, благостью, привлекательностью и новизной Господа.  Эти дни дали мне новое начало в следовании за Господом и привели меня к основополагающему повороту от знаний к жизни. Благодаря тем дням, проведенным с Вочманом Ни, я начал общаться с Господом более близко. Господь стал для меня более драгоценным. Это переживание было даже сильнее, чем  мое переживание спасения. Те дни, проведенные с Вочманом, повлияли на мой путь в Господе на протяжении всех последующих пятидесяти девяти лет начиная с 1932 года. Никогда, даже в вечности, я не смогу забыть те дни! Какой милостью и благодатью это было для меня!»96

По мере общения с Господом Уитнесс Ли все сильнее стал ощущать призыв отдать все свое время служению Господу. Некоторое время он боролся, не решаясь сделать этот шаг веры. В августе 1933 г. эта борьба усилилась. Он осознал, что не сможет продолжать следовать за Господом, пока не исполнит тот обет Господу, который он произнес за восемь лет до этого. В слезах он откликнулся на этот призыв и оставил свою работу, чтобы служить Господу, отдавая этому все свое время. Шестьдесят пять лет верного служения, последовавшие за этой борьбой, ясно показали, что за прозвучавшим в тот момент призывом определенно стоял Бог.

«В течение трех недель, с 1 по 21 августа, я много боролся с Господом. У меня было глубокое ощущение того, что Он призывает меня оставить работу и служить Ему верой, но я не решался сделать конкретный шаг из-за недостатка веры…

После трех недель борьбы с Господом я просто не мог двигаться дальше. Тогда вечером 21 августа, после молитвенного собрания, я объяснил свою ситуацию двум ведущим братьям и попросил их молиться за меня. Тем же вечером, в двенадцатом часу, я обратился к Господу, встав перед Ним на колени в моей библиотеке… Мои глаза наполнились слезами. В конце концов я сказал: «Хорошо. На этом конец». Другого пути не было. На следующее утро оба ведущих брата пришли ко мне и сказали, что после молитвы они почувствовали, что воля Господа в том, чтобы я оставил работу и отдал все свое время служению Господу»97.

Вскоре после этого Уитнесс Ли получил короткое письмо от Вочмана Ни, в котором он советовал ему оставить работу и отдать все свое время служению Господу:

«Когда я вернулся в свой родной город, меня ждало письмо от Вочмана Ни. Я посмотрел на конверт и заметил, что оно было отправлено из Шанхая. Я открыл и прочитал его. Оно было написано 17 августа — в самый разгар моей борьбы с Господом. В письме говорилось: «Брат Уитнесс, что касается твоего будущего, то мне кажется, что ты должен служить Господу, отдав этому все твое время. Как тебе кажется? Пусть Господь ведет тебя». Невозможно передать, как сильно я утвердился, получив от него эту короткую записку»98.

С этого момента Уитнесс Ли тесно сотрудничал с Вочманом Ни в работе Господнего восстановления, а позже, когда Вочман Ни не мог продолжать работу, Уитнесс Ли продолжал трудиться согласно тому видению и житию, которые он видел в жизни и работе Вочмана Ни. Разумеется, впоследствии Уитнесс Ли развил то служение, которое было поручено Вочману Ни и ему самому, но это было развитие, которое расширило основополагающее видение о наслаждении Христом как жизнью для созидания Его Тела посредством поместных церквей.

БРАТ ВОЧМАН НИ И БРАТ УИТНЕСС ЛИ
 ВМЕСТЕ РАБОТАЮТ В КИТАЕ

В 1934 г. Уитнесс Ли перевез свою семью в Шанхай, и ему было доверено возглавлять издательскую работу Вочмана Ни. В частности, он был назначен редактором журнала «Христианин», издававшегося с 1934 по 1940 годы. Кроме того, он временно исполнял обязанности редактора издания «Сборник бюллетеней».

В 1934 г. он начал ездить по Китаю, выступая с сообщениями перед верующими и основывая поместные церкви. В результате сообщений, с которыми он выступил, много поместных церквей было основано в провинции Чжэцзян. С конца 1935 г. до лета 1937 г. он трудился над основанием церквей в Пекине и Тяньцзине. Он также ездил в северо-западные провинции Суйюань, Шаньси и Шэньси благовествовать и утверждать святых.

Из-за вторжения Японии Уитнесс Ли возвратился в ноябре 1937 г. в Чифу и до 1943 г. отдавал большую часть времени заботе о церкви в этом городе и в близлежащем городе Циндао.

В конце 1942 г. в его родном городе Чифу произошло большое оживление благодаря тому, что он лично пас святых и неотступно следовал за служением Вочмана Ни. Начиная с 1 января 1943 г. церковь непрерывно проводила собрания на протяжении ста дней. В результате этого более 800 святых посвятили все, что имели, Господу, и некоторые из них изъявили добровольное желание мигрировать в отдаленные северо-западные районы Китая для благовестия. К концу этого периода, в мае 1943 г., Уитнесс Ли был арестован японскими военными властями и заключен на месяц в тюрьму. Его здоровье было сильно подорвано тюремным заключением: вскоре после освобождения у него начался туберкулез. Для отдыха и полного восстановления здоровья в 1944 г. он переехал в Циндао и оставался там два года.

По окончании Второй мировой войны, когда его здоровье восстановилось, он возобновил свое участие в работе, проводя большую часть времени в Шанхае и Нанкине. В 1947 г. в этих городах также произошло оживление.

В декабре 1947 г. он вместе с несколькими другими соработниками посетил ряд церквей в южных провинциях, включая Гонконг, Кантон, Сватоу и Амой, и трудился там, помогая церквям включиться в то оживление, волна которого уже проходила по всему Китаю.

В ходе этой поездки, во время пребывания в г. Фучжоу, он встретился с Вочманом Ни и содействовал восстановлению его служения, которое было прекращено на шесть лет из-за недоразумений. В апреле Вочман Ни возвратился вместе с Уитнессом Ли в Шанхай, и вдвоем они принесли в Шанхай еще большее оживление. В это же время Уитнесс Ли руководил строительством нового зала собраний в Шанхае.

В мае 1949 г. из-за внезапных перемен в политической ситуации Вочман Ни велел Уитнессу Ли покинуть материковый Китай и ехать на Тайвань, чтобы продолжать работу Господнего восстановления. Он также поручил Уитнессу Ли продолжать работу Шанхайского Евангельского Издательства по выпуску литературы. Это был стратегически важный шаг Господа в Его восстановлении. Благодаря этому шагу Господне восстановление начало распространяться за пределы Китая.

Уитнесс Ли и Вочман Ни встретились еще раз в 1950 г. в Гонконге. В течение более одного месяца они вдвоем осуществляли служение и принесли оживление в церковь в Гонконге. Вочман Ни поручил Уитнессу Ли заботиться о работе и о церкви в Гонконге. Он велел Уитнессу Ли наставлять, учить и вести за собой старейшин и сделать все необходимое для обеспечения церковного служения и для основания должности дьяконов, а также для приобретения земли под строительство зала собраний. Он также велел Уитнессу Ли отвечать за издательскую работу за пределами Китая, которая в то время осуществлялась Тайваньским Евангельским Издательством на Тайване и Гонконгским Церковным Евангельским Издательством в Гонконге.

Вскоре после этого Вочман Ни возвратился в материковый Китай. Для обоих соработников это была последняя возможность видеть друг друга и последняя возможность общаться друг с другом непосредственно. С того времени Уитнесс Ли верно продолжал незаконченную работу, которую начал Вочман Ни.

РАБОТА НА ТАЙВАНЕ

В мае 1949 г. Уитнесс Ли переехал на Тайвань. Хотя вначале там было немного святых и очень мало церквей, в августе того же года он начал работу на этом острове. В результате его усердного труда и непрерывного служения слова за первый год число верующих возросло более чем в тридцать раз. За пять-шесть лет их число возросло до более чем 40 тысяч. Это был период оживления и быстрого прироста в церкви в Тайбэе.

Начиная с 1950 г. он ежегодно ездил на Филиппины и каждый раз проводил там три-четыре месяца, основывая церкви. В результате его служения впоследствии там было воздвигнуто более ста церквей.

Одновременно на Тайване он проводил на ежегодной основе обучения и конференции для церквей. Начиная с 1951 г. он проводил обучения для полновременных служащих. В 1953 г. он также провел официальное обучение для соработников. В результате таких обучений было воздвигнуто много молодых работников, которые впоследствии осуществляли работу на Тайване и на Дальнем Востоке в течение следующих четырех десятилетий.

Исполняя поручение Вочмана Ни относительно издательской работы, Уитнесс Ли начал выпускать книги в Тайваньском Евангельском Издательстве, которое со временем стало общепризнанным издательским центром по публикации произведений Вочмана Ни за пределами Китая. Он также верно издавал журнал под названием «Служение слова», выпуск которого продолжался с 1950 по 1986 г.г. В общей сложности было издано 415 номеров.

НАЧАЛО РАБОТЫ НА ЗАПАДЕ

С апреля по октябрь 1958 г.г. Уитнесс Ли получил приглашения посетить Лондон и Копенгаген для проведения конференций. Так началась его работа на Западе.
Затем, с 1958 по 1961 годы, Уитнесс Ли трижды посетил Соединенные Штаты. В 1962 г. по водительству Господа он переехал в Лос-Анджелес. В декабре того же года он провел свою первую конференцию в Лос-Анджелесе на английском языке. Эти сообщения были впоследствии опубликованы в виде книги «Всеобъемлющий Христос».

В последующие годы открылись многие двери, и он получил большое число приглашений со всех Соединенных Штатов выступить перед разнообразными христианскими группами. В результате этих поездок было приобретено много святых для Господнего восстановления. Они стали драгоценными  материалами для созидания церквей в Соединенных Штатах.

В 60-е годы он провел ряд коротких конференций и более продолжительных неофициальных обучений как в Лос-Анджелесе, так и в других городах по всем Соединенным Штатам. Его сообщения печатались в небольшом журнале «Поток», который выходил раз в квартал. Он также основал в 1965 г. издательство «Поток», которое впоследствии было преобразовано в служение «Живой поток».
Начиная с 1964 г. святые из разных частей Соединенных Штатов переезжали в Лос-Анджелес для обучения у Уитнесса Ли. В 1970 г., пройдя достаточное обучение, более 400 святых мигрировали в десять городов на территории Соединенных Штатов. Эта миграция длилась два года и заложила основание для дальнейшего распространения.

ПРОДВИЖЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ

В 1974 г. в Господнем движении произошел важный поворот, когда Уитнесс Ли и его служение переместились в Анахайм в штате Калифорния. Уитнесс Ли начал проводить официальные десятидневные международные обучения два раза в год. В это же время он начал проводить еженедельные собрания для святых из Южной Калифорнии. Он использовал те и другие собрания для того, чтобы дать толкование каждой из книг Библии в виде «жизнеизучения», начав с Послания к Римлянам (декабрь 1974 г.) и Бытия (1974-1978 г.). В декабре 1984 г. жизнеизучением Деяний было завершено жизнеизучение Нового Завета. В июле 1995 г. жизнеизучением книг Притчей, Экклесиаста и Песни Песней было завершено жизнеизучение Ветхого Завета. В этот период он составлял подробные планы, примечания и перекрестные ссылки ко всем книгам Нового Завета. Они были включены в новый перевод Нового Завета, «Восстановительный перевод», который был издан на китайском языке в 1987 г., на английском языке в 1991 г. и на русском языке в 1999 г., а также на многих других языках мира.

В эти годы Уитнесс Ли много путешествовал. В 60-е и 70-е годы он посетил многие города Соединенных Штатов и Канады. Он также неоднократно возвращался на Дальний Восток, чтобы укреплять и совершенствовать церкви на Тайване. В 60-е годы он часто посещал Филиппины, Гонконг, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Таиланд и Японию. В 1965 г. он также посетил Бразилию и другие страны Южной Америки. В 1971 г. он посетил Австралию и Новую Зеландию и помогал святым, когда Господне восстановление начало распространяться в этих странах. Кроме перечисленных стран, в 70-е годы он посетил Южную Корею, многие страны Европы и Израиль. В 1983 и 1984 гг. он проводил конференции в Германии. Такая неустанная работа привела к беспрецедентному росту Господнего свидетельства на всей планете.

В 1976 г., вскоре после переезда в Анахайм, он руководил строительством зала, который стал местом проведения собраний церкви в Анахайме, а также местом размещения офиса и центром проведения конференций служения «Живой поток». Начиная с 1981 г. он также руководил строительством второго центра для проведения конференций и издательской деятельности в г. Ирвинг (штат Техас). По завершении строительства этих двух объектов он получил возможность проводить обучения и осуществлять издательскую деятельность на непрерывной основе. Кроме того, церковь в Анахайме и церковь в Ирвинге получили много совершенствования и заботы благодаря его постоянному присутствию в этих городах.

ПОВОРОТ К НОВОМУ ПУТИ

Осенью 1984 г. после долгого размышления и молитв об общем положении в Господнем восстановлении Уитнесс Ли возвратился на Тайвань в поисках нового пути, который Господь дал бы святым для собраний и служения. Церкви были приведены к церковной жизни малых групп, центром которой стали домашние собрания с целью молитвы и изучения истины. Они также получили водительство благовествовать по домам, питать и учить каждого новообращенного и помогать всем говорить и пророчествовать за Господа на собраниях. Такая практика привела к функционированию каждого члена Тела Христова, что является прямым исполнением сказанного в Еф. 4:11-16.

Для дальнейшего совершенствования молодежи, которая бы знала истину Господнего восстановления и участвовала в служении Господу, Уитнесс Ли основал в 1986 г. в Тайбэе международное Обучение библейской истине и церковному служению для желающих служить на полновременной основе. Целью такого обучения была подготовка молодых людей, которые затем могли бы быть полезны в Господнем восстановлении для созидания церкви и для распространения Господнего свидетельства по всей земле. Второе обучение подобного рода открылось в Ирвинге (США) в 1988 г. и в 1989 г. окончательно переместилось в Анахайм, когда Уитнесс Ли возвратился в Соединенные Штаты на постоянное жительство. С 1989 г. до кончины Уитнесса Ли полновременное обучение в Анахайме находилось в его непосредственном ведении. В рамках этого обучения он проводил еженедельные занятия по истине и жизненным практикам, которые давали направление не только обучению, но и всему Господнему восстановлению на земле.

Результатом полновременного обучения в Тайбэе стала работа по евангелизации на всем Тайване, благодаря которой за пять лет начиная с 1989 г. Господне свидетельство было принесено в девяносто три новых города. Некоторые выпускники также служили в других странах в Азии и на Западе. Результатом полновременного обучения в Анахайме стало распространение Господнего свидетельства в Россию и в другие государства бывшего Советского Союза благодаря работе выпускников, мигрировавших в эти страны в качестве соработников. Эта работа в государствах бывшего Советского Союза началась в 1991 г.

В 90-е годы Уитнесс Ли проводил ежегодно два официальных обучения в Анахайме (Калифорния), три крупные конференции (в дни празднования китайского Нового года, в День поминовения в мае и в День благодарения в ноябре) и две конференции для соработников и старейшин (в апреле и октябре в Анахайме, начиная с 1994 г.). Иногда он также ездил по Соединенным Штатам для проведения конференций в День труда и других церковных конференций. Кроме того, в это время он выступал с сообщениями в Анахайме и проводил обучения для церкви по практике жизненных групп и по церковному служению.

ВЕРШИНА СЛУЖЕНИЯ

В феврале 1994 г. Уитнесс Ли начал делать сообщения по теме, которую он определял как «вершина божественного откровения». В центре этой новой ступени истины в Господнем восстановлении была цель Божьего домостроительства — сделать верующих Богом по жизни и природе, но не в Божестве. Он также делал сообщения о глубинном значении Нового Иерусалима, о Божьем полном спасении с его юридическим и органическим аспектами, о полном служении Христа в Его трех божественных и мистических этапах и о совокупности верующих и приготовленного Триединого Бога. Он начал работу над серией комментариев к Библии под названием «Изучение-кристаллизация книг Библии». В рамках этой работы ему удалось завершить изучение Послания Иакова, Песни Песней, Евангелия от Иоанна и Послания к Римлянам. В плане практики он продолжал способствовать развитию практики жизненных групп на местном уровне, а также практики смешивания между соработниками и церквями на международном уровне.

В 1994 г. Уитнесс Ли заболел. Он понимал, что это было наступление врага с целью помешать ему высвобождать вершину истины, и ожидал большой борьбы с врагом за эту истину. В последующие три года он боролся за эту истину, положив на это все свои силы, и, в конечном счете, саму свою жизнь. В его открытом письме к святым, написанном 24 марта 1997 г., в частности, говорилось:

«Всем моим соучастникам в Господнем восстановлении, тем, кто любит служение, кто посредством служения наслаждается неисследимым богатством всеобъемлющего Христа и разделяет это богатство и кто готов платить за то, чтобы искать и приобретать любимого нами Господа Иисуса и следовать за Ним, а также нести Его поругание за станом:
От всего сердца благодарю вас и выражаю большую признательность за ваши любовь, заботу и ходатайство в отношении меня на протяжении лет. Полагаю, что Господь почтил ваше ходатайство и вспомнит то, что вы сделали для одного из Его малых рабов…

… В октябре 1995 г. я обнаружил жало в своем теле от вестника Сатаны, чтобы я не возносился. Благодаря Господней обильной милости и достаточной благодати я уже более года живу и преподношу вам более глубокие истины как Его и ваш раб. Я хочу быть ничем и никем и преклоняюсь перед всевластием нашего дорогого Господа. Я полностью покорен Его всевластной воле и хочу, чтобы Его совершенная воля была исполнена…

Ваше дальнейшее ходатайство согласно водительству и направлению обитающего в вас Духа будет принято с большой благодарностью, и пусть Господь ответит вам согласно Своей лучшей воле для осуществления Своего домостроительства, чтобы завершить Новый Иерусалим как Свою вечную цель.

Ваш сопричастник в переживании и приобретении Христа
Уитнесс Ли

ВЕНЧАЮЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

30 мая 1997 г. Уитнесс Ли был госпитализирован из-за осложнений, связанных с раком предстательной железы. К концу своей жизни он был абсолютно покорен наилучшей воле Господа. В этот период времени он непрестанно воспевал вседостаточную благодать Господа. Он свидетельствовал о чудесах той любви, с которой его Бог пас его всю его жизнь. Во время своей болезни он постоянно выражал любовь к своему Господу в коротких молитвах и благодарил верного Господа за всю заботу, которой Он одарил его.

На его письменном столе стояла табличка с надписью: «Ни в чем не будь посрамлен». Действительно, он не был посрамлен ничем. Последняя конференция, на которой он выступал, проходившая в феврале 1997 г., была посвящена теме царствования в жизни, и он действительно жил побеждающей жизнью, царствуя со Христом до конца. Те, кто был рядом с ним, когда он умирал, выражали свое восхищение и говорили, что у него была «улыбка ангела». Он улыбался перед лицом смерти и победил смерть.

В понедельник 9 июня 1997 г. в 9.30 утра верный раб Господа в Его новозаветном служении, наш дорогой брат, самоотверженно трудившийся на протяжении всей своей жизни и изливший все свое существо ради Господнего восстановления, успокоился в мире и безмятежности от своего земного труда и отошел к Господу, которого любил и которому служил.

Последним словом, которое он сказал этому миру и своему Господу, было слово «Жертва!»

Лучше всего можно оценить работу Уитнесса Ли в Господнем восстановлении, сказав, что какими он учил быть святых, таким в полном смысле слова был и он сам. Между личностью Уитнесса Ли и тем, что он говорил, не было никакой разницы. Он был человеком, который во всех своих действиях являл Бога, который двигался и существовал среди братьев и сестер в церквях и который трудился исключительно для созидания церкви как Тела Христова. То, что он являл своей жизнью и работой, было самой сущностью тех слов, которые он неизменно говорил святым.

Уитнесс Ли ценил и часто цитировал фразу, сказанную однажды Джоном Нельсоном Дарби: «О, какая радость — не иметь ничего и не быть ничем, не видеть ничего, кроме живого Христа в славе, и не заботиться ни о чем, кроме Его интересов здесь на земле». На протяжении всего своего служения Уитнесс Ли постоянно увещевал святых любить Господа и постоянно обращал их внимание не на себя и не на свое служение, а на Того, чье достоинство несравненно:

«Отдайте себя тому, чтобы любить Господа. Ни один другой путь не является столь успешным, и ни один другой путь не является столь надежным, столь обильным и столь полным наслаждения. Просто любите Его. Пусть вас не интересует больше ничто»99.