Служение Уитнесса Ли и практика церквей

ГЛАВА ВТОРАЯ
ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ И ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ

Начнём с того, что Мартин называет «структурой церкви». Мартин пишет:

«…Одним из основополагающих принципов Поместной Церкви является идея о том, что в каждом городе Тело Христово должно быть представлено единственным собранием верующих… Когда Поместная Церковь утверждает, что в каждом населённом пункте Тело Христово должно быть единым, речь идёт не о том, что существующие в городе собрания должны быть объединены едиными принципами и целями, а о том, что Поместная Церковь является единственным собранием верующих».

Необходимо однозначно подчеркнуть, что поместные церкви не заявляют о том, что они являются «единственным собранием верующих» в населённом пункте. Такое заявление было бы абсурдно, так как оно исключало бы из числа верующих всех остальных христиан в этом населённом пункте. Членами Тела Христова являются, разумеется, не только христиане в поместных церквях, а все верующие в Христа.

Собраний верующих в каждом городе может быть много: верующие могут собираться в домах, в залах для собраний, в других местах. Но вопрос заключается в том, является ли то или иное собрание верующих свидетельством единого Тела Христова? Находится ли оно в общении и единстве со всеми остальными верующими — членами одного Тела Христова в этом населённом пункте?

Единое Тело Христово может быть выражено и многими собраниями в одном населённом пункте, но все эти собрания, согласно Писанию, должны иметь единое свидетельство и единое общение единого Тела Христова. Когда речь идёт о собраниях верующих, важно видеть основополагающий принцип, показанный в Писании: поскольку Тело Христово едино во вселенском масштабе, то и во всех населённых пунктах, то есть везде, где есть верующие — члены Тела, — свидетельство Тела Христова также должно быть единым.

Обратимся к Библии. Как мы уже показывали раньше, в Новом Завете в каждом городе всегда была одна церковь, которая представляла собой единое свидетельство всех христиан этого города. Так, мы видим, например, церковь в Иерусалиме (Деян. 8:1), церковь в Антиохии (Деян. 13:1), церковь в Кенхреях (Рим. 16:1), церковь в Коринфе (1 Кор. 1:2), семь церквей в семи городах (Отк. 1:11) и т.д. Ни у кого не возникает вопрос, какой именно церкви в Коринфе Павел писал свои послания, так как в Коринфе была только одна церковь. Почему? Потому что, согласно откровению Писаний, во вселенной есть только одно Тело Христово. С этим никто не спорит. Все согласны с этим. Христос один, и Тело Его также может быть только одно. Но где и как можно увидеть это одно вселенское Тело Христово, о котором так много говорит Библия? Без осязаемого, практического выражения в единстве вселенское Тело Христово абстрактно и невидимо. Поэтому оно должно иметь какое-то осязаемое выражение. В Новом Завете таким осязаемым выражением вселенского Тела Христова являются поместные церкви, то есть церкви, объединяющие всех христиан в данной местности без каких-либо различий в связи с названиями, доктриной или практикой, а лишь на почве их единства в данной местности. Такова была практика христиан в Новом Завете, и те, кто видит и понимает этот библейский принцип, следуют этой практике и сегодня.

Этот принцип видели и подтверждали многие исследователи Библии на протяжении столетий. Приведём несколько цитат.

«В апостольские времена и в последующие поколения в одном городе было только одно собрание, каким бы большим ни был этот город. Единая организация собрания сохранялась даже там, где членов было так много и они были так сильно рассеяны, что им требовались разные места поклонения и разные пастыри».

(Преподобный Франклин Вайднер)
Reverend Franklin Weidner. The Doctrine of the Church, Outline Notes Based on Luthardt and Krauth.

«Антиохия, откуда началось распространение христианства среди язычников, имела свою поместную церковь, и в ходе миссионерских путешествий Павла в каждом городе, который он посещал, появлялась церковь. Как в Фессалонике, так и в Коринфе была своя «церковь»; в Галатии же, поскольку это была провинция, было несколько церквей… Каждое собрание должно было быть церковью в миниатюре, представляющей Единое Тело в своей местности. Сама Церковь во всех местностях должна была оставаться одной и той же, поскольку у неё был один Глава и один Дух».

(Генри Барклэй Суит)
H. B. Swete. The Holy Catholic Church.

«Нигде в Новом Завете мы не видим более одной церкви в каком-либо городе. Новый Завет не рассматривает Церковь, разделённую на несколько независимых организаций на одной территории».

(Чарльз Бриггз)
Charles A. Briggs. Church Unity.

«Как будет называться церковь, когда единство будет законченным? В Книге даётся несколько названий, но чаще всего это просто «церковь». Таким образом, чтобы полностью соответствовать Писанию и избегать примыкания к какой-либо деноминации, почему бы не называть её просто и по Писанию — «церковь в вашем городе»?

(Норрис Джейкоб Ризонер)
Norris Jacob Reasoner. Be One: A Loving Appeal from One Who Loves the Lord to Every Other One Who Loves the Lord that Denominational Ties May Be Lost in the Larger Fellowship of Christ Only.

«…Единицей церковного устройства в посланиях Павла является церковь какого-либо города… Поэтому мы читаем: «Павел… церкви фессалоникийцев», «Павел… церкви… которая в Коринфе, со всеми святыми, находящимися во всей Ахайе». …Апостол никогда не говорит о церквях какого-либо города… Нигде не идёт речь о «церквях» Коринфа или Фессалоники, или Филипп, или Рима… С другой стороны, мы видим частые упоминания о церквях той или иной провинции, потому что в каждом городе провинции есть своя церковь… Павел говорит о «церквях Галатии», о «церквях язычников» и о «всех церквях Христовых». …Таким образом, для Павла поместная церковь — это «церковь Божья» и «церковь Христова». На поместную законченность этих городов-общин указывает не только то, как Павел говорит о церкви того или иного города и о церквях той или иной провинции, но и требование поместного единства…»

(Уильям Моран)
William Moran. The Government of the Church in the First Century.

«Какими были церкви, или собрания? Они были поместными. Апостол мог сказать: «Церкви Божьей, которая в Коринфе». Она представляла всё единство тела в этом городе. «Вы — тело Христово, а порознь — члены». Двух тел Христовых, представленных в одном городе, быть не может… Всё Писание ясно показывает, что в городе было одно собрание — Божье собрание… Поместное собрание представляло всё собрание Божье в целом, как ясно показано в Первом послании к коринфянам».

(Джон Нельсон Дарби)
John Nelson Darby. The Faith Once Delivered to the Saints and Various Papers.

«Мы видим, что, хотя в высказываниях как Самого Христа, так и апостолов обо всей общности учеников, или христиан, везде говорится как о «Церкви», в то же время авторы апостольского периода говорят о христианах в той или иной стране как о «Церквях» в этой стране. Но всякий раз, когда они описывают общность христиан в отдельно взятом городе — даже в Иерусалиме, где вскоре после дня Пятидесятницы насчитывалось пять тысяч учеников, — всегда говорится о «Церкви» и никогда не говорится о «Церквях» в этом городе. Использование единственного числа указывает на эту общую совокупную жизнь христиан, живущих в одном городе…»

(Генри Коттерилл)
Henry Cotterill. The Genesis of the Church.

Примечательно, что даже в цитатах из работы Филиппа Шаффа, которые приводит Уолтер Мартин, содержится та же самая мысль о единстве: Шафф говорит о «двух частях единой христианской общины» в одном городе, которая рассматривается в посланиях как «единое целое».

Нелепо выглядит попытка Мартина опровергнуть учение Библии о единстве церкви в местности, основываясь на Мф. 18:15-20. Мартин, в частности, пишет:

«В этом отрывке Господь говорит о разрешении проблем, возникающих между братьями. Он даёт указание о том, как решить проблему внутри Церкви. На всём протяжении этого поучения речь идёт о Церкви, что следует из стиха 17: „Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь“. Затем, в стихах 18 и 19, Иисус говорит о том, на каком основании мы можем судить людей таким образом. Церковь имеет на это Божье благословение свыше.

И, наконец, Иисус объясняет, что же такое Церковь, чтобы христиане могли решить, имеют ли они право выносить осуждение братьям. Иисус даёт чёткое определение церкви (стих 20): „Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них“».

Мартин рассматривает стих 20 как «чёткое определение церкви», желая, очевидно, показать, что если двое или трое собираются вместе и у них есть Господне присутствие, то они являются церковью. Однако даже в данном контексте неразумно говорить, что двое или трое (ст. 16) являются церковью, так как если двое или трое — это церковь, то почему они должны приносить проблему церкви? То, что двое или трое должны пойти к церкви, доказывает, что они не являются церковью. Если бы они были церковью, им не пришлось бы «говорить церкви» (ст. 17). Этот отрывок ясно говорит, что, если у нас есть проблема, которую не могут решить двое или трое верующих, мы должны принести эту проблему церкви. «Двое или трое» в стихе 20 — это святые, которые являются частью церкви и собираются вместе не для проведения собрания церкви, а просто для молитвы о неблагополучном брате.

В этих стихах слово Господа ясно и определённо: двое или трое, собирающиеся во имя Его, — это одно, а церковь — это другое; двое или трое не могут быть церковью — они могут быть только частью церкви, если в их местности есть церковь, состоящая более чем из двух или трёх человек. Иметь присутствие Господа — это одно, а быть церковью — это нечто другое.

Толкование Уолтера Мартина, имеющее некоторое хождение среди христиан сегодня, лишь открывает ходы для многочисленных разделений среди верующих и никоим образом не может опровергнуть откровения Библии о том, что церковь во вселенной одна и поэтому выражение церкви в каждой местности должно быть единственным.

Не видя или не понимая этого библейского принципа, Уолтер Мартин впадает в заблуждение относительно учения Уитнесса Ли и практики поместных церквей.

Его заблуждение выражается, в частности, в том, что он говорит о некой «Поместной Церкви» (или о «Поместной Церкви Уитнесса Ли»), но словосочетание «поместная церковь» в контексте единства христиан на почве местности не является названием наподобие таких названий, как «баптистская церковь», «пресвитерианская церковь» и т.д. В городе может быть, например, местный городской совет, и точно так же в нём может быть местная (поместная) церковь. Соответственно, если рассматривать все поместные церкви, существующие на земле, то это просто поместные церкви, существующие во многих городах, и объе- динять их под каким-то общим названием с большой буквы («Поместная Церковь») нелогично и даже абсурдно. В равной степени нелогично утверждать, что поместные церкви принадлежат Уитнессу Ли. Сам Уитнесс Ли ни в одной из своих книг, изданных за более чем сорок лет, не говорит, что поместные церкви — это «его церковь» и что он является «её главой». Будучи поместным выражением единого вселенского Тела Христова, поместные церкви принадлежат только Христу, своему Главе. Понимание этого является одним из важных ключей к пониманию практики поместных церквей и служения Уитнесса Ли.

Вопреки словам Уолтера Мартина, Уитнесс Ли никогда не утверждал, что поместная церковь в том или ином городе «является единственным собранием верующих» и что «в любом городе его последователи являются единственными представителями Тела Христова».

Да, к сожалению, сегодня Тело Христово разделено на множество крупных и мелких деноминаций, групп и т.д., из-за чего оно потеряло своё подлинное практическое единство — единство ранней церкви. Но это не означает, что христиане в этих деноминациях и группах уже не являются верующими. Нелепость такого вывода, делаемого Мартином, очевидна. Христиане в поместных церквях открыты для общения с любыми другими христианами, так как принимают их независимо от их доктринальной принадлежности или конкретных практик, а на том простом библейском основании, что все христиане объединены верой в Христа. Единство христиан на почве местности устраняет преграды для общения. Когда на собрание поместной церкви в том или ином городе приходят христиане из деноминаций, их не спрашивают, откуда они пришли, как называется их деноминация и верят ли они в некоторые отдельно взятые учения Библии. Единственный вопрос, который им задают, — это вопрос, верят ли они в Христа и приняли ли они Его как своего Спасителя. Так на практике действует библейский принцип единства верующих на почве местности.

Но поскольку Уолтер Мартин в своё время не увидел (или не захотел увидеть) этот принцип, он начинает истолковывать высказывания Уитнесса Ли совсем не в том смысле, какой вкладывает в них сам их автор. Рассмотрим в качестве примера одну из приводимых цитат.

Цитата со ссылкой 9. Вот в каком виде она напечатана в рассматриваемой статье:

«[Сатана] предпринял следующий шаг, создав все эти секты, деноминации и подразделения Тела Христова… В наши дни Бог намерен возродить [Тело]. Как совершится Его возрождение? …через возрождение должного единства. Пока эти три вещи не возродятся в нашей среде, у нас не будет правильной и совершенной церковной жизни».

Теперь приведём эту же цитату в её оригинальном контексте, без изъятий и в переводе, выполненном издательством «Живой поток», которое официально представляет служение Уитнесса Ли. При этом выделим курсивом ту часть цитаты, которую приводит Мартин:

«Он [Сатана] сделал ещё один шаг: он создал секты, деноминации и разделения в Теле Христовом. Он не только заменил жизнь и убил функцию членов, но также разрезал Тело на кусочки. Он делает всё, чтобы полностью стереть выражение Христа. Жизнь подменена, функционирование серьёзно повреждено, мягко говоря, и всё Тело разделено… Вот почему мы так подчёркиваем, что Христос должен быть нашей жизнью, нашим содержанием и всем для нас. Вот почему мы всегда помогаем и воодушевляем всех братьев и сестёр осознать свою ответственность и функцию как нормальных членов Тела. Вот почему мы уделяем столько внимания вопросу почвы единства — только так мы можем решить проблему разделений… Бог движется в эти дни, чтобы восстанавливать. Каков путь Его восстановления? Я уверен, что многие из нас хотят идти по этому пути. Он в следующих трёх составляющих: 1) восстановление Христа как жизни и всего для нас; 2) восстановление функций всех членов и 3) восстановление надлежащего единства. Пока мы не восстановим эти три вещи, у нас не будет должной и полновесной церковной жизни»

У. Ли. Стратегия Сатаны против церкви
«Живой поток», Анахайм, 1998, с. 20, 21, 22.

Обратим внимание, как выборочно и как необъективно Уолтер Мартин цитирует Уитнесса Ли. Уитнесс Ли призывает всех христиан сосредоточиться на Христе, функционировать в едином Теле, преодолевая разрушительную работу Сатаны, и не разделяться, но Мартин использует его высказывание, чтобы доказать свой собственный вывод — что «последователи Уитнесса Ли» якобы считают себя «единственными представителями Тела Христова».

Необходимо также отметить, что и Вочман Ни твёрдо стоял на позиции единства христиан в каждой местности. Цитата из его книги, которую приводит Уолтер Мартин (ссылка 19), приведена в неполном, обрывочном виде и потому не даёт истинного представления о том, что хотел сказать Вочман Ни. Приведём эту цитату в её развёрнутом контексте:

«В предыдущих главах мы делали сильный акцент на единстве церкви. Всегда мы видели её как исключительно единую и неделимую. Теперь мы должны задаться вопросом: наступает ли какой-либо момент, в который этот взгляд на церковь должен подвергнуться оговорке? Ибо разве не говорится в Писании не только о «церкви», но и о «церквях»? Где и в какой момент церковь Божья становится церквями Божьими?

Если мы внимательно рассмотрим этот вопрос, мы обнаружим, что основа разделения (если вообще можно использовать это слово) одна-единственная — это только основа местности. Если мы собираемся руководствоваться Новым Заветом, то единственная рассматриваемая в нём почва разделения — географическая. В Слове Божьем нет места объединению христиан в нечто, называемое «церквями», на такой почве, как, например, история или доктрина, связь с миссиями или личная приверженность, или даже особое учение или служение. Названия, даваемые церквям в Писании, — это всегда названия городов, то есть местных центров общественной жизни. Мы читаем о «церкви Божьей, которая в Коринфе», о «церкви фессалоникийцев», о «семи церквях, которые в Азии» (разумеется, каждая из них носит название одного города) и т.д. Церковь Божья, распространённая по земле, обозначается только такими словосочетаниями, и Писание не знает исключений.

Но это подводит нас к ещё одному положению, а именно к тому, что одно и то же слово «церковь» употребляется как во вселенском, так и в поместном смысле (потому что в греческом тексте, разумеется, нет разделения на прописные и строчные буквы). Мы читаем о «церкви, которая есть Его Тело», но мы также читаем: «церкви Божьей, которая в Коринфе» и «церкви, которая в твоём доме» (Эф. 1:23; 1 Кор. 1:2; Флм. 2). Конечно же, это означает, что церковь в той или иной местности — это и есть церковь, которая есть Его Тело (со всем глубоким богатством смысла, вкладываемого в этот термин), обретающая своё поместное выражение в данном месте в данное время.

Но если это последнее утверждение истинно, то оно заставляет сделать совершенно новый акцент на одном положении, значение которого мы, возможно, упускали до сих пор, а именно на том, как важно для Бога нынешнее поместное выражение Тела, включающее в себя всех членов Христа в любом отдельно взятом месте. Будь то в Коринфе или Лаодикии, в Риме или Листре — все члены Христа по новому рождению были призваны функционировать на мирском фоне как выражение единого Тела. Всякое их разделение по другим принципам лишь оказывало отрицательное влияние на их жизнь и свидетельство.

Оставляя, разумеется, в стороне более ограниченные объединения братьев и сестёр для выполнения особых задач в Господней работе, я ещё раз утверждаю, что церковь охватывает всех верующих. В ней нет места сектантским группировкам. Одним из упрёков, адресованных церкви в Коринфе, было то, что там начали появляться фракции, заявлявшие о своей приверженности к тем или иным личностям. Сегодня нечто подобное непоколебимо утвердилось в различных проявлениях, но вызов, который бросает этому Павел, звучит сегодня так же решительно ясно, как и тогда: «Неужели Христос разделён? Разве Павел был распят за вас? Или в имя Павла вы были крещены?»

В отрывке в конце Послания к римлянам, касаясь темы церковной жизни, апостол начинает своё рассуждение словами: «Бог принял его», а заканчивает так: «Христос принял вас» (14:3; 15:7). Здесь заложена простая основа всей нашей жизни и нашего общения с другими. Она состоит в том, что они принадлежат Господу и мы тоже. Этого достаточно. Мы объединяемся с ними не потому, что мы с ними принадлежим к одной и той же деноминации или стали христианами благодаря действию одной и той же миссии, и не потому, что мы питаем одинаковую симпатию к определённому проповеднику или его учению, и также не потому, что они придерживаются определённых доктринальных взглядов и мы придерживаемся тех же взглядов, и даже не потому, что у них был определённый христианский опыт и у нас был похожий опыт. Нет, мы объединяемся с ними по той единственной и достаточной причине, что они принадлежат Господу и мы также принадлежим тому же Господу. Именно в Нём мы едины.

В данном случае у меня нет желания подвергать нападкам деноминационное христианство как неправильное. Я лишь ещё раз говорю, что, для того чтобы Тело Христово обрело действенное поместное выражение, основа общения должна быть истинная. И этой основой является жизненная связь членов с их Господом и их добровольная покорность Ему как Главе. Я также не выступаю в защиту тех, кто готов создать новую секту на основе того, что называется «локализм», – то есть строгого обособления церквей по местностям. Ибо такое может легко произойти. Если то, что сегодня мы делаем по жизни, завтра станет всего лишь методом, так что в силу самого его характера некоторые из тех, кто принадлежит Ему, окажутся исключены из этого метода, то пусть Бог будет милостив к нам и сломает этот метод! Ибо все те, в ком имеет свободу Господь, Дух, принадлежат нам, а мы — им. Нет, я выступаю в защиту лишь тех, кто хочет увидеть небесного Человека и кто в своей жизни и в своём общении готов последовать за увиденным! Христос — глава Тела, а не других «тел» или структур религии. Только участие в духовном Теле Христовом обеспечивает осуществление Главой обязанностей по отношению к нам, Его членам. Только это и ничто другое»

W. Nee. What Shall This Man Do?
Living Stream Ministry, Anaheim, 1993, p. 131-133.

Мы считаем необходимым особо подчеркнуть, что, говоря о принципе единства христиан на почве местности, Вочман Ни и Уитнесс Ли призывали верующих не к разделению, а к восстановлению подлинного единства, которым обладала церковь в самом начале своего существования. Именно под этим углом следует, в частности, рассматривать высказывания Уитнесса Ли, приводимые в публикации Уолтера Мартина.

Приведём в заключение слова Уитнесса Ли, показывающие, какое значение он придаёт единству среди христиан.

«Предположим, каждая группа христиан в Лос-Анджелесе уйдёт со своей особой почвы: римские католики оставят почву римского католицизма, пресвитериане оставят почву пресвитерии, баптисты оставят почву баптизма и т.д. – все группы, предположим, захотят оставить каждая свою почву. Каков будет результат?.. Будет существовать одна-единственная общая почва, почва местности, почва Лос-Анджелеса. Все святые в Лос-Анджелесе были бы тогда в одной церкви в Лос-Анджелесе без каких бы то ни было разделений. Все разные деноминации пропали бы и остались бы только святые со Христом. Тогда все святые в Лос-Анджелесе с одним Христом стали бы одной-единственной церковью в Лос-Анджелесе. Составленные вместе и состроенные на Христе как своём основании, они стояли бы просто на почве Лос-Анджелеса, которая есть поместная почва, уникальная почва подлинного единства. Это… единственная почва, которая может удержать всех святых в этой местности в единстве…

Когда Павел пошёл в Коринф и привёл людей к Господу, он установил церковь в Коринфе. На какой почве? На почве Коринфа. Он установил поместную церковь в Коринфе с Христом в качестве её основания на уникальной почве местности. Когда Аполлос пошёл в Коринф, он уже не устанавливал никакой другой церкви. Он созидал святых на том же уникальном основании и на той же уникальной почве, почве Коринфа… Павел, Аполлос и Пётр приносили в Коринф свои разные служения, но все они строили одну церковь с одним основанием на одной почве единства. Таким образом, в Коринфе существовала только одна церковь с одними и теми же святыми, одним основанием, которое есть Христос, и одной почвой, которая есть общее положение в масштабах всей местности…

Братья и сёстры, на какой почве вы стоите?.. Любая почва, которая поддерживает разделение среди Божьего народа, неверна. Любая сектантская почва не оправдывается Словом Бога и противостоит основополагающему принципу Тела Христова. Мы должны оставить любую почву и встречаться только на почве местности, которая есть почва единства, уникальная почва церкви. Неважно, где мы, — мы должны встречаться на одной уникальной почве церкви, чтобы сохранять единство Тела Христова. Только приняв почву единства, мы сможем сохранить единство Духа (Эф. 4:3), только так у нас будет надлежащее, подлинное, поместное выражение Тела Христова.

Писание ясно показывает нам, что в каждой местности выражение Тела Христова, то есть поместная церковь, должно быть одним. Нет в Писании ни одного места, где бы говорилось больше чем об одной поместной церкви в данном городе… Как христиане, которые живут в каких бы то ни было местностях, вы должны созидаться с теми христианами, которые есть в вашей местности, как уникальная поместная церковь в этой местности, которая и должна называться церковью в этой местности…

Где мы живём, там мы и церковь, и мы созидаем церковь в этом месте. Если бы все Божьи люди увидели этот принцип и придерживались его, не было бы разделений…

Мы должны выйти из разделений не чтобы сформировать ещё одно разделение, а чтобы вернуться к надлежащей почве, почве единства. У нас нет причин для разделений. Все мы члены одной единой церкви. Почему бы просто не собраться с верующими в одной местности, где мы живём, чтобы быть выражением этой церкви?… Если они верующие, они наши братья — и всё. Я принадлежу единой церкви, и они принадлежат той же единой церкви»

У. Ли. Почва церкви
«Живой поток», Анахайм, 1998, с. 16-23.