Служение Уитнесса Ли и практика церквей

ГЛАВА ШЕСТАЯ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗУМА И ДУХА

Теперь рассмотрим раздел в публикации Уолтера Мартина, озаглавленный «Поместная Церковь и разум». Здесь автор безосновательно утверждает, что «членов Поместной Церкви учат ни о чём не размышлять».

«Ли учит, — пишет Мартин, — что, читая Библию, мы не должны использовать данный нам Богом разум, а отключить его».

Здесь опять мы видим полное непонимание того, что говорит Уитнесс Ли. Не поняв (или не пожелав понять) мысль Уитнесса Ли, Мартин пытается придать его высказываниям совсем иной смысл, чтобы обосновать свои заблуждения.

Рассмотрим некоторые приводимые цитаты.

Первая цитата (ссылка 27) выглядит в публикации Мартина так:

«Пока с нами Иисус, нам не нужны никакие правила, никакие ритуалы, никакие учения или формы… Вы приходите на собрание ради учения или ради того, чтобы научиться? Мы должны приходить на собрания ради [духовного] наслаждения».

Этой цитатой Мартин хочет подтвердить свою мысль о том, что «членов Поместной Церкви учат ни о чём не размышлять» и что их учат «отключить данный нам Богом разум, читая Библию».

Однако в этой цитате речь идёт не о чтении Библии и не о разуме. Уитнесс Ли рассматривает отрывок из Евангелия от Матфея, где Господь Иисус представляет Себя ученикам как Жениха. Приведём эту цитату в её оригинальном контексте, выделив курсивом места, цитируемые Мартином:

«Когда дело касается любви, никто из нас не соблюдает формальностей и ритуалов. Если мы по-настоящему любим кого-то, мы отбрасываем всякий формализм. В противном случае наша любовь не является подлинной. Таким образом, поскольку Иисус — наш Жених [Мф. 9:15], мы должны отбросить все наши ритуалы и формальности…

Когда мы приходим на наши собрания, собрания церкви, мы приходим, чтобы встретиться с Женихом. Каждый раз, когда мы собираемся вместе, мы приходим на встречу с нашим Женихом. Его присутствие важнее всего для нас. Когда Он с нами, нам не нужны правила, ритуалы, доктрины и формы…

Во-вторых, мы гости, приглашённые Богом на свадебный пир Его Сына (Мф. 22:1-10; Отк. 19:9)… В день, когда вы были спасены, вы были приглашены Богом Отцом. «Всё готово, — сказал Он. — Приходите на пир!» И сейчас мы пируем… Каждый раз, когда мы собираемся на собрании, мы должны осознавать, что мы пришли на свадебный пир. Церковное собрание должно быть не просто обедом, а пиром, и не обычным пиром, а свадебным пиром. Чья это свадьба? Это свадьба Агнца. Вы приходите на собрание, чтобы учить или учиться? Мы должны приходить на собрание, чтобы пировать. Даже когда я говорю на собраниях, я пирую. Я пирую гораздо больше, чем все вы. Да, в моём духе я испытываю своего рода наслаждение. Так что в этом смысле мы гости, приглашённые на свадебный пир Агнца»

W. Lee. Christ versus Religion
The Gospel Book Room, Taiwan, 1971, p. 14, 15.

Итак, мы видим, что в этом отрывке Уитнесс Ли говорит о наслаждении Господом на церковных собраниях, а не об изучении Библии. Уолтер Мартин придаёт словам Уитнесса Ли смысл, который сам Уитнесс Ли никогда в них не вкладывал.

Нечто подобное мы видим и в случае со второй цитатой (ссылка 28). В публикации Мартина эта цитата выглядит так:

«…Нам незачем закрывать глаза в молитве. Лучше отключим свой разум!.. Не пытайтесь только изучать Библию. Поймите, это книга жизни, а не книга знаний. Эта книга — божественное воплощение живого Духа, а Он есть жизнь».

Хотя Мартин даёт только одну ссылку к этой цитате, фактически она заимствована из двух разных источников. Первая часть цитаты взята из брошюры Уитнесса Ли «Молитвочтение Слова».

Одна из главных мыслей этой брошюры состоит в том, что Слово Божье предназначено не только для понимания и изучения в нашем разуме, но и для жизненного питания в нашем духе при помощи молитвы. Уитнесс Ли пишет:

«[Библия] должна не только дать нам знание о Боге и Его любви, но и внедрить Самого Бога в нас. Всякий раз, когда мы читаем Библию, мы должны стремиться не только к тому, чтобы узнать или понять её, но и к тому, чтобы принять в себя нечто от сущности Божьей, подобно тому, как мы принимаем пищу»У. Ли. Молитвочтение Слова.

«Живой поток»
Анахайм, 1995, с. 7-8.

«…Слово Божье следует не только учить, но в ещё большей степени вкушать, есть, наслаждаться им, переваривать его. Господь Иисус говорит о Слове Божьем даже как о духовной пище: «Написано: „Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим через уста Божьи“» (Мф. 4:4). Всякое слово, которое исходит через уста Божьи, — это духовная пища, насыщающая нас. Это та пища, которой мы должны жить»

Там же, с. 10.

Касаясь практики молитвенного чтения Слова, Уитнесс Ли, в частности, пишет:

«Просто возьмите Слово и молитвенно читайте по нескольку стихов утром и вечером… Просто молитесь теми словами, которые вы читаете. На каждой странице и в каждом стихе есть живая молитва.

Не нужно закрывать глаза, когда вы молитвенно читаете. Смотрите на Слово, когда вы молитесь. Во всех шестидесяти шести книгах Библии не найти ни одного стиха, указывающего, что нужно закрывать глаза при молитве, но есть стих, в котором говорится, что Иисус поднял глаза к небу и сказал: «Отец!» (Ин. 17:1). Он смотрел на небо, когда Он молился. Мы не станем спорить с точки зрения учения, но мы должны понять, что у нас нет необходимости закрывать глаза, когда мы молимся. Лучше закрыть наш разум! Например, при молитвочтении Гал. 2:20 просто смотрите на печатную страницу, где написано: «Я распят с Христом». Затем, глядя на Слово и молясь из глубины, скажите: „Слава Господу! «Я распят с Христом». Аллилуйя!“»

Там же, с. 12-13.

Вторая часть цитаты, приведённой Мартином, взята из брошюры «Время с Господом». В этой брошюре речь также идёт не об изучении Библии, а об общении с Господом при помощи Его Слова. Определяя тему брошюры, Уитнесс Ли пишет:

«Сегодня христиане наиболее остро нуждаются в том, чтобы каждый день проводить определённое время за чтением и молитвой в присутствии Господа…

В настоящее время почти все христиане знают, как изучать, запоминать, обдумывать и исследовать Писание для приобретения знаний, но очень немногие знают, как обращаться к Слову Божьему, чтобы наслаждаться Господом и получать духовное питание»

У. Ли. Время с Господом
«Живой поток»‚ Анахайм, 1995, с. 5, 6.

Далее Уитнесс Ли показывает, как можно проводить время в присутствии Господа, читая Его Слово и молясь. Ещё раз подчеркнём, что в данном случае речь идёт не об изучении Библии, а о наслаждении Словом. Уитнесс Ли пишет:

«…Нам каждый день нужно проводить с Господом по меньшей мере тридцать минут, чтобы соприкасаться с Ним и укрепляться Им. В течение этого времени нам нужно читать и молиться…

В течение этих тридцати минут мы должны забыть о знаниях, сообщениях, движении, работе и т.д. Всё это должно быть забыто, а всё наше внимание посвящено тому, чтобы подобающим и должным образом провести время в присутствии Господа… Каждый день по меньшей мере в течение тридцати минут мы должны учиться не слишком упражнять наш разум, а просто упражнять наш дух в молитвочтении. Невозможно христианину, который проводит менее тридцати минут в присутствии Господа, быть достаточно духовным и здоровым»

Там же, с. 6, 7.

Подытоживая важность соприкосновения с Господом в духе через чтение Слова, Уитнесс Ли пишет:

«Не старайтесь просто изучать Библию. Мы должны понять, что это книга жизни, а не книга знаний. Эта книга — божественное воплощение живого Духа, а Он есть жизнь. Правильный путь — не просто изучать или исследовать, а соприкасаться со Словом, упражняя свой дух в молитвочтении»

Там же, с. 16.

Итак, в этих отрывках Уитнесс Ли показывает, что Слово Божье предназначено не только для нашего умственного понимания, но и для нашего духовного питания. В приведённых цитатах не идёт речь об изучении Библии, как это пытается представить Уолтер Мартин. Действительно, для изучения Слова Божьего необходим трезвый и ясный разум, и, как мы покажем ниже, Уитнесс Ли в своём служении уделяет должное внимание и этому аспекту христианской практики. Он не учит христиан отказываться от использования разума. Но когда мы касаемся Слова Божьего, чтобы получить питание и жизненное снабжение для нашего духа, главное — это не попытки нашего разума понять логический смысл Слова, а упражнение нашего духа для соприкосновения с живым Господом в Его живом Слове.

Уитнесс Ли ясно показывает в своём служении оба аспекта христианской практики: изучение Слова и наслаждение Словом, но Уолтер Мартин, очевидно, и в данном случае не желает рассматривать все стороны вопроса, а ограничивается лишь отдельно взятыми фразами из служения Уитнесса Ли, встраивая их в заранее созданный им самим тезис: «Уитнесс Ли учит, что нужно отключить разум».

Учитывая вышесказанное, представляется необходимым остановиться подробнее на теме соотношения человеческого духа и разума, раскрываемой в служении Уитнесса Ли, и рассмотреть эту тему в свете откровения Библии.

Бог сотворил человека как с духом, так и с разумом. Следовательно, и дух, и разум должны использоваться надлежащим образом. Функция духа состоит в том, чтобы принимать Бога (Ин. 1:12), соприкасаться с Богом и поклоняться Богу (Ин. 4:24) и служить Богу (Рим. 1:9). В духе мы имеем общение с Господом (1 Ин. 1:3; Флп. 2:1; 2 Кор. 13:14). В духе мы ходим (Рим. 8:4), получаем божественное откровение (Эф. 1:17), созидаемся в жилище Божье (Эф. 2:22), наполняемся Святым Духом (Эф. 5:18) и молимся молитвами духовной войны (Эф. 6:18). Святой Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи, и Сам Господь Иисус Христос — с нашим духом (Рим. 8:16; 2 Тим. 4:22). Благодать, необходимую нам в повседневном житии, мы также находим в духе (Гал. 6:18). Только живя, поклоняясь, общаясь, работая и ходя в духе, мы можем быть надлежащими христианами перед Богом.

Какова же тогда функция разума? Разум, согласно Писаниям, также имеет жизненно важную функцию. В разуме мы понимаем, постигаем и истолковываем духовное. Посредством разума мы способны назидать церковь Божью, говоря другим то, что идёт от Духа (1 Кор. 14:14-19). Однако разум сам по себе не может постигнуть Бога, потому что Бог есть Дух, а не мысль или концепция, которую нужно принимать непосредственно в разум. Подобным образом, духу нужен разум, чтобы понимать духовное. В 1 Кор. 14:15 Павел, говоря о злоупотреблении языками на христианских собраниях, сказал: Итак, что же? Буду молиться духом и буду также молиться разумом; буду петь духом и буду также петь разумом. Фактически каждый аспект надлежащей церковной жизни связан и с духом, и с разумом. Касаясь этого вопроса, Уитнесс Ли говорит ясно и недвусмысленно:

«Каждый раз, когда Бог открывает нам что-то в интуиции нашего духа, понимание нашего разума способно сразу же понять это. Когда у нас есть сильный и бодрствующий дух в сочетании с обновлённым и ясным пониманием, мы можем получать полное внутреннее знание природы Бога, а также всего Его водительства и откровения»

W.Lee. The Knowledge of Life
The Stream Publishers, Los Angeles, 1973, p. 169.

Павел говорит, что нам нужен и дух, и разум, и Уитнесс Ли в очевидном согласии с Павлом говорит, что нам нужен «сильный и бодрствующий дух в сочетании с обновлённым и ясным пониманием».

Однако следует ясно усвоить, что использовать разум в сочетании с духом — это далеко не то же самое, что ходить в суете разума (Эф. 4:17), то есть просто функционировать в области природного разума отдельно от духа. И Писания, и переживания христиан свидетельствуют о том, что, фактически, христиане нередко используют свой разум, не обращая внимания на дух, часто восставая против внутреннего чувства от Господа в духе. Когда мы так поступаем, мы огорчаем Духа (Эф. 4:30). Для живого соприкосновения с Богом нужно не оставаться в сфере нашего природного разума, а обращать разум к духу (Рим. 8:6). Думать о Боге — это не то же самое, что соприкасаться с Ним. Рассуждать о Боге — это не то же самое, что переживать Его. Строить концепции относительно Бога — не то же самое, что наслаждаться Им. Накапливать информацию о Боге в разуме и знать Бога, соприкасаясь с Ним в духе и одновременно получая духовное понимание Его в обновлённом разуме, — это две абсолютно разные вещи.

Однако, несмотря на то что дух имеет столь важное значение в христианских переживаниях, необходимо отводить надлежащее место и разуму.

Ни один настоящий христианин не пренебрегает нормальной функцией разума и не принижает её значения. Хотя в этой жизни «мы видим в зеркале смутно» и «знаем отчасти» (1 Кор. 13:12), тем не менее сегодня мы можем иметь некоторое духовное понимание в нашем разуме. Хотя мы поклоняемся Богу в духе (Ин. 4:24) и служим Ему в духе (Рим. 1:9), нам всё равно необходимо открыть разум, чтобы мы понимали Писания (Лк. 24:45). Кроме того, Сам Господь Иисус Христос сказал нам, что мы должны любить Бога от всего своего разума (Мк. 12:30). Ясный, трезвый разум абсолютно необходим для понимания Писаний и того, что относится к Богу. Павел сказал, что Бог дал нам дух здравомыслия (2 Тим. 1:7). Духом мы ощущаем духовное, а разумом мы понимаем его. Писания недвусмысленно учат этому, и христиане в поместных церквях верят в это и практикуют это. Приведём слова Уитнесса Ли:

«В дополнение к интуиции в нашем духе нам нужен разум. Интуиция даёт ощущение внутреннего знания. Однако ощущать духовное — это одно, а понимать духовное — это нечто другое! То, что относится к Богу, ощущается в духе, но понимается в разуме»

W.Lee. The Economy of God
The Stream Publishers, Los Angeles, 1968, p. 81.

Хотя мы можем ощущать что-то, идущее от Бога, в нашем духе, мы можем испытывать затруднения в нашем разуме и быть не в состоянии понять то, что мы ощущаем в духе. Разумеется, нам нужен ясный разум, если мы хотим истолковать ощущение в нашем духе. Рассматривая этот вопрос, Уитнесс Ли говорит:

«Нам необходимо понимание в нашем разуме, чтобы истолковать то, что у нас в духе. То, что относится к Богу, ощущается посредством функционирования интуиции в нашем духе, но понимается посредством функционирования понимания в нашем мышлении»

Там же, с. 82.

Функция разума также очень важна для понимания воли Божьей. В Рим. 12:2 раскрывается, что преобразование обновлением разума связано с поиском совершенной воли Божьей. После молитвы и созерцания лица Господа в поисках Его воли мы можем ощутить некоторое водительство Святого Духа в глубинах нашего духа. Однако нам ещё нужен обученный разум, чтобы знать волю Божью практически. В отношении этого Уитнесс Ли говорит следующее:

«После того как мы коснулись Бога и обрели чувство в нашем духе, нам ещё нужен наш разум, чтобы истолковать и постигнуть Его волю практически. В противном случае это чувство в нашем духе представляет собой лишь непонятное бремя и не воспринимается нашим пониманием как нечто значимое… Таким образом, истолкование разумом — это незаменимый фактор в понимании Божьей воли. Если наш разум не обучен в духовных вещах, у нас нет доступа в эту сферу и нет возможности понимать Божью волю»

W.Lee. The Experience of Life
The Stream Publishers, Los Angeles, 1973, p. 183.

Касаясь нашей обязанности использовать разум для постижения духовного, Уитнесс Ли далее говорит:

«…Наша обязанность… заключается в том, чтобы упражнять наш разум в духовных вопросах, обращать разум к этим вопросам и всегда поворачиваться к духу, внимательно следя за движением в нём. В этом случае, благодаря тому что наш разум всегда находится в соприкосновении с духовной сферой, он становится чутким и живым в понимании чувства в нашем духе, и таким образом он понимает Божью волю»

Там же, с. 184.

Уитнесс Ли очень ясно говорит здесь, что на нас лежит конкретная обязанность — упражнять наш разум. Мы, разумеется, по достоинству ценим функцию человеческого духа в познании Бога, воли Божьей, Библии и духовных вопросов, но мы также признаём необходимую надлежащую функцию разума.

В соответствии со свидетельством Писаний и нашими переживаниями мы поклоняемся Богу в духе и мы понимаем то, что касается Бога, посредством обновлённого разума, обращённого к духу.

Такой уравновешенный подход необходим, в частности, и при исследовании Писаний. Подчёркивая важность упражнения духа для наслаждения Словом в присутствии Господа, одновременно в своём служении Уитнесс Ли отводит важное место использованию человеческого разума при изучении Библии. О необходимости использования разума при исследовании Писаний Уитнесс Ли, в частности, говорит:

«Господь… сотворил нас с разумом, который может понимать, и с духом, который может принимать. Когда мы приходим к Библии, нам нужно упражнять как наш разум, так и наш дух. Мы упражняем наш разум чтением, а наш дух — молитвой»

У.Ли. Жизнеизучение Послания к Ефесянам, т.3
«Живой поток», Анахайм, 1996, с. 664.

«Нам нужно иметь трезвый разум при изучении Библии. Библия — самая логичная из книг. Наш Бог… очень логичен, и всё в Его Слове логично. Поэтому при изучении Библии нельзя иметь несобранное мышление. Напротив, при чтении Библии мы должны упражнять свой трезвый разум, чтобы должным образом формулировать вопросы. Тогда воссияет свет. Это основной принцип в понимании Слова Божьего. Пусть все мы, особенно молодые братья и сестры, научимся изучать Библию таким образом»

У.Ли. Жизнеизучение Послания к Ефесянам, т.1
«Живой поток», Анахайм, 1996, с. 286.

Касаясь служения Уитнесса Ли, необходимо понимать, что он всегда рассматривает истину Библии с разных сторон, подробно останавливаясь на каждом её аспекте. Обращать внимание лишь на какой-то один аспект того, что говорит Уитнесс Ли, и игнорировать другие аспекты, как это делает Мартин, — серьёзное заблуждение. В целом подход Уолтера Мартина к служению Уитнесса Ли весьма поверхностный. Служение Уитнесса Ли весьма обширно. Оно включает в себя сотни книг по разным темам, касающимся истин Библии и христианского переживания. Чтобы понять взгляд Уитнесса Ли на тот или иной вопрос, можно изучить его работы, специально посвящённые этой теме. Однако создаётся впечатление, что Мартин не утруждал себя исследованием служения Уитнесса Ли, а лишь выхватывал из наугад выбранных произведений Уитнесса Ли отдельные фразы и предложения, которые, на первый взгляд, могли бы служить подтверждением тем или иным тезисам самого Мартина. Такой подход нельзя назвать ни научным, ни честным.

Рассматривая далее публикацию Уолтера Мартина, мы видим, что автор пытается дать оценку взглядам на основные положения христианской веры, которых придерживаются Уитнесс Ли и христиане в поместных церквях. Мартин категорично заявляет, что «проповедуемые ими учения не являются библейскими». Ниже мы хотим представить читателям взгляд Уитнесса Ли на все эти положения на основе его работ.