О Уитнессе Ли и поместных церквях (2)

ГЛАВА ШЕСТАЯ
СЛИЯНИЕ

Слияние (англ. mingling) — важный вопрос, рассматриваемый в Библии, но важно правильно понимать его. Уитнесс Ли употребляет этот термин очень взвешенно и конкретно. Рассмотрим, какой смысл Уитнесс Ли вкладывает в термин «mingling».

А. Дворкин переводит его как «смешивание», но в книгах Уитнесса Ли, издаваемых на русском языке, он всегда переводится как «слияние». Уитнесс Ли использует этот термин, говоря о слиянии божественной природы и человеческой природы во Христе и о слиянии этих двух природ в верующих. Рассмотрим каждый из этих случаев в отдельности.

I. СЛИЯНИЕ ДВУХ ПРИРОД — БОЖЕСТВЕННОЙ
 И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ — ВО ХРИСТЕ

Согласно интерпретации А. Дворкина, этот термин «означает полное взаимопроникновение — такое, когда один ингредиент уже невозможно отличить от другого» (с. 330-331). Такая интерпретация* в корне расходится с тем пониманием, которое вкладывает в термин «слияние» Уитнесс Ли. Все дальнейшие выкладки А. Дворкина основаны на этой искаженной интерпретации термина и, следовательно, являются ложными. Говоря о двух природах Христа, Уитнесс Ли определяет понятие «слияние» следующим образом:

«Поскольку Господь Иисус — это Бог, воплотившийся и ставший человеком, Он — Богочеловек. Считаете ли вы, что Его божественность можно отделить от Его человечества или что Его божественность и человечество просто присоединены друг к другу, делая Его Богочеловеком, и никакого слияния здесь нет? Если бы не было слияния, как бы Он мог жить как Богочеловек? Христова божественность слита с Его человечеством. Однако это слияние божественности с человечеством, разумеется, не произвело никакого третьего элемента — чего-то, не являющегося ни божественным, ни человеческим. Говорить применительно к Господу Иисусу, что слияние божественной природы с человеческой природой произвело некую третью природу — природу, не являющуюся ни полностью божественной, ни полностью человеческой, — это ересь. Это ни в коем случае не соответствует нашему пониманию слова «сливаться». Мы согласны с определением слова «mingle», которое дает словарь Уэбстера: «свести или сочетать друг с другом или с чем-либо еще так, чтобы в этом сочетании составные части оставались различимыми». При таком слиянии двух элементов эти элементы остаются различимы и никакой третий элемент не производится.

Христос — это и полный Бог, и совершенный человек; Он обладает божественной природой и человеческой природой различимо, и никакая третья природа при этом не производится… Таково верное понимание слияния»43.

В приводимом ниже высказывании относительно личности Иисуса Христа Уитнесс Ли дает точное и выдержанное с богословской точки зрения описание Его божественности и человечества, соединенных в одной Личности:

«Христос имеет и божественность, и человечество. Обе природы законченны, но соединены в теле одной Личности. Это и есть правильное учение ортодоксальной школы… На пятом Вселенском Соборе, созванном в Константинополе в 553 г. по Р.Х., все приверженцы ортодоксальной школы признали, что Христос обладает и божественностью, и человечеством; и то и другое присутствует в законченном виде, но при этом они соединены в теле одной Личности — без разделения, без смешения и без превращения в новую природу. Наш Господь определенно есть Сын Божий, а также и Сын Человеческий. Он — совершенный Бог, а также и законченный человек. Он — истинно Бог и истинно человек, Он — и Бог, и человек. Он имеет совершенную божественность, равно как и законченное человечество. Эти две природы в Нем не перемешаны и не разделены. Хотя Он обладает двумя природами, при этом Он — одна Личность. Его Личность не может разделиться, а его природы не смешиваются. Это и есть верное откровение, показанное во всем Слове Божьем; в этом также заключается ортодоксальный взгляд церкви Божьей во все века. Наш Господь, который есть и Бог, и человек, одно лицо с двумя природами, без разделения и без перемешивания, воистину есть тайна тайн…»44

Как мы видим, толкование А. Дворкина диаметрально противоположно этому определению. Согласно А. Дворкину, при слиянии (которое он называет смешиванием)

«один ингредиент уже невозможно отличить от другого»,

но Уитнесс Ли говорит об обратном:

«…Элементы остаются различимы и никакой третий элемент не производится. Христос — это и полный Бог, и совершенный человек; Он обладает божественной природой и человеческой природой различимо, и никакая третья природа при этом не производится… Таково верное понимание слияния… И то и другое… соединено в теле одной Личности — без разделения, без смешения и без превращения в новую природу».

Из преподносимого А. Дворкиным материала можно сделать два вывода: либо автор неспособен провести взвешенное научное исследование и объективно представить читателю факты, касающиеся объекта этого исследования, либо, что более вероятно, он не желает этого делать — им движет лишь намерение возбудить в читателе отрицательное отношение к Уитнессу Ли и поместным церквям. В любом случае всякий, кто прочитает то, что он написал о Уитнессе Ли и поместных церквях, получит сильно искаженное и извращенное представление об их учениях и практике.

II. СЛИЯНИЕ БОГА И ЧЕЛОВЕКА

В этой части главы приведены выдержки из работ Уитнесса Ли, отражающие его взгляд на вопрос слияния Бога и человека. Большие по объему цитаты дадут читателю возможность самостоятельно углубиться в контекст того, что говорит Уитнесс Ли, а не довольствоваться отдельными короткими предложениями в чьей-то интерпретации.

СЛИЯНИЕ БОГА И ЧЕЛОВЕКА —
ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЫСЛЬ БИБЛИИ

Первый ключевой момент

Первый ключевой и выдающийся момент относительно сотворения Богом человека заключается в том, что Бог сотворил человека по Своему образу и по Своему подобию (Быт. 1:26а). Что такое Божий образ?45 Божий образ — это совокупность, сумма всего, чем является Бог. Он есть любовь, Он есть свет, Он есть терпение, Он есть доброта, Он есть милость и Он есть выдержка. Все Божьи качества, сложенные вместе, равняются образу Божьему. Когда Христос пришел, чтобы выразить Бога в человечестве, Он выразил Бога во всех Его качествах. Это Божий образ. Бог сотворил человека по этому образу. Поэтому у всех нас есть небольшое количество любви, света и других добродетелей. Мы не животные; мы — люди, сотворенные по образу Божьему. Следовательно, мы действительно имеем некоторые добродетели, хотя они временны и непродолжительны. Бог создал нас людьми по Своему образу, чтобы выразить то, чем Он является. В этом выражении Божьи качества становятся нашими добродетелями. Божье подобие — это просто выражение того, чем является Бог. Божий образ — это то, чем является Бог. Когда этот образ выражен, это Божье подобие. Как люди мы были созданы по Божьему образу, чтобы выражать то, чем Он является. Таким образом, мы были созданы по Его подобию.

В Божьем сотворении мы все сделаны Богом в том смысле, что мы сотворены по Божьему образу и по Божьему подобию. Это означает, что все мы выглядим как Бог. Сделаться Богом в этом смысле — не значит сделаться объектом поклонения. В этом смысле мы не являемся Богом. Как фотография человека похожа на человека, так и мы выглядим подобно Богу, потому что мы были созданы по Божьему образу и по Его подобию. Когда мы говорим, что мы выглядим как Бог, может показаться, что мы себя обожествляем. Если мы не похожи на Бога, то на кого же мы похожи? Да, правильно, мы выглядим как человек. Однако по чьему образу и по чьему подобию был создан человек? Человек был создан по образу Божьему и по подобию Божьему. Следовательно, человек был сотворен по Божьему роду. В Быт. 1 говорится, что в Божьем сотворении Бог создал растения и животных по их собственному роду (ст. 12, 21, 24-25). Однако человек, который был сотворен по образу и подобию Бога, был создан по Божьему роду, а не по человеческому роду. Поэтому можно сказать, что мы, по крайней мере, подобны Богу46.

Человек не был создан по роду трав или роду деревьев. Не был он создан и по роду животных. Человек был создан по Божьему роду. Человек не может быть Богом в Его Божестве, но он может быть Богом по Его жизни (Ин. 3:16; 1 Ин. 5:11-12) и природе (2 Пет. 1:4). Мы являемся тем, от чего мы родились… Библия говорит нам, что верующие во Христа являются чадами Божьими (Ин. 1:12-13; 1 Ин. 3:1-2). Дети человека являются людьми. Поскольку мы дети Божьи, то мы являемся Богом по природе и по жизни, но не в Божестве, то есть не в Божьем положении и звании47.

Второй ключевой момент

Вторым выдающимся моментом в сотворении человека является то, что Бог сотворил человека с духом48.

Бог сотворил человека из трех частей — духа, души и тела (1 Фес. 5:23). Тело находится снаружи, и оно необходимо для соприкосновения с материальным миром. Дух находится внутри, и он нужен для соприкосновения с духовным миром. Душа, как посредник, находится между телом и духом и необходима для соприкосновения с психологическим миром49.

В Быт. 2:7 сказано, что Бог образовал человека из праха земного. Несомненно, это относится  к человеческому телу как каркасу человека. Мы действительно имеем тело, образованное из праха. Наука говорит нам о том, что наше тело является лишь соединением тех же элементов земли, что и в прахе. Все, что находится в прахе, есть в нашем теле. Однако это не все в Божьем сотворении человека. Образовав тело для человека, Бог вдунул в ноздри человека дыхание жизни. Прах не имеет никакой жизни, но дыхание Божье имеет жизнь. Поэтому Божье дыхание есть дыхание жизни.

В Быт. 2:7 слово «дыхание» на древнееврейском языке — «нешама». Оно также используется в Прит. 20:27, где говорится: «Светильник Господень — дух человека». Из этого видно, что само дыхание жизни, вдунутое в тело человека, стало духом человека. Подтверждение этому можно найти в Иов. 32:8, где говорится: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение». Из этого стиха видно, что дух человека и дыхание Бога — одно и то же. Дух человека является дыханием Бога, а дыхание Бога является духом человека. Бог не только образовал тело в качестве каркаса для человека, но Он также произвел дух в качестве самого внутреннего органа человека, который мы используем для соприкосновения с Богом. Это соответствует словам Господа  в Ин. 4:24: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Только дух может соприкасаться с Духом. Только дух может поклоняться Духу. Бог есть Дух, и мы имеем дух, поэтому мы можем поклоняться Богу, мы можем соприкасаться с Богом.

Если мы пренебрегаем своим духом и остаемся в своем разуме, то чем больше мы мыслим, чем больше мы рассуждаем, тем больше мы думаем, что Бога нет. Но если мы обратимся к нашему духу в глубочайшей части нашего существа, мы непроизвольно поклонимся Богу: «Боже, я благодарю Тебя». Пытаться сделать для себя реальным Бога, используя наш разум, — это все равно что пытаться почувствовать аромат с помощью глаз. Наши глаза просто не могут почувствовать аромата. Поэтому для нас не существует аромата, поскольку мы не можем его увидеть. Но если мы прекратим попытки использовать свои глаза и вместо этого используем свой нос, то мы, несомненно, почувствуем аромат. Бог есть Дух, и Он приготовил для нас дух, чтобы мы могли Ему поклоняться, соприкасаться с Ним, принимать Его и даже содержать Его как нашу жизнь и все для нас. Мы, христиане, уже не являемся людьми без Бога. Сегодня мы имеем Бога в нашем духе. Поэтому мы не безжизненны, а живы, полны жизни. Мы органические. В этой органической жизни Бог и мы, мы и Бог стали едины.

Нам необходимо осознать, насколько важным и ключевым является наш дух. Дух человека стоит на одном уровне с небесами и землей в святом Слове Божьем. В Зах. 12:1 сказано, что Бог распростер небо, основал землю и образовал дух человека внутри него. Согласно этому стиху, во вселенной есть три ключевые вещи: небеса, земля и наш дух. Небеса — для земли, земля — для существования человека, а дух человека — для Бога, чтобы человек поклонялся Богу (Ин. 4:24), был возрожден Богом (Ин. 3:6б), соединялся с Богом (1 Кор. 6:17), ходил и жил в органическом союзе с Богом (Гал. 5:16; Рим. 8:4б)50.

Третий ключевой момент

Третий выдающийся момент в Божьем сотворении человека состоит в том, что, сотворив человека, Бог поместил человека перед деревом жизни (Быт. 2:8-9).

Человек, сотворенный Богом, был законченным и совершенным, имеющим тело и дух с душой51. Когда человек вышел из творящих рук Бога, он не был испорченным, порочным или оскверненным; напротив, он был правильным, хорошим и чистым. В то время у него не было ни греха, ни тления, ни изъяна. Поэтому Бог сказал, что человек «хорош весьма» (Быт. 1:31). Конечно же, сосуд, который правый и благой Бог приготовил для Своей святой и сияющей жизни, не может быть порочным или испорченным; напротив, он должен быть хорошим и безупречным*52. Бог поместил этого законченного и совершенного человека перед деревом жизни53.

Дерево жизни обозначает Бога как жизнь для человека. Библия начинается с Бога, человека и дерева жизни в Быт. 1—2, и она заканчивается Богом, человеком и деревом жизни в Отк. 22.
Дерево жизни раскрывается постепенно на протяжении всей Библии. В Пс. 35:10 говорится: «Ибо у Тебя [Бога] источник жизни». Сам Бог является источником жизни. В Ин. 1 говорится: «В начале было Слово… и Слово было Бог… В Нем была жизнь» (ст. 1, 4). Далее в этом же Евангелии Господь Иисус сказал, что Он есть жизнь и что Он есть истинная виноградная лоза (14:6; 15:1). Он не сосна, устремляющаяся вверх, а виноградная лоза, простирающаяся вперед и достигающая людей. В конце Нового Завета имеется дерево жизни как виноградная лоза (Отк. 22:2). В Новом Иерусалиме река воды жизни течет через город для орошения всего города и дерево жизни растет по обе стороны реки. Такое дерево не может быть высоким, как сосна; оно должно быть виноградной лозой. Поскольку это виноградная лоза, его плод доступен каждому. Это имеет очень большое значение.

Дерево жизни в начале и в конце Библии является образом Самого Бога как жизни. Бог абстрактен и таинственен. Нет слов, которые могли бы дать Ему полное определение. Поэтому в Своей мудрости Он представил нам Свой образ — дерево, которое растет, распространяется и производит плод, пригодный в пищу. Дерево жизни является образом, обозначающим Бога как жизнь для человека. Это дерево жизни является воплощением Бога как жизни. Бог так представил Себя человеку. Сотворив человека, Бог не намеревался повелевать человеку что-либо делать. Его единственным намерением было внедрить Себя в человека.

Бог сотворил человека с телом в качестве внешнего каркаса и с духом внутри этого тела. Но как Богу войти в человека? Для того чтобы Бог вошел в человека, необходимо было привести человека в сад и поместить его перед деревом жизни. Дерево жизни — это Сам Бог, воплощенный в виде дерева. По виду внешне — это дерево, но на самом деле — это само воплощение божественной жизни. В конечном итоге этим воплощением является Иисус Христос. Когда Сын Божий пришел на землю, Он пришел как воплощение Триединого Бога (Кол. 2:9; 1:19). Триединый Бог есть жизнь, и эта жизнь воплощена в дереве жизни, которое является образом Христа. Поэтому, когда Христос пришел, Он сказал, что Он есть жизнь (Ин. 14:6) и что Он есть виноградная лоза (15:1), частью которой мы можем быть (ст. 5). Если мы совместим эти два понятия — жизнь и дерево — у нас получится дерево жизни. Сам Христос — это дерево жизни54.

Одним словом, дерево жизни в Библии является образом Триединого Бога, воплощенного во Христе, чтобы быть самой сущностью божественной жизни. Это дерево пригодно для того, чтобы человек принимал и вкушал его (Быт. 2:16; Ин. 6:57б) и чтобы человек состоял из Бога как составляющей своей жизни. Таким образом, человек и Бог становятся органически объединенными и живут вместе как одна личность (Ин. 15:5; Флп. 1:20-21а)55.

ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВОСЕМЬ ИТОГОВ

Создав человека, Бог поместил его перед деревом жизни, чтобы человек соприкоснулся с деревом жизни и принял Его жизнь, которая является несотворенной жизнью. Но прежде чем человек смог соприкоснуться с деревом жизни и соединиться с Богом в жизни, Сатана искусил человека, побудив его соприкоснуться с деревом познания добра и зла (Быт. 3:1-6)56. Человек был обманут врагом Божьим и вкусил плод с дерева познания добра и зла. Так он пал и стал грешником57.

Первый итог падения состоял в том, что душа человека была загрязнена, растлена и занята. Когда Ева разговаривала со змеем, его идеи проникли в ее разум и осквернили его. Следовательно, ее разум был растлен. В конечном итоге ее разум был полностью занят лукавым, после того как она вкусила плод с дерева познания добра и зла.

Вторым итогом падения было то, что тело человека изменилось по своей природе. К нему добавился элемент дерева познания добра и зла, элемент Сатаны, и сделал тело плотью. Изначально Бог сотворил человеческое тело чистым. А теперь оно содержит порочный элемент Сатаны. Этот порочный элемент является грехом, обитающим в человеке, в его плоти. В Рим. 7:17 Павел пишет: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Эта порочная сущность, природа греха, отравила наше тело, сделало его плотью, полной зла и похоти.

Третий итог падения состоял в том, что дух человека был умерщвлен, стал изолированным от Бога, потерял свою функцию по отношению к Богу. В Еф. 2:5 говорится, что до спасения мы были мертвы. Мы были мертвы не в теле и не в душе, а в своем духе. Быть мертвым — значит не иметь функций и ощущений. Когда дух человека был умерщвлен, человек потерял способность соприкасаться с Богом и общаться с Ним.

Четвертым итогом падения было то, что падший человек сделался грешником по составу (Рим. 5:19). Из-за падения в человека был введен определенный элемент, который Библия называет грехом. В Рим. 5:12 сказано: «Как одним человеком грех вошел в мир…» Таким образом, мы все сделались грешниками по составу. Грех уже вошел в нас и стал субъективным элементом внутри нас. Следовательно, мы грешники не потому, что грешим; мы грешники потому, что мы сделались грешниками по составу.

Пятый итог падения состоял в том, что падший человек был осужден (Рим. 5:18). Мы все были в Адаме. Осуждение включает в себя не только Адама, но и весь человеческий род. Весь человеческий род был осужден в Адаме.

Шестой итог падения — проклятие (Быт. 3:17-19). Из-за греха одного человека все творение покорилось суете, стеная и мучась в рабстве тления (Рим. 8:20). Земля была проклята и произвела тернии и волчцы. Более того, в поте лица своего будет человек есть хлеб всю свою жизнь. Таковы составные части проклятия, последовавшие в результате падения человека.

Седьмым итогом падения было то, что человек был изгнан из рая (Быт. 3:23-24). Рай был областью жизни, которая включала в себя дерево жизни, и сферой, в которой человек мог получать жизнь. Таким образом, быть изгнанным из рая — значит быть изгнанным из сферы жизни.

Восьмым итогом падения была смерть (Быт. 3:19; Рим. 5:12). Сначала был умерщвлен дух человека, а в конце концов умирает его тело. Через преступление Адама грех вошел в мир, и с грехом — смерть. Смерть царствует над людьми (Рим. 5:14). Поэтому в Адаме все умирают (1 Кор. 15:22)58.

ИСКУПЛЕНИЕ И СПАСЕНИЕ ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА ТРИЕДИНЫМ БОГОМ

Спустя четыре тысячи лет однажды Сам Триединый Бог воплотился как человек по имени Иисус. Этот удивительный Богочеловек Иисус был тайной Бога. Он прожил на земле тридцать три с половиной года. Его житие было Божьим житием. Его поступки, работа и служение были Божьим свидетельством, выражающим Бога. Затем Он пошел на крест для осуществления всеобъемлющей, таинственной смерти. Его смерть была смертью Бога в человечестве. Он был Агнцем, унесшим все наши грехи (Ин. 1:29). Он был медным змеем, положившим конец Сатане (Ин. 3:14; Евр. 2:14) и миру, который принадлежит ему (Ин. 16:11). Он был также последним Адамом, разрешившим проблему нашего ветхого человека (1 Кор. 15:45), и Он был пшеничным зерном, высвободившим божественную жизнь (Ин. 12:24). Итак, Тот, кто был распят на кресте, был приготовленным Триединым Богом. В результате было совершено искупление и спасение для нас, падших трехчастных людей. Искупление было совершено для нас Его смертью; спасение было завершено для нас Его жизнью.

Искупление посредством заместительной смерти
приготовленного Триединого Бога

Его смерть исполнила требования Божьей славы, святости и праведности (обозначенных херувимами, пламенем и мечом в Быт. 3:24) и открыла для нас путь к дереву жизни. Иисус заново открыл для нас этот путь, чтобы мы могли предстать перед Богом и приблизиться к Богу посредством Его крови. Первоначально, когда мы были сотворены, мы имели надлежащее положение для принятия Бога как жизни, но мы пали. Теперь смерть Христа вернула нас, падших людей, к положению, при котором мы можем принять Бога как жизнь. Это было осуществлено для нас посредством Его заместительной смерти.

Спасение в жизни Триединого Бога,
прошедшего через смерть и воскресение

В Рим. 5:10 говорится: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». Христос не только умер за нас, но также воскрес для нас. Его смерть искупила нас, чтобы мы были примирены с Богом. В результате Своего воскресения Он стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45), чтобы войти в нас, быть нашей жизнью и спасти нас. Триединый Бог, пройдя воплощение, распятие и воскресение, в конечном итоге стал живым Духом, чтобы войти в нас и быть нашей жизнью. Эта жизнь сегодня является нашим спасением.

Возрождение и освящение

Во-первых, эта жизнь возрождает оправданных Богом (1 Пет. 1:3). Через смерть Христа Бог оправдал нас; через воскресение Христа Бог вошел в нас, чтобы быть жизнью, чтобы возродить нас.

Во-вторых, после того как мы были возрождены, Бог приступил к освящению нас, возрожденных Им (Рим. 6:19б, 22б). Возрождение уже совершено; освящение еще продолжается.

Обновление и преобразование в душе

В-третьих, Он обновляет и преобразовывает нас, освящаемых (Рим. 12:2)59. С того момента как мы возродились в нашем духе, Господне желание состоит в том, чтобы это изменение жизни продолжилось, распространяясь в нашу душу, чтобы наш разум, наши чувства и наша воля были преобразованы. Наш дух возрожден и изменен, но наши разум, чувства и воля не преобразованы и остаются прежними. У нас есть Христос как жизнь в нашем духе, но у нас нет Христа в нашей душе. Нам нужно, чтобы Христос постоянно расширялся, проникая из нашего духа в нашу душу до тех пор, пока вся душа не преобразуется в Его образ (2 Кор. 3:18). Тогда мы будем думать так же, как думает Он, любить, как любит Он, и выбирать, как выбирает Он. У нас будет подобие Господа в нашей практической жизни, потому что наша душа будет основательно пропитана Его божественными элементами.

Обновление разума

В Рим. 12:2 говорится: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего». Мы вполне можем быть возрожденными в духе, но по-прежнему ветхими в разуме, чувствах и воле. Как наш разум может быть обновлен? В Рим. 8:6 говорится: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир». Мы можем иметь помышления плотские или помышления духовные. Когда наш разум сотрудничает с плотью, наши помышления становятся плотскими, но когда наш разум сотрудничает с духом, наши помышления становятся духовными. Разум нейтрален. Вопрос в том, с плотью разум или с духом. Если наш разум подчиняется желанию плоти, наши помышления становятся плотскими, что приводит к духовной смерти. Но если наш разум подчиняется духу, им будет управлять дух, и наши помышления станут духовными, результатом чего будут жизнь и мир.

Так как Христос находится в духе, то когда наш разум подчиняется духу, он подчиняется Христу. Таким образом, Он получает возможность расширяться, проникая из нашего духа в наш разум. Ранее внутри нашего разума не было ничего от Христа, но когда наш разум подчиняется духу, Господь получает возможность пропитывать, наполнять и обновлять наш разум Собой. Таким образом, наша душа преобразовывается посредством обновления нашего разума. В результате наш разум будет наполнен Христом. Вот почему Павел может сказать в 1 Кор. 2:16: «Мы имеем ум Христов». Если мы возрождены в своем духе, мы имеем Дух Христов. Когда наш разум подчиняется духу и позволяет Христу как Духу занять Его, мы имеем даже разум Христов.

Преобразование всей души зависит от обновления разума. Это чрезвычайно важно. После нашего обновления в разуме мы естественно обновляемся в чувствах и воле. Разум всегда сдерживает чувства, а воля всегда подвержена влиянию разума. Наше мышление уравновешивает и ограничивает наши эмоции, и мы принимаем решения в соответствии с тем, о чем мы рассуждаем и думаем и что понимаем. Если наш разум открыт Господу, за ним, несомненно, последуют чувства и воля. Если наш разум закрыт для Господа, тогда, безусловно, чувства и воля тоже будут закрыты. Если разум будет пропитан и занят Господом, Господь, конечно, захватит наши чувства и завладеет нашей волей. Именно поэтому в Рим. 12 говорится, что преобразование души происходит путем обновления разума. Если Господь сможет обладать нашим разумом, Он будет управлять нашими чувствами и нашей волей.

Мы должны обретать все больше и больше Христа в своих чувствах, в своей воле, в своей любви и в своих замыслах. Тогда в конечном итоге у нас будет Христос не только как наш разум, но и как наши чувства и воля. Христос будет нашими мыслями, и Христос также будет нашей любовью и замыслами. Христос будет нашим всем60.

Сообразование в образ первородного Сына Божьего

В-четвертых, жизнь Божья постоянно обновляет и преобразовывает нас, чтобы впоследствии мы, преобразованные Им, были сообразованы в образ первородного Сына Божьего61.
В Рим. 8:29 говорится: «Ибо, кого Он предузнал, тем и  предопределил быть подобными образу Сына  Своего, дабы Он был первородным между многими братиями». Бог предопределил нас быть сообразованными с образом Его Сына для того, чтобы Его Сын был первородным среди Его многих сыновей. В Ин. 1 говорится, что Христос — это единородный Сын Божий (ст. 18), а в Рим. 8 говорится, что Христос должен быть первородным среди многих братьев (ст. 29).

Христос был единородным Сыном Божьим, а затем стал первородным Сыном Божьим со многими братьями. Поэтому Христос как Сын Божий имеет два статуса: во-первых, Он единородный Сын, а во-вторых — первородный Сын. Божий единородный Сын имеет божественность, но не имеет человечества, а Божий первородный Сын имеет и божественность, и человечество. Когда Бог стал плотью, Он принес божественность в человечество; когда Господь был воскрешен, Он принес человечество в божественность. Это произвело второй статус Сына Божьего, то есть первородного Сына Божьего.
Поскольку Он первородный Сын, то должны быть и братья. Иначе как же Его можно назвать Первородным? Его братьями являемся мы, спасенные люди. Мы были рождены в Его воскресении. В 1 Пет. 1:3 говорится, что во время воскресения Христа, то есть в Его воскресении, Бог возродил всех нас.

После возрождения мы стали детьми Божьими, многими сыновьями Божьими, то есть многими братьями Христа. Однако нам еще нужно быть сообразованными с образом Божьего Сына.

Мы должны быть сообразованы не с единородным Божьим Сыном, а с первородным Божьим Сыном, потому что единородный Божий Сын не имеет человечества, а первородный Божий Сын имеет и божественность, и человечество. Почему же после того как мы были возрождены и стали сыновьями Божьими, нам еще нужно быть сообразованными с образом Божьего первородного Сына? Хотя мы были возрождены и стали сыновьями Божьими, мы еще не похожи на сыновей Божьих.

Сообразование — это завершение преобразования верующих в жизни и оно заключается в том, чтобы быть сообразованным с образом первородного Сына Божьего, то есть Христа, Богочеловека. Когда верующие сообразовываются с образом Божьего первородного Сына, это значит, что они становятся взрослыми в жизни как богочеловеки62.

Христос, первородный Сын, был божественностью, живущей в человечестве, выражая божественные качества. То же самое происходит с нами при слиянии человечества с божественностью: теперь не мы уже живем, а Христос живет в нас. При этом мы выражаем этого Христа изнутри. Житие нас, многих сыновей, идентично житию Христа, Первенца: наше человечество живет божественностью, так чтобы божественные качества были выражены в человеческих добродетелях. Таким образом Христос — Сын Божий — может быть Первородным среди многих сыновей Божьих, чтобы Бог обрел совокупное выражение Своего первородного Сына со многими сыновьями для осуществления Своего первоначального замысла творения63.

Преображение в теле

В ходе Своего спасения Господь сначала возрождает нас в нашем духе, чтобы мы обладали Им как жизнью внутри себя. Затем он начинает преобразовывать нас в нашей душе, чтобы пропитать и наполнить все наше существо и обладать всем нашим существом. В конечном итоге, при Своем возвращении Он преобразит нас в нашем теле.

Наш дух был возрожден, и наша душа, возможно, полностью преобразована, но наше тело все еще остается ветхим. Со всеми его физическими слабостями и болезнями оно находится под властью смерти. Оно все еще смертно и подвержено дряхлости и смерти. Хотя оно может быть оживлено Духом Господним, обитающим в нас (Рим. 8:11), оно все равно является смертным телом, подверженным смерти и нуждающимся в полном искуплении (Рим. 8:23). Сегодня, взаимодействуя с Духом Господним в нашем духе, мы можем переживать распространение Им Своей жизненной силы внутрь нашего тела с целью оживить и даже пропитать его до некоторой степени. Но независимо от того, насколько оно оживлено и пропитано Духом Господним, ему все равно требуется полное Господне искупление. Вот почему мы часто стенаем внутри себя. Но — слава Господу — когда Он вернется, Он «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:21). Тогда мы «будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2) не только в своем духе и в своей душе, но также в своем теле. Тогда мы будем в полном Его подобии, как внутренне, так и внешне, от самого центра нашего существа до его внешней окружности, от нашего глубочайшего духа до нашего внешнего тела. Это будет окончательной завершенностью Господнего спасения. Таким образом, мы будем наслаждаться Господним искуплением и спасением до конца. Вот чего мы сейчас ожидаем и к чему стремимся (Рим. 8:23; Флп. 3:20)64.

Таково слияние Бога и человека, показанное в работах Уитнесса Ли на основе Библии. При этом слиянии Бог и человек нераздельно, но различимо сливаются в жизни и природе, не образуя при этом какой бы то ни было третьей природы. Бог остается полностью Богом, человек остается полностью человеком.