Ответы «Знатоку Библии»

ЦЕРКОВЬ

7. ИСТИНА О ЦЕРКВИ

Почему мы называем себя «церковь в Анахайме», «церковь в Хантингтон Бич» или «церковь в Лос-­Анджелесе»? В этом вопросе выступавший в «Мелоди­лэнде», который даже обвинил нас в «чудовищном эгоизме», понял нас совершенно неправильно. Это объяс­няется главным образом незнанием Божьего откровения о церкви.

В сердце Бога в вечности в прошлом был вечный замысел, и средство, которым этот замысел будет испол­нен, называется «церковь» (Еф. 3:10-11). Таким образом, это название, «церковь», вышло из сердца Бога. Затем Господь Иисус дал такое же название этому же чудесному образованию, когда Он сказал в Евангелии от Матфея 16:18: «Я создам Церковь Мою». В Откровении 2 и 3 вновь и вновь открывается, что Святой Дух говорит «церк­вам». Более того, на протяжении всего повество­вания в Деяниях и в Посланиях апостолов постоянно упо­требляется то же самое уникальное название — «цер­ковь» и «церкви». Перед этим названием не упо­треб­ляются какие-либо прилагательные, обозначающие, какая это церковь. Существует только одна церковь.

Несмотря на то что это простое название, которое запланировал Бог, о котором говорил Господь, к которому обращался Дух и на которое ссылались апостолы, по­стоянно употреблялось неправильно и искажалось, мы все равно возвращаемся к Библии, называя себя так, как назвали нас Триединый Бог и апостолы — «церковь». Какая церковь? Просто церковь. Это не значит, что мы — церковь, а другие не являются членами церкви. Все, омытые кровью, возрожденные дети Божьи, являются ее частью. Они вошли в нее при рождении. Но многие не собираются как церковь, а пребывают в разрозненном и запутанном положении. Прибавлять к «церкви» такие определения, как баптистская, пресвитерианская, пяти­десят­ническая и т. д., и собираться в таком качестве — значит разделять церковь и отделять ее членов друг от друга. Называть ее «община» или «центр» — значит про­являть полное непонимание ее сути. Сегодня Бог хочет, чтобы Его люди оставили всякое разделяющее название и положение и собирались с другими христианами просто как церковь в их местности. Вот что показывает нам Библия.

Рассмотрим Божье Слово. В начале Нового Завета, в Еван­гелии от Матфея, и в конце Нового Завета, в Откровении, Сам Господь Иисус говорит о церкви. Однако в Евангелии от Матфея церковь стоит в един­ственном числе («Церковь Моя»), а в Откровении — во множественном («семь церквей»). В Евангелии от Матфея Он говорит о единой вселенской церкви, тогда как в Откровении — о поместных церквях. Единая вселен­ская церковь должна иметь выражение, и она получает практическое выражение во многих местностях в помест­ных церквях. «Поместные церкви» — это не их название, а всего лишь описание их природы.

Обратите внимание на место в Откровении 1:11. Господь сказал: «То, что видишь, напиши в книгу и по­шли семи церквам» (греч.). Затем Он сразу же начинает перечислять семь городов: «В Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и в Филадельфию, и в Лаодикию». Как всегда, Господь говорил очень точно с большим смыслом. Он сказал «семи церквам» (греч.), а затем перечислил семь городов, указав, что город равняется церкви, или, иными словами, город является пределами, областью юрисдикции, поместной церкви. Трудно выразиться яснее.

Этот принцип много раз повторяется апостолами в Посланиях и в Деяниях, и он никогда не нарушается. В Писании говорится: «…церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1) — и никогда: «Церкви в Иерусалиме». В нем гово­рится: «В Антиохии, в тамошней церкви» (Деян. 13:1) и никогда: «В Антиохии, в тамошних церквах». Там, где упо­минается один город, упоминается одна церковь. Когда в Писании говорится об области со многими горо­дами, в нем постоянно говорится о церквах (во множест­вен­ном числе) в данной области: например, «Церквам… в Иудее» (Гал. 1:22), церкви Сирии и Киликии (Деян. 15:41), «церкви Асийские» (1 Кор. 16:19) и т. д. В одной области может быть много церквей, но в одном городе может быть только одна церковь.

Спасенные являются призванными, но поскольку они продолжают жить среди людей, Господь собирает их в том месте, где они живут. Если вы живете в Далласе, вы просто должны собираться с остальными спасенными как церковь в Далласе. Если вы живете в Сиэтле, вы просто должны собираться с остальными христианами как церковь в Сиэтле. Какое простое и чистое устроение! Здесь нет места человеческому мнению или челове­чес­кому выбору. Церковь, которая созидается в Далласе, — это единственная церковь; церковь, которая созидается в любом месте, — это одна и та же церковь, ибо во всей вселенной есть только одна церковь. Различий по при­роде не существует, есть только различия в географи­чес­ком положении. Если бы это увидели все люди Божьи, то разделений бы не стало. Неизбежны лишь географи­ческие различия. Все остальные различия, разделяющие христиан, совершенно не нужны и нарушают единство церкви. В этом мы находим мудрость Бога. Чтобы со­хранить единство церкви, в каждой местности Бог уста­новил только одну церковь.

В качестве дальнейшего доказательства рассмотрим Дея­ния 14:23: «Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви…». Теперь сравним это с Посланием к Титу 1:5: «…Поставил по всем городам пресвитеров». В Деяниях Павел говорит «пресвитеров в каждой церкви», а в Послании к Титу он говорит «по всем городам пресвитеров». Эти стихи доказывает, что пресвитеры в отдельно взятом городе — это пресвитеры в отдельно взятой церкви. Это также доказывает, что границей церкви является граница города. Если церковь меньше или больше города, такая церковь не является надлежа­щей поместной церковью, описанной в Писаниях.

Нашим эталоном должно быть Слово Божье. Мы должны быть верны свету, который дал Бог, или наша совесть не даст нам покоя. Правильная позиция для всех истинных христиан — одна церковь в каждой мест­ности — ясно показана в Божьем Слове. Не надо искать ее, надо лишь вернуться к ней. Именно это мы и сде­лали, и именно за это нас осуждают. Но мы решительно отвергаем все обвинения в том, что ведем к разделениям. Мы просто стоим на том основании, где едины все христиане. Это не церковь Уитнесса Ли. Она принадле­жит не ему, и он никогда не пытался забрать ее себе. Такое обвинение показывает полное незнание фактов.

Этим объясняется и сегодняшняя путаница в христи­ан­стве. Возможно, не зная и не осознавая того, христиане собираются на неправильном, разделяющем основании, по своему вкусу и выбору. Сегодняшние секты и дено­минации не смогли бы больше существовать, если бы все собирались, чтобы выражать одну церковь в каждом городе согласно Писаниям.

Следовательно, всякий, кто настаивает на сохранении деноминаций, ведет к раз­делениям. В свете этой истины поместные церкви не разделяют Тело Христово, как нас в этом обвиняют. Ответ­ственность за разделения лежит на деноминациях, общинах, центрах и других группах, которые не заботятся о практическом единстве Тела в своей местности. Если женщина вышла замуж за мистера Джонса и при этом настаивает, чтобы ее звали миссис Смит, это указывает на наличие серьезной проблемы. Мистер Джонс не сможет согласиться с этим; он даже будет возражать против этого. Жена, если она ведет себя так, как подобает жене, должна вновь занять положение миссис Джонс и снова называться миссис Джонс. Параллель с сегодняшним положением очевидна.
Да приведет Господь еще многих Своих детей в практическое выражение единства Своей церкви.

8. ИСТИНА О ТОМ, ЧТО БОГ ЯВЛЕН ВО ПЛОТИ

В Послании к Ефесянам 1:22-23 говорится, что Бог «дал Ему [Христу] быть Главой над всем для церкви, ко­торая есть Его Тело» (букв.). Следовательно, во вселен­ной есть чудесная Личность: Христос — Глава, а церковь — Тело. Павел в своих Посланиях, особенно в Послании к Ефесянам и в Послании к Колоссянам, много говорит об этой божественно-человеческой Личности, используя образ целого человека, Главы с Телом. Как в обычном человеке тело имеет ту же жизнь и природу, что и голова, так и во взаимоотношениях церкви со Христом: церковь причащается божественной жизни и природы Христа. Иначе она не могла бы быть Его Телом. В таких стихах, как Послание к Ефесянам 4:15-16 и Послание к Колос­сянам 2:19, где показано, что все Тело созидается по­средством жизненного снабжения, текущего от Главы, содержится дальнейшее обоснование этого.

Выступавшему, который недавно заявил, что «мы не мо­жем быть частью Бога», — мы отвечаем: «В Его Божестве не можем, но в Его жизни и природе можем совершенно определенно и благословенно». К приве­денным местам из Писания добавим Второе послание Петра 1:4, где ясно сказано: «Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них содела­лись причастниками Божеского естества…» Что может быть яснее?

Кроме того, в Писаниях сказано не только это. Христос — не только Глава, но и Тело. Лишь очень немногие христиане увидели это откровение в Писании. Но его не так трудно увидеть. Не надо истолковывать, надо просто прочитать Первое послание к Коринфянам 12:12: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос». Павел говорит о теле с его многими членами и отмечает, что хотя членов много, они составляют одно тело. Затем он делает удивительное утверждение: «Так и Христос». Мы бы сказали: «Так и церковь». Но вдохновенный автор сказал, что это одно Тело с Его многими членами — не что иное, как Христос. Мы говорим «аминь» Слову Божьему. Но по образу нашего физического тела, разве это не так? Разве мое тело так же, как моя голова, — это не я? Когда кто-то касается моего тела, он касается меня. Когда кто-то при­чиняет боль моему телу, он причиняет боль мне. Как обращаются с моим телом, так обращаются и со мной, ибо я — это и моя голова, и мое тело в равной степени. Голова, безусловно, занимает особое и уникальное поло­жение в теле, но тем не менее, она настолько отожде­ствлена с телом, что тело вместе с головой имеет одно и то же имя. То же самое относится ко Христу и церкви. Таково вдохновенное слово в Первом послании к Корин­фянам 12:12.

Итак, утверждение о том, что Христос — это уже не просто индивидуальный Христос, хотя только Он зани­мает высочайшее и особое положение как Глава Тела, а совокупный Христос как Тело со всеми Своими чле­нами, целиком и полностью соответствует Писаниям. Через смерть и воскресение Он приобрел церковь, Свое Тело, как Свою полноту, Свое совокупное выражение. Там, где практически выражена церковь, находится Он в практическом и совокупном выражении. Выступав­ший в «Мелодилэнде» сказал: «Совокупного Христа нет». Он пребывает в неведении об откровении в Посланиях Павла.

Слова Господа в Евангелии от Иоанна 12:24 откры­вают это еще больше: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Метафора очевидна. Пшеничное зерно, будучи посаженным в землю, возрождается и под­нимается в воскресении, производя многие зерна с такой же жизнью и природой. Одно зерно умножается с одного до тысячи зерен, подобных ему как внутренне, так и внешне.

Выступавший сказал, что «Иисус Христос вовсе не распространился в тысячи и тысячи людей». Опять-­таки, он не знает Писаний, ибо Господь Иисус сравнил Себя с зерном, которое через смерть и воскресение умножится, распространится, во много раз. Далее, в По­слании к Римлянам, Павел говорит, что мы все будем «подобными образу Сына.., дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8:29). Мы будем полностью такими же, как Он. Такова замечательная благодать Божьего спасения.

Тогда напрашивается очевидный вывод, что поскольку Христос заключен и выражен во многих членах Своего Тела и поскольку Христос — Бог, то церковь — это не что иное, как Бог, явленный во плоти. «Это — сказал выступавший — последняя и величайшая ересь господина Ли». Но опятьтаки, ему не хватает видения.

Посмотрите на Первое послание к Тимофею 3:15-16, в котором ясно говорится о Боге, явленном во плоти. «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Мы признаем, что стих 16 относится ко Христу, ибо Он, несомненно, Бог, явленный во плоти. Кроме того, Христос был Тем, кто оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, про­поведан в народах, принят верой в мире и вознесся во славе. Но мы говорим также, что в этом стихе говорится и о церкви. Позвольте нам доказать это. В контексте всех этих стихов говорится о церкви. В стихе 15, в преды­дущем стихе, говорится о доме Бога, церкви. В контексте всей главы содержатся требования к блюстителям и диако­нам в церкви. Затем эта глава, посвященная церкви с ее должностями, завершается стихом 16: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти».

Более того, последовательность перечисленных дейст­вий, которые следуют за фразой «Бог явился во плоти», еще больше подкрепляет наше утверждение. Если бы в этом стихе говорилось только о Христе, то последняя фраза, «вознесся во славе», должна была бы стоять перед фразой «проповедан в народах», ибо Христос вознесся до того, как был проповедан. А поскольку она стоит послед­ней, она соответствует истории церкви, ибо церковь последней, так же как ее Господь сделал это первым, воз­несется во славе. Таким образом, и Христос, и цер­ковь, или следовало бы сказать, Христос с церковью — это Бог, явленный во плоти.

Апостол Павел сказал: «Возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос» (Флп. 1:20-21). Это, безусловно, означает, что Бог как Христос был явлен в его плоти. Это не означает, что Павел стал божеством (наши обвинители утверждают, что мы заявляем о себе именно это). Он, как и мы, имел в виду совсем другое. Когда мы гово­рим, что церковь — это Бог, явленный во плоти, мы, как и Павел, имеем в виду, что Бог как Христос явлен и возвеличен через нас.

И, наконец, рассмотрим случай с собранием, описан­ным в Первом послании к Коринфянам 14:24-25: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий… тайны сердца его обнаруживаются; и он па­дет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог». Здесь речь идет не о ком ином, как о Боге, явленном во плоти. Мы часто переживаем подобное собрание с подобным результатом в поместных церквях.