Служение Уитнесса Ли и практика церквей

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ТРОИЦА

Начнём с вопроса о Троице. Можно с уверенностью сказать, что Уолтер Мартин не понимает взгляда Уитнесса Ли на Троицу. Из публикации Мартина видно, что, как и в других случаях, в этом вопросе автор не попытался вникнуть в то, что Уитнесс Ли говорит о Троице во всём своём служении, а лишь взял несколько коротких цитат из произведений Уитнесса Ли, из которых невозможно составить более или менее целостной картины. Такой поверхностный подход в своей сущности является нечестным. Сам по себе вопрос о Троице весьма сложен, и ни один серьёзный исследователь не взялся бы раскрыть и объяснить Троицу в нескольких предложениях. Не делает этого и Уитнесс Ли. Взгляд Уитнесса Ли на Троицу излагается в сотнях сообщений и в десятках публикаций, специально посвящённых этой теме, и, прочитав эти работы, можно ясно увидеть, что Уитнесс Ли подробно рассматривает каждый из аспектов Троицы и что его взгляд представляет собой уравновешенное отражение откровения о Троице, содержащегося во всей Библии. Здесь мы приведём лишь основные положения, показывающие в обобщённом виде взгляд Уитнесса Ли на Троицу.

I. БОГ ЕДИН

Библия ясно и определённо открывает, что Бог — един. Это не подлежит обсуждению, так как об этом ясно говорится и в Ветхом, и в Новом Завете. Во Втор. 6:4 сказано: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть», а в Ис. 44:6 говорится: «Так говорит Господь, Царь Израиля… Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога». В Ис. 44:8 Господь задаёт вопрос, а затем Сам отвечает на него: «Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю». Обращаясь к Новому Завету, мы видим, что в 1 Кор. 8:4 говорится: «Нет Бога, кроме единого»; в Рим. 3:30 говорится: «Един Бог, который оправдает обрезанных из веры»; в Гал. 3:20 сказано: «Бог — один»; в 1 Тим. 2:5 говорится: «Один Бог». Итак, исходя из откровения чистого Слова Божьего, становится более чем очевидно, что Бог — только один. Всё остальное, что мы можем говорить о Нём, должно подчиняться этому основополагающему принципу.

II. БОГ ТРИЕДИН

Хотя в Библии открывается, что Бог — только один, Библия не менее ясно показывает существование трёх Лиц Божества — Отца, Сына и Духа.

В Мф. 28:19 говорится: «Крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Здесь ясно видны три Лица — Отец, Сын и Святой Дух. Но несмотря на то что Отец, Сын и Дух — трое, имя — одно. Из этого имени мы видим, что Бог триедин. Помимо Мф. 28:19 в многочисленных местах Нового Завета ясно открывается, что Бог триедин. В 1 Пет. 1:2 говорится: «Согласно предузнанию Бога Отца в освящении Духа к послушанию и кроплению крови Иисуса Христа». Здесь говорится сразу о трёх божественных лицах — Отце, Сыне и Духе. То же самое видно в Отк. 1:4-5, где апостол Иоанн говорит: «Благодать вам и мир от Того, кто есть, и кто был, и кто должен прийти, и от семи Духов, которые перед Его престолом, и от Иисуса Христа…» В Эф. 3:14-17 сказано: «…преклоняю мои колени к Отцу… чтобы Он дал вам согласно богатству Своей славы укрепиться силой через Его Духа во внутреннего человека, чтобы Христос через веру устроил Себе дом в ваших сердцах». Здесь ясно открывается, что Бог триедин. Следовательно, исходя из чистого слова Библии, мы видим, что существует только один Бог и этот единственный Бог триедин: Отец, Сын и Дух.

III. ВСЕ ТРОЕ — БОГ, И ВСЕ ТРОЕ ВЕЧНЫ

Библия открывает, что все трое — Отец, Сын и Дух — являются Богом. То, что Отец — Бог, показано в Эф. 1:17, где говорится, что Бог — Отец славы. То, что Сын — Бог, доказывается в Евр. 1:8, где говорящий обращается к Сыну как к Богу. То, что Дух — Бог, видно из Деян. 5:3-4, где говорится, что Анания, солгав Святому Духу, солгал Богу. Библия говорит также, что Отец, Сын и Дух вечны. В Ис. 9:6 показано, что вечен Отец, из Евр. 1:12 и 7:3 видно, что вечен Сын, а Евр. 9:14 доказывает, что вечен Дух.

IV. ВСЕ ТРОЕ СУЩЕСТВУЮТ ОДНОВРЕМЕННО

В Мф. 3:16-17, когда крестился Иисус-Сын, на Него сошёл Дух Божий и Отец на небесах провозгласил: «Это Мой Сын, Возлюбленный, в котором Я нашёл отраду». Как видно из этого отрывка, Отец, Сын и Дух существуют в одно и то же время. Одновременное существование Отца, Сына и Духа также видно из Ин. 14:16-17, где Господь говорит, что Он (Сын) будет просить Отца, который даст нам другого Утешителя, Духа действительности. Вновь Отец, Сын и Дух, которые есть Бог, — вечны и существуют в одно и то же время. Это ясно открывается и в Эф. 3:16-17, где Павел молится о том, чтобы Отец укрепил нас через Своего Духа, чтобы Христос устроил Себе дом в наших сердцах; в 1 Кор. 12:4-6, где говорится об одном и том же Духе, об одном и том же Господе и об одном и том же Боге; во 2 Кор. 13:14, где сказано, что благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа — все трое — со всеми нами в одно и то же время; в Отк. 1:4-5, где благодать и мир исходят одновременно от Бога — вечного Отца, Духа и Христа. Таким образом, и Отец, и Сын, и Дух — Бог, Они вечны, и Они существуют в одно и то же время.

V. ВЕЧНОЕ ВЗАИМОПРИСУТСТВИЕ
 БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЫ

Отношения между Отцом, Сыном и Духом — это не только Их одновременное сосуществование, но также их взаимообитание друг в друге. Отец существует в Сыне и Духе; Сын существует в Отце и Духе; Дух существует в Отце и Сыне. Это взаимообитание троих в Божестве называется взаимоприсутствием. В Ин. 14:10-11 Господь Иисус сказал: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые Я говорю вам, Я говорю не от Себя — Отец, пребывающий во Мне, совершает Свои дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если нет, то верьте по самим делам». Здесь мы видим не только сосуществование Отца и Сына, но также и Их взаимоприсутствие. Трое Божества — Отец, Сын и Дух — и сосуществуют, и взаимоприсутствуют.

VI. СУЩНОСТНАЯ ТРОИЦА

Сущностная Троица — это сущность Триединого Бога для Его существования. В Своей сущности Бог один, один-единственный Бог (Ис. 45:18б; 1 Кор. 8:6а). В сущностной Троице Отец, Сын и Дух сосуществуют и взаимоприсутствуют в одно и то же время и совершенно одинаково без какой бы то ни было последовательности. Нет ни первого, ни второго, ни третьего.

VII. ДОМОСТРОИТЕЛЬНАЯ ТРОИЦА

Сущностно Бог один, но домостроительно Он троичен — Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19; 2 Кор. 13:14). В Божьем плане, Божьем правительственном устроении, Божьем домостроительстве, Отец предпринимает первый шаг, Сын — второй, и Дух — третий. Отец замыслил (Эф. 1:4-6), Сын осуществил (ст. 7-12), а Дух применяет то, что Сын совершил согласно замыслу Отца (ст. 13-14).

Отец осуществил первый шаг Своего плана, Своего домостроительства, работая над избранием и предопределением нас, но сделал Он это в Христе-Сыне (Эф. 1:4-5) и с Духом. После того как был разработан этот план, Сын пришёл исполнить его, но сделал Он это с Отцом (Ин. 8:29; 16:32) и посредством Духа (Лк. 1:35; Мф. 1:18, 20; 12:28). После того как Сын осуществил всё, что Отец запланировал, приходит Дух в третьем шаге, чтобы применить всё, что совершил Сын, но делает Он это как Сын и с Отцом (Ин. 14:26; 15:26; 1 Кор. 15:45б; 2 Кор. 3:17). Таким образом, в то время как осуществляется божественное домостроительство Божественной Троицы, божественное существование Божественной Троицы, Его вечное сосуществование и взаимоприсутствие остаются неизменными и никоим образом не ущемляются.

VIII. ТРОЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕ РАЗЛИЧИМЫ, 
НО НЕРАЗДЕЛИМЫ

Трое Божественной Троицы различимы, но неразделимы. Отец отличается от Сына, Сын — от Духа, а Дух отличается от Сына и Отца. Но мы не можем сказать, что Они разделены, потому что Они взаимоприсутствуют, то есть Они живут друг в друге. В Своём сосуществовании трое в Божестве различимы, но Их взаимоприсутствие делает Их одним. Они сосуществуют в Своём взаимоприсутствии, поэтому Они различимы, но неразделимы.

Сын никогда ничего не делал отдельно от Отца (Ин. 5:19). Он пришёл в имени Отца (ст. 43) и с Отцом (8:29; 16:32). Он в Отце, и Отец в Нём (14:10-11). Кроме того, Он был рождён от Святого Духа (Лк. 1:35; Мф. 1:18, 20) и делал всё посредством Духа (Лк. 4:1, 18а; Мф. 12:28). Если верующий говорит, что трое в Триедином Боге каким-то образом разделены, он впадает в ересь.

IX. ТРИЕДИНЫЙ БОГ В НАС ДЛЯ НАШЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ

Согласно Новому Завету, Отец, Сын и Дух — все трое — в нас (Эф. 4:6; Кол. 1:27; Ин. 14:17). Хотя в нас Отец, Сын и Дух, в нашем переживании мы ощущаем, что в нас только Один. Этот Один, обитающий в нас, — Триединый Бог.

Следует добавить, что Уитнесс Ли ясно и недвусмысленно высказывал своё отрицательное отношение к двум крайним заблуждениям в отношении Троицы — модализму и троебожию. В отношении модализма он, в частности, говорил:

«Модализм имеет некоторое основание в Писаниях, но он зашёл слишком далеко, в еретическую крайность. Модалисты увидели аспект единственности, но ошибочно восприняли аспект тройственности, говоря, что, после того как закончилось откровение об Отце и Сыне, остался лишь Дух. Они отрицают сосуществование и соприсутствие Троицы Божества в вечности. Тогда как они это отрицают, мы верим этому. Модализм пренебрегает принципом двусторонности истины в Библии, который оберегает нас от еретических крайностей. Всякая истина в Библии имеет два аспекта… Из-за того что модалисты придерживаются одной стороны и неправильно применяют другую, они теряют равновесие и оберегающий принцип»

У.Ли. Истина о Троице
«Живой поток»‚ Анахайм, 1997, с. 44-45

«В отличие от модалистов мы верим в вечное сосуществование и взаимоприсутствие троих Божества, то есть мы верим в то, что Отец, Сын и Дух — все существуют сущностно в одно и то же время и в одних и тех же условиях. Однако в божественном домостроительстве трое работают и являются соответственно на трёх последовательных стадиях. Но даже в Своей домостроительной работе и явлениях Трое остаются сущностно в Своём существовании и взаимоприсутствии»

У.Ли. Важные аспекты главных вопросов Господнего восстановления сегодня
«Живой поток», Анахайм, 1998, с. 21

Не менее ясно Уитнесс Ли высказывал своё отношение к троебожию:

«Приверженцы троебожия, напротив, придерживаются аспекта тройственности, но пренебрегают аспектом единственности… Отрицая тот факт, что Сын — это Отец и что Господь — это Дух, наши критики невольно впадают в опасность троебожия. Хотя они будут отрицать, что они склоняются к троебожию, неосознанно и подсознательно они придерживаются представления о трёх Лицах Божества как трёх Богах…

Троебожие не видит оберегающего принципа аспекта единственности. А Библия говорит снова и снова, что существует только один Бог. Из-за того, что приверженцы троебожия придерживаются аспекта тройственности и пренебрегают аспектом единственности, у них нет ни уравновешивающего, ни оберегающего фактора»

У.Ли. Истина о Троице
«Живой поток»‚ Анахайм, 1997, с. 45-46.

Предостерегая против этих двух крайностей — модализма и троебожия — Уитнесс Ли подчёркивает необходимость уравновешенного подхода на основе полного откровения Библии:

«И модализм, и троебожие впадают в крайность. Мы же находимся посередине и в равновесии. Когда мы верим, что Сын — это Отец и что Господь — это Дух, мы просто цитируем Библию. Однако, как мы уже отмечали, мы также верим таким стихам, как Мф. 3:16-17; 2 Кор. 13:14; Отк. 1:4-5 и Эф. 3:14-17. Мы верим в оба аспекта истины о Триедином Боге. Мы осуждаем и модализм, и троебожие как ереси. Мы верим, что Бог единственен в вечности, но при этом Он — Отец, Сын и Дух. Кто-то, возможно, спросит: «Как Отец, Сын и Дух могут быть тремя и в то же время одним?» Я отвечу: «Не знаю, не могу вам сказать. Если вы попытаетесь понять это, вы будете, по выражению Мартина Лютера, „учителем Бога“». Троица намного превосходит наше умственное восприятие, и только неразумные будут пытаться понять Её»

Там же, с. 46-47

Главное заблуждение Уолтера Мартина состоит в том, что он не видит всех аспектов того, что Уитнесс Ли говорит о Троице. В частности, он не видит различия между сущностной Троицей и домостроительной Троицей и пренебрегает двусторонним характером библейского откровения о Троице. Он сосредоточивает внимание лишь на отдельных, разрозненных положениях, и из-за этого он оказывается не способен дать адекватную оценку взгляду Уитнесса Ли. Именно поэтому в служении Уитнесса Ли Мартину видится модализм и прочие отступления от библейской истины.