Служение Уитнесса Ли и практика церквей

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
ИСКАЖЕНИЕ ЦИТАТ

Важно обратить внимание на то, как Уолтер Мартин обращается с цитатами. Почти в каждом случае приводимые Мартином цитаты оторваны от контекста настолько, что приобретают совсем не тот смысл, который в них вкладывает Уитнесс Ли. Так, Мартин приводит цитату из брошюры Уитнесса Ли в подтверждение своего тезиса о том, что Уитнесс Ли якобы требует от своих последователей повиноваться своим учениям так, «будто они даны Самим Богом» (ссылка 23). Цитата такова:

«Эти слова — не только учение, но и яркое свидетельство того, что я делал и чувствовал на протяжении более 35 лет. Меня захватила эта идея. Милостью Божию, я никогда не изменял своего пути или своей манеры».

Даже если не заглядывать в оригинал, а просто внимательно сравнить приводимую цитату с тезисом Мартина, то становится ясно, что она едва ли связана по смыслу с тем, что хочет доказать Мартин, а именно что Уитнесс Ли требует беспрекословного повиновения своему учению.

Если же рассмотреть эту цитату в её контексте, то мы увидим, что здесь вообще не идёт речь о взаимоотношении Уитнесса Ли с теми, кого Мартин называет «его последователями». Слова, процитированные Мартином, — всего лишь свидетельство Уитнесса Ли. В брошюре, из которой взята эта цитата, говорится о некоторых аспектах церкви. Подытоживая сказанное в предшествующей части брошюры, Уитнесс Ли пишет:

«Нам нужно молиться об этих четырёх моментах: (1) церковь — это сердечное желание Божье; (2) церковь должна быть практической; (3) церковь должна быть поместной; (4) у церкви должна быть определённая поместная почва единства. Нужно иметь это видение; в противном случае мы собьёмся с пути. Сколько бы мы ни говорили о жизни Тела или церковной жизни, без этого видения мы не поймём, каково наше положение.

Эти слова — не просто учение, но мощное свидетельство того, что я осуществлял на практике и переживал на протяжении более 35 лет. Я захвачен этим видением. По милости Господней я никогда не менял своего пути, своей интонации. И я видел подлинно поместные церкви, воздвигнутые во многих городах, как неопровержимое свидетельство того, что это путь Господень»

У. Ли. Видение церкви
«Живой поток», Анахайм, с. 15-16
(жирным выделены слова, цитируемые Мартином).

Как видим, эта цитата не подтверждает тезиса Мартина. Если прочитать высказывание Уитнесса Ли в его контексте, то становится ясно, что там ничего не говорится ни о «беспрекословном повиновении», ни вообще о каком-либо повиновении. Мартин пытается придать этим словам смысл весьма далёкий от того, какой вкладывает в них Уитнесс Ли. То, что Мартин сделал с высказыванием Уитнесса Ли, даже трудно назвать искажением.

Искажение подразумевает, что в оригинале есть нечто, что можно исказить. Но в данном случае Мартин выдвигает обвинение, не имеющее никакого основания в словах Уитнесса Ли. Мысль о беспрекословном повиновении не была обнаружена им в работах Уитнесса Ли. Он сам создал эту мысль. Затем он попытался оторвать от контекста слова Уитнесса Ли, чтобы подкрепить ими тезис, который выдвинул он сам, а не Уитнесс Ли. Такой метод лежит в русле порочной традиции, описанной в Библии апостолом Петром: он упоминает «невежд и нетвёрдых», которые «искажают» послания Павла, как и прочие Писания (2 Пет. 3:16).

Следующая цитата (ссылка 24) ещё более откровенно оторвана от своего контекста. Мартин пишет:

«Ли говорил, имея в виду Поместную Церковь в целом и своё руководящее положение в ней: „Не думайте, что это моё учение; это откровение Господа“».

В оригинале Уитнесс Ли говорит не о «Поместной Церкви» и тем более не о своём «руководящем положении в ней». В том месте, из которого взята эта цитата, речь идёт об отрывке из Евангелия от Матфея, где Господь говорит: «Разве могут сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених?» (Мф. 9:15). Комментируя этот отрывок, Уитнесс Ли пишет:

Любому христианину чрезвычайно легко молиться так: «О Господь, Ты — мой Бог, Ты — мой Отец, Ты — мой Владыка, Ты — мой Творец». Это мы говорить умеем, но я боюсь, что мы не привыкли говорить: «Господь Иисус, Ты — мой Жених!»… Мы говорим о посте и молитве, а Господь Иисус говорит: «Разве могут сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених?» Господь Иисус… указывает на Себя как на Жениха. Наш Бог, наш Творец, наш Искупитель, наш Господь и Владыка сегодня является для нас Женихом… Я не могу заставлять вас, но я бы попросил вас начиная с этого дня вновь и вновь касаться Господа с ощущением того, что Он ваш Жених. Согласны вы на это?.. Я боюсь, что, когда вы забываете Бога, вы просто забываете Его. Потом, когда вы вновь обращаетесь к Нему, вы сразу же молитесь этим старым способом. Так молиться очень легко. Но когда вы молитесь, восхищаясь Господом, всё полностью меняется. Не думайте, что это моё учение; это откровение Господа.

W. Lee. Christ versus Religion
The Gospel Book Room, Taiwan, 1971, p. 12-13
(жирным выделены слова, цитируемые Мартином.

Этими словами Уитнесс Ли показывает, что всё вышесказанное о том, что Господь является для верующих Женихом, было не придумано им, а взято непосредственно из Библии. Это слова Самого Господа).

Итак, где же здесь «Поместная церковь» и «руководящее положение в ней»? Стоит заглянуть в оригинал, и становится ясно, что речь идёт совсем не об этом. Если Мартин считает допустимым так грубо передёргивать цитаты, то как можно вообще доверять тому, что он пишет? Мы призываем читателей серьёзно задуматься над этим.

Читая далее публикацию Уолтера Мартина, мы сталкиваемся с голословными утверждениями автора о «патологическом страхе преследования» среди христиан в поместных церквях. Едва ли есть смысл пытаться опровергать то, что сам автор не может обосновать, хотя и утверждает, что располагает «множеством свидетельств бывших членов Поместной Церкви». Подобные голословные рассуждения, как правило, рассчитаны лишь на возбуждение негативной реакции у читателя.