Ответы «Знатоку Библии»

Предисловие к изданию 1994 года

Эта книга состоит из серии статей, впервые опуб­ликованных в газете Орандж каунти реджистер 8 и 15 ок­тября 1977 года. Они явились ответом на нападки со стороны Уолтера Мартина, который называет себя «Зна­током Библии». Мартин выступил с этими нападками против Уитнесса Ли и «Поместной церкви» на лекции в Христианском центре «Мелодилэнд», г. Анахайм, США, 2 октября 1977 года. Кассета с этой лекцией на тему Уитнесс Ли и поместна церковь до сих пор распростра­няется. В этой книге вновь публикуются ответы на прозвучавшие там обвинения.

Эти ответы были впервые широко опубликованы из-за сильного влияния «Мелодилэнда» в Южной Калифорнии и широкой радиоаудитории Мартина по всей стране. Эти статьи явились причиной конфликта в средствах мас­совой информации, поскольку Мартин усилил нападки через свою радиопередачу. Церкви продолжали отвечать Мартину и оспаривать истинность его утверждений через газету на специально купленной для этого полосе. Церкви начали с этих двух ответов и затем в течение двадцати двух недель опубликовали двадцать один ответ. В этой книге содержатся лишь два первых ответа, не­посредственно касающихся обвинений, выдвинутых на собрании в «Мелодилэнде». «Знаток Библии» получил ответ и отпор, был публично разоблачен и посрамлен. Несмотря на все статьи, он отказывался признать правду, состоящую в том, что его организация, Христианский исследовательский институт (ХИИ), представила в иска­женном свете Уитнесса Ли и поместные церкви, которые следуют его служению, и выдвинула против них ложные обвинения.

Однако началом конфликта между ХИИ и помест­ными церквями был не обмен публикациями в 1977 году. Трем годами ранее связанные с ХИИ люди начали до­саждать поместным церквям. Они опубликовали две бро­шюры в 1975 и 1976 гг., раздавали листовки на одном из собраний поместной церкви, проводили семинары для всех желающих с критикой нашего учения, выступали с нападками по радио и обращались непосредственно к людям, рекомендуя им оставить церкви. Все это они делали еще до того, как они официально обратились к руководителям поместных церквей, чтобы подтвердить свои выводы или дать руководителям возможность объяс­нить свои взгляды. Короче говоря, они вели себя как ата­кую­щий противник, а не как научный исследователь.

До событий 1977 года члены поместных церквей уже предпринимали несколько попыток исправить ошибки руководства ХИИ. Они делали это и в устной, и в пись­менной форме. В каждом случае получаемый ответ был исполнен враждебности и высокомерия, которые делали невозможным любое истинное общение и даже необхо­димое обсуждение. Таким образом, ХИИ выработал свой метод ведения полемики — обрушиваться с нападками, не обращая внимания на протесты церквей против того, что распространяемая ХИИ информация не отражает того, во что церкви действительно верят.

В начале 1977 года представители поместных церк­вей публично обратились к Уолтеру Мартину. Они снова на­стаивали на том, что утверждения ХИИ не отражают веро­учений церквей и предложили обсудить с ним эти проб­лемы. Мартин обратился к Уитнессу Ли с извинениями и приостановил публикацию всех работ ХИИ об Уитнессе Ли и «Поместной церкви» до про­ведения такого обсуждения. Приняв во внимание эти изви­не­ния и приостановление публикаций, Уитнесс Ли встретился с Уолтером Мартином в феврале 1977 года.

Между ними была достигнута договоренность о прек­ращении публикации любых материалов до тех пор, пока Мартин не придет к адекватному пониманию истинных вероучений поместных церквей через взаимное общение. Мартину было предложено полное содействие его иссле­довательской работе. Эта договоренность была нарушена примерно неделю спустя, когда один из коллег Мартина по исследовательской работе возобновил нападки на церкви через письма ХИИ. Уитнесс Ли настоял на том, что договоренность может остаться в силе только в том случае, если Мартин разберется с этими нарушениями. Мартин ответил в стиле ХИИ — возобновил свои на­падки. Конечно же, Мартин проигнорировал тот факт, что исследование, которое по его согласию должно было состояться, так на самом деле никогда проведено не было.

В ответ на отмену договоренности Мартин созвал собрание в Христианском центре и выпустил кассету, ко­торая продается до настоящего времени ХИИ. На кассете Мартин признался, что главным образом полагается на своих молодых помощников. Он повторил их прежние обвинения, которые к тому времени уже были опроверг­нуты. Он положительно отозвался о книге Покорители умов, которая оказалась настолько предвзятой и лживой, что позже ее издатель принес свои извинения и изъял ее из печати. Выступление Мартина на кассете вывило его недостаточное понимание Библии, богословия и истории церкви. В то же врем оно было пронизано высокомерным сарказмом — неизменным атрибутом всех выступлений Мартина.

Все эти недостатки были подробно раскрыты в по­сле­дующих статьях. Результат можно было легко предугадать. Я никогда не слышал, чтобы «Знаток Библии» признавал свои ошибки. В одной программе, обнаружив, что он раскритиковал одну из работ Билли Грэма, он спокойно сказал, что поправит его при следующей встрече! Он же в конце концов, Знаток Библии! Поэтому, столкнувшись с отпором и разоблачением в печати, Мартин лишь усилил нападки. Он не обращал внимания на подробные ответы поместных церквей в газете. (Заголовки двадцати одного ответа приводятся в Приложении. Вместо того чтобы ответить на вызов, брошенный поместными церквями, Мартин просто повторял ложь о том, что мы не станем отвечать на его обвинения.

В январе 1978 года ХИИ опубликовал брошюру Учения Уитнесса Ли и поместной церкви. Хотя обвинения, вы­сказанные в этой новой брошюре, были уже разобраны и на них были даны ответы, их опубликовали, как будто никакой реакции со стороны церквей не было. По­следние четыре статьи из серии ответов через газету, приводимые в Приложении, были прямыми откликами на эту публикацию. Сохраняя верность своей тактике, ХИИ проигнорировал и эти ответы. В 1980 году Мартин опуб­ли­ковал книгу Новые культы. Работников ХИИ не­одно­кратно уведомляли, что распространяемый ими мате­риал о Уитнессе Ли и поместной церкви не соответствует действительности. Но с 1975 года и до сего дня они игнорируют это.

Новый «знаток Библии» продолжает традицию ХИИ. В апреле 1993 года он отверг призыв представителей поместных церквей публично рассмотреть истинность или ложность критических публикаций ХИИ. Практи­чески одновременно с этим он написал новое критичес­кое письмо о церкви. В 1994 году он продолжает свои нападки по радио, повтор те же старые ошибки, которые были ранее разобраны.

Эта книга предназначена не для ХИИ. Она предназ­на­чена для тех невинных людей, кто введен в заблуждение упрямым противостоянием ХИИ. Она не для тех, кто верит, что все, опубликованное под именем Христиан­ского исследования, — правда. Она не для тех, кто ставит сарказм выше научного подхода, и не для тех, кто чувствует себя удобно в человеческих традициях. Она для тех, кто любит Слово Божье больше всего, у кого есть голод и благородство верийцев, которые «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).

Чтобы сохранить историческую ценность, содержание статей 1977 года не претерпело изменений. Статьи были перегруппированы по темам, чтобы облегчить изучение. Список тем, приведенных в содержании, отражает основ­ные области искажений в нападках ХИИ. Поскольку нас обвиняли в том, что в поместных церквях находятся бого­словски безграмотные и запутавшиеся христиане, в  убликовавшихся в то врем статьях приводились ученые звания их авторов. В настоящем издании эти моменты опущены. Достаточно лишь сказать, что из тринадцати авторов этих статей одиннадцать имеют степень бака­лавра, четверо — степень магистра и десть окончили семи­нарию. Имена авторов опущены.

Да наградит Господь всех, кто прочтет эту книгу, исти­ной о Себе и Своем замысле на земле.

Дэн Тоул
Анахайм, Калифорния
март 1994 года