О Личности Христа

Эта книга составлена из сообщений Брата Уитнесса Ли, с которыми он выступал в Гонконге в 1970 году. В 1971 году эти выступления были опубликованы с некото­рыми добавлениями издательством «Gospel Book Room» г. Тайбэй, Тайвань.

Определение термина «Божество»

Ниже несколько раз используется слово «Божество» (греч. Иепфзт). Определение его дано для читателей, которые, возможно, не знакомы с этим термином.
Термин «Божество» (греч. Иепфзт), использованный, например, в Послании к Колоссянам 2:9, относится к тому, чем Бог является как объект поклонения.

Термин «божественность» (греч. Иепфзт), использо­ван­ный, например, в Послании к Римлянам 1:20, отно­сится к божественной природе Бога.

Мы, дети Божьи, рождены от Него и поэтому обла­даем Его божественной природой (2 Пет. 1:4). Но мы не причастны к Его Божеству, мы не причастны к Его Лич­ности, которой Он обладает как Бог.

О ЛИЧНОСТИ ХРИСТА

В Библии есть две великие тайны: одна — это Триединый Бог — Отец, Сын и Дух, а другая — Личность Христа. Христос — это и Бог, и человек, и эти две при­роды, божественность и человечество, совершенны в Нем. Хотя Он обладает и божественностью, и челове­чест­вом, Он — одна Личность. Наш разум не может до конца постичь этого. Мы можем только принять этот факт в соответствии с откровением Писания.

РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ

Перед тем как рассматривать библейское откровение о Личности Христа, давайте рассмотрим существовавшие на протяжении веков взгляды и учения различных людей относительно этого вопроса. Начиная с первого века по Р.Х. и до середины шестого века так называемые епис­копы придерживались различных учений относительно Лич­ности Христа. Поэтому в течение первых шести веков в церкви часто происходили споры и, в конечном итоге, разделения. Эти различные взгляды и учения можно суммировать и классифицировать на семь разновиднос­тей. Среди этих семи взглядов только один правилен и мо­жет рассматриваться как ортодоксальное учение. Осталь­ные шесть неправильны; они либо неверны в отношении человечества Христа, либо ошибочны в отношении Его божественности. Они либо слишком от­де­ляют божественность Христа от его человечества, либо смешивают Его божественное и человеческое, превращая их в одно. Мы кратко обсудим эти семь различных школ.

1. Христос обладает только божественностью, но не обладает человечеством

В этом состоит ошибочное учение докетов (70—170 гг. по Р.Х.). Они учили, что Христос обладает только божест­вен­ностью и в Нем нет человеческого. Для докетов вся ма­терия порочна в самой своей сущности. Поскольку Христос свят, Он не мог иметь осквернения человеческой плотью. То тело, в которое Он облекся, пребывая на этой земле, было не настоящим телом, а только иллюзией. Его рождение не было настоящим рождением, а Его смерть не была настоящей смертью.

Нет сомнений в том, что это учение целиком и пол­ностью абсурдно и явно противоречит откровению Писа­ния. Библия определенно и ясно говорит, что Господь — Слово Божье, которое «стало плотию» (Ин. 1:14), что «Он также воспринял оные [т. е. плоть и кровь]» (Евр. 2:14) и что Он стал «человеком» (1 Тим. 2:5). Имея человеческое тело и человеческую природу, Он является законченным, истинным человеком.

Точно так же, как об этом сказано в Первом послании Иоанна 4:2-3, эта школа отвергала то, что Христос при­шел во плоти. В первых же словах своего Евангелия Иоанн опровергает их, возвещая, что Христос — это Слово и что Он — Бог, ставший плотью (Ин. 1:1, 14).

2. Христос обладает только человечеством, но не обладает божественностью

В этом состоит ересь эвионитов (107 г. по Р.Х.). Они от­стаи­вали то, что Христос имеет человеческую природу, но в Нем нет божественной природы, и что Его жизнь про­ходила обычным человеческим образом, хотя Его по­ве­дение и несло в себе признаки особой связи с Богом.

Это учение еще более абсурдно, чем предыдущее. Оно весьма походит на лжеучения сегодняшних модер­нистов и в высшей степени противоречит Библии. Библия определенно утверждает, что Христос — человек, и она также ясно открывает, что Он — Бог (Ин. 1:1; Евр. 1:8; Рим. 9:5). Христос — законченный, истинный чело­век, а также совершенный, подлинный Бог. Он обладает полным и совершенным человечеством, а также полной и совершенной божественностью.

3. Божественность Христа не является полной

В этом состоит ошибочное учение ариан. Они говорили, что божественность Христа — неполная и что Он появился благодаря соединению Логоса и человечес­кого тела. Поэтому Он не может сравниться с Богом, ибо Слово не есть Бог несотворенный; но Он, будучи самым выдающимся, благороднейшим и высочайшим среди тво­ре­ний, есть просто всепревосходнейший; Он скорее вождь всего творения. Арий утверждал, что Христос был сотворен Богом, но был сотворен предвечно, предварив все сотворенное. Следовательно, было время, когда Его не существовало. Он также заявлял, что поскольку Христос умер без греха, Он мог быть воскрешен, воз­несся к небесам и таким образом стал Богом. Первый Вселенский Собор, созванный в Никее в 325 г. по Р.Х., объявил арианство ересью и отверг его.

При тщательном исследовании обнаруживается, что лож­ная доктрина ариан содержит три пункта, которые про­ти­воречат откровению Писания: 1) Библия ясно гово­рит, что «Слово было Бог» (Ин. 1:1), но Арий заявлял, что Слово — это не самосущий Бог, и поэтому отстаивал то, что божественность Христа несовершенна и не может срав­ниться с Божьей. Это поистине великая ересь! 2) Писание говорит, что Христос — это Сам Бог, сущий (существующий) от начала (Ин. 1:1), Он — самосущий и безначальный. Однако ариане говорили, что было время, когда Христа не существовало, и что Он стал Богом только после Своего воскресения и вознесения. Подобное учение — великое оскорбление для Личности Христа! 3) Библия действительно говорит, что Христос — «первородный всей твари» (Кол. 1:15, греч., см. перевод Кассиана) и что Христос — «начало создания Божия» (Отк. 3:14), но нигде не говорится, что Он был сотворен пред­вечно, как своевольно заявляли ариане. В общем и целом, они полностью отвергали несотворенную божест­вен­ность Христа и были слишком догматичны относи­тельно того времени, когда Христос стал сотворенным. Вполне справедливо их учение было объявлено ересью и отвергнуто Вселенским Собором в Никее.

4. Человечество Христа не является полным

В этом состоит абсурдное учение аполлинариан. Они говорили, что человечество Иисуса неполное, потому что у Него есть человеческое тело и человеческая душа, но нет человеческого духа — он таинственно замещен Лого­сом. Следовательно, этот так называемый Христос состоит из Логоса, души и тела (в отличие от нормаль­ного человека, состоящего из духа, души и тела). Второй Вселенский Собор, созванный в Константинополе в 381 г. по Р.Х., объявил эту доктрину ересью.

Несомненно, что эта доктрина в значительной степени про­ти­воречит Библии. Хотя Библия и говорит, что Христос, будучи зачат от Духа Святого (Мф. 1:18, 20), обла­дает законченной божественностью, она также гово­рит, что Он, родившись от Марии (Лк. 2:5-7), обладает совершенным человечеством. Он родился младенцем (Ис. 9:6) и вырос как обычный человек (Лк. 2:40, 52). Он не только обладал человеческим телом (Евр. 2:14) и человеческой душой (Мф. 26:38), но также и человечес­ким духом (Мк. 2:8). Следовательно, Писание ясно рас­кры­вает нам, что Христос — законченный человек с духом, душой и телом, а также то, что Он обладает совершенным человечеством.

5. Божественность и человечество Христа разделены

В этом состоит ложная доктрина несториан. Они от­стаи­вали то, что две природы во Христе — божествен­ность и человечество — всегда отличны и разделены, ибо отдель­ная личность не может иметь две природы. Они рас­суждали так: если присутствуют две природы, то должны быть две личности. Следовательно, они разде­ляли две природы Христа до такой степени, что утверж­дали о су­ществовании двух различных существ, Бога и человека, в одном теле Христа. Третий Вселенский Собор, созванный в Эфесе в 431 г. по Р.Х., отверг эту доктрину как неверную.

Учение несториан также явно противоречит библей­скому откровению. В Ветхом Завете Библия показывает нам, что ковчег откровения, который олицетворяет Христа, сделан из дерева и обложен золотом, — он про­из­ве­ден из двух природ. Золото олицетворяет божествен­ную природу Христа, в то время как дерево олицетворяет Его человеческую природу. Хотя золото и дерево — две различные природы, они были соединены в одно и стали ковчегом. Из этого следует, что хотя Христос обладает двумя природами, божественностью и человечеством, Он при этом — одно; и две Его природы, хотя и отличны друг от друга, но не разделены, а наоборот, соединены. Хотя Христос имеет и божественность и человечество, эти две природы стали одной Личностью; это не одно тело, содержащее две личности, — Бога и человека.

6. Божественность и человечество Христа смешаны, превращаясь в одно

В этом состоит неверное учение евтихиан. Они отвергали различие и сосуществование божественности и челове­че­ства Христа и заявляли, что эти две природы объеди­нены в одну, которая не является ни божественной, ни челове­чес­кой, а некоей третьей природой, появляющейся в результате объединения божественности и человечества — божественность преоб­ла­дает, а человечество поглощается божественностью. Поэтому евтихиане были еще известны, как монофизиты. Их учение было отвергнуто на четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. по Р.Х.

Евтихианство также противоречит Писанию. В Ветхом Завете Библия показывает, что хлебное приношение, которое олицетворяет Христа, состояло из елея, слитого* с мукой тонкого помола (Лев. 2:4; Исх. 29:40). Елей, оли­цетво­ряющий Святого Духа, относится к божественной при­роде Христа, в то время как мука тонкого помола, которая олицетворяет поведение Христа, относится к Его человеческой природе. Хотя елей и мука слиты воедино, они остаются двумя по природе — они не объединяются в одно, становясь какой-то третьей природой. Но Евтихий настаивал, что эти две природы Христа, божест­вен­ность и человечество, объединились в одно и стали не­коей третьей природой так же, как кислотная природа, смешанная со щелочной природой становится нейтраль­ной природой. Эти две природы Христа, божественность и человечество, слиты в одном теле так же, как елей слит с мукой тонкого помола; сливаясь, они не становятся одной природой, как это происходит при смешивании кислоты со щелочью.

7. Христос имеет и божественность, и человечество — обе природы законченны, но соединены в теле одной Личности

Это и есть правильное учение ортодоксальной школы. После вышеупомянутых четырех Вселенских Соборов на пятом Вселенском Соборе, созванном в Константинополе в 553 г. по Р.Х., все приверженцы ортодоксальной школы признали, что Христос обладает и божественностью, и че­ло­вечеством, и то и другое присутствует в закончен­ном виде, но при этом они соединены в теле одной личности — без разделения, без смешения и без превра­ще­ния в новую природу. Наш Господь определенно есть Сын Божий, а также и Сын Человеческий. Он — совер­шен­ный Бог, а также и законченный человек. Он — истинно Бог и истинно человек, Он — и Бог, и человек. Он имеет совершенную божественность, равно как и закон­чен­ное человечество. Эти две природы в Нем не пере­ме­шаны и не разделены. Хотя Он обладает двумя при­ро­дами, при этом Он — одна личность. Его Личность не может разделиться, а Его природы не смешиваются. Это и есть верное откровение, показанное во всем Слове Божьем; в этом также заключается ортодоксальный взгляд церкви Божьей во все века. Наш Господь, который есть и Бог, и человек, одно лицо с двумя природами, без разде­ле­ния и без перемешивания, воистину есть тайна тайн; и Он достоин принимать наше поклонение и хвалу вовеки!

ОТКРОВЕНИЕ ПИСАНИЯ

Хотя Личность Христа — это великая тайна, Библия очень ясно говорит об этом вопросе. Хотя сам этот воп­рос, раскрытый в Писании, является тайной, ясны слова, которые Библия использует, открывая его. Следовательно, хотя мы и не можем полностью понять такую тайну, мы мо­жем постичь и принять слова, которые использует Биб­лия, говоря о ней.

1. Христос есть Бог

И в Ветхом, и в Новом Завете Библия много раз очень ясно и многообразно говорит, что Христос есть Бог.

А. В Ветхом Завете
Послание к Евреям 1:5 говорит нам, что слова, ска­зан­ные Богом во Второй книге Царств 7:14 — «Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном», — относятся ко Христу. Бог — Его Отец, а Он — Божий Сын. Подобное обозначение, в соответствии с библейским пониманием, показывает равенство с Богом (Ин. 5:17-18). В Ветхом За­вете, начиная с Книги Бытия, есть много мест, которые го­во­рят о Христе. Однако до этого самого места во Вто­рой книге Царств 7:14 нигде не говорится, что Бог — Его Отец. Он — Божий Сын, имеет Божество и равен Богу. Он пришел как Сын Божий, имеющий Божество, чтобы быть Христом Божьим, исполняющим волю Бога.

В Псалмах о Христе постоянно говорится, как о Боге. Псалом 2:7 говорит: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Эти слова относятся к тому мо­менту, когда Бог воскресил Господа Иисуса из мертвых (Деян. 13:32-33) и провозгласил Его Сыном Божьим, об­ла­даю­щим божественной сущностью Божества (Рим. 1:4). Хотя Он стал Сыном Человеческим и облекся в чело­вечес­кую природу и человеческое тело, Бог воздвиг Его из мертвых, провозгласив Его Сыном Божьим, который имеет божественность и Божество и который столь пре­вос­ход­нее ангелов (Евр. 1:4, 5). В одном псалме, славя­щем Христа, псалмопевец восклицает: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего» (Пс. 44:7). Следовательно, в этом стихе слово «Боже» на­прав­лено ко Христу. Псалмопевец явно обращается к Нему как к Богу и славит Его как Бога. Он не только Прек­раснейший среди сынов человеческих (ст. 3), но также Бог, имеющий престол и жезл вовеки. Он, прекрасней­ший Человек, — это просто Бог, Сам Бог, цар­ст­вую­щий на престоле в вечности.

В Псалме 101 псалмопевец возвещает: «Боже мой!.. Твои лета в роды родов. В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребу­дешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:25-28). Это слова хвалы Богу, говорящие о том, что Бог одновременно и Творец, и Управитель неба и земли и что Он всегда неизменен. В соответствии с Посланием к Евреям 1:8-12, в этих словах говорится о Христе. Здесь Библия вновь ясно го­во­рит, что Христос — это Бог, и славит Его как Господа, который творит и правит небом и землей, который тот же и чьи лета не кончатся.

Давид возвестил: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109:1). В Евангелии от Матфея 22:42-45 Господь указывает, что здесь Давид называет Его Господом. Это доказывает, что Он — Бог; а иначе как мог Давид называть Его Господом, если по плоти Он — Сын Давидов? Хотя Он стал плотью и был сделан Сыном Да­ви­довым, как Бог Он — Господь Давида, Тот, Кто вос­седает в небесах и равен Богу.

В Книге пророка Исаии говорится: «В тот день отрасль Господа (евр. Иеговы) явится в красоте и чести» (Ис. 4:2). Этот росток, отрасль, есть Христос, исшедший от Бога-Иеговы. Поэтому Он, как росток, исшедший от Бога и обладающий Божеством, приходит для явления Божьей красоты и славы. И мы поистине видим красоту Бога и Его славу, явленную через Него. Пророк Исаия воз­вес­тил: «Видел я Господа, сидящего на престоле высо­ком и превознесенном (в примечании перевода Дарби говорится, что древнееврейский текст может озна­чать, что Господь высок),.. вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1-3). Евангелие от Иоанна 12:38-41 говорит, что здесь Исаия видел славу Господа Иисуса. Из этого следует, что Господь Иисус — Бог, Бог высокий, сидящий на престоле в небесах, прославляемый серафимами, и слава Его наполняет всю землю. Аллилуйя! Наш Господь — все­вышний Бог, восседающий на престоле, и слава Его наполняет вселенную! Он достоин принимать не только хвалу от ангелов небесных, но, более того, прославляться нами и принимать поклонение от нас!

Ветхозаветное пророчество о том, что «дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [то есть „с нами Бог”]» (Ис. 7:14), исполнилось в Господе Иисусе (Мф. 1:20-23). Хотя Господь и был человеком, за­чатым и рожденным через деву, люди назвали Его «с нами Бог», ибо когда Он был во плоти, Он был «Богом с человеками». Он — Бог, ставший человеком и оби­тавший с человеками, следовательно, Он — сам Бог, пребывающий с людьми. Книга пророка Исаии 9:6 гово­рит: «Ибо младенец родился нам; Сын дан намю… и на­ре­кут имя Ему… Бог крепкий, Отец вечности…». Не мо­жет быть более ясных и выразительных слов, гово­ря­щих, что Господь — это не только Сам Бог, но также и Отец. Он ро­дился во плоти как младенец, но при этом Он — «Бог крепкий»; Он вошел во время как Сын; но при этом Он — Отец, находящийся в вечности. Иисус, ставший плотью, это Бог! Сын, вошедший во время, — это Отец! Он — наш Бог, и Он также наш Отец.

Книга пророка Исаии 11:10 говорит: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для наро­дов, обратятся язычники». Здесь слова «к корню Иес­сееву» относятся ко Христу (ср. Отк. 22:16, где гово­рится, что Он — корень Давида). В первом стихе этой главы говорится, что Он — отрасль, происходящая от ствола Иессеева, и ветвь, произрастающая от корня его. Это указывает на то, что Он стал человеком и был одним из потомков Иессея; Он произошел от Иессея. Но стих 10 говорит, что Он — корень Иессеев, указывая на то, что Он — Бог, который есть корень Иессея, и Иессей произошел от Него. В Книге пророка Исаии 40:3-11 гово­рится: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу… и явится слава Господня… Вот — Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою… Как пастырь Он будет пасти стадо Свое». На основании стиха в Евангелии от Матфея 3:3, который цитирует слова «глас вопиющего в пустыне», мы понимаем, что этот отрывок в главе 40 Исаии отно­сится ко Христу. Он — выраженная слава Божья, так же как говорит Послание к Евреям 1:3: «Сей [Христос], будучи сияние славы… Его». Он — Бог народа Божьего; когда приходит Он, это приход Господа как Всемогущего, а также как Пастыря, к Своему народу. Эти слова, ко­нечно, в большей степени исполнятся во время Его вто­рого пришествия. Но когда Он пришел в первый раз, это также было явлением славы Божьей, пришествием Самого Бога, ибо Он — Бог, Сам Господь Бог.

В Книге пророка Иеремии 23:5, 6 говорится: «Восставлю Давиду Отрасль [или побег, почку] праведную… и вот — имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше”!» (ср. 33:15, 16). Это означает, что, с одной стороны, Христос — праведная отрасль (или побег), произошедшая от Давида, то есть один из потомков Давида, а с другой стороны, Он — Господь, ставший нашей праведностью. Он — Бог, равно как и человек.

Книга пророка Михея 5:2 говорит: «И ты, Вифлеем… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Вла­ды­кою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». В Евангелии от Матфея 2:4-6 ясно ука­зы­вается, что этот отрывок говорит о Христе. Хотя Он ро­дился в Вифлееме и произошел оттуда, Его корень, или источник, — из начала и от вечности. Только Бог — из начала и от вечности. Следовательно, это доказывает, что Он — Бог, Сам Бог, который из начала, от вечности.

Далее, ангел Божий, упоминаемый в Книге Исхода 3:2-12, Книге Судей 6:11-24; 13:15-24, Книге пророка Захарии 1:11, 12 и 2:8-11, относится ко Христу. Эти места ясно указывают, что этот ангел Господень — Сам Господь Бог (Зах. 12:8, где говорится: «…как Бог, как Ангел Господень», доказывает это). Это показывает нам, что Христос, который был послан от Бога как ангел Господень, чтобы исполнить волю Божью, — это Сам Бог, пославший Его, Сам Господь Бог.

В отрывках, процитированных выше, Ветхий Завет ясно раскрывает, что Христос — это Бог, имеющий Божество, статус Бога, положение Бога и божественную силу, — Он не кто иной, как Сам Бог.

Б. В Новом Завете
В Евангелии от Матфея 1:20-23 говорится «…ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: „Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Емма­нуил, что значит: с нами Бог”». В этом отрывке есть три основных момента, которые четко доказывают, что наш Господь — это Сам Бог:

  1. Он родился через оплодотворение Святым Духом. Святой Дух — это Сам Бог. Следовательно, когда Иисус родился через оплодотворение Святым Духом, это было воплощением Бога. Это совершенно точно согласуется с Евангелием от Иоанна 1:14, где говорится, что Он — Бог, ставший плотью.
  2. Бог постановил, чтобы Его назвали Иисусом. «Иисус» — греческий эквивалент еврейского имени «Иего­шуа» (Числ. 13:17; Евр. 4:8), которое озна­чает «Иегова- Спаситель». Это говорит нам, что Иисус — Бог Иегова, ставший нашим Спасителем. Сле­дова­тельно, Он — это Сам Бог.
  3. Бог постановил назвать Его Иисусом, но и люди на­рекли Ему имя — Еммануил, что значит «с нами Бог». Из этого также следует, что Он — Бог. Он — тот, кто стал плотью и обитал среди людей, — это Бог с человеками. В Его данном Богом имени «Иисус» есть «Иегова», а в Его имени «Еммануил», которое Ему дали люди, есть «Бог». Он — Иегова, и Он — Бог. Он — «Иисус», Иегова-­Спаситель, а также Он «Еммануил» — «с нами Бог».

Новый Завет показывает нам, что в целом ряде слу­чаев (особенно незадолго до рождения Господа, во время Его крещения и во время Его смерти) Бог ясно открывал либо напрямую, либо через ангелов и людей, что Господь есть Сын Божий; то есть Господь имеет божественность и Божество и равен Богу (Ин. 5:17, 18).

Слова, сказанные ангелом Гавриилом, который был по­с­лан от Бога, незадолго перед зачатием Иисуса: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего;.. рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:32, 35).

Затем, после крещения Иисуса, Бог возгласил с небес и сказал: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). А когда Иоанн Креститель увидел Духа Святого, схо­дящего на Господа, он сказал: «И я видел и засвиде­тель­ст­во­вал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34). Когда Господь впервые начал призывать людей следовать за Ним, Нафанаил сказал: «Равви! Ты — Сын Божий» (Ин. 1:49).

После того как Господь ходил по морю и позволил Петру сделать то же самое, а также усмирил бурю, ученики сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33).

После того как Петр получил откровение от Бога, он возвестил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16).

Во время преображения Господа на горе Бог возгласил из облака и сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5).

Римский сотник и те, кто был с ним во время смерти Господа, говорили: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).

Когда фарисеи говорили, что Христос — это Сын Давидов (Мф. 22:43), Господь сказал: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом?» (Мф. 22:43), цити­руя (в ст. 44) слова из Псалма 109:1 и доказывая, что Да­вид в духе назвал Его Господом. Здесь Он признает, что Он — Господь Давида. Хотя Он стал плотью и сделался сыном Давида, на самом деле Он — Господь Давида, потому что Он — Бог.

Евангелие от Матфея 28:19 говорит: «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В этих словах к Своим ученикам Господь ставит Себя на один уровень с Отцом и Святым Духом, доказывая тем самым, что Он имеет ту же божественность и Божество, что и Отец, и Святой Дух.

В одном из отрывков в Евангелии от Марка говорится: «Иисус… говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и по­мыш­ляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:5-7). Это не только доказывает, что Господь Иисус — Бог, который может прощать грехи, но также указывает на то, что Господь исповедовал Себя Богом, Богом, который один только может прощать грехи. Позднее в этом же отрывке Он показал осуждавшим Его, что как и Бог, испы­тующий человеческие сердца, Он знает помышления их сердец и стоит в положении Бога, используя Божью власть для прощения человеческих грехов (ст. 8-12).

Далее, в Евангелии от Марка говорится: «Когда выходил Он в путь… некто …спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:17, 18). Здесь слова Господа Иисуса доказывают, что Он признает Себя Богом, который один только благ. Говоря это, Господь хочет, чтобы исповедующий Его благим также исповедовал, что Он — Бог, единственный Благой.

Евангелие от Иоанна утверждает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1, 2). В соответствии со стихом 14, «Слово» — это воплощенный Господь Иисус. Он не только был в начале у Бога, но Он — Сам Бог.

Евангелие от Иоанна утверждает: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил [Его]» (Ин. 1:18). Из этого следует, что Господь, будучи единородным Сыном Божьим, является выраже­нием Бога. Ни один человек никогда не видел Бога, но Он являет Бога. Отец — это невидимый Бог, сокрытый Бог; Господь Иисус — Бог явленный.

Господь Иисус сказал: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23). Здесь Господь показывает нам, что Он при­нимает те же почести, что и Отец, потому что Он — Отец, а также Бог.

Иисус сказал слепцу, которого исцелил: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и ви­дел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи!» (Ин. 9:35-38). Здесь Сам Господь гово­рит слепцу, которого исцелил, что Он — Сын Божий. Это собственные слова Господа, говорящие о том, что Он — Сын Божий, имеющий Божество и равный Богу.

В таких стихах, как Евангелие от Иоанна 10:30, 17:11 и 22, Господь Иисус ясно говорит, что Он и Отец — одно. Так же, как Отец — Бог, так и Он — Бог. Кроме этого, Еван­гелие от Иоанна 13:3 говорит: «Иисус, зная… что Он от Бога исшел и к Богу отходит». Эти слова доказывают, что Господь и Бог — одно. Он «от Бога исшел» и «к Богу отходит» (к Богу, а не туда, где находится Бог), потому что Он — Бог.

Затем Господь говорит опять Своим ученикам: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего… Видев­ший Меня видел Отца… Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:7-10). Когда люди видели Его, они видели Отца; когда они познавали Его, они познавали Отца. Он в Отце, а Отец — в Нем, потому что Он и Отец — одно; Он — Отец, а также Бог.

Господь Иисус также сказал: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15). Это значит, что все, чем является Бог, покоится в Господе, как и Павел свидетельствовал в По­слании к Колоссянам 2:9: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно», ибо Он есть Бог, равно как и Отец.

Молитва Господа к Отцу в последний вечер Его пребывания на земле была следующей: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). В этих словах Он ска­зал нам, что разделял славу с Отцом даже прежде бытия мира. Это доказывает, что Он — то же, что и Бог от начала, потому что Он — Бог, который находится в вечности.

Один ученик, Фома, сказал Господу после Его воскресения: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). А в следующем стихе Господь подтвердил слова Фомы, ибо Он действительно и Господь, и Бог.

Утверждая «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий» (Ин. 20:31), Иоанн воз­ве­щает, что все его Евангелие написано с целью доказать, что Господь — Сын Божий, что Он, имея природу Бога и Божество, — то же, что и Бог.

Деяния также говорят, что Господь есть Господь (2:36; 9:5; 10:36), равно как и Сын Божий (9:20; 13:33). Это дока­зы­вает, что Господь имеет божественную природу Бога и Божество, и что Он — то же, что и Бог.

В Посланиях есть множество стихов, которые утверж­дают, что Господь есть Господь, равно как и Сын Божий, подкрепляя, таким образом, свидетельства о том, что Он обладает божественной природой Бога и Божеством. Кроме этого, несколько нижеследующих стихов ясно и оп­ре­деленно показывают нам, что наш Господь есть Бог; Он ничем не меньше, чем Сам единственный и не­по­вто­римый Бог. «Христос… сущий над всем Бог, благословенный вовеки» (Рим. 9:5). Не может быть более ясных слов, говорящих, что Христос — это Бог, благосло­вен­ный вовеки. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Здесь Господь ставится на один уровень с Отцом и Святым Духом. Это доказы­вает, что Господь обладает той же божественной приро­дой и Божеством, что и Бог, и Святой Дух.

«Он [Христос Иисус], будучи образом Божиим…» (Флп. 2:6), и «Который [возлюбленный Сын Его] есть образ Бога невидимого…» (Кол. 1:15). Господь есть образ Бога, ибо Он есть Сам Бог. Послание к Колоссянам 2:2 и 9 говорит, что тайна Бога — это Христос и что в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Все, чем является Бог, есть Христос: все, что от Божества, покоится во Христе, ибо Он есть Сам Бог. «И беспрекословно — вели­кая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16). Христос во плоти был Богом, явившимся во плоти. Это действительно была плоть, но Бог был явлен в ней! Это поистине великая тайна! Христос, ставший челове­ком, был Богом, явленным во плоти, и Он есть Сам Бог! «Сей [Христос], будучи излучением славы [Божьей] и отпечатком сущности Его» (Евр. 1:3, букв.). В предыду­щем отрывке мы уже увидели, что Христос — это Бог явленный, а здесь говорится, что Он — излучение славы Божьей, отпечаток Его сущности. Он — выражение Бога, Его явление. «А о Сыне: …Боже…» (Евр. 1:8) — это цитата из Псалма 44:7, доказывающая, что Сын [Христос] есть Бог. Вслед за этой цитатой, в стихах с 10 по 12, идет цитата из Псалма 101:26-28, доказывающая, что Он — Бог, который тот же и чьи лета не кончатся. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Здесь говорится, что Сын Божий есть Истинный. Он пришел, чтобы мы могли по­знать Его, который истинен, и чтобы мы были в Нем, который истинен. Сей Истинный есть истинный Бог, и Он — жизнь вечная. В соответствии с Первым посла­нием Иоанна 1:2, «жизнь вечная» относится к Самому Господу. Следовательно, здесь нам также говорится, что Господь есть истинный Бог.

В Откровении есть много стихов, определяющих при­роду Господа: «От Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, перве­нец из мертвых и владыка царей земных» (Отк. 1:4, 5). Здесь Господь поставлен на один уровень с Богом и Святым Духом; это доказывает, что Он обладает божественной природой и Божеством так же, как Бог и Святой Дух. «Я есмь первый и последний…» (Отк. 1:17). В Откровении 2:8 и 22:13 говорится то же самое. Первый и Последний в этой вселенной — это, несомненно, Бог, Который от вечности и до вечности (Пс. 89:3). Следова­тельно, эти слова также доказывают, что Господь — это веч­ный Бог. В Откровении 2:18 Господь называет Себя «Сы­ном Божиим». Здесь Сам Господь признает, что Он об­ла­дает божест­венной природой и Божеством. Термины «ко­рень Давидов» и «потомок Давида» используются в От­кро­вении 5:5 и 22:16 по отношению к Господу. Так же как выражение «потомок Давида» означает, что Господь — человек и что Он произошел от Давида, так и выражение «корень Давидов» означает, что Он — Бог и что Давид произошел от Него. «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Отк. 5:13). Здесь слово «Агнец» относится к Господу. Этот стих утверждает, что Он вместе с Богом принимает равную хвалу от всякой твари во вселенной. Это доказывает, что Он и Бог — одно, и Он равен Богу в чести и славе. «Ибо Господь Бог Все­держитель — храм его, и Агнец» (Отк. 21:22). Этот стих показывает нам, что Господь и Бог — храм (в единст­венном числе), доказы­вая, что Господь и Бог — одно. «Ибо слава Божия осве­тила его, и светильник его — Агнец» (Отк. 21:23). Так же как свет находится в светильнике и есть одно целое со све­тиль­ником, так и Бог находится во Христе и есть одно целое со Христом. Бог есть содержа­ние Христа, а Христос есть выражение Бога. Христос и Бог — одно.

В выражении «престол Бога и Агнца» (Отк. 22:1) слово «престол» стоит в единственном числе. Бог и Агнец раз­де­ляют один престол — это также ставит Господа на один уровень с Богом. В соответствии с преды­дущим от­рыв­ком, Бог — это свет, а Господь — это све­тильник; следо­ва­тельно, Бог пребывает в Господе. По всей видимости, Бог, пребывающий в Господе, восседает на престоле. Иначе как двое могут вместе восседать на одном и том же престоле? В любом случае все эти отрывки дока­зы­вают, что Господь и Бог — одно. В Откровении 22:13 Господь Иисус говорит: «Я есмь Алфа и Омега». Однако в Откровении 1:8 эту фразу — «Я есмь Алфа и Омега» — гово­рит Господь Бог. Это, несомненно, доказывает, что Господь — это Бог, «Который есть и был и грядет, Все­держитель». Вслед за этим Он говорит, что Он — «начало и конец, первый и последний» (Отк. 22:13). Наш Господь есть Бог, Бог самосущий и вечносущий, безначальный и бесконечный, но который при этом есть и начало, и конец. Вознесем же Ему поклонение, которое Он, как Бог, достоин принять! Будем же вовек славить Его как Бога, истинного Бога, совершенного и закончен­ного Бога! Аминь! Аллилуйя!

2. Христос есть человек

Библия и в Ветхом, и в Новом Завете содержит много отрывков, которые ясно раскрывают, что Христос — это человек.

А. В Ветхом Завете
В первом ветхозаветном пророчестве о Христе гово­рится следующее: «И вражду положу между тобою [змеем] и между женою, и между семенем твоим и между семе­нем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты бу­дешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Этот стих пророчест­вует о том, что Христос как семя женщины поразит голову древ­него змея, дьявола. Позднее Он действительно ро­дился от женщины (Гал. 4:4) и стал семенем женщины; то есть Он стал человеком и через Свою смерть уничто­жил дьявола (Евр. 2:14). Это первое место Писания, гово­ря­щее о Христе как о человеке. Когда Бог пообещал Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:18), обетованное семя, о котором Он го­во­рил, — это Христос (Гал. 3:16). Благодаря Христу все на­роды земли благословлены. Однако чтобы люди на этой земле могли получить благословение через Него, Ему потребовалось стать семенем Авраама, то есть стать че­ловеком. Следовательно, чтобы стать человеком, Он дей­ст­вительно стал семенем Авраамовым (Мф. 1:1). Позднее, в Книге Бытия 26:4 и 28:14 Бог также дал Иса­аку и Иакову то же самое обещание, говоря, что Христос будет их семенем и что все народы на земле благосло­вятся в Нем. Это пророчество о воплощении Христа. Книга Бытия 49:10 говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды… доколе не приидет Примиритель». Здесь слово «При­миритель» относится ко Христу. Это пророчество о Христе, которому суждено было стать семенем Иуды, то есть стать человеком — Примирителем.

Моисей пророчествовал израильтянам: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой» (Втор. 18:15). Пророк, о котором он пророчествовал, — Христос (Деян. 3:22, 23). Здесь из его слов мы видим следующее: чтобы Христос был Проро­ком, Ему было необходимо быть одним из братьев израильских, то есть Ему необходимо было стать че­ловеком.

В Книге пророка Исаии 4:2 упоминается «плод земли». Согласно первой части этого стиха, эта фраза от­но­сится ко Христу. В Книге пророка Исаии 11:1 гово­рится: «И произойдет отрасль от ствола Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (букв.). Основываясь на после­ду­ю­щих стихах, со 2 по 5, мы видим, что эти слова отно­сятся ко Христу. Он — отрасль от ствола Иессеева и ветвь от корней его. Это также означает, что Господу было не­об­хо­димо стать человеком. «И будет человек как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис. 32:2, букв.). Основываясь на этом отрывке в Книге пророка Исаии, мы можем видеть, что «человек» — это Христос. Христос, наше убежище, — это человек.

«Вот, отрок [в значении слуга, раб — евр.] Мой… Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…» (Ис. 42:1-4). Евангелие от Матфея 12:18-21 ука­зывает, что здесь говорится о Господе Иисусе. Он, раб Божий, — человек. Принимая положение человека, Он слу­жит Богу как раб.

«Вот, раб Мой,.. столько был обезображен паче вся­кого человека лик Его, и вид Его — паче сынов челове­чес­ких!» (Ис. 52:13, 14). Согласно этому описанию, чтобы быть рабом Божьим, Господу необходимо быть челове­ком. Его лик был обезображен больше всякого человека, а Его вид — паче сынов человеческих; это показывает, что Он — человек.

Вся глава 53 Книги пророка Исаии пророчествует о Христе. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который при­вле­кал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его… Он отторгнут от земли живых… Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у бога­того… и к злодеям причтен был» (Ис. 53:2, 3, 8, 9, 12). Эти стихи полностью изображают состояние и пережива­ния человека. Следовательно, Христу было нобходимо стать человеком, и Он действительно стал им.

«Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль [или побег, росток]… и вот — имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше”» (Иер. 23:5, 6). Он — Отрасль Давида, то есть по­то­мок Давида (Мф. 1:1; Отк. 22:16). Эти слова относятся ко Христу. Он есть «Господь — оправдание наше»; Он также Побег Давидов. Он — Бог; Он также человек. Книга пророка Исаии 4:2 говорит, что Он — «отрасль [или побег, росток] Господа», Он исходит от Бога и имеет природу Бога. Здесь же говорится, что Он — отрасль Давида, Он исходит от человека и имеет человеческую при­роду.

Пророк Даниил возвещал: «Видел я в ночных виде­ниях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын чело­ве­чес­кий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все на­роды, племена и языки служили Ему» (Дан. 7:13-14). В этих видениях Даниил видел Христа, принимающего цар­ство от Бога и возвращающегося на землю править (ср. Лк. 19:15 — «и когда возвратился, получив царство»). Христос в этом видении явился как сын человеческий. Это означает, что когда Он получит царство и вернется вновь на землю, чтобы править как царь, Он будет чело­ве­ком (Мф. 26:64). Именно имея статус человека, Он при­ни­мает царство от Бога и возвращается править народами земли.

«И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тыся­чами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который дол­жен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5:2). Это пророчество говорит, что Христу надлежало родиться в Виф­ле­еме (Ин. 7:42) и стать человеком, чтобы править за Бога. Это также доказывает, что Христу необходимо быть человеком.

Дополнительные пророчества Ветхого Завета о Христе: «Я привожу раба Моего, Отрасль [или Побег, Росток]» (Зах. 3:8); и «Вот Муж, — имя Ему Отрасль [или Побег, Росток], Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и вос­сядет и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем» (Зах. 6:12-13). Все эти названия относятся ко Христу. Он — раб Божий, Он — «Муж», Он назван Отраслью. Он создаст храм Госпо­день; Он воссядет на престоле и будет править и свя­щенствовать. Он может сделать все это, потому что Он — человек. Именно в статусе человека Он придет и сделает все это. Это убедительные доказательства того, что Христу необходмо быть человеком, настоящим чело­ве­ком, законченным человеком.

Далее Книга пророка Захарии 13:7 говорит: «О, меч! под­нимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» В Евангелии от Матфея 26:31 Господь указывает, что эти слова относятся к Нему. Он — пастырь Божий; Он — человек, ближний Богу. Хотя Он и ближний Богу, Он все же человек. Это также доказывает, что Господу было необходимо стать человеком.

Б. В Новом Завете
Ветхий Завет показывает, что Христу необходимо было стать человеком. Чтобы быть человеком, Ему было необ­хо­димо стать семенем женщины, а также семенем Авра­ама, Исаака, Иакова, Иуды, Иессея, Давида и т. д. В самом начале Нового Завета, первая глава Евангелия от Матфея показывает нам, что Христос действительно стал «Сыном Авраамовым» и «Сыном Давидовым» (ст. 1); Он также стал одним из потомков Исаака, Иакова, Иуды и Иес­сея (ст. 2, 5, 6), рожденным от девы Марии (ст. 16). Он определенно стал «семенем жены», чтобы быть истин­ным человеком, таким же, как и любой обыкновенный человек, имеющий предков и родословную.

Позднее, вторая часть первой главы Евангелия от Мат­фея, Евангелие от Луки 2:30, 31 и 2:5-12 говорят нам, что Христос был зачат через Духа Святого и, следуя обыч­ному человеческому пути, вышел из утробы Своей матери как «младенец». Таким образом, пророчество Книги пророка Исаии 9:6 — «Ибо младенец родился нам» — исполнилось.

Евангелие от Луки 2:21-24 также показывает нам, что мла­денец, родившийся из утробы Своей матери, был об­ре­зан на восьмой день согласно законам израильтян и назван Иисусом. И когда дни очищения Его матери ис­пол­нились, Он был принесен в храм и представлен Богу. Все было сделано согласно обычному человеческому порядку; это доказывает, что Он определенно стал человеком.
Позднее, вторая глава Евангелия от Матфея показы­вает нам, что Христа, как «младенца», оберегала Его мать, Иосиф увел Его в Египет (ст. 14), затем Он вер­нулся в землю Израиля (ст. 21) и обитал в Назарете и поэтому назывался Назореем (ст. 23).

Евангелие от Луки 2:40-52 также показывает, что маль­чиком Иисус «возрастал и укреплялся», каждый год ходил в Иерусалим по обычаю израильскому и «преуспе­вал в пре­муд­рости и в возрасте и в любви у Бога и человека». Он жил нормальной жизнью обычного мужающего юноши.

Евангелие от Матфея 13:55 говорит, что Он — «плот­ников сын», а Евангелие от Марка 6:3 говорит, что Он — «плотник». Это говорит нам о том, что после того как Он вырос, Он работал с Иосифом как плотник. Это пол­ностью доказывает, что Он — человек во всем.

В Евангелии от Матфея 4:3-4, после крещения Иисуса и перед тем как Он начал Свое служение, дьявол пришел, чтобы искушать Его, соблазняя Его явить Себя как Сына Божьего. Но Господь ответил: «Не хлебом одним будет жить человек». Этот стих указывает на то, что Он при­зна­вал Себя человеком и твердо придерживался статуса и положения человека.

Позднее, во многих случаях Он называл Себя «Сыном Че­ловеческим», тем самым признавая Себя человеком (Мф. 8:20; 9:6; 10:23; 11:10; 12:8, 32, 40; 13:41; 16:13, 27; 17:9, 22; 20:18, 28; 24:30, 37; 25:31; 26:24).

Даже в Евангелии от Иоанна, книге, которая свиде­тель­ст­вует о том, что Он — Бог, Сын Божий, Он не только часто называет Себя «Сыном Божиим», признавая то, что имеет божественность и Божество и что Он — то же, что и Бог (5:17-23, 25-27; 8:36; 9:35-37; 10:33, 36; 14:13; 17:1), но называет Себя также «Сыном Человечес­ким», исповедуя, что Он — человек, имеет человеческую природу и что Он — то же, что и человек (1:51; 3:13; 5:27; 6:27; 8:28; 12:23; 13:31).

И наконец, в Евангелии от Матфея 26:63-64, перед рас­пятием Иисуса первосвященник, судивший Его, спро­сил: «Ты ли — Сын Божий?» С одной стороны, Господь ответил: «Ты сказал!» Но, с другой стороны, Он все же назвал Себя «Сыном Человеческим», твердо придержи­ваясь Своего человеческого статуса.

Кроме этого, Его рождение, Его жизнь и деяния на земле — все это доказывает, что Он — человек: Филипп уви­дел Его как «сына Иосифова, из Назарета», как на­стоя­щего человека (Ин. 1:45). Когда Он пришел в Свое отечество, Его собственный народ называл Его челове­ком. Они знали, что Он — «плотников сын» и что у Него есть «мать», «братья» и «сестры» (Мф. 13:54-56). Эти факты четко подтверждают, что Он — человек во всем, ни капли не отличающийся от обычного человека. Он возлежал за столом и ел с людьми точно так же, как обык­новенный человек (Мф. 9:10, 11; Лк. 7:36; Ин. 12:2). Когда Он был распят, воины делили Его одежду (Ин. 19:23, 24); это доказывает, что Он одевался, как и любой нормальный человек. Он, «утрудившись от пути» и воз­жаждав, попросил у женщины напиться (Ин. 4:6-7). Он «про­слезился», как и те, кто был тогда с Ним (Ин. 11:33, 35). Он «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался… влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был пре­поя­сан» (Ин. 13:4, 5). Все эти действия доказывают, что Он — человек во всем.

Господь был человеком не только, когда Он жил на земле до Своей смерти, но и после Своего воскресения и вознесения на небеса, а также во время Своего возвраще­ния в будущем Он по-прежнему остается и навсегда оста­нется человеком в вечности. После Своего воскресения Он явился Своим ученикам и сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои… осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И ска­зав это, показал им руки и ноги… Они подали Ему часть пече­ной рыбы и сотового меда; и взяв ел пред ними» (Лк. 24:39-43). Это доказывает, что после воскресе­ния Он по-прежнему человек, имеет плоть и кости и ест как человек. Он сказал первосвященникам: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мф. 26:64). Это значит, что после вознесения на небеса Он по-прежнему остается человеком. Он сказал Своим уче­никам: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16:27). И еще раз, в Еван­гелии от Матфея 26:64, Он говорит: «Узрите Сына Че­ло­веческого… грядущего на облаках небесных». Это зна­чит, что, возвращаясь в будущем, Он по-прежнему бу­дет чело­ве­ком. Он сказал Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Здесь опи­сы­вается Его состояние в будущем, в вечности. Он по-­прежнему Сын Человеческий; Он человек до самой вечности.

Помимо четырех Евангелий, другие книги Нового Завета также содержат стихи, доказывающие, что Он — человек: Он — Иисус Назорей, Муж (Деян. 2:22). Стефан уви­дел его в небесах как «Сына Человеческого, стоящего одес­ную Бога» (Деян. 7:55, 56). Стих 1:3 в Послании к Рим­лянам — «О Сыне Своем [Иисусе Христе], Кото­рый ро­дился от семени Давидова по плоти» — ясно дока­зы­вает, что Он человек из крови и плоти. Он — «один Чело­век, Иисус Христос» (Рим. 5:15). Он — «последний Адам» и Он — «второй человек» (1 Кор. 15:45, 47). Он — Тот, кто умер за всех (2 Кор. 5:14). Он — семя Авраамово (Гал. 3:16). Фраза «От них Христос по плоти» (Рим. 9:5) до­ка­зывает, что Он человек во плоти, произошедший от Из­раиля. То, что Он «родился от жены» (Гал. 4:4), несом­ненно, доказывает, что Он — человек. Он сделался «по­доб­ным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7, 8). Это целиком и полностью подтверждает, что Он стал че­ло­ве­ком. Первое послание к Тимофею 2:5 говорит о «че­ловеке Христе Иисусе». Он был сделан человеком, не­многим меньше ангелов (Евр. 2:6-9). «А как дети при­частны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр. 2:14). Это значит, что Он стал человеком из крови и плоти. Фраза «Иисус Христос, пришедший во плоти» (1 Ин. 4:2) ясно показывает, что Он стал челове­ком. В Нем мы видим «подобного Сыну Человечес­кому» (Отк. 1:13). Он — «лев от колена Иудина» (Отк. 5:5). Это зна­чит, что Он — потомок Иуды. Это также до­ка­зы­вает, что Он — человек. Он — «потомок Давида» (Отк. 22:16); это, несомненно, доказывает, что Он — человек.

3. Христос — это и Бог, и человек

Во всех вышеупомянутых стихах, и в Ветхом, и в Но­вом Заветах, мы ясно видим, что, с одной стороны, Христос — это Бог, а с другой стороны, Он — человек. С одной стороны, Он — человек, а с другой стороны, Он — Бог; Он — Таинственный, Он — Бог, равно как и человек, Он — человек, равно как и Бог.

А. В Ветхом Завете
С одной стороны, Христос — это «младенец», а с дру­гой стороны, Он — «Бог крепкий» (Ис. 9:6). Он и тот, и другой.

Христос — Отрасль Давида, потомок Давида; при этом Он — «Господь — оправдание наше», Бог, становящийся нашей праведностью (Иер. 23:5-6). Он — потомок чело­века, Он — человек, и Он — Сам Бог, Он и тот, и другой.

Христос — это человек, пришедший из Вифлеема, но Он также Бог, который из начала, от дней вечных (Мих. 5:2). С одной стороны, Он — человек, пребывающий во времени, с другой стороны, Он — Бог, пребывающий в вечности. Он и тот, и другой.

Б. В Новом Завете
Христос одновременно и Сын Давидов — человек, и Господь Давида — сам Бог (Мф. 22:42-45). Христос — это Сын Человеческий, «Который родился от семени Да­ви­дова», имея человечество; а также Он был обозначен «Сыном Божиим» в силе, имея божественность — при­роду Бога (Рим. 1:3-4). Христос — это человек во плоти, который произошел от Израиля, но при этом Он — «су­щий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5).

Он — Тот, кто «будучи образом Божиим» сделался «по­доб­ным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:6-8). Ибо Он — Бог, ставший человеком. Итак, Он — Бог, и Он также человек; Он — человек, и Он также Бог.

Господь Иисус произнес Своими собственными устами: «Я есмь корень и потомок Давида» (Отк. 22:16). Фраза «корень Давида» указывает на Бога, от которого произошел Давид; «потомок Давида» указывает на семя человека, который произошел от Давида. Следовательно, это значит, что Сам Христос, говоря это, признает, что Он есть человек, равно как и Бог. Он и тот, и другой.

Таким образом, Библия ясно раскрывает нам, что наш Господь есть Бог, равно как и человек, истинный Бог и истинный человек, совершенный Бог и совершенный че­ловек. Он ничем не меньше Бога и ничем не меньше че­ло­века, имеет полную божественность и полное чело­ве­чество. Он — Бог с божественной природой; Он также че­ло­век с человеческой природой. Евангелие от Иоанна по­стоянно показывает нам две Его стороны. Он — Бог, ко­торый знает все и видит все (Ин. 1:47, 48), который вездесущ и который, сойдя с небес, все же пребывает в небесах (Ин. 3:13). Он — че­ловек, который может уто­миться и возжаждать (Ин. 4:6, 7). Он также может пла­кать (Ин. 11:35). И Бог, и человек совершенны в Нем. Это поистине таинственно. Не удиви­тельно, что Его на­рекли именем «Чудный» (Ис. 9:6)!

4. Христос — Творец

Бог — Творец всего (Быт. 1:1; 2:1-3). Поскольку Христос — это Бог, Он, несомненно, и Творец всего. Это ясно раскрыто в Писании: «Боже мой!.. В начале Ты осно­вал землю, и небеса — дело Твоих рук» (Пс. 101:25, 26). Мы уже увидели, что эти слова относятся ко Христу. Христос — это Бог, сотворивший небо и землю. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). «Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). «Ибо Им со­здано все, что на небесах и что на земле, видимое и неви­ди­мое: престолы ли, господства ли, на­чаль­ства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (1 Кол. 1:16). «Чрез Кото­рого [Сына]—[Бог] и веки [или все­лен­ную] сотворил» (Евр. 1:2).

Эти стихи явно говорят нам, что Христос — Творец всего сущего; все было сотворено и начало быть через Него.

5. Христос — творение

Человек — это одно из творений (Быт. 1:27; Деян. 17:26). Поскольку Христос — это человек, то Он, несом­ненно, также и одно из творений. Это раскрыто в по­следующих двух стихах.

Послание к Колоссянам 1:15 (Новый перевод с гре­ческого подлинника Кассиана) говорит, что Сын — «Перво­род­ный всей твари». Здесь прямо говорится, что Христос сотворен. Он — Первородный в творении. Первый из всех творений.

В Откровении 3:14 Христос называет Себя «началом создания Божия». Это также говорит нам, что Он сотво­рен, что Он — главный среди творений, Первый из всех творений.

В некоторых переводах Библии вышеупомянутые два отрывка не соответствуют значению греческого текста ори­гинала. Некоторые неправильно понимают эти два от­рывка и поэтому отрицают, что Христос сотворен. Од­нако многие авторитетные переводы Библии, такие, как «King James Version», «American Standard Version», «Revised Standard Verion», «New American Standard Bible», «Amplified New Testament», «Interlinear Greek-English New Testament», «Cony­beare’s Translation», «Wuest’s», Darby’s «New Translation», «Concordant Version» и «Berkeley Version», переводят Послание к Колоссянам 1:15 или как «Перво­род­ный всей твари», или как «Первенец всего творения». Со­гласно тексту-оригиналу это правильный перевод. На ос­нове верного перевода — «Первородный всей твари» — брат Вочман Ни в 1934 году произнес следую­щие слова: «В тво­рении Сын — „Первородный всей твари”. Он также начало (Первый) творения Божьего (Отк. 3:14). Ибо в Своем вечном замысле, до основания мира, Бог предоп­ределил, что Сыну надлежит стать плотью, чтобы совер­шить искупление (1 Пет. 1:20). Сле­до­ва­тельно, в плане Божьем Сын — Первый среди творений» (стр. 97, «The Present Testimony» № 34, опубликовано в марте-апреле 1934 г.).

«Первородный» по-гречески — прототокос. Это слово состоит из двух греческих слов: протос, которое означает «первый» или «начало», и токос, которое означает «рож­ден­ный». Следовательно, прототокос означает «первый рожден­ный», «тот, кто порожден, произведен вначале»; поэтому это можно перевести как «первородный». Новый Завет шесть раз использует это греческое слово по отно­ше­нию ко Христу. Слово говорит: Он — «первенец» Марии (Лк. 2:7); Он — «первородный между многими братьями» (Рим. 8:29); Он — «первородный всей твари» (Кол. 1:15); Он — «первенец из мертвых» (Кол. 1:18); Он — «Первородный» Бога (Евр. 1:6) и Он — «первенец из мертвых» (Отк. 1:5). Хотя в шести вышеприведенных мес­тах используются разные сочетания, все эти названия говорят о Христе как о Первородном. То, что Христос — «первородный всей твари», значит, что Он — Первый, вождь всего творения. Это абсолютно не значит, что Он — до всего творения и, следовательно, не входит во все творение.

В Послании к Колоссянам 1:15-18 дважды говорится, что Господь — Первенец. В стихе 15 говорится, что Господь — «первородный всей твари»; а в стихе 18 гово­рится, что он — «первенец из мертвых». «Первенец из мертвых» означает, что Господь — Первый среди воскре­шен­ных. «Первородный всей твари» означает, что Он — Пер­вый среди сотворенных. Это значит, что среди всех и всего, сотворенных ли или воскрешенных, Господь — Пер­ве­нец, Начало, и занимает первое место.

Во вселенной есть две главные категории вещей: сотво­ренные и воскрешенные. В этом отрывке, начиная со второй половины стиха 15 и до стиха 17, говорится о пер­вой категории, включающей все творение, среди которых Господь — Первородный, Первый. Стих 18 говорит о второй категории, включающей церковь, среди которых Господь также Первенец, Первый. В обеих кате­го­риях Господь — Первенец, Первый. Этот отрывок до­казы­вает, что во всем Он — Первенец и имеет пре­иму­ще­ство, или первенство. Среди сотворенного и среди воскре­шенного Он — Первенец, Он — Глава; по­этому Он — сущий над всем и имеет преимущество, или первенство, во всем. Центральная мысль этого отрывка состоит в том, что Христос имеет преимущество во всем. Если Он не Первенец всего творения и не Первый во всем творении, как же Он может иметь преимущество среди всего творения?

Христос — творение, потому что Он стал «плотию» (Ин. 1:14), стал причастен «плоти и крови» (Евр. 2:14), ро­дился «младенцем» (Ис. 9:6) и стал «человеком» (1 Тим. 2:5). «Плоть», «кровь и плоть», «младенец» и «человек» — все это, несомненно, указывает на признаки творения. Разве «плоть» и «кровь и плоть» не сотворены? Разве «мла­денец» и «человек» не творения? Конечно, творения! Тогда, поскольку Христос стал всем этим, как мы можем говорить, что Он не является творением? Если мы при­знаем, что Христос — человек, то мы обязаны признать, что Он — творение; если мы отвергаем, что Он творение, то мы отвергаем, что Он человек.

Ранее мы увидели, что Христос является человеком во плоти не только до Своей смерти; даже после Своего вос­кресения Он по-прежнему человек с костями и плотью, Он по-прежнему имеет сотворенное тело; однако это тело — воскрешенное. Более того, ныне в небесах, Он по-­прежнему носит сотворенную человеческую природу, как говорится в одном из наших гимнов: «Он облечен на пре­столе в нашу природу». Даже в будущем, когда Он вновь придет, и в вечности, Он — человек вовеки и всегда несет человеческую природу. С тех пор как Он стал плотью и облекся в человеческую природу, Он не снимает ее. Начиная со Своего воплощения и до вечно­сти, Он всегда является человеком, всегда носит сотво­рен­ную че­ло­веческую природу и всегда является сотворенным.

Христос — «единородный Сын» Божий (Ин. 1:18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9); Он неповторимо единственный, имеет бо­жест­венность и Божество, Он — безначальный и само­сущий, как и Бог. Но Христос как «Первородный всей твари», или «Первенец», в воскресении появляется не Сам по себе; Он имеет начало в творении и воскресении. Что касается того, что Он Первородный всей твари, Он имеет сотворенную человеческую природу. Что касается того, что Он — Первенец из воскрешенных, Он имеет несо­творенную, божественную природу, а равно и сотво­рен­ную, воскрешенную человеческую природу. Он — Первенец из воскрешенных, становится первородным Сыном Божьим. Что касается Его несотворенной божест­вен­ной природы, то Он — единородный Сын Божий, такой же, как Бог — безначальный и самосущий. Однако согласно Его несотворенной, божественной природе плюс Его сотворенной, воскрешенной человеческой природе, Он — первородный Сын Божий, Первенец из воскрешен­ных, но не безначальный и не самосущий, а имеющий начало в воскресении. В отношении Его сотворенной че­ло­ве­чес­кой природы, Он — Первородный всей твари, поэтому Он, несомненно, не безначальный и не самосущий, но Он имеет начало в творении. Он — Несотворен­ный и Самосущий; Он также Первенец среди сотворенных и воскрешенных. Он назван «Первородным всей твари», потому что даже до сотворения Бог пред­уста­но­вил, что Он (Христос) станет сотворенным челове­ком, и мы уже цитировали слова Вочмана Ни: «Ибо в Своем вечном замысле, до основания мира, Бог пред­оп­ре­делил, что Сыну надлежит стать плотью, чтобы совер­шить искупление (1 Пет. 1:20). Следовательно, в Божьем замысле Сын — Первый среди творений». Это не согласуется с утверждением Ария, что Христос был со­тво­рен до основания мира. Подобное заявление не имеет основания в Писании. Библия показывает нам, что до осно­ва­ния мира, даже до того как что-либо было сотво­рено, Бог предопределил, что Христос станет сотворен­ным человеком для того, чтобы исполнить Его намерение. Следовательно, в замысле Бога и с Его вечной точки зрения Христос — первый сотворенный, Он — Первенец всего творения, Глава всех сотворенных. Поэтому утверждение о том, что Христос сотворен и что Он — «Первенец всего творения», целиком и полностью согласуется с библейским откровением, а также целиком и полностью основывается на Библии.

6. Христос — и Творец, и творение

Согласно полному откровению Библии, Христос — и Творец, и творение, потому что Он — Бог и человек; Он — Бог, который творит, и Он также человек, который сотворен. В отношении того, что Он — Бог, Он — несотворенный Творец, безначальный Я ЕСМЬ. Но в отношении того, что Он человек, то Он сотворен, Он — Первородный, имеющий начало. Мы должны видеть, что Он — Бог, и Он также человек; Он — Творец, и Он также творение; Он — Я ЕСМЬ; Он также Первородный; Он — безначальный, и Он также имеет начало. Иначе наше понимание о Нем будет неточным, неортодоксальным и про­тиворечащим библейскому откровению, и мы неиз­менно будем впадать в ошибки и неполноту.

Наше познание Господа не должно быть ограничено нашей собственной точкой зрения; нам следует принять целиком все откровение Библии. Сколько бы Библия ни открыла нам, столько мы и должны принимать. Некото­рые спрашивают, что поскольку Господь есть Бог, то как же Он мог стать человеком? Подобным же образом неко­то­рые рассуждают, что поскольку Господь — Творец, то как же Он мог стать творением? Хотя они верят, что Господь есть Бог, равно как и человек, они верят только в то, что Он — Творец, а не творение. Но Библия ясно рас­кры­вает, что Господь — Творец и что Он стал творе­нием, а также, что, с одной стороны, Он — Бог, а с дру­гой стороны, Он стал человеком. Мы должны знать и принимать различные аспекты того, чем является Господь, а также не игнорировать и не отвергать ни одного этого аспекта.

Не пытайтесь использовать наш ограниченный, логи­чес­кий ум, чтобы анализировать нашего безграничного Господа! Фарисеи узнали, что Христос был Сыном Дави­до­вым, основываясь на одном аспекте Библии; однако они не знали, что Библия раскрывает и другой аспект Господа, который говорит, что Христос — еще и Господь Давида. Нам нужно опасаться повторения их ошибки и не ограничиваться одной стороной библейского открове­ния о Христе, пренебрегая при этом другой или отвергая ее. С одной стороны, Писание говорит, что Христос — Творец, а с другой стороны, оно говорит и о том, что Он — творение. Это и есть полное, ясное откровение Библии; нам не следует ни отклоняться от него, ни до­вольствоваться только его половиной. Наш всеобъемлю­щий Господь настолько чудесен! Он так чудесен, что нам трудно постичь Его. Он поистине достоин называться «Чудным»! И Он поистине достоин, чтобы мы ценили и любили Его!

Если мы исповедуем только то, что наш Господь — Творец, но при этом отвергаем, что Он — одно из творе­ний, то в принципе это то же самое, что отвергать при­шест­вие Господа во плоти (1 Ин. 4:2, 3). Следовательно, нельзя отвергать аспекта сотворенности нашего Господа про­сто из-за узости, ограниченности нашего взгляда. Он — несотворенный Бог, а также Он сотворенный человек! Он — Господь творения, и Он также творение, даже «Первородный всей твари».

7. Христос по-прежнему остается Творцом, хотя Он и стал одним из творений

Когда Христос стал творением, Он не потерял Своей вечной, несотворенной природы — Он остается Творцом. Подобным же образом, когда Он стал человеком, Он не потерял Своей божественной природы; Он при этом остается Богом. Хотя Он и стал сотворенным человеком, Он остается несотворенным Богом. Хотя Он и стал творе­нием, Он остается Творцом. Теперь Он — всеобъ­емлю­щий Христос, имеющий и божественность, и чело­вечество, который обладает несотворенной божест­вен­ной жизнью равно как и сотворенной человеческой жизнью. Он — несотворенный Я ЕСМЬ; Он также и сотворенный Первенец. Будем же любить Его и поклоняться Ему во веки веков! Аминь!