Служение Уитнесса Ли и практика церквей

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНЫМИ ЦЕРКВЯМИ 
И МЕСТО УИТНЕССА ЛИ
 В ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЯХ

Теперь перейдём к вопросу об управлении поместными церквями. В публикации Уолтера Мартина утверждается, что «структурной частью Поместной Церкви является авторитарная система, жёстко контролируемая Уитнессом Ли».

«Как глава Поместной Церкви, — пишет Мартин, — Уитнесс Ли, естественно, считается её главным руководителем. Считается, что он руководим Богом, и ему следует беспрекословно подчиняться… Ли ожидает, что его учениям будут следовать так, будто они даны Самим Богом. Он уверен, что годы, в течение которых он был лидером Божьей организации, дают ему право требовать подчинения от своих последователей».

Обратимся к словам самого Уитнесса Ли, чтобы увидеть, как Мартин извратил его учение.

В отличие от подавляющего большинства деноминаций поместные церкви не имеют вышестоящих инстанций на региональном или национальном уровне. Поместные церкви не имеют иерархии. Руководство каждой поместной церковью осуществляется группой старейшин; при этом все церкви равны с точки зрения своей ответственности перед Господом и ни одна церковь не является «вышестоящей» по отношению к какой-либо другой независимо от численности или местонахождения. Христиане в поместных церквях подчиняются непосредственно Христу как своему единственному Главе, и никакого другого «главы» ни у отдельно взятой поместной церкви, ни у всей совокупности их быть не может.

Вот что говорит по этому поводу Уитнесс Ли:

«Управление поместной церковью не должно быть подконтрольно какой бы то ни было высшей церкви. Среди поместных церквей нет центра; нет высшей церкви или низшей церкви; нет архиепископа над епископами и епископа над старейшинами. Все поместные церкви — на одном и том же уровне, и все старейшины, как блюстители, тоже на одном и том же уровне; и каждое старейшинство управляет только своей поместной церковью»У. Ли. Краткое изложение Господнего восстановления.

«Живой поток»
Анахайм, 1998, с. 39.

«Управление каждой поместной церковью отделено от управления всеми другими поместными церквями. Более того, управление всех поместных церквей осуществляется по принципу равноценности. Что касается управления, то ни одна церковь не стоит выше или ниже других церквей… На вершине есть только один престол, престол Главы, Христа, на небесах. Только Глава на престоле. Под Главой все церкви на одном и том же уровне»У. Ли. Два аспекта церкви: вселенский и поместный.

«Живой поток»
Анахайм, 1998, с. 29-33.

Относительно старейшинства в поместных церквях Уитнесс Ли говорит:

«Старейшины не должны господствовать над верующими. Напротив, они должны быть образцом, примером, ведущими за собой в любви к Господу, стремлении за истиной, росте в жизни и служении в церкви (Мф. 20:25-28; 1 Пет. 5:1-3). Они не должны думать, что, будучи старейшинами, они являются правителями над верующими. Такое представление неправильно. В Мф. 23:8-12 Господь Иисус сказал нам, что все верующие находятся на одном уровне. Мы все братья, включая старейшин. Среди нас не должно быть господина, кроме Господа. У нас только один Господь и только один Предводитель. Этот единственный Предводитель, Господь Иисус, — наш Проводник, наш Наставник и наш Начальник. Старейшины не являются господами, которые управляют верующими; все старейшины — лишь братья. Они должны ставить себя в качестве образца, примера, чтобы вести за собой в любви к Господу, стремлении за истиной, росте в жизни, благовествовании и служении в церквях. Это правильный путь»У. Ли. Надлежащая практика церковной жизни.

«Живой поток»
Анахайм, 1998, с. 36-37.

Обобщим вышесказанное следующим образом:

  1. Ни одна поместная церковь не управляется кем-либо извне.
  2. Среди поместных церквей нет «центральной» управляющей церкви.
  3. Ни среди поместных церквей, ни внутри какой-либо поместной церкви нет иерархии.
  4. Ни в одной поместной церкви нет ни главных старейшин, ни подчинённых старейшин.
  5. Управление любой поместной церковью всегда осуществляется несколькими старейшинами, и каждое старейшинство управляет своей поместной церковью.
  6. На престоле находится только Христос как Глава, и под Ним все церкви находятся на одном уровне.
  7. Старейшины в любой поместной церкви — это не господа над верующими, а образцы для верующих.
  8. Кроме того, все верующие находятся на одном уровне и все братья, включая старейшин, тоже находятся на одном уровне.
  9. Старейшины ведут за собой других не в господстве над верующими, а в любви к Господу, в стремлении за истиной, в росте в жизни, в благовествовании и в служении церквям и святым.

Какое место занимает Уитнесс Ли в поместных церквях? На протяжении нескольких десятков лет он занимался исследованием Библии, проповедуя раскрытое в Писаниях Божье домостроительство — замысел Бога в отношении человека и в отношении церкви. Ещё раз повторим, что те, кто видит и принимает эти библейские истины, строят свою христианскую жизнь в соответствии с ними. Эти христиане следуют принципам, а не личности.

Собственно говоря, сами эти принципы исключают превознесение какой бы то ни было личности — всё служение Уитнесса Ли было всегда сосредоточено на Христе как центре Божьего домостроительства. Проповедуя, что Христос является Главой церкви, Уитнесс Ли, разумеется, не мог одновременно учить, что главой является он сам. Проповедуя, что церковь принадлежит Богу, он не мог учить, что есть «его церковь», «церковь Уитнесса Ли», как утверждает Мартин.

Служение Уитнесса Ли было и остаётся источником духовного озарения для многих христиан. Те, кто хочет глубже узнать Библию и жить согласно Библии, высоко ценят сообщения Уитнесса Ли и читают его книги. В соответствии с уровнем своего духовного роста они применяют на практике те библейские принципы, которые раскрывает Уитнесс Ли, в том числе принципы церковной жизни. Но при этом сам Уитнесс Ли никогда не присваивал себе роль руководителя или начальника над кем-либо.

«В церкви никто не должен господствовать, — говорит Уитнесс Ли. — В Мф. 20:25-28; 23:8-11 и в 1 Пет. 5:1-3, 5 говорится, что правители народов господствуют над людьми, но в церкви нет господства. У нас есть господство, но это господство Самого Господа. Никто в церкви, какая бы ответственность на него ни была возложена и сколько бы жизни он ни нёс святым, сколько бы благодати Божьей ни было дано ему для созидания поместных церквей, — никто не должен господствовать над другими. Мы все — братья (Мф. 23:8)… У нас нет никаких классов в церковной жизни. У нас есть только один класс — братья. Высших и низших классов нет. Я повторяю: человек может быть очень полезным для Господа, полным присутствия Господа, жизни Господа, силы Господа и даже власти Господа, но он ни в коем случае не должен господствовать над другими. Господствовать над кем-либо — это ужасно. Господь Иисус сказал: «Кто хочет стать великим среди вас, тот пусть будет вашим слугой» (Мф. 20:26). Великий в поместных церквях — это тот, который является слугой всем братьям. Мы не господствуем, но у нас есть добровольное рабство. Мы никем не порабощены, но мы хотим быть рабами каждому. Это чудесно, и это и есть церковная жизнь. У нас нет никакого человеческого хозяина (Мф. 23:8). У нас есть только один божественный хозяин — Господь Иисус»У. Ли. Конкретность, широкость и практичность церковной жизни. «Живой поток», Анахайм, 1998, с. 82-83.

Высшим авторитетом для самого Уитнесса Ли всегда была лишь Библия, и верующих он всегда призывал лишь к одному — изучать Слово Божье и принимать его в качестве высшего авторитета в своей христианской жизни. Свидетельством этого может быть тот факт, что за 21 год, с 1974 по 1995, Уитнесс Ли издал комментарии к каждой из 66 книг Библии. Тезисы Мартина об «авторитарной системе, жёстко контролируемой Уитнессом Ли», никак сюда не вписываются. Такие утверждения — плод его собственного извращённого воображения. Как это ни печально, Мартин не был открыт для истины. В результате он оказался открыт для лжи Сатаны, отца всякой лжи.