ОТКРОВЕНИЕ О ТРИЕДИНОМ БОГЕ СОГЛАСНО ЧИСТОМУ СЛОВУ БИБЛИИ
Недавно появились слухи о том, что наше учение о Троице еретично. Мы хотим, чтобы люди знали, что мы верим в Троицу согласно чистому Слову Божьему. Это сообщение следует рассматривать не только как заявление для критиков, но и как помощь всем дорогим святым в поместных церквях, чтобы все узнали, чему мы верим согласно Писаниям о Триедином Боге.
Вопрос о Троице является предметом больших споров и острых диспутов среди христиан, начиная со второго века. За последние восемнадцать-девятнадцать веков этот спор ни разу не утихал. Им воспользовался враг, чтобы разрушить единство святых. Не попадайтесь в сети бесконечных дебатов. Мы должны вернуться от традиционных терминов, высказываний и учений к чистому Слову Божьему. Полемика о такой тайне, как Троица, бесконечна. Будьте настороже, чтобы избежать этой ловушки. Моя забота в этом сообщении состоит в том, чтобы поделиться с вами об этой тайне из чистого Слова.
І. БОГ ОДИН
Нами должно править то откровение, что Бог один. Библия говорит нам, что Бог один. Однако, поскольку при первом упоминании в Библии (Быт. 1:1) слово Бог (Элохим) стоит во множественном числе, некоторые переводят его как «Боги». Это абсурд. Чудовищно говорить о «Богах». В Псалме 85:10 говорится: «Ты, Боже, един Ты». В Нем не говорится: «Вы, Боже, едины Вы». Местоимение стоит во втором лице единственного числа, а не во втором лице множественного числа. Древнееврейское слово Элохим, переведенное как Бог в этом стихе, стоит в тройственном числе. Если вы обратитесь к примечаниям в Библии Ньюберри, вы найдете там указание на то, что здесь слово «Бог» стоит в тройственном числе. Тем не менее, в Псалме 85:10 не говорится: «Вы, Боги». В нем говорится: «Ты, Боже, един Ты». Нашей мыслью должно управлять слово «един»: «Ты, Боже [не Боги], един Ты».
Некоторые спросят: «Если вы утверждаете, что Бог только один, то как мог Бог в Бытии 1:26 говорить о Себе „Мы” и говорить о „Нашем” образе? Бог один или несколько? Если вы говорите, что Бог один, то как Он может говорить о Себе, употребляя местоимения „Мы” и „Наш”»? Мой ответ состоит в том, что Он — Триединый Бог и что Троица — это тайна. Если вы сможете досконально понять Троицу и адекватно определить Ее, то Она уже не будет тайной. В области математики или химии можно что-то научно проанализировать человеческим разумом. Это наука, а не тайна. Если можно нашим разумом, о котором мы такого высокого мнения, понять Триединого Бога, Он уже не будет тайной. Поскольку никто из нас не может полностью понять Троицу, Она остается тайной. Не спрашивайте меня почему. Я не знаю. Могу лишь сказать: «Так говорит нам Библия». Не спорьте, просто принимайте чистое Слово Божье.
И в Ветхом Завете, и в Новом ясно и определенно сказано, что Бог один. В Книге пророка Исаии 45:5 говорится: «Я Господь… нет Бога кроме Меня». Хотя слово, переведенное здесь как «Бог», также стоит в тройственном числе, в этом стихе не говорится: «Нет Бога кроме Нас»; в нем говорится: «Нет Бога кроме Меня». К тому же, в Послании к Ефесянам 4:6 и в Первом послании к Тимофею 2:5 мы находим ясное заключение, что существует один Бог. Не попадайтесь в сети — не думайте, что Отец, Сын и Дух — это три Бога. В Первом послании к Коринфянам 8:4 говорится: «Нет иного Бога, кроме Единого». Аллилуйя за Единого Бога! Это основополагающий и решающий принцип.
Почему мы верим, что существует один Бог? Может, это просто наше толкование? Мы все можем сказать: «Я верю, что Бог один, ибо так говорит мне Библия».
ІІ. БОГ ТРИЕДИН
Один Бог — Триедин. Я не знаю, как это объяснить, хотя и пытался делать это многие годы. За последние пятьдесят лет я много времени анализировал и пытался понять Троицу. Поскольку я не смог найти способа решить этот вопрос, я давно оставил это. Я сказал себе: «Маленький человек, ты слишком ничтожен. Ты никогда не поймешь Троицу полностью».
А. «Я» — это «Мы»
В Книге пророка Исаии 6:8 говорится: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» Бог — это «Я» или «Мы»? Мы можем сказать, что Он — и то, и другое. Хотя я не могу сказать почему, я знаю, что Он — это и «Я», и «Мы». Я не знаю почему. Как мы уже говорили, в Бытии 1:26 Бог говорит о Себе «Мы» и говорит о «Нашем» образе. Этот же принцип используется в Бытии 3:22 и 11:7.
Ту же мысль мы находим в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна 14:23 Иисус сказал: «Если кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». В этом стихе употреблено «Мы». Безусловно, «Мы» — это местоимение во множественном числе. В таком случае «Отец» и «Я» — это два Бога или один? Конечно, один. Почему же Господь говорит «Мы»? Если вы ответите: «Потому что здесь говорится и об Отце, и о Сыне», — то я спрошу вас: «Как один Бог может быть и тем, и другим?»
В Евангелии от Иоанна 17:11 Господь молился: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Обратите внимание, что здесь Господь вновь говорит «Мы» о Себе и Отце. Почему употребляется местоимение во множественном числе, если Они одно? Я не знаю. Это тайна, недоступная человеческому языку или пониманию.
Б. Отец, Сын и Святой Дух
В Евангелии от Матфея 28:19 ясно говорится об Отце, Сыне и Святом Духе. Однако, если вы прочтете этот стих внимательно, вы увидите, что у этих Троих только одно имя. В стихе сказано: «Крестя их во имя [не имена] Отца и Сына и Святого Духа». Существуют Трое с одним именем. Это Триединый Бог, Троица. Как это можно объяснить? Этого объяснить нельзя.
Эндрю Мюррей в книге Дух Христа говорит: «В Отце мы имеем невидимого Бога, Начинателя всего. В Сыне Божьем — Бога раскрытого, явленного и приблизившегося; Он — Облик Божий. В Духе Божьем мы имеем Бога, обитающего внутри: Сила Божья обитает в человеческом теле и внедряет в него то, что Отец и Сын имеют для нас… то, что задумал Отец и выполнил Сын, может быть усвоено и оказаться действенным в теле Христовом только через постоянное вмешательство и активное действие Святого Духа».
В. Все Трое — Бог
1. Отец — Бог
Несомненно, что Отец — Бог. В различных местах в Новом Завете говорится о Боге Отце. Посмотрите, например, Первое послание Петра 1:2 и Послание к Ефесянам 1:17.
2. Сын — Бог
Сын — также Бог. В Послании к Евреям 1:8 говорится: «А о Сыне: ,,престол Твой, Боже…”». Здесь к Сыну обращаются как к Богу. В Евангелии от Иоанна 1:1 говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово — это, несомненно, Христос, Сын. Поскольку Слово — Бог, Сын — также Бог. Более того, в Послании к Римлянам 9:5 говорится: «Христос… сущий над всем Бог, благословенный во веки». Мне нравится этот стих. Христос Сын — не только Бог; Он — Бог над всем.
3. Дух — Бог
В Деяниях 5:3-4 мы видим, что Дух — Бог. В стихе 3 Петр сказал Анании, что тот солгал Святому Духу, а в следующем стихе — что тот солгал Богу. Эти стихи отождествляют Святого Духа с Богом.
Отец, Сын и Святой Дух — это Бог. Сколько у нас Богов? Один. Как могут Отец, Сын и Святой Дух быть Богом, притом, что Бог только один? Единственное, что я могу ответить: «Я не знаю».
Г. Все Трое вечны
В некоторых слухах и обвинениях утверждается, что мы, якобы, не верим, что Отец, Сын и Дух вечны. Я не знаю, откуда критики и обвинители взяли такую мысль. Мы хотим заявить всем, что, в соответствии с Библией, мы верим, что Отец вечен, Сын вечен и Дух также вечен. Мы верим этому и заявляем это, потому что так говорит нам Библия.
1. Отец вечен
В Книге пророка Исаии 9:6 употребляется термин «Отец вечности». Следовательно, Отец вечен.
2. Сын вечен
Сын также вечен. В Послании к Евреям 1:12 говорится о Сыне: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся». В Послании к Евреям 7:3 говорится, что Он не имеет ни начала дней, ни конца жизни, то есть что Он вечен. Вечное — это то, что не имеет ни начала, ни конца. Вот почему знаком вечного Бога будет скорее круг, чем прямая линия. У Него нет ни начала, ни конца.
3. Дух вечен
Дух также вечен, так как в Послании к Евреям 9:14 говорится о «вечном Духе» (букв.). Итак, пусть знают все, что, в соответствии с Библией, мы заявляем, что все Трое — Отец, Сын и Дух — вечны.
Д. Все Трое существуют в одно и то же время
Отец, Сын и Дух существуют в одно и то же время. Обратите внимание, что в Евангелии от Иоанна 14:16-17 говорится: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины». В этих двух стихах речь идет о Сыне, который молится Отцу, чтобы Отец послал Духа. Следовательно, Отец, Сын и Дух присутствуют в одно и то же время.
В Послании к Ефесянам 3:14-17 Павел говорит, что он будет молить Отца дать нам крепко утвердиться Духом Его в нашем внутреннем человеке, чтобы Христос вселился в наши сердца. В этом отрывке речь идет об Отце, Духе и Христе Сыне. Они существуют в одно и то же время. В Библии не говорится, что какой-то период времени существовал Отец, а затем пришел Сын; что через какой-то период времени Сын перестал существовать и Его заменил Дух. Нет стиха, в котором говорится об этом. Библия в этом отрывке указывает, что Отец слушает молитву, Дух укрепит святых, а Сын, Христос, вселится в их сердца. Здесь снова ясно показывается, что все Трое существуют в одно и то же время.
Во Втором послании к Коринфянам 13:13 говорится: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». Здесь говорится о благодати Христа Сына, любви Бога Отца и общении Святого Духа. Все Трое присутствуют в одно и то же время.
В Первом послании к Коринфянам 12:4-6 говорится о Духе даров, Господе служений и Боге действий. Здесь мы видим Духа, Господа и Бога. Еще раз показано, что Дух, Сын и Отец существуют и работают в одно и то же время. Дух дает дары, Господь служит, а Бог Отец действует. Поэтому мы не верим, что Отец когда-либо прекратил существование, что Его пришел заменить Сын и что через некоторое время Сына заменил Дух. Мы верим, что все Трое — Отец, Сын и Дух — вечны и существуют в одно и то же время.
Е. Все Трое — одно
Вот настоящая проблема. Верите ли вы, что все Трое — одно? Мы верим, потому что так говорит нам Библия.
1. Сын есть Отец
Посмотрите на Книгу пророка Исаии 9:6: «Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
Кто этот младенец? Это Иисус. Где родился этот младенец? В яслях в Вифлееме. «Сын дан нам». Кто этот Сын? Это Иисус. Чей Он Сын? Он — Сын Божий. Бог так возлюбил мир, что отдал нам Своего единородного Сына. Нам не только родился младенец, но и дан Сын. Бог дает нам Своего Сына. Почему Он назван Чудным? Потому что Он непростой. Понять Его нелегко, и мы не можем полностью сделать этого. Он чудный. Этот младенец по имени Иисус, который родился в яслях в Вифлееме, также назван Богом крепким. Вы верите этому? Иудеи не верят. Они не верят, что этот маленький Иисус — Бог крепкий. Если бы они поверили этому, они бы немедленно стали настоящими христианами. Я верю этому! Мой Бог — Иисус! Мой Бог — этот младенец. Младенец, который родился от Марии в яслях в Вифлееме, — мой Бог крепкий! Его четвертое имя или титул — Отец вечности. Сын, который дан нам, назван «Отцом вечности». Кто Он, Сын или Отец? Если вы верите, что младенец, родившийся нам, — Бог крепкий, вам также придется поверить, что Сын, данный нам, — Отец вечности. Утверждение, что Сын — это Отец, соответствует чистому Слову Божьему.
Теперь обратимся к Евангелию от Иоанна 14:8-9: «Филипп сказал Ему: Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: ,,покажи нам Отца”?» Эти слова ясно указывают, что Сын — это Отец. Однако некоторые искажают эти слова, говоря, что Сын — это не Отец, а представитель Отца. Если вы прочтете контекст, не искажая его, вы сможете понять, что там Сын был Отцом. Филипп попросил Сына показать ему Отца. Сын удивился, сказав: «Я был с вами столько времени, и ты уже видел Меня. Поскольку ты видел Меня, ты видел Отца». Здесь можно сказать Филиппу: «Разве ты не читал Книгу пророка Исаии? В ней говорится, что Сын — это Отец. Раз Он здесь, зачем ты просишь Его показать тебе Отца? Он и есть Отец». Поэтому Он сказал: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).
Ниже приводится цитата, записанная на пленку на собрании одной группы, на котором обсуждали, как справиться с нашей так называемой ересью. В их разговоре говорилось следующее: «Итак, Книга пророка Исаии 9:6. Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Князь мира, Бог крепкий, Отец вечности. Здесь Иисус назван Отцом. Так? Следовательно, Он — Отец. Так здесь говорится. Это Книга пророка Исаии 9:6. Но мы, как правило, не говорим так, потому что в этом вопросе есть определенная традиция». Пожалуйста, обратите внимание на это высказывание. Наши критики признают, что из-за страха перед своей традицией они, как правило, не говорят, что Иисус — это Отец. Они не осмеливаются говорить истину и при этом смеют атаковать нас. Стоим ли мы за традиции? Волнуют ли вас традиции? Каждый христианин в совести и разуме должен признать, что в Книге пророка Исаии 9:6 Сын назван Отцом. Я рад, что среди нападок противников есть эти честные слова, признающие, что, согласно ясному слову Книги пророка Исаии 9:6, Иисус — это Отец, даже несмотря на то, что они, как правило, не говорят этого, потому что это связано с вопросом традиции.
Однако некоторые исказили этот стих, говоря: «Сын назван Отцом, но Он — не Отец». Это смешно! Вы названы неким именем и при этом не являетесь этим человеком! Однажды один человек сказал мне: «Отец, о котором говорится здесь, — не Бог Отец. Он — Отец, который породил род Израиля». Я сказал: «Не говорите так. Здесь не говорится: „Отец Израиля”; здесь говорится: „Отец вечности”. Если вы говорите, что Сын, который назван Отцом, — не Отец, то вы должны признать и то, что младенец, который назван Богом крепким, — не Бог крепкий. Но ведь этот младенец — Бог крепкий. Поскольку вы признаете одно, вы должны признать и другое». Ни один здравомыслящий человек не станет отрицать этого.
2. Сын и Отец — одно
Это ясно из слова Писания: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).
3. Последний Адам стал животворящим Духом
В Первом послании к Коринфянам 15:45 (греч.) утверждается: «Последний Адам стал Духом животворящим». Кто такой последний Адам? Иисус. Кто такой животворящий Дух? Святой Дух. Кроме Святого Духа нет другого духа, который животворит. Этот стих ясно говорит нам, что Иисус, который в Библии назван последним Адамом, стал животворящим Духом. Следовательно, утверждение, что Господь Иисус — также Святой Дух, соответствует ясному откровению Библии.
Итак, ясно: Господь Иисус — это Отец, Сын и Дух, Сам Бог и Господь.
4. Господь (Сын) есть Дух
Во Втором послании к Коринфянам 3:17 мы читаем: «Господь есть Дух». Кто здесь Господь? Несомненно, Иисус. А кто Дух? Конечно, Святой Дух. Здесь Господь — это Иисус, а Дух — Святой Дух. Таким образом, Библия здесь говорит: «Господь есть Дух». Утверждение, что Господь Иисус есть Дух, полностью соответствует Писанию!
Эндрю Мюррей в своей книге Дух Христа, в главе двадцать пятой, говорит: «Только когда наш Господь Иисус превознесся в жизнь Духа, Он стал „Господом Духом”… Ученики долгое время знали Иисуса, не зная Его как Господа Духа… В служении может быть много ревностного благовествования о Господе Иисусе как о Распятом без проповедования о Нем как о Господе Духе… Только когда познание и признание Христа, как Господа Духа, и Духа Христа, как Того, кто изменяет верующих в Его подобие, живет в Церкви, служение среди верующих будет в Жизни и Силе, и оно действительно будет Служением Духа».
Отец, Сын и Дух — это один Бог, а не три. Но глубоко внутри некоторые христиане считают Отца, Сына и Духа тремя Богами. Некоторые даже прямо говорят это. Другие, возможно, не говорят этого вслух, но подсознательно придерживаются такого представления. Возможно, даже некоторые из вас, читающих это сообщение, придерживались такого представления в прошлом, но боялись говорить о нем из страха осуждения. Однажды у меня был разговор с одним христианским проповедником, который не верил, что Сын — это Отец и что Господь — это Дух. Я спросил его: «Брат, сколько Богов представляют Отец, Сын и Дух?» Он ясно и определенно сказал мне, что существуют три Бога. Такое утверждение абсолютно еретично. Откровение Библии состоит в том, что Бог один. Без этого направляющего принципа еще столетия назад люди сказали бы, что существуют три Бога.
Поскольку богословы не могли уладить этот вопрос, они придумали термин лица, говоря о трех лицах Божества. Но слишком большой упор на трех лицах ведет к троебожию. Мы не должны увлекаться традиционными терминами. Если мы увлекаемся ими, мы оказываемся в беде. Да, Библия действительно говорит, что Бог один, и она действительно разъясняет, что Бог триедин — Отец, Сын и Дух. Но выделять Отца, Сына и Духа как трех индивидуальных «лиц» — значит выходить за пределы откровения Библии.
Гриффит Томас, автор известного толкования Послания к Римлянам, прокомментировал это так: «Иногда приводятся возражения и против использования термина „лицо”. Как и весь человеческий язык, этот термин заслуживает обвинения в неадекватности и даже явной ошибочности. С ним, конечно, нельзя заходить слишком далеко, иначе это приведет к троебожию… Поэтому в то время как мы вынуждены употреблять такие термины как „сущность” и „лицо”, мы не должны считать их тождественными тому, что понимаем под человеческой сущностью и личностью… Истина и переживание Троицы не зависят от богословской терминологии» (из работы Принципы богословия).
Ж. Все Трое — в нас
В Послании к Ефесянам 4:6 говорится: «Один Бог и Отец всех, Который… во всех нас». Из этого стиха ясно, что Отец находится в нас.
То, что и Сын находится в нас, видно из Евангелия от Иоанна 14:20: «В тот день узнаете вы, что Я… в вас»; из Послания к Колоссянам 1:27: «Христос в вас, упование славы»; и из Второго послания к Коринфянам 13:5: «Или вы не знаете,.. что Иисус Христос в вас?».
Далее, в Евангелии от Иоанна 14:17 говорится: «Духа истины… в вас будет». Таким образом, и Дух находится в нас.
Совершенно ясно, что Отец в нас, Сын в нас и Дух также в нас. В таком случае, согласно нашему переживанию, сколько же Их находится в нас? Один или трое? Один! Согласно букве, кажется, что трое, но согласно нашему переживанию — один. Причина этого в том, что Отец, Сын и Дух — одно.
ІІІ. ТАЙНА
В Евангелии от Иоанна 1:1 говорится: «Слово было у Бога, и Слово было Бог». Из предложения «Слово было у Бога» мы понимаем, что Слово и Бог — двое, ибо Слово было у Бога. Но утверждение «Слово было Бог» указывает на то, что Слово и Бог — одно, ибо Слово было Бог. Так одно Они или двое? Они — и то, и другое. Это тайна.
Во Втором послании к Коринфянам 3:17 говорится, что «Господь есть Дух». Здесь Господь и Дух — одно, ибо Господь есть Дух. Затем, в этом же стихе, говорится о «Духе Господнем». Это указывает на то, что Их двое. Так одно Господь и Дух или двое? Это тайна.
Обратите внимание, как в Послании к Евреям 1:8-9 к Сыну обращаются как к Богу, а затем о Боге говорится как о Его Боге: «А о Сыне: „престол Твой, Боже, в век века;.. посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой”». Как это можно объяснить? Можно ли сказать: «Боже, Бог Твой». Это также тайна.
Наконец, в Откровении 1:4, 4:5 и 5:6 читаем, что один Дух (Еф. 4:4) Божий назван «семью Духами». Здесь снова тайна. Таким образом, дорогие братья и сестры, мы должны научиться просто принимать чистое Слово.
Мы знаем, что в Библии говорится о нашем Триедином Боге, и верим этому. Мы молимся за тех, кто противостоит нам, чтобы Бог даровал им видение истины согласно чистому Слову. Я еще раз говорю, что споры и диспуты по этому вопросу о Троице бесконечны, так как Троица — это тайна. Никто не может досконально и адекватно объяснить это. Триединого Бога нельзя полностью постичь как вопрос доктрины нашим ограниченным мышлением. Триединый Бог предназначен для нашего переживания и наслаждения. Бог как Троица предназначен для Его домостроительства, то есть для раздаяния Себя в нас, чтобы быть нашей жизнью и всем для нас. Вот почему мы уделили так много времени тому, чтобы отметить, что Отец находится в Сыне и что Сын сейчас — это животворящий Дух, обитающий в нашем духе, чтобы быть нашей жизнью и всем для нас для нашего наслаждения. Если бы это не было связано с переживанием, мы не стали бы столько говорить об этом. Однако, поскольку начались нападки, нам пришлось разъяснять людям то, что мы переживаем.
Дж. Освальд Сандерс в своей книге Духовная зрелость (опубликованной издательством «Муди Пресс») на странице 144 говорит: «Уильям Барклей комментирует так: Павел, по-видимому, отождествляет Воскресшего Господа и Святого Духа. Мы должны помнить, что Павел писал не богословский трактат; он излагал переживание. И переживание христианской жизни состоит именно в том, что работа Духа и работа Воскресшего Господа — одно и то же. Сила, свет и водительство, которые мы получаем, исходят в равной степени от Духа и от Воскресшего Господа. Не так важно, как мы выражаем это, если только мы это переживаем». Таким образом, Триединый Бог предназначен не для терминологии или учения. Триединый Бог предназначен для нашего переживания и наслаждения.
Уитнесс Ли