О Уитнессе Ли и поместных церквях (1)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ ВОПРОСА

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО В США
 В 70—80-Х ГОДАХ

КНИГИ НИЛА ДАДДИ И ДЖЕКА СПАРКСА

Чтобы читатель получил всестороннее представление об этом вопросе, необходимо рассказать о его предыстории.

Важно видеть, что глава в книге «Введение в сектоведение» является звеном в целой цепи событий, начало которым было положено в 70-е годы. Тогда в США были опубликованы две книги* — одна называлась «Богочеловеки» (“The God-Men”, автор — Нил Дадди), вторая — «Мозгоправы» (“The Mind Benders”, автор — Джек Спаркс). В обеих книгах в сильно искаженном виде преподносились учение и практика поместных церквей и содержались клеветнические высказывания в отношении Уитнесса Ли. Скорее всего, эти две книги не известны (и вряд ли когда-либо будут известны) подавляющему большинству наших читателей, но мы говорим о них, чтобы раскрыть один важный факт: глава в книге «Введение в сектоведение» воспроизводит многое из того, что написали эти два автора. Ниже мы покажем это на конкретных примерах, но сейчас наша задача состоит в том, чтобы сделать ясной для читателя сущность тех источников, на которые фактически опирался А. Дворкин в формировании своего мнения о поместных церквях и Уитнессе Ли и которые, вполне очевидно, послужили поводом для нападок, содержащихся в книге «Введение в сектоведение».

Прежде чем книги «Богочеловеки» и «Мозгоправы» были опубликованы, члены поместных церквей выражали резкий протест против каждой из них, но безрезультатно. Представители поместных церквей предпринимали многочисленные попытки встретиться с Дадди и Спарксом, чтобы обсудить имевшиеся у них вопросы, но эти попытки оказались бесполезными. Создавалось впечатление, что они не желают разговаривать с Уитнессом Ли и поместными церквями и попытаться понять их взгляды. Их единственным желанием было нападать. Они были настроены не как братья-христиане, ищущие истины, а как спущенные с цепи сторожевые псы, готовые разорвать жертву.

«ВОЗЗВАНИЕ К КЕСАРЮ»

По этой причине Уитнесс Ли и поместные церкви были вынуждены последовать примеру апостола Павла в избранном им способе защиты от нападок иудейских приверженцев религии. Они, подобно Павлу, «потребовали суда кесарева» (Деян. 25:9-12). В США их «кесарем» было правосудие. Воззвание Павла к кесарю было обусловлено обвинениями, которые выдвинули против него ортодоксальные иудеи, обвинявшие его в «ереси» (Деян. 24:14) и называвшие его «вожаком секты» (Деян. 24:5)*. Ортодоксальные иудеи присоединялись к обвинениям против Павла (Деян. 24:9), чтобы уничтожить его. Они были исполнены ненависти к нему, потому что считали, что он разрушает их ортодоксальную иудейскую религию. Из-за этого Павел был вынужден потребовать суда кесарева. В принципе, положение, в котором оказались Уитнесс Ли и поместные церкви, было таким же. Поэтому они решили обратиться в судебные инстанции.

Поместные церкви и Уитнесс Ли неоднократно обращались к авторам и издателям этих двух порочащих книг с просьбами встретиться с ними и обсудить разногласия. Эти просьбы оставались без ответа. Авторы и издатели «Богочеловеков» и «Мозгоправов» не только отказались вести переговоры, но и демонстративно заявили о выпуске второго издания своих книг. В таких отчаянных обстоятельствах было принято решение обратиться в суд. Первой целью при этом было потребовать у авторов ложных обвинений ответа на публичном форуме, где спорные вопросы решались бы объективно и непредвзято. Второй целью было ознакомить общественное мнение с истиной. Таким образом, в 1980 году после многочисленных и неудачных попыток опровергнуть искажения, представляющие собой ложь и диффамацию, поместные церкви и Уитнесс Ли подали судебный иск против авторов и издателей книг «Богочеловеки» и «Мозгоправы», обвинив их в диффамации.
В своей книге «Эксперты говорят о Уитнессе Ли и поместных церквях»** Дэн Тоул дает яркое описание кропотливой работы по подготовке к этому судебному процессу, а также результатов этой работы:

«Эти судебные иски дали возможность проверить, насколько истинны содержащиеся в этих книгах утверждения. По каждому спорному вопросу было проведено подробное расследование и были представлены документы. Показания причастных к делу лиц, взятые под присягой, регистрировались в письменном виде. Показания под присягой составили более двухсот томов. Были представлены и проанализированы многие тысячи документов. Каждое обвинение, имевшее характер диффамации, было тщательно исследовано, и все причастные к делу лица были подробно допрошены. Авторы и издатели имели неограниченные возможности доказывать истинность своих обвинений под присягой, [и] они имели неограниченные возможности опровергнуть экспертов, дававших показания на стороне поместных церквей. В течение более трех лет проводилось исследование предоставленных под присягой письменных показаний при подготовке к процессу. В результате этого долгого исследования содержание этих книг не получило подтверждения; напротив, были вскрыты умысел, враждебность и намеренные искажения со стороны авторов и издателей»1.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

В ходе процесса давали показания шесть экспертов. Они изучили поместные церкви, труды Уитнесса Ли и критические книги, направленные против них. Им была предоставлена возможность беспрепятственно проводить исследования. Они прочитали предоставленные под присягой показания людей, работавших над книгой «Богочеловеки». Некоторые из шести экспертов присутствовали при записи показаний свидетелей, поддерживавших авторов. Некоторые из них подробно беседовали с бывшими членами поместных церквей. Все шестеро посетили собрания в той или иной поместной церкви, чтобы увидеть собрания поместных церквей и их членов своими глазами. Некоторые из них имели продолжительное общение с членами поместных церквей. Одним словом, когда начался процесс, эти шесть свидетелей были готовы рассматривать любые спорные вопросы, которые могли быть подняты, и представить собственные свидетельства под перекрестным допросом с участием противной стороны.

ИЗВИНЕНИЯ И ИЗЪЯТИЕ

До того как дело начало рассматриваться в суде, издатели книги «Мозгоправы», во-первых, принесли публичные извинения Уитнессу Ли и поместным церквям; во-вторых, изъяли книгу из печати и предложили книжным магазинам вернуть все нераспроданные экземпляры; и, в-третьих, 10 апреля 1983 года напечатали опровержение в восемнадцати ведущих газетах в крупнейших городах США. Ниже приводится содержание опровержения:

«ОПРОВЕРЖЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ 
УИТНЕССА ЛИ И ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ

В 1977 году в книге «Мозгоправы», написанной Джеком Спарксом и опубликованной издательством «Томас Нельсон Инкорпорейтед», Уитнесс Ли и «Поместные церкви» обвинялись в том, что они являются культом и придерживаются еретических убеждений. До и после выхода первого издания книги издательство «Нельсон» получило много писем от «Поместных церквей» и их членов, протестовавших против лживости рассказывавшей о них главы. Несмотря на эти письма, в 1979 году издательство «Нельсон» опубликовало второе, расширенное издание книги. В 1980 году «Поместные церкви» подали в суд на издательство «Томас Нельсон» и на автора книги, обвинив их в диффамации. «Поместные церкви» не должны были быть включены ни в одно из изданий книги «Мозгоправы». Издательство «Нельсон» не желает причинять какой-либо ущерб или урон Уитнессу Ли, «Поместным церквям» или их членам, продолжая публиковать эту книгу. В связи с этим издательство «Нельсон» опровергает высказывания, сделанные о них в книге «Мозгоправы», и приносит свои извинения добропорядочным христианам — членам «Поместных церквей». В соответствии с вышесказанным, издательство «Нельсон» изъяло книгу из печати и распространения и предлагает всем книготорговым предприятиям, у которых имеются нераспроданные экземпляры книги, вернуть их издательству в счет будущих поставок.

«Томас Нельсон Инкорпорейтед»
10 апреля 1983 г.

Это опровержение было напечатано в следующих газетах на всей территории США:

  • «Лос-Анджелес таймс»
  • «Нью-Йорк таймс»
  • «Даллас морнинг ньюс»
  • «Атланта джорнэл»
  • «Кливленд плейн дилер»
  • «Чикаго трибюн»
  • «Сан-Франциско экзаминер»
  • «Вашингтон пост»
  • «Уолл-стрит джорнэл»
  • «Эйкрон бикон джорнэл»
  • «Коламбэс диспатч»
  • «Майами геральд»
  • «Рэли ньюс энд обсервер»
  • «Бостон глоб»
  • «Ориндж каунти реджистер»
  • «Хьюстон кроникл»
  • «Оклахома-сити сандей оклахоман»
  • «Сиэтл таймс»

Иск о возмещении ущерба, поданный против авторов и издателей книг «Богочеловеки» и «Мозгоправы», был отозван в отношении издательства «Томас Нельсон Паблишерз Инкорпорейтед», опубликовавшего книгу «Мозгоправы», после того как издательство согласилось напечатать в восемнадцати крупных газетах на всей территории США публичное опровержение с извинениями перед Уитнессом Ли и поместными церквями за диффамацию и порочащие утверждения, которые они напечатали в отношении Уитнесса Ли и поместных церквей. Однако иск против книги «Богочеловеки» остался в силе, и дело было заслушано в суде.

Суд установил, что книга Нила Дадди «Богочеловеки» является со всех главных точек зрения лживой и порочащей, и квалифицировал ее как диффамацию. О материалах этого судебного процесса можно прочитать в Приложении IV нашей книги.

Такова история, предшествовавшая нынешнему конфликту. Теперь перейдем к тому, что пишет против Уитнесса Ли и поместных церквей А. Дворкин.