О Уитнессе Ли и поместных церквях (3)

ПРИЛОЖЕНИЕ IV
НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА
В ОТНОШЕНИИ КНИГИ НИЛА ДАДДИ
«БОГОЧЕЛОВЕКИ»

Краткая история судебного процесса в отношении книги Нила Дадди «Богочеловеки» раскрыта в гл. 1, ч. І нашей книги. Напомним, что суд квалифицировал книгу «Богочеловеки» как диффамацию. Ниже приводятся некоторые документальные материалы, освещающие этот судебный процесс.

СВИДЕТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Как уже было сказано выше, в ходе процесса давали показания шесть экспертов. Мы приведем фамилию и имя каждого из экспертов, занимаемое ими положение и краткие выдержки из их показаний, представляющие их продуманное мнение, высказанное при перекрестном допросе.

Д-р Джон Гордон Мелтон

  • Директор Института исследования американской религии в г. Санта-Барбара (Калифорния, США). (Этот институт является крупнейшим исследовательским центром в Соединенных Штатах, специализирующимся на научном исследовании многочисленных и разнообразных религиозных групп, существующих в Северной Америке.)
  • Внештатный научный сотрудник Калифорнийского университета в г. Санта-Барбара (Калифорния, США).
  • Автор «Энциклопедии американских религий» и многих других книг в своей области.
  • Рукоположенный служитель в Объединенной методистской церкви.

В частном письме, опубликованном в вышеупомянутой книге Дэна Тоула, д-р Мелтон говорит о поместных церквях:

«В течение короткого периода времени в начале 80-х годов несколько человек, движимые личной обидой на «Поместную церковь», обвиняли ее в том, что она является культом. Однако такие обвинения оказались безосновательными…

После того как я изучал их в течение нескольких лет, я пришел к выводу, что «Поместная церковь» представляет собой одну из ортодоксальных христианских церквей, отличающуюся от других церквей главным образом в вопросах экклесиологии, форм богопочитания и эсхатологии, то есть в тех самых вопросах, в которых все христианские деноминации расходятся во взглядах и в отношении которых расхождения во взглядах допускаются»100.

В ходе судебного заседания, отвечая под присягой на вопрос: «Какое мнение сложилось у вас относительно Уитнесса Ли и «Поместной церкви» по завершении [вашего] исследования?» — д-р Мелтон сказал:

«…Уитнесс Ли вписывается в рамки течения Независимых христиан-фундаменталистов и … [поместные церкви] — это ортодоксальная евангелическая группа. Мне как евангелическому христианину ничто не мешает общаться с ним».

Отвечая на вопрос адвоката о его мнении по поводу книги Нила Дадди «Богочеловеки», д-р Мелтон сказал:

«В целом у меня сложилось мнение, что Дадди совершенно не понимает того, что происходит в «Поместной церкви», и что он совершенно неверно представил и их историю, и их убеждения, и их практику».

Адвокат задал д-ру Мелтону вопрос:
«…считаете ли вы, что [книга «Богочеловеки»] производит впечатление полного искажения принципов „Поместной церкви“?»

На это д-р Мелтон ответил:

«…в целом эта книга полностью извращает саму идею».

Отвечая на вопрос адвоката о том, считает ли он после тщательного размышления, что имеющиеся в книге «Богочеловеки» многочисленные искажения и случаи неверного цитирования являются, по его мнению, намеренными, д-р Мелтон ответил простой фразой:

«Да! … это слишком часто случается в книге Дадди».

Наконец, д-р Мелтон заявил в своих свидетельских показаниях:

«В данном случае [в случае с Уитнессом Ли и поместными церквями] мы [евангелические христиане] опорочили некоторых из наших собственных братьев и сестер во Христе и оттолкнули их от себя. Люди, в которых нам следовало бы видеть своих друзей и союзников, оказываются выставленными за порог».

Отец Джон Альберт Салиба

  • Римско-католический священник.
  • Член ордена иезуитов.
  • Профессор факультета религиозных исследований Детройтского университета (Мичиган, США).
  • Автор нескольких книг.
  • Получил степень доктора философии на факультете религии Католического университета в Вашингтоне (округ Колумбия).

Отцу Салибе был задан вопрос:

«Какие выводы относительно деятельности организации «Эс-Си-Пи*» вы сделали из вашего исследования?»

Он ответил под присягой:

«Организация «Эс-Си-Пи» относится к небольшой группе евангелических христиан, чей основной принцип заключается в следующем: «Атаковать и уничтожить любую группу, с которой мы не согласны»… Я читал многое из того, что они выпустили, и ничто из того, что я видел, не достойно публикации в солидном научном журнале. …Они громят прежде, чем что-либо поймут… У журналов «Эс-Си-Пи» неподходящее название. Их надо бы называть „Пасквили Эс-Си-Пи“».

Вопрос адвоката отцу Салибе:

«Обнаружили ли вы,.. что в книге [«Богочеловеки»] учения Уитнесса Ли представлены в искаженном виде?»

Отец Салиба ответил:

«Да, и больше меня беспокоит то, что я не понимаю, как такое мог сделать человек, имевший некоторую академическую подготовку, какая была у автора книги. Это… для меня тайна».

Вопрос адвоката отцу Салибе:

«Есть ли у вас какое-либо мнение относительно того, были ли эти искажения допущены намеренно?»

Отец Салиба ответил:

«…они не могли быть ненамеренными».

Вопрос адвоката отцу Салибе:

«…обнаружили ли вы, что Дадди, цитируя Уитнесса Ли, систематически отрывал его слова от контекста?»

Ответ отца Салибы:

«Да. Исключения пришлось бы поискать».

Вопрос адвоката:

«Обнаружили ли вы, что он также искажал… слова Уитнесса Ли?»

Ответ отца Салибы:

«Да… очень часто».

Преподобный Юджин Ван Несс Гетчес

  • Профессор библейских языков с 1963 по 1989 гг. одновременно в Епископальном институте богословия в Кембридже (Массачусетс, США) и Филадельфийском институте богословия в Филадельфии (Пенсильвания, США).
  • Преподавал древнегреческий и древнееврейский языки в Гарвардском институте богословия в Кембридже (Массачусетс, США).
  • Написал учебник древнегреческого языка под названием «Язык Нового Завета».
  • Получил степень доктора богословия в Нью-йоркской объединенной богословской семинарии (Нью-Йорк, США).
  • Получил степень доктора философии в области германских языков в Вирджинском университете в Шарлотсвиле (Вирджиния, США).

Вопрос адвоката д-ру Гетчесу:

«Когда вы просмотрели рукопись и труды Уитнесса Ли, что вы обнаружили с точки зрения того, как в этой рукописи представлены учения и практика „Поместной церкви“?»

Показания д-ра Гетчеса под присягой относительно книги «Богочеловеки»:

«…очень небрежное исследование… Я убедился, к сожалению, что это намеренное, старательное искажение учений Уитнесса Ли».

Д-р Родни Старк

  • Профессор социологии и сравнительного религиоведения в Вашингтонском университете в Сиэтле (Вашингтон, США).
  • Известный исследователь в области социологии религии, особо специализирующийся на религиозных движениях.
  • Соавтор модели обращения Лофланда—Старка, к которой автор книги «Богочеловеки» прибегал в попытке критиковать поместные церкви.
  • Получил степень доктора философии в области социологии в Калифорнийском университете в Беркли (Калифорния, США).
  • Автор более десятка книг по социологии религии.

Д-р Старк является соавтором вышеупомянутой модели обращения Лофланда—Старка, которая представляет собой социологическое исследование того, как люди обращаются в ту или иную религию. Не вдаваясь в подробности того, в чем заключается смысл этого исследования, здесь нам важно понять, что д-р Старк думает по поводу того, как Дадди использует его модель в книге «Богочеловеки».

Вопрос адвоката:

«Точно ли он [Дадди] воспроизводит вашу модель?»

Ответ д-ра Старка:

«…он пропускает все важное в этой модели и [делает] категорические утверждения, представляющие собой… дьявольскую противоположность того, что говорится в модели… Если он [читал об этой модели], то не нужно недооценивать потенциал идиотизма. Я вынужден сделать вывод, что если он изучал [эту модель, то использовал он ее] со злым умыслом».

Вопрос адвоката д-ру Старку:

«…можете ли вы сказать, какое место, по вашему мнению, они [Уитнесс Ли и поместные церкви] занимают в спектре христианства?»

Ответ д-ра Старка:

«Несомненно, они являются евангелической протестантской деноминацией… [Эти нападки на Уитнесса Ли и поместные церкви] представляют собой наихудший вариант распространения слухов… Ясно, что это делалось с определенной целью и делалось систематически».

Д-р Ньютон Малони

  • Старший профессор психологии при отделении психологии в аспирантуре Фуллерской богословской семинарии в Пасадене (Калифорния, США).
  • Практикующий психолог.
  • Член Американской психологической ассоциации.
  • Имеет диплом Американской коллегии профессиональной психологии в области клинической психологии.
  • Удостоен титула выдающегося члена Христианской ассоциации психологических исследований в 1987 г.
  • Опубликовал более тридцати книг; внештатный редактор семи специализированных научных журналов.
  • Получил докторскую степень в области психологии в Колледже Джорджа Пибоди при университете Вандербильта в Нэшвиле (Теннесси, США).
  • Получил степень магистра богословия в Йельском институте богословия в Ньюхэйвне (Коннектикут, США).
  • Рукоположенный служитель Объединенной методистской церкви.

Д-р Малони сказал в своих свидетельских показаниях о проведенных им подготовке и исследовании при составлении мнения о Уитнессе Ли и поместных церквях следующее:

«Я попросил предоставить мне материалы,.. которые могли бы мне помочь… Мне были предоставлены письменные показания, взятые под присягой у… свидетелей-экспертов… по этому вопросу. Я попросил предоставить мне труды Уитнесса Ли… и получил больше, чем может прочитать человек.

Я попросил адреса поместных церквей в окрестностях Лос-Анджелеса, где я мог бы лично посетить собрания. Я посетил собрания богослужения в городах Анахайм, Фуллертон, Темпл-сити и Эль Монте. В трех случаях я пришел на собрания без уведомления, просто зная о времени проведения собраний. В двух других случаях я пришел, потому что меня пригласили на обучение послушать Уитнесса Ли.

Я прослушал два выступления Уитнесса Ли на обучении, присутствовал во время молитвочтения и посетил утренние воскресные собрания этой группы. Я также просмотрел видеозаписи недавних собраний, прошедших в течение последнего года, и видеозаписи собраний, имевших отношение к обвинениям против «Поместной церкви». Я дважды присутствовал при регистрации показаний, которые давали под присягой свидетели-эксперты в ходе этого процесса. Затем я провел исследование с целью лучше ознакомиться с тем, что происходит… Я также беседовал с несколькими людьми — руководителями церкви».

Отвечая на вопрос адвоката: «…сложилось ли у вас мнение на основе вашего исследования… относительно того, какие последствия… эти книги… могут вызвать для Уитнесса Ли и „Поместной церкви“?» — д-р Малони сказал:

«…речь может идти об обвинении по ассоциации и обвинении путем косвенного намека… Нейтрализовать слухи очень и очень трудно. Лучше всего они нейтрализуются, когда их опровергают сами обвинители или те, кто порождает слухи».

Вопрос адвоката:

«Предположим, что суд решит дело в пользу истцов и фактически объявит, что все это ложь. Считаете ли вы, что клеймо… сразу же бесследно исчезнет?»

Ответ д-ра Малони:

«Нет. Я считаю, что об этом нужно будет широко объявлять… Найдутся люди, которые будут думать, что суд не располагал всеми фактами или что суд вмешивается не в свое дело».

Д-р Эдвин Гостэд

  • 1. Заслуженный профессор истории Калифорнийского университета в Риверсайде (Калифорния, США).
  • Внештатный профессор Бейлорского университета в Уэйко (Техас, США), Ричмондского университета в Ричмонде (Вирджиния, США), Принстонской богословской семинарии в Принстоне (Нью-Джерси, США) и Обэрнского университета в Обэрне (Алабама, США).
  • Удостоен титула выдающегося исследователя религии Обэрнским университетом.
  • Бывший президент Американского общества истории церкви.
  • Автор многих трудов в области истории религии.

Д-р Гостэд не давал показаний на судебном процессе по иску Ли против Дадди. Однако он исследовал этот спор и написал заключение к своему исследованию. Ниже приведены краткие выдержки из его заключения.

«…Возникает вопрос, какими соображениями руководствовался «Проект против духовных фальшивок», выдвинув такое крайне резкое обвинение — что учения «Поместной церкви» «абсолютно чужды» христианскому пониманию, основанному на библейском учении. Как человек, специализирующийся на изучении христианства в Америке, я не нахожу достаточных оснований для таких нападок.

Убеждения и практика «Поместной церкви» представляют собой еще одну вариацию акцентов и тем, известных в христианской истории. На основе моих наблюдений я прихожу к выводу, что «Поместная церковь» относится к традиции евангелического христианства, акцента на авторитете Библии, свойственного протестантам, сосредоточенности на внутренней жизни, свойственной великим христианским мистикам и пиетистам, ожидания Нового Века, которого ждут на протяжении тысячелетий, и религии, основанной на возрождении и опытном познании. Они вместе собираются, вместе молятся, вместе поют и занимаются изучением и вместе растут. Они стараются оставаться верными своему особому воззрению на христианскую жизнь. По-моему, этого достаточно. Это также вполне соответствует понятию свободы вероисповедания».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СУДА

Судебный процесс по иску Уитнесса Ли и др. против Нила Дадди и др. завершился в июне 1985 года. Суд заслушал свидетельские показания по четырнадцати ложным обвинениям против Уитнесса Ли и поместных церквей и вынес определение по каждому обвинению на основе письменных показаний свидетелей, вызванных для дачи показаний под присягой до начала процесса, а также на основе показаний свидетелей-экспертов. Суд пришел к общему заключению о сущности книги «Богочеловеки» и наложил штрафы на автора и издателя книги «Богочеловеки».

ОБВИНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДА

В начальной части постановления суда говорится:

«Данное дело было принято к рассмотрению в установленном порядке и было заслушано в отсутствие ответчиков… Несмотря на то что процесс проходил в отсутствие ответчиков, суд считает, что истцы представили обоснованные и весомые доказательства; кроме того, на суд произвели большое впечатление уровень и квалификация представленных свидетелей. Суду также была предоставлена неограниченная возможность проводить допрос (в том числе перекрестный) свидетелей с целью установления истины… Суду не было отказано ни в чем из того, что он хотел увидеть или узнать. Кроме того, доказательства в пользу истцов были подкреплены независимыми доказательствами, которые представили квалифицированные свидетели-эксперты. Соответственно суд установил, что рукопись Нила Дадди, озаглавленная «Богочеловеки»,.. и книга Нила Дадди и «Эс-Си-Пи» «Богочеловеки. Изучение Уитнесса Ли и „Поместной церкви“», опубликованная издательством «Интер-Варсити пресс», являются со всех главных точек зрения лживыми, порочащими и не обладающими правом неприкосновенности и, следовательно, являются диффамацией».

Ложное обвинение №1: «Уитнесс Ли является руководителем культа, и «Церковь в Анахайме [(Калифорния, США)]» является культом».

Определение суда:

«Все прямые и косвенные утверждения в этом смысле являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная об их ложности, и намеренно, чтобы создать впечатление об истцах как о таком культе».

Ложное обвинение №2: «Истцы либо используют, либо поддерживают обманные вербовочные методы, чтобы приводить людей в „Поместную церковь“».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали вышеупомянутые утверждения или намеки, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №3: «Уитнесс Ли правит в поместных церквях «железным жезлом», или „твердой рукой“».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков… являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики выдвигали такие [обвинения], зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №4: «Истцы… используют манипуляцию умами или какие-либо разновидности того, что обычно называют «промыванием мозгов» или „изменением мышления“».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими. Утверждения о том, что практика молитвочтения и призывания имени Господа является методом манипуляции умами, вызывающим, в числе прочего, снижение остроты умственного восприятия, также являются ложными… Согласно свидетельским показаниям д-ра Мелтона, эти практики не являются «техническими и языческими»; они требуют использования умственных способностей; они не изменяют сознание… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №5: «Истцы и руководители «Поместной церкви» контролируют все стороны жизни членов церкви, в частности, не рекомендуют иметь друзей, запрещают свидания между лицами противоположного пола, устраивают браки, контролируют использование финансов, диктуют членам, где им жить или работать».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №6: «Уитнесс Ли и старейшины «Поместной церкви» изолируют членов от общества и запрещают либо не рекомендуют членам смотреть телепередачи, читать газеты, ходить в кинотеатры и заниматься спортом».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность, так как, согласно свидетельским показаниям Дадди, он не располагает доказательствами таких действий».

Ложное обвинение №7: «Старейшины «Поместной церкви» создали не допускающую критики структуру власти, которая не позволяет членам церкви свободно исповедовать веру и самостоятельно отвечать за свою жизнь».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №8: «Уитнесс Ли и другие истцы учат поведению, позволяющему членам церкви или побуждающему их совершать аморальные действия, а также поддерживают такое поведение».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков о том, что Уитнесс Ли и другие истцы учат поведению, позволяющему… или побуждающему совершать аморальные действия, а также поддерживают такое поведение, являются ложными и порочащими… Все свидетели заявили в своих показаниях о ложности всех подобных утверждений или намеков и подтвердили, что все труды Уитнесса Ли учат высокому уровню морали, соответствующему Библии… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность…

Д-р Мелтон заявил суду в своих свидетельских показаниях, что Дадди сообщает читателям полную противоположность того, чему Уитнесс Ли учит в отношении морали, и что, создавая такое впечатление, Дадди либо действовал намеренно, либо безответственно игнорировал то, что говорит Уитнесс Ли…

Д-р Гетчес заявил в своих свидетельских показаниях, что Дадди, используя труды Уитнесса Ли, намеренно, методично искажал учения Уитнесса Ли, в том числе учения о морали.

Д-р Салиба заявил в своих свидетельских показаниях, что цитаты были оторваны от контекста [и] «перевернуты так, что приобретали тот смысл, который был нужен [Дадди]»… На основании свидетельских показаний самих ответчиков было установлено, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №9: «Истцы или члены церкви, следующие учениям истцов, являются «моральными карликами», которых авторы определяют как людей, чье поведение не соответствует нормам [библейского] закона».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность.

Д-р Гетчес заявил в своих свидетельских показаниях, что разумно истолковать обвинение в «моральном пигмействе», которое выдвинул Дадди, можно как обвинение, относящееся к человеку, который является морально ущербным или которому не хватает морального восприятия и понимания. Далее он заявил в своих свидетельских показаниях, что нет никаких оснований для такого обвинения в отношении учений Уитнесса Ли или в отношении тех, кто им следует, и что, напротив, учения Уитнесса Ли требуют более высокой морали по сравнению с нравственными заповедями закона».

Ложное обвинение №10: «Истцы публично унижали членов, и несколько членов церкви из Анахайма и некий руководитель из Северной Калифорнии были госпитализированы для психиатрического лечения в результате действий истцов».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… На основе представленных истцами доказательств установлено, что ни со стороны Уитнесса Ли, ни со стороны кого-либо из истцов таких действий не было, и что такие случаи госпитализации никогда не имели места.
Исследование д-ра Малони подтвердило, что, даже по словам бывших членов, такого унижения не было.

Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность.
Дадди ни разу не подтвердил ни одного случая госпитализации и не смог назвать ни одного человека, который якобы был госпитализирован. Он не располагал документами и не считал, что обязан провести проверку».

Ложное обвинение №11: «[Член поместной церкви] или один из старейшин в церкви в Анахайме совершил обман в отношении Фуллерской семинарии [в Пасадене (Калифорния, США)]… и это якобы имевшее место нежелание представить себя в истинном виде является отличительным качеством „Поместной церкви“».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №12: «Истцы используют тактику запугивания или угрозы преследования для поддержания лояльности членов по отношению к „Поместной церкви“».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими.

Согласно свидетельским показаниям д-ра Мелтона, членов не удерживают против их воли; напротив, их пребывание в церкви является добровольным; их участие не принудительно, оно объясняется тем, что им нравится быть в «Поместной церкви».

Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №13: «Большинство людей, ушедших из «Поместной церкви», вынуждены сменить местожительство, чтобы избежать преследования со стороны «Поместной церкви», и случаи такого преследования имели место».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Ложное обвинение №14: «Уитнесс Ли либо другие истцы виновны в финансовых махинациях, включая якобы имевшее место использование не по назначению 235 000 долларов, предназначавшихся для зала собраний в Штутгарте».

Определение суда:

«Прямые и косвенные утверждения в публикациях ответчиков [в этом смысле] являются ложными и порочащими… Дадди согласился, что факты не свидетельствуют о денежных махинациях или об обмане… Дадди признал, что он ни разу не разговаривал с кем-либо в «Церкви в Штутгарте» или в «Церкви в Анахайме» об этой сделке.

Суд установил, что ответчики делали эти утверждения, зная о том, что они являются ложными, либо безответственно игнорируя их истинность или ложность».

Судья Леон Сейранян, слушавший дело, написал в решении суда*:

«В начале слушания дела истцы выразили намерение установить «факт злого умысла», и суд констатирует, что они установили такой факт. Из представленных доказательств явствует, что почти во всех случаях, когда ответчики утверждали, что цитируют высказывания Уитнесса Ли, они фактически искажали высказывания Уитнесса Ли и отрывали их от контекста, чтобы получить желаемый результат или вывод…

Хотя данная мера не может устранить нанесенного истцам ущерба, назначение следующего денежного возмещения в порядке наказания ответчиков восстановит репутацию истцов и воспрепятствует другим лицам, имеющим подобные намерения, в распространении дальнейших заведомо ложных утверждений в отношении истцов… В связи с этим суд назначает денежное возмещение в пользу истцов за счет ответчиков».

В общей сложности судья Сейранян назначил истцам возмещение в сумме 11 900 000 долларов. Эта сумма так никогда и не была выплачена истцам.