КАКАЯ ЕРЕСЬ — ДВА БОЖЕСТВЕННЫХ ОТЦА, ДВА ЖИВОТВОРЯЩИХ ДУХА И ТРИ БОГА!
Когда речь заходит о Триедином Боге, многих христиан волнует только их традиция, а не ясное и точное слово Библии. Для того чтобы сохранить свою традицию, они искажают слова Писания и не хотят полностью вернуться к чистому слову Библии. Из-за этой традиции идет схватка. Несмотря на то что мы не хотим вступать в схватку, ее нельзя избежать. Поэтому мы должны отметить, что многие христиане придерживаются, безусловно, еретического представления о двух божественных Отцах, двух животворящих Духах, а некоторые даже о трех Богах. Может быть, они не понимают этого или придерживаются такого представления неосознанно и поэтому, возможно, отрицают, что придерживаются его. Однако представление, которого они на самом деле придерживаются, еретично, потому что подразумевает существование двух божественных Отцов, двух животворящих Духов и, в некоторых случаях, трех Богов.
ОСНОВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ БИБЛИИ
В соответствии с основным откровением Библии Божье домостроительство состоит в том, чтобы внедрить Христа в Его верующих, чтобы они стали живой церковью для выражения Бога на земле. Но ни в истории христианства, ни в нынешней ситуации мы не видим этого. Мы видим лишь христианскую религию с Триединым Богом как объектом поклонения, а также со Спасителем, который спасает грешников от погибели, приводя их на небо. В сегодняшнем христианстве мы не видим ни наслаждения всеобъемлющим Христом, ни практики надлежащей церковной жизни. По этой причине на протяжении последних пятидесяти лет Господь показал нам Свое восстановление переживания Христа и надлежащей церковной жизни. Все те годы, в которые мы несли Господню заботу о Его восстановлении, мы постоянно подвергались нападкам со стороны религии. Мы подвергались нападкам потому, что получили от Господа ясное видение того, кто есть Христос. Господь показал нам, что Христос — это Всеобъемлющий, Чудесный. Он — всё во всём. Он — Бог, Творец, Отец, Сын, Дух, а также надлежащий человек. Он — реальность всех божественных качеств и всех человеческих добродетелей. Краеугольным камнем всех аспектов всеобъемлющего Христа является живой Дух. У нас нет иного выбора, как только говорить своим собратьям христианам, что наш Спаситель, Иисус Христос, — живой Дух. Несомненно, Он — Агнец Божий и Искупитель, но это просто два аспекта этого Всеобъемлющего. Христос, Всеобъемлющий, есть всё. Библия даже описывает Его словами «всё и во всём» (Кол. 3:11). Христос — реальность всего положительного. Он — свет, жизнь, праведность, святость, искупление, спасение и все остальное. В нашем переживании Он — животворящий Дух, обитающий внутри нашего человеческого духа. Из-за того, что мы провозглашаем это, нас обвиняют в ереси. Наши критики утверждают, что мы учим ереси, говоря людям, что Христос, Сын, — это Отец, а также Дух. Сегодня многие христиане не верят, что Христос — не только Сын, но и Отец и Дух.
ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ ОТВЕРГНУТО
Некоторые из наших критиков говорят: «Когда Уитнесс Ли учит, что Христос — это Отец и Дух, он учит модализму и отрицает соприсутствие и сосуществование трех Лиц Божества». Я отвергаю это обвинение. Если бы критики спросили меня, верю ли я в Евангелие от Матфея 3:16 и 17, где Сын стоит, Дух сходит, а Отец говорит, я бы ответил, что верю этому, по крайней мере, не меньше их. Все трое, Отец, Сын и Дух, присутствовали в одно и то же время. Я полностью верю в соприсутствие и сосуществование Троицы Божества. Я верю не только Евангелию от Матфея 3:16 и 17, но и всем стихам, относящимся к этой теме. Например, в Откровении 1:4 и 5 говорится: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи Духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа…». В этих стихах Отец — Тот, Который «есть и был и грядет»; Дух — «семь Духов», а Сын — Иисус Христос, «свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Здесь Отец, Дух и Сын присутствуют не только после воскресения Христа, но и после Его вознесения и после Пятидесятницы. Многие другие стихи раскрывают то же самое. Во Втором послании к Коринфянам 13:13 говорится: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». Здесь мы видим благодать Христа, любовь Бога и общение Духа. Более того, в Послании к Ефесянам 3:14-17 говорится: «Преклоняю колена мои пред Отцем… да даст вам… крепко утвердиться Духом Его… верою вселиться Христу в сердца ваши». И снова Отец, Дух и Христос присутствуют в одно и то же время. Обвинение в том, что я модалист, ложно, и я абсолютно отвергаю его. Модализм учит, что Бог не является Отцом и Сыном в одно и то же время и что откровение о Сыне закончилось с вознесением. Модализмом отрицалось постоянное существование Отца, Сына и Духа. Модализм — ересь, и мы не верим в него.
СЫН НАЗВАН ОТЦОМ
Однако некоторые из критиков могут сказать в ответ: «Разве вы не говорите, что Сын — это Отец и что Христос — это Дух? Именно это говорят модалисты». На это я отвечу, что меня интересует не модализм, а лишь чистое слово Библии. В Книге пророка Исаии 9:6 говорится, что нам родился младенец, нам дан Сын, что младенец назван Богом крепким и что этот Сын назван Отцом вечности. Утверждение, что Сын есть Отец, — не толкование; это цитата. Если вы внимательно прочитаете этот стих, то увидите из контекста, что титул Бог крепкий относится к младенцу и что титул Отец вечности относится к Сыну. На протяжении столетий все фундаментальные исследователи Библии соглашались с тем, что младенец, родившийся в яслях, является Богом крепким. Только иудеи или неверующие станут отрицать это. Однако огромное большинство христиан верит лишь половине этого стиха. Они либо не замечают, либо искажают вторую половину, в которой говорится о том, что Сын назван Отцом вечности. Давайте теперь подробно рассмотрим этот стих, а также различные виды его искажения.
В Книге пророка Исаии 9:6 говорится: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». В этом стихе есть две линии с двумя моментами. Первая линия — «младенец родился нам», вторая — «Сын дан нам». В середине этого стиха говорится, что Он — Тот, кто осуществляет Божье управление, так как «владычество на раменах Его». Это указывает на то, что родившийся нам младенец и данный нам Сын осуществляет Божье управление. В последней части этого стиха мы видим имя младенца и имя Сына. «Его имя» относится к имени младенца и Сына. Ему дано имя: Чудный, Советник, Князь мира. Среди этих имен есть Бог крепкий и Отец вечности. Несомненно, что «Бог крепкий» — это имя младенца, а «Отец вечности» — имя Сына. Следовательно, в соответствии с этими двумя линиями стиха родившийся младенец назван Богом крепким, а данный нам Сын — Отцом вечности. Все христиане согласны, что родившийся нам младенец — это младенец по имени Иисус, родившийся в яслях в Вифлееме. Более того, мы все согласны, что этот младенец был поистине Бог крепкий. Всякий верный, фундаментальный христианин признает это. Тот, кто не признает этого, не является истинным христианином. Однако у многих фундаментальных христиан возникают проблемы со второй линией. Они просто не верят, что Сын — это Отец.
Из-за того что мы верим написанному в Книге пророка Исаии 9:6, нас обвиняют в модализме. Обвиняющие нас в этом подвергаются опасности впасть в троебожие. Божественная Троица имеет сторону единственности и сторону тройственности. Модализм делает особый упор на стороне единственности, неправильно понимая и воспринимая сторону тройственности, а троебожие делает особый упор на стороне тройственности, отрицая сторону единственности. Но чистое откровение в Библии содержит в себе обе стороны истины. Все фундаменталисты верят, что младенец, родившийся нам, — Бог крепкий, однако некоторые пренебрегают или даже выступают против второго утверждения о том, что Сын, данный нам, — Отец вечности. Здесь у них возникают большие проблемы. Из-за того что у них возникают проблемы, они искажают этот стих.
РАЗЛИЧНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ КНИГИ ПРОРОКА ИСАИИ 9:6
В качестве примера первого искажения можно привести высказывание одного брата: «Сын назван Отцом, но Он — не Отец». Я ответил: «Брат, разве не смешно говорить такое? Можно ли сказать, что господин Смит назван господином Смитом, а на самом деле он — не господин Смит? Можно ли сказать, что Библия названа Библией, но на самом деле это не Библия? То же самое относится и к тому, что Сын назван Отцом вечности. Разве можно сказать, что Он назван Отцом вечности, но Он — не Отец вечности? Что это за логика?»
Во втором искажении утверждается, что, якобы, поскольку в древнееврейском оригинале говорится не «вечный Отец», а «Отец вечности», Сын не может быть Отцом. Я согласен, что перевод «Отец вечности» лучше, чем «вечный Отец». Но кто этот Отец вечности? Разве Он — не Отец в Троице Божества? Кроме Отца в Божестве разве есть другой божественный Отец, который назван «Отцом вечности»? Конечно, нет! Тем не менее некоторые искажают Книгу пророка Исаии 9:6, говоря, что Отец вечности — это не Отец в Божестве. Они говорят, что это другой Отец, Отец вечности, что, по их словам, означает начало, источник, веков. Это искажение подразумевает, что они верят в двух божественных Отцов — Отца в Божестве и Отца вечности. Это действительно ересь. Согласно Библии Отец вечности и есть Отец в Божестве. Я призываю вас быть честными, беспристрастными и искренними. Верите ли вы, что кроме Отца в Божестве есть другой Отец, который является Отцом вечности?
В третьем искажении утверждается, что, якобы, на древнееврейском языке Отец вечности значит Отец творения. В ответ на это я бы спросил: «Кто Отец творения?» Если они ответят, что Иисус, я бы спросил в ответ: «Считаете ли вы, что помимо Отца в Божестве Иисус — это другой Отец, Отец творения?» Им пришлось бы признать, что они верят этому. Если это так, у них два божественных Отца. Осуждая нас за ересь, они сами обличены в ереси.
В соответствии с четвертым искажением «Отец» в этом стихе — это Отец Израиля. Искажающие этот стих таким образом основываются на Книге пророка Исаии 63:16 и 64:8. Они говорят, что Отец вечности в Книге пророка Исаии 9:6 — это Отец Израиля. Но я бы спросил: «Кто этот Отец, Отец Израиля?» Разумеется, это должен быть Отец в Божестве. Если кто-либо говорит, что Отец Израиля — это не Отец в Божестве, он подразумевает, что существуют два божественных Отца. Это, безусловно, ересь.
Пятое искажение основывается на примечании в одном из изданий Септуагинты (перевод Ветхого Завета с древнееврейского на древнегреческий язык). В этом примечании «Отец вечности» переводится как «Отец века грядущего». Некоторые говорят, что на основании этого Отец вечности в Книге пророка Исаии 9:6 — не Отец в Божестве, а Отец грядущего века. Они утверждают, что Он, якобы, — Отец, положивший начало новому веку, так же, как Эдисон был отцом, положившим начало веку электричества. Однако древнееврейское слово, переведенное как «вечность» в этом стихе, означает вечный, бесконечный, бессрочный, постоянно, век, мир без конца (см. Симфонию Стронга). Как бы они ни искажали этот стих, они не могут исказить титул «Отец».
На самом деле то, что раскрывается в Книге пророка Исаии 9:6, является весьма личным и субъективным для нас. Там не говорится: «Младенец родился, сын дан». Там говорится: «Сын дан нам». Слово «нам», особенно при повторе, указывает на сильное эмоциональное выделение, которое показывает, что все, что раскрыто в этом стихе, предназначено «нам» для переживания весьма личным, субъективным образом. Не только «младенец», «сын», но и все Его пять раскрытых имен предназначены для нашего личного переживания. Христос как Чудный, Советник, Бог крепкий и Князь мира предназначен для нашего личного переживания. В этом контексте «Отец вечности» также должен предназначаться для нашего личного переживания. Он — наш Чудный, наш Советник, наш Бог крепкий, наш Князь мира, а также наш Отец вечности. Так как Чудный, Советник, Бог крепкий и Князь мира — наши, то Отец вечности также, безусловно, наш. Толкование фразы «Отец вечности» или «вечный Отец» как «Отец века грядущего» не подходит по контексту и, наоборот, представляет его объективным и безличным, делая, таким образом, этот аспект Господа бессмысленным, исходя из контекста всего стиха.
Более того, в Книге пророка Исаии 63:16 говорится: «Ты, Господи, — Отец наш, от века имя Твое: „Искупитель наш”». В Книге пророка Исаии 64:8 говорится: «Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей». Пророк Исаия использовал эти два стиха в качестве дальнейшего развития того, что он пророчествовал о Христе как Отце вечности в Книге пророка Исаии 9:6. В 64:8 Исаия говорит, что Отец вечности в 9:6 — это наш Творец, а в 63:16 он говорит, что Отец вечности — наш Искупитель. Во всей Библии Христос раскрывается как наш Творец и особенно — как наш Искупитель (Ин. 1:3; Евр. 1:10; Тим. 3:24; Тит. 2:14). То, что Отец вечности — это и наш Творец, и наш Искупитель, не только подтверждает, но и укрепляет понимание того, что Искупитель, Христос, — это Отец вечности, святой Отец в Божестве. Следовательно, утверждение, что Отец вечности в Книге пророка Исаии 9:6 — это какой-то другой Отец, а не Отец в Божестве, не соответствует контексту всей Книги пророка Исаии.
ЕРЕСЬ В ОТНОШЕНИИ ДВУХ БОЖЕСТВЕННЫХ ОТЦОВ
Когда наши критики искажают таким образом этот стих, мы хотели бы задать им такой вопрос: «Не хотите ли вы сказать, что кроме Отца Троицы Божества существует другой божественный Отец?» Если кто-либо ответит на этот вопрос утвердительно, мы должны ясно сказать ему, что в этой вселенной нет двух божественных Отцов и утверждать обратное — большая ересь. Любой христианин, придерживающийся представления о двух божественных Отцах, должен оставить его незамедлительно. Как бы критики ни толковали этот стих, они должны признать, что Сын назван Отцом, что во всей вселенной есть лишь один божественный Отец и что это Отец вечности, не имеющий ни начала, ни конца, а не Отец какого-то одного века, имеющий и начало, и конец. Как бы они ни толковали выражение «Отец вечности» — будь то «вечный Отец», «Отец творения», «Отец века грядущего», «Отец Израиля» или Отец чего-то еще, — они не могут исказить титул «Отец» в Книге пророка Исаии 9:6. Во всей вселенной существует только один божественный Отец. Поэтому «Отец вечности» в Книге пророка Исаии 9:6, как бы люди ни искажали этот титул, несомненно, является единственным божественным Отцом в Божестве. Хотя некоторые искажают фразу «Отец вечности», они не искажают фразу «Бог крепкий». Но если нельзя искажать фразу «Бог крепкий», то нельзя искажать и фразу «Отец вечности», ибо это противоречит принципу толкования. Мы не должны принимать первый термин в соответствии с чистым Словом и затем искажать второй. Некоторые искажают вторую фразу, потому что находятся под влиянием традиционных учений о Троице. Но нас не интересуют традиционные учения; нас интересует лишь чистое слово Библии. В Книге пророка Исаии 9:6 говорится, что младенец, родившийся нам, назван Богом крепким, и мы верим, что этот младенец — Бог крепкий. В этом стихе также говорится, что Сын, данный нам, назван Отцом вечности, и мы также верим, что Сын — Отец вечности. Мы говорим это согласно Библии, а другие искажают этот стих, чтобы подогнать его под свое традиционное учение. Люди могут исказить Книгу пророка Исаии 9:6, но не могут изменить этот стих. Он состоит из двух линий, и если мы принимаем первую, не искажая ее, то точно так же мы должны принять и вторую.
Давайте перейдем к Евангелию от Иоанна 14. В Евангелии от Иоанна 14:8 Филипп сказал: «Господи! покажи нам Отца». На это Господь ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: ,,Покажи нам Отца’’? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9-11). Господь Иисус как бы говорил: «Филипп, Я пробыл с тобой столько времени. Разве ты не знаешь Меня? Ты видишь Меня уже три с половиной года. Если ты видел Меня, ты видел Отца». В Евангелии от Иоанна 10:30 Господь Иисус сказал: «Я и Отец — одно». Эти стихи в Евангелии от Иоанна подтверждают то, что раскрывается в Книге пророка Исаии 9:6. В Книге пророка Исаии 9:6 раскрывается, что Сын — это Отец вечности. Когда пришел Сын, Он сказал Своим ученикам, что Он и Отец — одно. Поскольку Сын назван Отцом вечности, как могут люди говорить, что Он — не Отец в Божестве, а другой Отец — Отец творения или грядущего века? Утверждение, что помимо божественного Отца в Божестве существует другой божественный Отец творения или грядущего века, еретично.
Таким образом, существуют два основных взгляда на Книгу пророка Исаии 9:6 — один, состоящий в том, что в соответствии с ясным, написанным словом Библии, Сын назван Отцом вечности, который является Отцом в Божестве, и другой, состоящий в том, что этот Отец — не Отец в Божестве, а какой-то другой Отец. Если бы вы были судьей в небесном суде, какое бы решение вы вынесли по этим двум суждениям относительно этого стиха? Что касается меня, я бы придерживался слов Библии, а не всяких искажений. Те, кто искажает этот стих, не верят Библии в соответствии с ясным словом. Вместо этого они верят Библии в соответствии со своими искажениями. Они принимают все, что соответствует их пониманию, и искажают все, что ему не соответствует. Если вы искажаете слова Библии, вы понесете урон, ибо вы изменяете святое Слово. Вы либо отнимаете что-то от Слова, либо добавляете что-то к нему. Это очень серьезно. Независимо от того, понимаю я то, что говорится в Библии, или нет, я верю тому, что говорится в ней. Когда в Библии говорится, что Сын назван Отцом вечности, я говорю: «Аминь, Сын — это Отец». Меня не интересует, как люди истолковывают этот стих; меня интересует лишь то, что говорит Библия.
ЕРЕСЬ В ОТНОШЕНИИ ДВУХ ЖИВОТВОРЯЩИХ ДУХОВ
Давайте теперь обратимся к Первому посланию к Коринфянам 15:45. В этом стихе говорится: «Первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам стал Духом животворящим» (греч.). В соответствии с этим стихом последний Адам, то есть Христос, стал животворящим Духом. Некоторые искажают этот стих, утверждая, что речь идет о некоем «животворящем Духе». Однако помимо Святого Духа, который животворит, существует ли другой Дух, который животворит? Говорить, что существуют два животворящих Духа, — значит учить еще одной вопиющей ереси. Последний Адам, который есть Сам Христос, стал Духом, животворящим Духом. Здесь мы должны обратиться к Евангелию от Иоанна 6:63, где Господь говорит: «Животворит Дух». В этой главе Господь Иисус сказал, что Он — хлеб жизни, который дает жизнь людям. В конечном счете, Он указал, что для того чтобы быть жизнью для людей как хлебом жизни, Он должен быть Духом, ибо животворит Дух. Более того, во Втором послании к Коринфянам 3:6 говорится: «Буква убивает, а Дух животворит». Разве Дух в этом стихе не Святой Дух? Можем ли мы сказать, что помимо Святого Духа, который животворит, существует также еще один Дух, который животворит? Нет, мы не осмелимся сказать этого.
Второй вид искажения этого стиха заключается в утверждении, что здесь животворящий Дух — это не Святой Дух, а Дух Христа как личности. Те, кто искажает этот стих таким образом, говорят, что у Христа так же, как и у нас, есть дух. Затем они говорят, что здесь речь идет о духе Христа, а не о Святом Духе. Разумеется, Дух, о котором идет речь в этом стихе, — это Дух Христа. Но верите ли вы, что помимо Святого Духа существует еще один Дух, называемый Духом Христа? Или, другими словами, верите ли вы, что помимо Духа Христа существует еще один Дух, называемый Святым Духом? Если вы верите этому, ваше сознание затемнено. Ни один человек с просвещенным сознанием не поверил бы этому.
Те, кто искажает Первое послание к Коринфянам 15:45 таким образом, не знают, что сегодня Святой Дух — это не только Дух Божий, но и Дух Христа (Рим. 8:9) и даже Дух Иисуса (Деян. 16:7, букв.). Послание к Римлянам 8:9 свидетельствует, что сегодня Дух Божий — это Дух Христа, а Послание к Филиппийцам 1:19 свидетельствует, что Дух Христа — это и Дух Иисуса Христа. Эндрю Мюррей в своей книге Дух Христа в главе «Дух прославленного Иисуса» говорит, что после вознесения Христа Святой Дух приходит по-новому. В Ветхом Завете Он приходил только как Дух Божий, но после воскресения и вознесения Христа Дух приходит не только как Дух Божий, но и как Дух человека Христа. Более того, в Евангелии от Иоанна 7:39 говорится, что до смерти и воскресения Христа этого Духа «еще не было». Однако Дух Божий уже существовал. Критики, по-видимому, не знают, что сегодня Святой Дух — это не только Дух Божий, но и Дух Христа. Этот Дух, который является Духом и Бога, и Христа, — животворящий Дух. После Своего воскресения и благодаря ему Христос стал таким животворящим Духом. Несомненно, что этот Дух — Святой Дух.
Павел был точен, когда писал Первое послание к Коринфянам 15:45. Он не сказал: «Последний Адам стал Духом». Он добавил определение «животворящий» и сказал: «Последний Адам стал Духом животворящим». Здесь нет основания для споров. Какой Дух животворит? Верите ли вы, что помимо Святого Духа существует другой божественный Дух, который животворит? Этого быть не может.
Третий вид искажения этого стиха заключается в утверждении, что здесь речь идет о человеческом духе Христа. Но если здесь речь идет лишь о человеческом духе Христа, то Ему не надо было бы становиться Духом, потому что человеческий дух у Него уже был. Несколько раз в Евангелиях говорится о человеческом духе Христа. Например: Он узнал «тотчас духом Своим» (Мк. 2:8); Он «глубоко вздохнул духом» (Мк. 8:12, греч.); Он «восскорбел духом» (Ин. 11:33) и Он «возмутился духом» (Ин. 13:21). Итак, Ему не надо было становиться человеческим духом.
В четвертом виде искажения утверждается, что, якобы, Адам, в целом, стал душой, а Христос, в целом, стал Духом и что этот Дух — не Святой Дух, который животворит. Я, безусловно, согласен, что Адам стал душой, потому что так говорит Библия. Я также верю, что Христос в полной мере стал Духом. Но я не могу поверить тому, что этот Дух — нечто отличное от животворящего Святого Духа. Верите ли вы, что помимо Святого Духа существует другой Дух, который животворит? Это нелогично. Что же вы примете — искажения или чистое слово Библии? Нам всем следует быть простыми и сказать «аминь» всему, что говорит Библия.
ГОСПОДЬ ЕСТЬ ДУХ
Теперь мы подходим ко Второму посланию к Коринфянам 3:17, в котором говорится: «Господь есть Дух». Этот стих так ясен и прост, что критикам здесь нечего искажать. Дух в этом стихе — это тот Дух, о котором говорится в стихе 6, где сказано, что буква убивает, а Дух животворит. Теперь Господь есть Дух, который животворит. В Новом переводе Библии Дарби стихи с 7 по 16 Второго послания к Коринфянам 3 стоят в скобках, что показывает, что стих 17 — это продолжение стиха 6. В стихе 17 говорится: «Господь есть Дух». Дух здесь — это тот самый Дух, который животворит и о котором говорится в стихе 6. Господь во Втором послании к Коринфянам 3:17 — это, безусловно, Иисус. Многие христианские авторы, в том числе Генри Элфорд и Эндрю Мюррей, говорили, что Господь есть Иисус и что Господь есть Дух.
Несмотря на то что на самом деле в этом стихе нечего искажать, некоторые все равно пытаются исказить его, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, некоторые говорят, что здесь говорится не о Господе Иисусе Христе, а просто о Господе Боге. Во Втором послании к Коринфянам титул «Господь» всегда относится к Господу Иисусу (1:2, 14; 4:5; 13:13), а Бог назван «Отцом Господа нашего Иисуса Христа» (1:3; 11:31). Поэтому титул Господь в 3:17 так же, как и в 3:16 и 18, несомненно, относится к Господу Иисусу, а не к Богу Отцу. Утверждение, что титул Господь в этом стихе относится к Богу, — явное искажение, призванное подогнать этот стих под традиционное учение и избежать чистого откровения по вопросу о Троице.
Согласно второму искажению, утверждение, что Господь есть Дух, означает не то, что Господь на самом деле — Дух, а то, что Дух представляет Господа. Это больше, чем искажение стиха; это изменение Библии посредством добавления к чистому откровению мысли, которой нет в Библии. Где в Библии стих, который содержит мысль, что Святой Дух — это представитель Господа? Такого стиха нет. Почему некоторые искажают Библию таким образом? Просто потому, что они не хотят придерживаться чистого откровения о том, что Христос есть Дух. Они хотят придерживаться своих традиционных учений о Троице.
ЧИСТОЕ СЛОВО
Христианство слишком ветхое. Оно полно мнений, традиций и представлений. Господне восстановление призвано вернуть нас к чистому Слову. Нас не интересуют представления и традиции христианства или чьи-то учения. Нас интересует лишь чистое слово Библии. Мы верим всему, что говорит Библия, в чистоте и не искажая слова Писания. Критики утверждают, что они, якобы, верят Библии, и осуждают нас, говоря, что мы не верим ей. Они верят Библии, искажая ее на свой лад; мы верим Библии, принимая все так, как в ней написано черным по белому. Когда в Книге пророка Исаии 9:6 говорится, что Сын назван Отцом вечности, мы говорим: «Аминь». Когда в Первом послании к Коринфянам 15:45 говорится: «Последний Адам есть Дух животворящий», — мы говорим: «Аминь». Когда во Втором послании к Коринфянам 3:17 говорится: «Господь есть Дух», — мы также говорим: «Аминь». Критики искажают эти стихи, потому что находятся под влиянием традиционных учений.
Кто может сказать, что мы еретики, когда эти стихи перед нами? Кто еретики — мы, говоря, что, согласно Книге пророка Исаии 9:6, Сын — это Отец и что, согласно Первому посланию к Коринфянам 15:45 и Второму посланию к Коринфянам 3:17, сегодня Господь Иисус — это животворящий Дух, или те, у кого два божественных Отца и два животворящих Духа? Какая ересь говорить о двух божественных Отцах и двух животворящих Духах! Мы должны рассказать людям об этой ереси, и эта ересь должна быть обличена. Мы во всем полностью следуем Писаниям, а те, у кого в результате искажения этих стихов получается два божественных Отца и два животворящих Духа, впадают в ересь. Подождем и посмотрим, как они снимут с себя эти обвинения.
ЕРЕСЬ МОДАЛИЗМА
Ортодоксальный символ веры, сформулированный на Никейском соборе, отверг модализм, примером которого служит Савеллий, и троебожие, примером которого служит Арий. Савеллий не верил в одновременное существование Отца, Сына и Святого Духа. Для него Они были просто тремя явлениями одного Бога, который являет Себя по-разному, в зависимости от обстоятельств. Арий, напротив, верил в трех Богов. Для него Отец был одним Богом, Сын — другим Богом, а Святой Дух — еще одним Богом. Конечно же, это ересь. Хотя ересь Ария была осуждена на Никейском соборе, многие христиане сегодня, возможно, в том числе и некоторые из наших критиков, подсознательно придерживаются представления о трех Богах. В прошлом многие из вас глубоко внутри, тайно придерживались этого верования.
Модализм имеет некоторое основание в Писаниях, но он зашел слишком далеко, в еретическую крайность. Модалисты увидели аспект единственности, но ошибочно восприняли аспект тройственности, говоря, что после того, как закончилось откровение об Отце и Сыне, остался лишь Дух. Они отрицают сосуществование и соприсутствие Троицы Божества в вечности. Тогда как они это отрицают, мы верим этому. Модализм пренебрегает принципом двусторонности истины в Библии, который оберегает нас от еретических крайностей. Всякая истина в Библии имеет два аспекта. Если вы хотите обезопасить свое положение, вам надо находиться в равновесии между этими двумя аспектами. Согласно Божьему управлению, принципу и закону ничто во вселенной не может существовать, не имея двух сторон. Это относится даже к листу бумаги. Из-за того, что модалисты придерживаются одной стороны и неправильно применяют другую, они теряют равновесие и оберегающий принцип.
ЕРЕСЬ ТРОЕБОЖИЯ
Приверженцы троебожия, напротив, придерживаются аспекта тройственности, но пренебрегают аспектом единственности. Они говорят: «Если Отец, Сын и Дух — это не три Бога, как Они могут быть тремя Лицами?» На самом деле, использование термина «три Лица» для объяснения Отца, Сына и Духа также не вполне удовлетворительно, потому что выражение «три Лица» действительно означает три лица. Поэтому Гриффит Томас (известный своим толкованием Послания к Римлянам) в своей книге Принципы богословия написал о Троице Божества следующее: «Иногда приводятся возражения и против использования термина ,,Лицо’’. Как и весь человеческий язык, этот термин заслуживает обвинения в неадекватности и даже явной ошибочности. С ним, конечно, нельзя заходить слишком далеко, иначе это приведет к троебожию». Отрицая тот факт, что Сын — это Отец и что Господь — это Дух, наши критики невольно впадают в опасность троебожия. Хотя они будут отрицать, что они склоняются к троебожию, неосознанно и подсознательно они придерживаются представления о трех Лицах Божества как трех Богах. Хотя большинство не осмеливается признать это, некоторые все же признают.
В 1965 году ко мне приехал один брат, который обвинял меня в ереси за то, что я учу, что Сын — это Отец и Господь — это Дух. Он сказал мне со всей определенностью, что верит в трех Богов. Когда я сказал ему, что нам не следует говорить так, он пытался спорить со мной, воспользовавшись Псалмом 81:6, где говорится: «Вы — боги». Я отметил, что слово «боги» в этом стихе относится к ангелам. Во всей Библии нет ни одного стиха, в котором говорится, что у нас больше, чем один Бог. Напротив, везде говорится, что наш Бог — единственный Бог. Только Он — Бог.
Если заходить настолько далеко, что говорить о «трех Лицах» в Божестве, это, безусловно, «приведет к троебожию». Всякий, кто делает это, невольно впадает в еретическую крайность троебожия. Троебожие не видит принципа аспекта единственности. А Библия говорит снова и снова, что существует только один Бог. Из-за того что приверженцы троебожия придерживаются аспекта тройственности и пренебрегают аспектом единственности, у них нет ни уравновешивающего, ни оберегающего фактора.
И модализм, и троебожие впадают в крайность. Мы же находимся посередине и в равновесии. Когда мы верим, что Сын — это Отец и что Господь — это Дух, мы просто цитируем Библию. Однако, как мы уже отмечали, мы также верим таким стихам, как Евангелие от Матфея 3:16-17, Второе послание к Коринфянам 13:13, Откровение 1:4-5 и Послание к Ефесянам 3:14-17. Мы верим в оба аспекта истины о Триедином Боге. Мы осуждаем и модализм, и троебожие как ереси. Мы верим, что Бог единственен в вечности, но при этом Он — Отец, Сын и Дух. Кто-то, возможно, спросит: «Как Отец, Сын и Дух могут быть тремя и в то же время одним?» Я отвечу: «Не знаю, не могу вам сказать. Если вы попытаетесь понять это, вы будете, по выражению Мартина Лютера, „учителем Бога”». Троица намного превосходит наше умственное восприятие, и только неразумные будут пытаться понять Ее.
ТРИЕДИНЫЙ БОГ В НАШЕМ ПЕРЕЖИВАНИИ
На самом деле в Библии нет доктрины о Троице. В Библии откровение о Триедином Боге связано с Его взаимоотношениями с человеком и с тем, как человек переживает Его. Первый стих, показывающий Триединого Бога, — Бытие 1:26, в котором говорится: «Сотворим человека по образу Нашему». Это не доктрина; это откровение о взаимоотношениях Бога с человеком. Впервые Троица Божества — Отец, Сын и Дух — раскрывается в Евангелии от Матфея 28:19. В этом стихе говорится: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это также не доктрина, а переживание. Богословы изобрели и приняли много терминов, относящихся к Троице: лицо, сущность, ипостась, существо и т. д. Лучше всего, насколько это возможно, избегать этих терминов и просто цитировать Библию, так как все, что мы говорим, может быть неправильно понято или истолковано. Однако ради переживания Триединого Бога мы не можем не говорить людям, что, в конечном счете, сегодня Триединый Бог — это всеобъемлющий, животворящий Дух. Посмотрите на свои переживания. Хотя многие критики боятся переживаний, наша забота заключается в том, чтобы люди переживали Триединого Бога как всеобъемлющего, чудесного Духа, который есть Сам Бог — Отец, Сын и Дух.
Троица предназначена не для доктринального восприятия, а исключительно для нашего переживания. До того как я приехал в Америку, я не говорил прямо о том, что Триединый Бог предназначен для раздаяния Себя в человека. Однажды, когда я преподносил людям Триединого Бога, я неожиданно осознал, что Триединый Бог предназначен для Своего домостроительства, для божественного раздаяния Себя в человека. Божье намерение состоит в том, чтобы внедрить Себя в людей. Для этого Бог сотворил человека с человеческим духом. Бог сотворил человека со ртом и желудком, чтобы он принимал в себя, содержал, переваривал и усваивал пищу. Точно так же Бог сотворил нас с духом, чтобы мы соприкасались с Ним, принимали Его в себя и содержали Его. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе (Ин. 4:24). На протяжении многих лет я все больше и больше убеждался в том, что Триединый Бог предназначен для раздаяния Себя в человека. Это вопрос не доктрины, а переживания.
Все, что мы проповедуем и чему учим, тщательно и внимательно продумано. Много лет назад под руководством брата Вочмана Ни мы изучали не только Библию, но и историю церкви, биографии, автобиографии и работы крупных христианских учителей. После глубокого изучения и исследования мы получили свет из чистого Слова, и Господь открыл многое о Себе как нашем наслаждении и о церкви как Божьем выражении. До того как восстановление пришло в эту страну, кто из вас слышал о человеческом духе? Вы когда-нибудь слышали, что для того чтобы мы могли переживать Христа как Всеобъемлющего, Он должен быть животворящим Духом? Вы когда-нибудь слышали, что Триединый Бог предназначен для раздаяния Себя в нас, Своих избранных людей, для нашего переживания? Вы когда-нибудь слышали о практике церковной жизни в той местности, где мы находимся? Много лет назад Господь просветил нас и открыл все это нам, и мы долгое время осуществляем это практически. Сегодня мы хотим представить увиденную нами истину всем христианам, чтобы и они могли увидеть ее. По крайней мере, мы должны расчистить небо для истины, чтобы христианская общественность знала, где находится истина. Каждый должен знать истину о живом переживании Христа, раздаянии Триединого Бога и практике надлежащей церковной жизни.
После глубокого изучения наша вера в то, что по Библии Триединый Бог раскрывается не для догматического восприятия, а целиком и полностью для нашего переживания, подтвердилась. Если мы пытаемся понять Триединого Бога как доктрину и пренебрегаем переживанием, мы попадаем в затруднительное положение. В молодости меня учили о Троице согласно Никейскому символу веры, которого придерживаются и католики, и протестанты. Когда я изучал Библию под руководством Братиев, мне говорили, что мы должны молиться Отцу в имени Сына посредством силы Духа. Но когда я пытался применить это на практике в своем переживании, у меня возникали трудности. Я спрашивал себя: «К кому же я должен обращаться с молитвой — к Отцу, Сыну или Духу?» Когда я молился, мне приходилось напоминать самому себе: «Не ошибись. Ты должен молиться Отцу в имени Сына посредством силы Духа». Я старался всеми силами поступать именно так.
Когда я в первый раз приехал к брату Ни, к нам пригласили одного китайского евангелиста, принадлежавшего к Миссии континентального Китая. Брат Ни сказал мне в личной беседе, что этот брат считается самым духовным среди китайских проповедников в Миссии континентального Китая. В какой-то момент своего сообщения он сказал: «Не думайте, что Господь Иисус отделен от Святого Духа. Сегодня Святой Дух — это просто Господь Иисус». После того как он сказал эту фразу, брат Ни, сидевший довольно далеко, громко сказал: «Аминь!» Это удивило меня. Когда после собрания мы с братом Ни прогуливались, он сказал: «Уитнесс, мы должны верить этому и осознавать, что сегодня Господь Иисус — просто Дух». С того времени это лучше всего помогало мне переживать Христа как жизнь. Все эти годы я все больше и больше вхожу в реальность Триединого Бога.
С точки зрения доктрины мы можем говорить, что Отец, Сын и Дух раздельны и различны. Но как же наше переживание? Сколько Их согласно нашему переживанию — трое или один? Новый Завет раскрывает, что Отец, Сын и Дух находятся в нас (Еф. 4:6; 2 Кор. 13:5; Ин. 14:17). Скажите, сколько Их в вас согласно вашему переживанию — трое или один? Когда вы упражняете свой разум, чтобы рассуждать о Них, Их трое, но когда вы упражняете свой дух, чтобы переживать Их, Они одно.
Не так давно я читал работы многих других авторов, которые твердо говорили о том, что Триединый Бог предназначен не для доктринального понимания, а для переживания реальности нашего Бога. Если бы наш Спаситель не был животворящим Духом, как бы мы могли касаться Его? В соответствии с фундаментальным толкованием мы касаемся Его посредством силы Святого Духа. Но что это значит? Это бессмысленный набор терминов. Что значит утверждение, что Сын приходит к нам в Духе? Библия не говорит этого. Напротив, она говорит: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27). Христос обитает в нас и пребывает в нас непосредственно, а не с помощью какой-то силы. Таково откровение Нового Завета. Но в каком стихе сказано, что Христос живет в нас посредством Святого Духа? Такого стиха нет. И в нашем переживании это не так сложно. В нашем переживании живой Христос находится в нас. Когда мы обратимся к нашему переживанию, мы увидим, что Отец, Сын и Дух едины. Всеобъемлющий Христос, который как животворящий Дух обитает внутри нашего духа, является всем для нас. Мы должны просто верить ясному Слову, говоря «аминь» всему, что говорится в Библии, и заботиться о своем переживании. Не надо истолковывать. Просто принимайте все, что говорится в Библии, и верьте этому.
Уитнесс Ли