Эта книга составлена из сообщений Брата Уитнесса Ли, с которыми он выступал в Гонконге в 1970 году. В 1971 году эти выступления были опубликованы с некоторыми добавлениями издательством «Gospel Book Room» г. Тайбэй, Тайвань.
Определение термина «Божество»
Ниже несколько раз используется слово «Божество» (греч. Иепфзт). Определение его дано для читателей, которые, возможно, не знакомы с этим термином.
Термин «Божество» (греч. Иепфзт), использованный, например, в Послании к Колоссянам 2:9, относится к тому, чем Бог является как объект поклонения.
Термин «божественность» (греч. Иепфзт), использованный, например, в Послании к Римлянам 1:20, относится к божественной природе Бога.
Мы, дети Божьи, рождены от Него и поэтому обладаем Его божественной природой (2 Пет. 1:4). Но мы не причастны к Его Божеству, мы не причастны к Его Личности, которой Он обладает как Бог.
О ЛИЧНОСТИ ХРИСТА
В Библии есть две великие тайны: одна — это Триединый Бог — Отец, Сын и Дух, а другая — Личность Христа. Христос — это и Бог, и человек, и эти две природы, божественность и человечество, совершенны в Нем. Хотя Он обладает и божественностью, и человечеством, Он — одна Личность. Наш разум не может до конца постичь этого. Мы можем только принять этот факт в соответствии с откровением Писания.
РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ
Перед тем как рассматривать библейское откровение о Личности Христа, давайте рассмотрим существовавшие на протяжении веков взгляды и учения различных людей относительно этого вопроса. Начиная с первого века по Р.Х. и до середины шестого века так называемые епископы придерживались различных учений относительно Личности Христа. Поэтому в течение первых шести веков в церкви часто происходили споры и, в конечном итоге, разделения. Эти различные взгляды и учения можно суммировать и классифицировать на семь разновидностей. Среди этих семи взглядов только один правилен и может рассматриваться как ортодоксальное учение. Остальные шесть неправильны; они либо неверны в отношении человечества Христа, либо ошибочны в отношении Его божественности. Они либо слишком отделяют божественность Христа от его человечества, либо смешивают Его божественное и человеческое, превращая их в одно. Мы кратко обсудим эти семь различных школ.
1. Христос обладает только божественностью, но не обладает человечеством
В этом состоит ошибочное учение докетов (70—170 гг. по Р.Х.). Они учили, что Христос обладает только божественностью и в Нем нет человеческого. Для докетов вся материя порочна в самой своей сущности. Поскольку Христос свят, Он не мог иметь осквернения человеческой плотью. То тело, в которое Он облекся, пребывая на этой земле, было не настоящим телом, а только иллюзией. Его рождение не было настоящим рождением, а Его смерть не была настоящей смертью.
Нет сомнений в том, что это учение целиком и полностью абсурдно и явно противоречит откровению Писания. Библия определенно и ясно говорит, что Господь — Слово Божье, которое «стало плотию» (Ин. 1:14), что «Он также воспринял оные [т. е. плоть и кровь]» (Евр. 2:14) и что Он стал «человеком» (1 Тим. 2:5). Имея человеческое тело и человеческую природу, Он является законченным, истинным человеком.
Точно так же, как об этом сказано в Первом послании Иоанна 4:2-3, эта школа отвергала то, что Христос пришел во плоти. В первых же словах своего Евангелия Иоанн опровергает их, возвещая, что Христос — это Слово и что Он — Бог, ставший плотью (Ин. 1:1, 14).
2. Христос обладает только человечеством, но не обладает божественностью
В этом состоит ересь эвионитов (107 г. по Р.Х.). Они отстаивали то, что Христос имеет человеческую природу, но в Нем нет божественной природы, и что Его жизнь проходила обычным человеческим образом, хотя Его поведение и несло в себе признаки особой связи с Богом.
Это учение еще более абсурдно, чем предыдущее. Оно весьма походит на лжеучения сегодняшних модернистов и в высшей степени противоречит Библии. Библия определенно утверждает, что Христос — человек, и она также ясно открывает, что Он — Бог (Ин. 1:1; Евр. 1:8; Рим. 9:5). Христос — законченный, истинный человек, а также совершенный, подлинный Бог. Он обладает полным и совершенным человечеством, а также полной и совершенной божественностью.
3. Божественность Христа не является полной
В этом состоит ошибочное учение ариан. Они говорили, что божественность Христа — неполная и что Он появился благодаря соединению Логоса и человеческого тела. Поэтому Он не может сравниться с Богом, ибо Слово не есть Бог несотворенный; но Он, будучи самым выдающимся, благороднейшим и высочайшим среди творений, есть просто всепревосходнейший; Он скорее вождь всего творения. Арий утверждал, что Христос был сотворен Богом, но был сотворен предвечно, предварив все сотворенное. Следовательно, было время, когда Его не существовало. Он также заявлял, что поскольку Христос умер без греха, Он мог быть воскрешен, вознесся к небесам и таким образом стал Богом. Первый Вселенский Собор, созванный в Никее в 325 г. по Р.Х., объявил арианство ересью и отверг его.
При тщательном исследовании обнаруживается, что ложная доктрина ариан содержит три пункта, которые противоречат откровению Писания: 1) Библия ясно говорит, что «Слово было Бог» (Ин. 1:1), но Арий заявлял, что Слово — это не самосущий Бог, и поэтому отстаивал то, что божественность Христа несовершенна и не может сравниться с Божьей. Это поистине великая ересь! 2) Писание говорит, что Христос — это Сам Бог, сущий (существующий) от начала (Ин. 1:1), Он — самосущий и безначальный. Однако ариане говорили, что было время, когда Христа не существовало, и что Он стал Богом только после Своего воскресения и вознесения. Подобное учение — великое оскорбление для Личности Христа! 3) Библия действительно говорит, что Христос — «первородный всей твари» (Кол. 1:15, греч., см. перевод Кассиана) и что Христос — «начало создания Божия» (Отк. 3:14), но нигде не говорится, что Он был сотворен предвечно, как своевольно заявляли ариане. В общем и целом, они полностью отвергали несотворенную божественность Христа и были слишком догматичны относительно того времени, когда Христос стал сотворенным. Вполне справедливо их учение было объявлено ересью и отвергнуто Вселенским Собором в Никее.
4. Человечество Христа не является полным
В этом состоит абсурдное учение аполлинариан. Они говорили, что человечество Иисуса неполное, потому что у Него есть человеческое тело и человеческая душа, но нет человеческого духа — он таинственно замещен Логосом. Следовательно, этот так называемый Христос состоит из Логоса, души и тела (в отличие от нормального человека, состоящего из духа, души и тела). Второй Вселенский Собор, созванный в Константинополе в 381 г. по Р.Х., объявил эту доктрину ересью.
Несомненно, что эта доктрина в значительной степени противоречит Библии. Хотя Библия и говорит, что Христос, будучи зачат от Духа Святого (Мф. 1:18, 20), обладает законченной божественностью, она также говорит, что Он, родившись от Марии (Лк. 2:5-7), обладает совершенным человечеством. Он родился младенцем (Ис. 9:6) и вырос как обычный человек (Лк. 2:40, 52). Он не только обладал человеческим телом (Евр. 2:14) и человеческой душой (Мф. 26:38), но также и человеческим духом (Мк. 2:8). Следовательно, Писание ясно раскрывает нам, что Христос — законченный человек с духом, душой и телом, а также то, что Он обладает совершенным человечеством.
5. Божественность и человечество Христа разделены
В этом состоит ложная доктрина несториан. Они отстаивали то, что две природы во Христе — божественность и человечество — всегда отличны и разделены, ибо отдельная личность не может иметь две природы. Они рассуждали так: если присутствуют две природы, то должны быть две личности. Следовательно, они разделяли две природы Христа до такой степени, что утверждали о существовании двух различных существ, Бога и человека, в одном теле Христа. Третий Вселенский Собор, созванный в Эфесе в 431 г. по Р.Х., отверг эту доктрину как неверную.
Учение несториан также явно противоречит библейскому откровению. В Ветхом Завете Библия показывает нам, что ковчег откровения, который олицетворяет Христа, сделан из дерева и обложен золотом, — он произведен из двух природ. Золото олицетворяет божественную природу Христа, в то время как дерево олицетворяет Его человеческую природу. Хотя золото и дерево — две различные природы, они были соединены в одно и стали ковчегом. Из этого следует, что хотя Христос обладает двумя природами, божественностью и человечеством, Он при этом — одно; и две Его природы, хотя и отличны друг от друга, но не разделены, а наоборот, соединены. Хотя Христос имеет и божественность и человечество, эти две природы стали одной Личностью; это не одно тело, содержащее две личности, — Бога и человека.
6. Божественность и человечество Христа смешаны, превращаясь в одно
В этом состоит неверное учение евтихиан. Они отвергали различие и сосуществование божественности и человечества Христа и заявляли, что эти две природы объединены в одну, которая не является ни божественной, ни человеческой, а некоей третьей природой, появляющейся в результате объединения божественности и человечества — божественность преобладает, а человечество поглощается божественностью. Поэтому евтихиане были еще известны, как монофизиты. Их учение было отвергнуто на четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. по Р.Х.
Евтихианство также противоречит Писанию. В Ветхом Завете Библия показывает, что хлебное приношение, которое олицетворяет Христа, состояло из елея, слитого* с мукой тонкого помола (Лев. 2:4; Исх. 29:40). Елей, олицетворяющий Святого Духа, относится к божественной природе Христа, в то время как мука тонкого помола, которая олицетворяет поведение Христа, относится к Его человеческой природе. Хотя елей и мука слиты воедино, они остаются двумя по природе — они не объединяются в одно, становясь какой-то третьей природой. Но Евтихий настаивал, что эти две природы Христа, божественность и человечество, объединились в одно и стали некоей третьей природой так же, как кислотная природа, смешанная со щелочной природой становится нейтральной природой. Эти две природы Христа, божественность и человечество, слиты в одном теле так же, как елей слит с мукой тонкого помола; сливаясь, они не становятся одной природой, как это происходит при смешивании кислоты со щелочью.
7. Христос имеет и божественность, и человечество — обе природы законченны, но соединены в теле одной Личности
Это и есть правильное учение ортодоксальной школы. После вышеупомянутых четырех Вселенских Соборов на пятом Вселенском Соборе, созванном в Константинополе в 553 г. по Р.Х., все приверженцы ортодоксальной школы признали, что Христос обладает и божественностью, и человечеством, и то и другое присутствует в законченном виде, но при этом они соединены в теле одной личности — без разделения, без смешения и без превращения в новую природу. Наш Господь определенно есть Сын Божий, а также и Сын Человеческий. Он — совершенный Бог, а также и законченный человек. Он — истинно Бог и истинно человек, Он — и Бог, и человек. Он имеет совершенную божественность, равно как и законченное человечество. Эти две природы в Нем не перемешаны и не разделены. Хотя Он обладает двумя природами, при этом Он — одна личность. Его Личность не может разделиться, а Его природы не смешиваются. Это и есть верное откровение, показанное во всем Слове Божьем; в этом также заключается ортодоксальный взгляд церкви Божьей во все века. Наш Господь, который есть и Бог, и человек, одно лицо с двумя природами, без разделения и без перемешивания, воистину есть тайна тайн; и Он достоин принимать наше поклонение и хвалу вовеки!
ОТКРОВЕНИЕ ПИСАНИЯ
Хотя Личность Христа — это великая тайна, Библия очень ясно говорит об этом вопросе. Хотя сам этот вопрос, раскрытый в Писании, является тайной, ясны слова, которые Библия использует, открывая его. Следовательно, хотя мы и не можем полностью понять такую тайну, мы можем постичь и принять слова, которые использует Библия, говоря о ней.
1. Христос есть Бог
И в Ветхом, и в Новом Завете Библия много раз очень ясно и многообразно говорит, что Христос есть Бог.
А. В Ветхом Завете
Послание к Евреям 1:5 говорит нам, что слова, сказанные Богом во Второй книге Царств 7:14 — «Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном», — относятся ко Христу. Бог — Его Отец, а Он — Божий Сын. Подобное обозначение, в соответствии с библейским пониманием, показывает равенство с Богом (Ин. 5:17-18). В Ветхом Завете, начиная с Книги Бытия, есть много мест, которые говорят о Христе. Однако до этого самого места во Второй книге Царств 7:14 нигде не говорится, что Бог — Его Отец. Он — Божий Сын, имеет Божество и равен Богу. Он пришел как Сын Божий, имеющий Божество, чтобы быть Христом Божьим, исполняющим волю Бога.
В Псалмах о Христе постоянно говорится, как о Боге. Псалом 2:7 говорит: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Эти слова относятся к тому моменту, когда Бог воскресил Господа Иисуса из мертвых (Деян. 13:32-33) и провозгласил Его Сыном Божьим, обладающим божественной сущностью Божества (Рим. 1:4). Хотя Он стал Сыном Человеческим и облекся в человеческую природу и человеческое тело, Бог воздвиг Его из мертвых, провозгласив Его Сыном Божьим, который имеет божественность и Божество и который столь превосходнее ангелов (Евр. 1:4, 5). В одном псалме, славящем Христа, псалмопевец восклицает: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего» (Пс. 44:7). Следовательно, в этом стихе слово «Боже» направлено ко Христу. Псалмопевец явно обращается к Нему как к Богу и славит Его как Бога. Он не только Прекраснейший среди сынов человеческих (ст. 3), но также Бог, имеющий престол и жезл вовеки. Он, прекраснейший Человек, — это просто Бог, Сам Бог, царствующий на престоле в вечности.
В Псалме 101 псалмопевец возвещает: «Боже мой!.. Твои лета в роды родов. В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:25-28). Это слова хвалы Богу, говорящие о том, что Бог одновременно и Творец, и Управитель неба и земли и что Он всегда неизменен. В соответствии с Посланием к Евреям 1:8-12, в этих словах говорится о Христе. Здесь Библия вновь ясно говорит, что Христос — это Бог, и славит Его как Господа, который творит и правит небом и землей, который тот же и чьи лета не кончатся.
Давид возвестил: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109:1). В Евангелии от Матфея 22:42-45 Господь указывает, что здесь Давид называет Его Господом. Это доказывает, что Он — Бог; а иначе как мог Давид называть Его Господом, если по плоти Он — Сын Давидов? Хотя Он стал плотью и был сделан Сыном Давидовым, как Бог Он — Господь Давида, Тот, Кто восседает в небесах и равен Богу.
В Книге пророка Исаии говорится: «В тот день отрасль Господа (евр. Иеговы) явится в красоте и чести» (Ис. 4:2). Этот росток, отрасль, есть Христос, исшедший от Бога-Иеговы. Поэтому Он, как росток, исшедший от Бога и обладающий Божеством, приходит для явления Божьей красоты и славы. И мы поистине видим красоту Бога и Его славу, явленную через Него. Пророк Исаия возвестил: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (в примечании перевода Дарби говорится, что древнееврейский текст может означать, что Господь высок),.. вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1-3). Евангелие от Иоанна 12:38-41 говорит, что здесь Исаия видел славу Господа Иисуса. Из этого следует, что Господь Иисус — Бог, Бог высокий, сидящий на престоле в небесах, прославляемый серафимами, и слава Его наполняет всю землю. Аллилуйя! Наш Господь — всевышний Бог, восседающий на престоле, и слава Его наполняет вселенную! Он достоин принимать не только хвалу от ангелов небесных, но, более того, прославляться нами и принимать поклонение от нас!
Ветхозаветное пророчество о том, что «дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [то есть „с нами Бог”]» (Ис. 7:14), исполнилось в Господе Иисусе (Мф. 1:20-23). Хотя Господь и был человеком, зачатым и рожденным через деву, люди назвали Его «с нами Бог», ибо когда Он был во плоти, Он был «Богом с человеками». Он — Бог, ставший человеком и обитавший с человеками, следовательно, Он — сам Бог, пребывающий с людьми. Книга пророка Исаии 9:6 говорит: «Ибо младенец родился нам; Сын дан намю… и нарекут имя Ему… Бог крепкий, Отец вечности…». Не может быть более ясных и выразительных слов, говорящих, что Господь — это не только Сам Бог, но также и Отец. Он родился во плоти как младенец, но при этом Он — «Бог крепкий»; Он вошел во время как Сын; но при этом Он — Отец, находящийся в вечности. Иисус, ставший плотью, это Бог! Сын, вошедший во время, — это Отец! Он — наш Бог, и Он также наш Отец.
Книга пророка Исаии 11:10 говорит: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники». Здесь слова «к корню Иессееву» относятся ко Христу (ср. Отк. 22:16, где говорится, что Он — корень Давида). В первом стихе этой главы говорится, что Он — отрасль, происходящая от ствола Иессеева, и ветвь, произрастающая от корня его. Это указывает на то, что Он стал человеком и был одним из потомков Иессея; Он произошел от Иессея. Но стих 10 говорит, что Он — корень Иессеев, указывая на то, что Он — Бог, который есть корень Иессея, и Иессей произошел от Него. В Книге пророка Исаии 40:3-11 говорится: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу… и явится слава Господня… Вот — Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою… Как пастырь Он будет пасти стадо Свое». На основании стиха в Евангелии от Матфея 3:3, который цитирует слова «глас вопиющего в пустыне», мы понимаем, что этот отрывок в главе 40 Исаии относится ко Христу. Он — выраженная слава Божья, так же как говорит Послание к Евреям 1:3: «Сей [Христос], будучи сияние славы… Его». Он — Бог народа Божьего; когда приходит Он, это приход Господа как Всемогущего, а также как Пастыря, к Своему народу. Эти слова, конечно, в большей степени исполнятся во время Его второго пришествия. Но когда Он пришел в первый раз, это также было явлением славы Божьей, пришествием Самого Бога, ибо Он — Бог, Сам Господь Бог.
В Книге пророка Иеремии 23:5, 6 говорится: «Восставлю Давиду Отрасль [или побег, почку] праведную… и вот — имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше”!» (ср. 33:15, 16). Это означает, что, с одной стороны, Христос — праведная отрасль (или побег), произошедшая от Давида, то есть один из потомков Давида, а с другой стороны, Он — Господь, ставший нашей праведностью. Он — Бог, равно как и человек.
Книга пророка Михея 5:2 говорит: «И ты, Вифлеем… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». В Евангелии от Матфея 2:4-6 ясно указывается, что этот отрывок говорит о Христе. Хотя Он родился в Вифлееме и произошел оттуда, Его корень, или источник, — из начала и от вечности. Только Бог — из начала и от вечности. Следовательно, это доказывает, что Он — Бог, Сам Бог, который из начала, от вечности.
Далее, ангел Божий, упоминаемый в Книге Исхода 3:2-12, Книге Судей 6:11-24; 13:15-24, Книге пророка Захарии 1:11, 12 и 2:8-11, относится ко Христу. Эти места ясно указывают, что этот ангел Господень — Сам Господь Бог (Зах. 12:8, где говорится: «…как Бог, как Ангел Господень», доказывает это). Это показывает нам, что Христос, который был послан от Бога как ангел Господень, чтобы исполнить волю Божью, — это Сам Бог, пославший Его, Сам Господь Бог.
В отрывках, процитированных выше, Ветхий Завет ясно раскрывает, что Христос — это Бог, имеющий Божество, статус Бога, положение Бога и божественную силу, — Он не кто иной, как Сам Бог.
Б. В Новом Завете
В Евангелии от Матфея 1:20-23 говорится «…ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: „Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог”». В этом отрывке есть три основных момента, которые четко доказывают, что наш Господь — это Сам Бог:
- Он родился через оплодотворение Святым Духом. Святой Дух — это Сам Бог. Следовательно, когда Иисус родился через оплодотворение Святым Духом, это было воплощением Бога. Это совершенно точно согласуется с Евангелием от Иоанна 1:14, где говорится, что Он — Бог, ставший плотью.
- Бог постановил, чтобы Его назвали Иисусом. «Иисус» — греческий эквивалент еврейского имени «Иегошуа» (Числ. 13:17; Евр. 4:8), которое означает «Иегова- Спаситель». Это говорит нам, что Иисус — Бог Иегова, ставший нашим Спасителем. Следовательно, Он — это Сам Бог.
- Бог постановил назвать Его Иисусом, но и люди нарекли Ему имя — Еммануил, что значит «с нами Бог». Из этого также следует, что Он — Бог. Он — тот, кто стал плотью и обитал среди людей, — это Бог с человеками. В Его данном Богом имени «Иисус» есть «Иегова», а в Его имени «Еммануил», которое Ему дали люди, есть «Бог». Он — Иегова, и Он — Бог. Он — «Иисус», Иегова-Спаситель, а также Он «Еммануил» — «с нами Бог».
Новый Завет показывает нам, что в целом ряде случаев (особенно незадолго до рождения Господа, во время Его крещения и во время Его смерти) Бог ясно открывал либо напрямую, либо через ангелов и людей, что Господь есть Сын Божий; то есть Господь имеет божественность и Божество и равен Богу (Ин. 5:17, 18).
Слова, сказанные ангелом Гавриилом, который был послан от Бога, незадолго перед зачатием Иисуса: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего;.. рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:32, 35).
Затем, после крещения Иисуса, Бог возгласил с небес и сказал: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). А когда Иоанн Креститель увидел Духа Святого, сходящего на Господа, он сказал: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34). Когда Господь впервые начал призывать людей следовать за Ним, Нафанаил сказал: «Равви! Ты — Сын Божий» (Ин. 1:49).
После того как Господь ходил по морю и позволил Петру сделать то же самое, а также усмирил бурю, ученики сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33).
После того как Петр получил откровение от Бога, он возвестил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16).
Во время преображения Господа на горе Бог возгласил из облака и сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5).
Римский сотник и те, кто был с ним во время смерти Господа, говорили: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).
Когда фарисеи говорили, что Христос — это Сын Давидов (Мф. 22:43), Господь сказал: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом?» (Мф. 22:43), цитируя (в ст. 44) слова из Псалма 109:1 и доказывая, что Давид в духе назвал Его Господом. Здесь Он признает, что Он — Господь Давида. Хотя Он стал плотью и сделался сыном Давида, на самом деле Он — Господь Давида, потому что Он — Бог.
Евангелие от Матфея 28:19 говорит: «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В этих словах к Своим ученикам Господь ставит Себя на один уровень с Отцом и Святым Духом, доказывая тем самым, что Он имеет ту же божественность и Божество, что и Отец, и Святой Дух.
В одном из отрывков в Евангелии от Марка говорится: «Иисус… говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:5-7). Это не только доказывает, что Господь Иисус — Бог, который может прощать грехи, но также указывает на то, что Господь исповедовал Себя Богом, Богом, который один только может прощать грехи. Позднее в этом же отрывке Он показал осуждавшим Его, что как и Бог, испытующий человеческие сердца, Он знает помышления их сердец и стоит в положении Бога, используя Божью власть для прощения человеческих грехов (ст. 8-12).
Далее, в Евангелии от Марка говорится: «Когда выходил Он в путь… некто …спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:17, 18). Здесь слова Господа Иисуса доказывают, что Он признает Себя Богом, который один только благ. Говоря это, Господь хочет, чтобы исповедующий Его благим также исповедовал, что Он — Бог, единственный Благой.
Евангелие от Иоанна утверждает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1, 2). В соответствии со стихом 14, «Слово» — это воплощенный Господь Иисус. Он не только был в начале у Бога, но Он — Сам Бог.
Евангелие от Иоанна утверждает: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил [Его]» (Ин. 1:18). Из этого следует, что Господь, будучи единородным Сыном Божьим, является выражением Бога. Ни один человек никогда не видел Бога, но Он являет Бога. Отец — это невидимый Бог, сокрытый Бог; Господь Иисус — Бог явленный.
Господь Иисус сказал: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23). Здесь Господь показывает нам, что Он принимает те же почести, что и Отец, потому что Он — Отец, а также Бог.
Иисус сказал слепцу, которого исцелил: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи!» (Ин. 9:35-38). Здесь Сам Господь говорит слепцу, которого исцелил, что Он — Сын Божий. Это собственные слова Господа, говорящие о том, что Он — Сын Божий, имеющий Божество и равный Богу.
В таких стихах, как Евангелие от Иоанна 10:30, 17:11 и 22, Господь Иисус ясно говорит, что Он и Отец — одно. Так же, как Отец — Бог, так и Он — Бог. Кроме этого, Евангелие от Иоанна 13:3 говорит: «Иисус, зная… что Он от Бога исшел и к Богу отходит». Эти слова доказывают, что Господь и Бог — одно. Он «от Бога исшел» и «к Богу отходит» (к Богу, а не туда, где находится Бог), потому что Он — Бог.
Затем Господь говорит опять Своим ученикам: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего… Видевший Меня видел Отца… Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:7-10). Когда люди видели Его, они видели Отца; когда они познавали Его, они познавали Отца. Он в Отце, а Отец — в Нем, потому что Он и Отец — одно; Он — Отец, а также Бог.
Господь Иисус также сказал: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15). Это значит, что все, чем является Бог, покоится в Господе, как и Павел свидетельствовал в Послании к Колоссянам 2:9: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно», ибо Он есть Бог, равно как и Отец.
Молитва Господа к Отцу в последний вечер Его пребывания на земле была следующей: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). В этих словах Он сказал нам, что разделял славу с Отцом даже прежде бытия мира. Это доказывает, что Он — то же, что и Бог от начала, потому что Он — Бог, который находится в вечности.
Один ученик, Фома, сказал Господу после Его воскресения: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). А в следующем стихе Господь подтвердил слова Фомы, ибо Он действительно и Господь, и Бог.
Утверждая «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий» (Ин. 20:31), Иоанн возвещает, что все его Евангелие написано с целью доказать, что Господь — Сын Божий, что Он, имея природу Бога и Божество, — то же, что и Бог.
Деяния также говорят, что Господь есть Господь (2:36; 9:5; 10:36), равно как и Сын Божий (9:20; 13:33). Это доказывает, что Господь имеет божественную природу Бога и Божество, и что Он — то же, что и Бог.
В Посланиях есть множество стихов, которые утверждают, что Господь есть Господь, равно как и Сын Божий, подкрепляя, таким образом, свидетельства о том, что Он обладает божественной природой Бога и Божеством. Кроме этого, несколько нижеследующих стихов ясно и определенно показывают нам, что наш Господь есть Бог; Он ничем не меньше, чем Сам единственный и неповторимый Бог. «Христос… сущий над всем Бог, благословенный вовеки» (Рим. 9:5). Не может быть более ясных слов, говорящих, что Христос — это Бог, благословенный вовеки. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Здесь Господь ставится на один уровень с Отцом и Святым Духом. Это доказывает, что Господь обладает той же божественной природой и Божеством, что и Бог, и Святой Дух.
«Он [Христос Иисус], будучи образом Божиим…» (Флп. 2:6), и «Который [возлюбленный Сын Его] есть образ Бога невидимого…» (Кол. 1:15). Господь есть образ Бога, ибо Он есть Сам Бог. Послание к Колоссянам 2:2 и 9 говорит, что тайна Бога — это Христос и что в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Все, чем является Бог, есть Христос: все, что от Божества, покоится во Христе, ибо Он есть Сам Бог. «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16). Христос во плоти был Богом, явившимся во плоти. Это действительно была плоть, но Бог был явлен в ней! Это поистине великая тайна! Христос, ставший человеком, был Богом, явленным во плоти, и Он есть Сам Бог! «Сей [Христос], будучи излучением славы [Божьей] и отпечатком сущности Его» (Евр. 1:3, букв.). В предыдущем отрывке мы уже увидели, что Христос — это Бог явленный, а здесь говорится, что Он — излучение славы Божьей, отпечаток Его сущности. Он — выражение Бога, Его явление. «А о Сыне: …Боже…» (Евр. 1:8) — это цитата из Псалма 44:7, доказывающая, что Сын [Христос] есть Бог. Вслед за этой цитатой, в стихах с 10 по 12, идет цитата из Псалма 101:26-28, доказывающая, что Он — Бог, который тот же и чьи лета не кончатся. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Здесь говорится, что Сын Божий есть Истинный. Он пришел, чтобы мы могли познать Его, который истинен, и чтобы мы были в Нем, который истинен. Сей Истинный есть истинный Бог, и Он — жизнь вечная. В соответствии с Первым посланием Иоанна 1:2, «жизнь вечная» относится к Самому Господу. Следовательно, здесь нам также говорится, что Господь есть истинный Бог.
В Откровении есть много стихов, определяющих природу Господа: «От Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Отк. 1:4, 5). Здесь Господь поставлен на один уровень с Богом и Святым Духом; это доказывает, что Он обладает божественной природой и Божеством так же, как Бог и Святой Дух. «Я есмь первый и последний…» (Отк. 1:17). В Откровении 2:8 и 22:13 говорится то же самое. Первый и Последний в этой вселенной — это, несомненно, Бог, Который от вечности и до вечности (Пс. 89:3). Следовательно, эти слова также доказывают, что Господь — это вечный Бог. В Откровении 2:18 Господь называет Себя «Сыном Божиим». Здесь Сам Господь признает, что Он обладает божественной природой и Божеством. Термины «корень Давидов» и «потомок Давида» используются в Откровении 5:5 и 22:16 по отношению к Господу. Так же как выражение «потомок Давида» означает, что Господь — человек и что Он произошел от Давида, так и выражение «корень Давидов» означает, что Он — Бог и что Давид произошел от Него. «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Отк. 5:13). Здесь слово «Агнец» относится к Господу. Этот стих утверждает, что Он вместе с Богом принимает равную хвалу от всякой твари во вселенной. Это доказывает, что Он и Бог — одно, и Он равен Богу в чести и славе. «Ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Отк. 21:22). Этот стих показывает нам, что Господь и Бог — храм (в единственном числе), доказывая, что Господь и Бог — одно. «Ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Отк. 21:23). Так же как свет находится в светильнике и есть одно целое со светильником, так и Бог находится во Христе и есть одно целое со Христом. Бог есть содержание Христа, а Христос есть выражение Бога. Христос и Бог — одно.
В выражении «престол Бога и Агнца» (Отк. 22:1) слово «престол» стоит в единственном числе. Бог и Агнец разделяют один престол — это также ставит Господа на один уровень с Богом. В соответствии с предыдущим отрывком, Бог — это свет, а Господь — это светильник; следовательно, Бог пребывает в Господе. По всей видимости, Бог, пребывающий в Господе, восседает на престоле. Иначе как двое могут вместе восседать на одном и том же престоле? В любом случае все эти отрывки доказывают, что Господь и Бог — одно. В Откровении 22:13 Господь Иисус говорит: «Я есмь Алфа и Омега». Однако в Откровении 1:8 эту фразу — «Я есмь Алфа и Омега» — говорит Господь Бог. Это, несомненно, доказывает, что Господь — это Бог, «Который есть и был и грядет, Вседержитель». Вслед за этим Он говорит, что Он — «начало и конец, первый и последний» (Отк. 22:13). Наш Господь есть Бог, Бог самосущий и вечносущий, безначальный и бесконечный, но который при этом есть и начало, и конец. Вознесем же Ему поклонение, которое Он, как Бог, достоин принять! Будем же вовек славить Его как Бога, истинного Бога, совершенного и законченного Бога! Аминь! Аллилуйя!
2. Христос есть человек
Библия и в Ветхом, и в Новом Завете содержит много отрывков, которые ясно раскрывают, что Христос — это человек.
А. В Ветхом Завете
В первом ветхозаветном пророчестве о Христе говорится следующее: «И вражду положу между тобою [змеем] и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Этот стих пророчествует о том, что Христос как семя женщины поразит голову древнего змея, дьявола. Позднее Он действительно родился от женщины (Гал. 4:4) и стал семенем женщины; то есть Он стал человеком и через Свою смерть уничтожил дьявола (Евр. 2:14). Это первое место Писания, говорящее о Христе как о человеке. Когда Бог пообещал Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:18), обетованное семя, о котором Он говорил, — это Христос (Гал. 3:16). Благодаря Христу все народы земли благословлены. Однако чтобы люди на этой земле могли получить благословение через Него, Ему потребовалось стать семенем Авраама, то есть стать человеком. Следовательно, чтобы стать человеком, Он действительно стал семенем Авраамовым (Мф. 1:1). Позднее, в Книге Бытия 26:4 и 28:14 Бог также дал Исааку и Иакову то же самое обещание, говоря, что Христос будет их семенем и что все народы на земле благословятся в Нем. Это пророчество о воплощении Христа. Книга Бытия 49:10 говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды… доколе не приидет Примиритель». Здесь слово «Примиритель» относится ко Христу. Это пророчество о Христе, которому суждено было стать семенем Иуды, то есть стать человеком — Примирителем.
Моисей пророчествовал израильтянам: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой» (Втор. 18:15). Пророк, о котором он пророчествовал, — Христос (Деян. 3:22, 23). Здесь из его слов мы видим следующее: чтобы Христос был Пророком, Ему было необходимо быть одним из братьев израильских, то есть Ему необходимо было стать человеком.
В Книге пророка Исаии 4:2 упоминается «плод земли». Согласно первой части этого стиха, эта фраза относится ко Христу. В Книге пророка Исаии 11:1 говорится: «И произойдет отрасль от ствола Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (букв.). Основываясь на последующих стихах, со 2 по 5, мы видим, что эти слова относятся ко Христу. Он — отрасль от ствола Иессеева и ветвь от корней его. Это также означает, что Господу было необходимо стать человеком. «И будет человек как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис. 32:2, букв.). Основываясь на этом отрывке в Книге пророка Исаии, мы можем видеть, что «человек» — это Христос. Христос, наше убежище, — это человек.
«Вот, отрок [в значении слуга, раб — евр.] Мой… Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…» (Ис. 42:1-4). Евангелие от Матфея 12:18-21 указывает, что здесь говорится о Господе Иисусе. Он, раб Божий, — человек. Принимая положение человека, Он служит Богу как раб.
«Вот, раб Мой,.. столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» (Ис. 52:13, 14). Согласно этому описанию, чтобы быть рабом Божьим, Господу необходимо быть человеком. Его лик был обезображен больше всякого человека, а Его вид — паче сынов человеческих; это показывает, что Он — человек.
Вся глава 53 Книги пророка Исаии пророчествует о Христе. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его… Он отторгнут от земли живых… Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого… и к злодеям причтен был» (Ис. 53:2, 3, 8, 9, 12). Эти стихи полностью изображают состояние и переживания человека. Следовательно, Христу было нобходимо стать человеком, и Он действительно стал им.
«Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль [или побег, росток]… и вот — имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше”» (Иер. 23:5, 6). Он — Отрасль Давида, то есть потомок Давида (Мф. 1:1; Отк. 22:16). Эти слова относятся ко Христу. Он есть «Господь — оправдание наше»; Он также Побег Давидов. Он — Бог; Он также человек. Книга пророка Исаии 4:2 говорит, что Он — «отрасль [или побег, росток] Господа», Он исходит от Бога и имеет природу Бога. Здесь же говорится, что Он — отрасль Давида, Он исходит от человека и имеет человеческую природу.
Пророк Даниил возвещал: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7:13-14). В этих видениях Даниил видел Христа, принимающего царство от Бога и возвращающегося на землю править (ср. Лк. 19:15 — «и когда возвратился, получив царство»). Христос в этом видении явился как сын человеческий. Это означает, что когда Он получит царство и вернется вновь на землю, чтобы править как царь, Он будет человеком (Мф. 26:64). Именно имея статус человека, Он принимает царство от Бога и возвращается править народами земли.
«И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5:2). Это пророчество говорит, что Христу надлежало родиться в Вифлееме (Ин. 7:42) и стать человеком, чтобы править за Бога. Это также доказывает, что Христу необходимо быть человеком.
Дополнительные пророчества Ветхого Завета о Христе: «Я привожу раба Моего, Отрасль [или Побег, Росток]» (Зах. 3:8); и «Вот Муж, — имя Ему Отрасль [или Побег, Росток], Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем» (Зах. 6:12-13). Все эти названия относятся ко Христу. Он — раб Божий, Он — «Муж», Он назван Отраслью. Он создаст храм Господень; Он воссядет на престоле и будет править и священствовать. Он может сделать все это, потому что Он — человек. Именно в статусе человека Он придет и сделает все это. Это убедительные доказательства того, что Христу необходмо быть человеком, настоящим человеком, законченным человеком.
Далее Книга пророка Захарии 13:7 говорит: «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» В Евангелии от Матфея 26:31 Господь указывает, что эти слова относятся к Нему. Он — пастырь Божий; Он — человек, ближний Богу. Хотя Он и ближний Богу, Он все же человек. Это также доказывает, что Господу было необходимо стать человеком.
Б. В Новом Завете
Ветхий Завет показывает, что Христу необходимо было стать человеком. Чтобы быть человеком, Ему было необходимо стать семенем женщины, а также семенем Авраама, Исаака, Иакова, Иуды, Иессея, Давида и т. д. В самом начале Нового Завета, первая глава Евангелия от Матфея показывает нам, что Христос действительно стал «Сыном Авраамовым» и «Сыном Давидовым» (ст. 1); Он также стал одним из потомков Исаака, Иакова, Иуды и Иессея (ст. 2, 5, 6), рожденным от девы Марии (ст. 16). Он определенно стал «семенем жены», чтобы быть истинным человеком, таким же, как и любой обыкновенный человек, имеющий предков и родословную.
Позднее, вторая часть первой главы Евангелия от Матфея, Евангелие от Луки 2:30, 31 и 2:5-12 говорят нам, что Христос был зачат через Духа Святого и, следуя обычному человеческому пути, вышел из утробы Своей матери как «младенец». Таким образом, пророчество Книги пророка Исаии 9:6 — «Ибо младенец родился нам» — исполнилось.
Евангелие от Луки 2:21-24 также показывает нам, что младенец, родившийся из утробы Своей матери, был обрезан на восьмой день согласно законам израильтян и назван Иисусом. И когда дни очищения Его матери исполнились, Он был принесен в храм и представлен Богу. Все было сделано согласно обычному человеческому порядку; это доказывает, что Он определенно стал человеком.
Позднее, вторая глава Евангелия от Матфея показывает нам, что Христа, как «младенца», оберегала Его мать, Иосиф увел Его в Египет (ст. 14), затем Он вернулся в землю Израиля (ст. 21) и обитал в Назарете и поэтому назывался Назореем (ст. 23).
Евангелие от Луки 2:40-52 также показывает, что мальчиком Иисус «возрастал и укреплялся», каждый год ходил в Иерусалим по обычаю израильскому и «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человека». Он жил нормальной жизнью обычного мужающего юноши.
Евангелие от Матфея 13:55 говорит, что Он — «плотников сын», а Евангелие от Марка 6:3 говорит, что Он — «плотник». Это говорит нам о том, что после того как Он вырос, Он работал с Иосифом как плотник. Это полностью доказывает, что Он — человек во всем.
В Евангелии от Матфея 4:3-4, после крещения Иисуса и перед тем как Он начал Свое служение, дьявол пришел, чтобы искушать Его, соблазняя Его явить Себя как Сына Божьего. Но Господь ответил: «Не хлебом одним будет жить человек». Этот стих указывает на то, что Он признавал Себя человеком и твердо придерживался статуса и положения человека.
Позднее, во многих случаях Он называл Себя «Сыном Человеческим», тем самым признавая Себя человеком (Мф. 8:20; 9:6; 10:23; 11:10; 12:8, 32, 40; 13:41; 16:13, 27; 17:9, 22; 20:18, 28; 24:30, 37; 25:31; 26:24).
Даже в Евангелии от Иоанна, книге, которая свидетельствует о том, что Он — Бог, Сын Божий, Он не только часто называет Себя «Сыном Божиим», признавая то, что имеет божественность и Божество и что Он — то же, что и Бог (5:17-23, 25-27; 8:36; 9:35-37; 10:33, 36; 14:13; 17:1), но называет Себя также «Сыном Человеческим», исповедуя, что Он — человек, имеет человеческую природу и что Он — то же, что и человек (1:51; 3:13; 5:27; 6:27; 8:28; 12:23; 13:31).
И наконец, в Евангелии от Матфея 26:63-64, перед распятием Иисуса первосвященник, судивший Его, спросил: «Ты ли — Сын Божий?» С одной стороны, Господь ответил: «Ты сказал!» Но, с другой стороны, Он все же назвал Себя «Сыном Человеческим», твердо придерживаясь Своего человеческого статуса.
Кроме этого, Его рождение, Его жизнь и деяния на земле — все это доказывает, что Он — человек: Филипп увидел Его как «сына Иосифова, из Назарета», как настоящего человека (Ин. 1:45). Когда Он пришел в Свое отечество, Его собственный народ называл Его человеком. Они знали, что Он — «плотников сын» и что у Него есть «мать», «братья» и «сестры» (Мф. 13:54-56). Эти факты четко подтверждают, что Он — человек во всем, ни капли не отличающийся от обычного человека. Он возлежал за столом и ел с людьми точно так же, как обыкновенный человек (Мф. 9:10, 11; Лк. 7:36; Ин. 12:2). Когда Он был распят, воины делили Его одежду (Ин. 19:23, 24); это доказывает, что Он одевался, как и любой нормальный человек. Он, «утрудившись от пути» и возжаждав, попросил у женщины напиться (Ин. 4:6-7). Он «прослезился», как и те, кто был тогда с Ним (Ин. 11:33, 35). Он «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался… влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13:4, 5). Все эти действия доказывают, что Он — человек во всем.
Господь был человеком не только, когда Он жил на земле до Своей смерти, но и после Своего воскресения и вознесения на небеса, а также во время Своего возвращения в будущем Он по-прежнему остается и навсегда останется человеком в вечности. После Своего воскресения Он явился Своим ученикам и сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои… осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги… Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв ел пред ними» (Лк. 24:39-43). Это доказывает, что после воскресения Он по-прежнему человек, имеет плоть и кости и ест как человек. Он сказал первосвященникам: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мф. 26:64). Это значит, что после вознесения на небеса Он по-прежнему остается человеком. Он сказал Своим ученикам: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16:27). И еще раз, в Евангелии от Матфея 26:64, Он говорит: «Узрите Сына Человеческого… грядущего на облаках небесных». Это значит, что, возвращаясь в будущем, Он по-прежнему будет человеком. Он сказал Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Здесь описывается Его состояние в будущем, в вечности. Он по-прежнему Сын Человеческий; Он человек до самой вечности.
Помимо четырех Евангелий, другие книги Нового Завета также содержат стихи, доказывающие, что Он — человек: Он — Иисус Назорей, Муж (Деян. 2:22). Стефан увидел его в небесах как «Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55, 56). Стих 1:3 в Послании к Римлянам — «О Сыне Своем [Иисусе Христе], Который родился от семени Давидова по плоти» — ясно доказывает, что Он человек из крови и плоти. Он — «один Человек, Иисус Христос» (Рим. 5:15). Он — «последний Адам» и Он — «второй человек» (1 Кор. 15:45, 47). Он — Тот, кто умер за всех (2 Кор. 5:14). Он — семя Авраамово (Гал. 3:16). Фраза «От них Христос по плоти» (Рим. 9:5) доказывает, что Он человек во плоти, произошедший от Израиля. То, что Он «родился от жены» (Гал. 4:4), несомненно, доказывает, что Он — человек. Он сделался «подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7, 8). Это целиком и полностью подтверждает, что Он стал человеком. Первое послание к Тимофею 2:5 говорит о «человеке Христе Иисусе». Он был сделан человеком, немногим меньше ангелов (Евр. 2:6-9). «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр. 2:14). Это значит, что Он стал человеком из крови и плоти. Фраза «Иисус Христос, пришедший во плоти» (1 Ин. 4:2) ясно показывает, что Он стал человеком. В Нем мы видим «подобного Сыну Человеческому» (Отк. 1:13). Он — «лев от колена Иудина» (Отк. 5:5). Это значит, что Он — потомок Иуды. Это также доказывает, что Он — человек. Он — «потомок Давида» (Отк. 22:16); это, несомненно, доказывает, что Он — человек.
3. Христос — это и Бог, и человек
Во всех вышеупомянутых стихах, и в Ветхом, и в Новом Заветах, мы ясно видим, что, с одной стороны, Христос — это Бог, а с другой стороны, Он — человек. С одной стороны, Он — человек, а с другой стороны, Он — Бог; Он — Таинственный, Он — Бог, равно как и человек, Он — человек, равно как и Бог.
А. В Ветхом Завете
С одной стороны, Христос — это «младенец», а с другой стороны, Он — «Бог крепкий» (Ис. 9:6). Он и тот, и другой.
Христос — Отрасль Давида, потомок Давида; при этом Он — «Господь — оправдание наше», Бог, становящийся нашей праведностью (Иер. 23:5-6). Он — потомок человека, Он — человек, и Он — Сам Бог, Он и тот, и другой.
Христос — это человек, пришедший из Вифлеема, но Он также Бог, который из начала, от дней вечных (Мих. 5:2). С одной стороны, Он — человек, пребывающий во времени, с другой стороны, Он — Бог, пребывающий в вечности. Он и тот, и другой.
Б. В Новом Завете
Христос одновременно и Сын Давидов — человек, и Господь Давида — сам Бог (Мф. 22:42-45). Христос — это Сын Человеческий, «Который родился от семени Давидова», имея человечество; а также Он был обозначен «Сыном Божиим» в силе, имея божественность — природу Бога (Рим. 1:3-4). Христос — это человек во плоти, который произошел от Израиля, но при этом Он — «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5).
Он — Тот, кто «будучи образом Божиим» сделался «подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:6-8). Ибо Он — Бог, ставший человеком. Итак, Он — Бог, и Он также человек; Он — человек, и Он также Бог.
Господь Иисус произнес Своими собственными устами: «Я есмь корень и потомок Давида» (Отк. 22:16). Фраза «корень Давида» указывает на Бога, от которого произошел Давид; «потомок Давида» указывает на семя человека, который произошел от Давида. Следовательно, это значит, что Сам Христос, говоря это, признает, что Он есть человек, равно как и Бог. Он и тот, и другой.
Таким образом, Библия ясно раскрывает нам, что наш Господь есть Бог, равно как и человек, истинный Бог и истинный человек, совершенный Бог и совершенный человек. Он ничем не меньше Бога и ничем не меньше человека, имеет полную божественность и полное человечество. Он — Бог с божественной природой; Он также человек с человеческой природой. Евангелие от Иоанна постоянно показывает нам две Его стороны. Он — Бог, который знает все и видит все (Ин. 1:47, 48), который вездесущ и который, сойдя с небес, все же пребывает в небесах (Ин. 3:13). Он — человек, который может утомиться и возжаждать (Ин. 4:6, 7). Он также может плакать (Ин. 11:35). И Бог, и человек совершенны в Нем. Это поистине таинственно. Не удивительно, что Его нарекли именем «Чудный» (Ис. 9:6)!
4. Христос — Творец
Бог — Творец всего (Быт. 1:1; 2:1-3). Поскольку Христос — это Бог, Он, несомненно, и Творец всего. Это ясно раскрыто в Писании: «Боже мой!.. В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук» (Пс. 101:25, 26). Мы уже увидели, что эти слова относятся ко Христу. Христос — это Бог, сотворивший небо и землю. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). «Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (1 Кол. 1:16). «Чрез Которого [Сына]—[Бог] и веки [или вселенную] сотворил» (Евр. 1:2).
Эти стихи явно говорят нам, что Христос — Творец всего сущего; все было сотворено и начало быть через Него.
5. Христос — творение
Человек — это одно из творений (Быт. 1:27; Деян. 17:26). Поскольку Христос — это человек, то Он, несомненно, также и одно из творений. Это раскрыто в последующих двух стихах.
Послание к Колоссянам 1:15 (Новый перевод с греческого подлинника Кассиана) говорит, что Сын — «Первородный всей твари». Здесь прямо говорится, что Христос сотворен. Он — Первородный в творении. Первый из всех творений.
В Откровении 3:14 Христос называет Себя «началом создания Божия». Это также говорит нам, что Он сотворен, что Он — главный среди творений, Первый из всех творений.
В некоторых переводах Библии вышеупомянутые два отрывка не соответствуют значению греческого текста оригинала. Некоторые неправильно понимают эти два отрывка и поэтому отрицают, что Христос сотворен. Однако многие авторитетные переводы Библии, такие, как «King James Version», «American Standard Version», «Revised Standard Verion», «New American Standard Bible», «Amplified New Testament», «Interlinear Greek-English New Testament», «Conybeare’s Translation», «Wuest’s», Darby’s «New Translation», «Concordant Version» и «Berkeley Version», переводят Послание к Колоссянам 1:15 или как «Первородный всей твари», или как «Первенец всего творения». Согласно тексту-оригиналу это правильный перевод. На основе верного перевода — «Первородный всей твари» — брат Вочман Ни в 1934 году произнес следующие слова: «В творении Сын — „Первородный всей твари”. Он также начало (Первый) творения Божьего (Отк. 3:14). Ибо в Своем вечном замысле, до основания мира, Бог предопределил, что Сыну надлежит стать плотью, чтобы совершить искупление (1 Пет. 1:20). Следовательно, в плане Божьем Сын — Первый среди творений» (стр. 97, «The Present Testimony» № 34, опубликовано в марте-апреле 1934 г.).
«Первородный» по-гречески — прототокос. Это слово состоит из двух греческих слов: протос, которое означает «первый» или «начало», и токос, которое означает «рожденный». Следовательно, прототокос означает «первый рожденный», «тот, кто порожден, произведен вначале»; поэтому это можно перевести как «первородный». Новый Завет шесть раз использует это греческое слово по отношению ко Христу. Слово говорит: Он — «первенец» Марии (Лк. 2:7); Он — «первородный между многими братьями» (Рим. 8:29); Он — «первородный всей твари» (Кол. 1:15); Он — «первенец из мертвых» (Кол. 1:18); Он — «Первородный» Бога (Евр. 1:6) и Он — «первенец из мертвых» (Отк. 1:5). Хотя в шести вышеприведенных местах используются разные сочетания, все эти названия говорят о Христе как о Первородном. То, что Христос — «первородный всей твари», значит, что Он — Первый, вождь всего творения. Это абсолютно не значит, что Он — до всего творения и, следовательно, не входит во все творение.
В Послании к Колоссянам 1:15-18 дважды говорится, что Господь — Первенец. В стихе 15 говорится, что Господь — «первородный всей твари»; а в стихе 18 говорится, что он — «первенец из мертвых». «Первенец из мертвых» означает, что Господь — Первый среди воскрешенных. «Первородный всей твари» означает, что Он — Первый среди сотворенных. Это значит, что среди всех и всего, сотворенных ли или воскрешенных, Господь — Первенец, Начало, и занимает первое место.
Во вселенной есть две главные категории вещей: сотворенные и воскрешенные. В этом отрывке, начиная со второй половины стиха 15 и до стиха 17, говорится о первой категории, включающей все творение, среди которых Господь — Первородный, Первый. Стих 18 говорит о второй категории, включающей церковь, среди которых Господь также Первенец, Первый. В обеих категориях Господь — Первенец, Первый. Этот отрывок доказывает, что во всем Он — Первенец и имеет преимущество, или первенство. Среди сотворенного и среди воскрешенного Он — Первенец, Он — Глава; поэтому Он — сущий над всем и имеет преимущество, или первенство, во всем. Центральная мысль этого отрывка состоит в том, что Христос имеет преимущество во всем. Если Он не Первенец всего творения и не Первый во всем творении, как же Он может иметь преимущество среди всего творения?
Христос — творение, потому что Он стал «плотию» (Ин. 1:14), стал причастен «плоти и крови» (Евр. 2:14), родился «младенцем» (Ис. 9:6) и стал «человеком» (1 Тим. 2:5). «Плоть», «кровь и плоть», «младенец» и «человек» — все это, несомненно, указывает на признаки творения. Разве «плоть» и «кровь и плоть» не сотворены? Разве «младенец» и «человек» не творения? Конечно, творения! Тогда, поскольку Христос стал всем этим, как мы можем говорить, что Он не является творением? Если мы признаем, что Христос — человек, то мы обязаны признать, что Он — творение; если мы отвергаем, что Он творение, то мы отвергаем, что Он человек.
Ранее мы увидели, что Христос является человеком во плоти не только до Своей смерти; даже после Своего воскресения Он по-прежнему человек с костями и плотью, Он по-прежнему имеет сотворенное тело; однако это тело — воскрешенное. Более того, ныне в небесах, Он по-прежнему носит сотворенную человеческую природу, как говорится в одном из наших гимнов: «Он облечен на престоле в нашу природу». Даже в будущем, когда Он вновь придет, и в вечности, Он — человек вовеки и всегда несет человеческую природу. С тех пор как Он стал плотью и облекся в человеческую природу, Он не снимает ее. Начиная со Своего воплощения и до вечности, Он всегда является человеком, всегда носит сотворенную человеческую природу и всегда является сотворенным.
Христос — «единородный Сын» Божий (Ин. 1:18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9); Он неповторимо единственный, имеет божественность и Божество, Он — безначальный и самосущий, как и Бог. Но Христос как «Первородный всей твари», или «Первенец», в воскресении появляется не Сам по себе; Он имеет начало в творении и воскресении. Что касается того, что Он Первородный всей твари, Он имеет сотворенную человеческую природу. Что касается того, что Он — Первенец из воскрешенных, Он имеет несотворенную, божественную природу, а равно и сотворенную, воскрешенную человеческую природу. Он — Первенец из воскрешенных, становится первородным Сыном Божьим. Что касается Его несотворенной божественной природы, то Он — единородный Сын Божий, такой же, как Бог — безначальный и самосущий. Однако согласно Его несотворенной, божественной природе плюс Его сотворенной, воскрешенной человеческой природе, Он — первородный Сын Божий, Первенец из воскрешенных, но не безначальный и не самосущий, а имеющий начало в воскресении. В отношении Его сотворенной человеческой природы, Он — Первородный всей твари, поэтому Он, несомненно, не безначальный и не самосущий, но Он имеет начало в творении. Он — Несотворенный и Самосущий; Он также Первенец среди сотворенных и воскрешенных. Он назван «Первородным всей твари», потому что даже до сотворения Бог предустановил, что Он (Христос) станет сотворенным человеком, и мы уже цитировали слова Вочмана Ни: «Ибо в Своем вечном замысле, до основания мира, Бог предопределил, что Сыну надлежит стать плотью, чтобы совершить искупление (1 Пет. 1:20). Следовательно, в Божьем замысле Сын — Первый среди творений». Это не согласуется с утверждением Ария, что Христос был сотворен до основания мира. Подобное заявление не имеет основания в Писании. Библия показывает нам, что до основания мира, даже до того как что-либо было сотворено, Бог предопределил, что Христос станет сотворенным человеком для того, чтобы исполнить Его намерение. Следовательно, в замысле Бога и с Его вечной точки зрения Христос — первый сотворенный, Он — Первенец всего творения, Глава всех сотворенных. Поэтому утверждение о том, что Христос сотворен и что Он — «Первенец всего творения», целиком и полностью согласуется с библейским откровением, а также целиком и полностью основывается на Библии.
6. Христос — и Творец, и творение
Согласно полному откровению Библии, Христос — и Творец, и творение, потому что Он — Бог и человек; Он — Бог, который творит, и Он также человек, который сотворен. В отношении того, что Он — Бог, Он — несотворенный Творец, безначальный Я ЕСМЬ. Но в отношении того, что Он человек, то Он сотворен, Он — Первородный, имеющий начало. Мы должны видеть, что Он — Бог, и Он также человек; Он — Творец, и Он также творение; Он — Я ЕСМЬ; Он также Первородный; Он — безначальный, и Он также имеет начало. Иначе наше понимание о Нем будет неточным, неортодоксальным и противоречащим библейскому откровению, и мы неизменно будем впадать в ошибки и неполноту.
Наше познание Господа не должно быть ограничено нашей собственной точкой зрения; нам следует принять целиком все откровение Библии. Сколько бы Библия ни открыла нам, столько мы и должны принимать. Некоторые спрашивают, что поскольку Господь есть Бог, то как же Он мог стать человеком? Подобным же образом некоторые рассуждают, что поскольку Господь — Творец, то как же Он мог стать творением? Хотя они верят, что Господь есть Бог, равно как и человек, они верят только в то, что Он — Творец, а не творение. Но Библия ясно раскрывает, что Господь — Творец и что Он стал творением, а также, что, с одной стороны, Он — Бог, а с другой стороны, Он стал человеком. Мы должны знать и принимать различные аспекты того, чем является Господь, а также не игнорировать и не отвергать ни одного этого аспекта.
Не пытайтесь использовать наш ограниченный, логический ум, чтобы анализировать нашего безграничного Господа! Фарисеи узнали, что Христос был Сыном Давидовым, основываясь на одном аспекте Библии; однако они не знали, что Библия раскрывает и другой аспект Господа, который говорит, что Христос — еще и Господь Давида. Нам нужно опасаться повторения их ошибки и не ограничиваться одной стороной библейского откровения о Христе, пренебрегая при этом другой или отвергая ее. С одной стороны, Писание говорит, что Христос — Творец, а с другой стороны, оно говорит и о том, что Он — творение. Это и есть полное, ясное откровение Библии; нам не следует ни отклоняться от него, ни довольствоваться только его половиной. Наш всеобъемлющий Господь настолько чудесен! Он так чудесен, что нам трудно постичь Его. Он поистине достоин называться «Чудным»! И Он поистине достоин, чтобы мы ценили и любили Его!
Если мы исповедуем только то, что наш Господь — Творец, но при этом отвергаем, что Он — одно из творений, то в принципе это то же самое, что отвергать пришествие Господа во плоти (1 Ин. 4:2, 3). Следовательно, нельзя отвергать аспекта сотворенности нашего Господа просто из-за узости, ограниченности нашего взгляда. Он — несотворенный Бог, а также Он сотворенный человек! Он — Господь творения, и Он также творение, даже «Первородный всей твари».
7. Христос по-прежнему остается Творцом, хотя Он и стал одним из творений
Когда Христос стал творением, Он не потерял Своей вечной, несотворенной природы — Он остается Творцом. Подобным же образом, когда Он стал человеком, Он не потерял Своей божественной природы; Он при этом остается Богом. Хотя Он и стал сотворенным человеком, Он остается несотворенным Богом. Хотя Он и стал творением, Он остается Творцом. Теперь Он — всеобъемлющий Христос, имеющий и божественность, и человечество, который обладает несотворенной божественной жизнью равно как и сотворенной человеческой жизнью. Он — несотворенный Я ЕСМЬ; Он также и сотворенный Первенец. Будем же любить Его и поклоняться Ему во веки веков! Аминь!