ТАЙНА ТАЙН
Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — это тайна, фактически это тайна тайн! Мы, люди, такие маленькие и ограниченные, не можем до конца понять этой тайны и тем более мы не можем полностью ее истолковать. Многие вопросы, связанные с жизнью, находятся за пределами понимания человека; люди могут иметь о них только общее представление. Например, хотя у нас есть жизнь в нашем физическом теле, никто не может до конца объяснить ее, так как жизнь — это тайна. Кроме того, внутри нас есть дух, и он еще более таинственен. Что такое человеческая жизнь? И что такое человеческий дух? Никто не может дать полного объяснения. Мы не способны постичь даже такой относительно небольшой тайны, как человек, не говоря уже о Триедином Боге — Отце, Сыне и Духе. Во вселенной существует много других необъяснимых вещей, например, электричество, — в определенных аспектах мы нашим ограниченным разумом можем понять, каковы они, но мы не можем постичь, почему они таковы. Если мы не способны полностью понять такую вещь, как электричество, то уж тем более мы не можем понять Триединого Бога!
МЫ НЕ МОЖЕМ ПОНЯТЬ, НО МОЖЕМ НАСЛАЖДАТЬСЯ
Хотя мы не можем понять тайны Троицы Божества, мы можем принимать таинственного Бога и наслаждаться Им. Мы не способны понять, но мы можем наслаждаться! Раньше люди ничего не знали о витаминах, но они наслаждались той пользой, которую они приносят. Слава Господу! Триединый Бог необходим нам не для того, чтобы мы Его понимали, но чтобы мы Им наслаждались. Все, чем Он является как наше наслаждение, раскрыто в Писании; мы можем просто принять все это в соответствии с библейским откровением. Хотя мы всего полностью не понимаем, мы можем согласно возвещенному в Писании принять все, что там сказано.
Например, в Евангелии от Иоанна 1:1* говорится: «Слово было у Бога», и там же говорится: «Слово было Бог». Исходя из утверждения «Слово было у Бога», Слово и Бог — две различные сущности. Но заявление «Слово было Бог» ясно указывает на то, что Слово и Бог — это одно. Так двое их или на самом деле они одно? Мы не можем объяснить такую тайну. Но мы можем принять все сказанное в Писании так, как есть.
Далее, Второе послание к Коринфянам 3:17 говорит: «Господь есть Дух», и в том же стихе говорится: «Дух Господень». Фраза «Господь есть Дух» указывает, что Господь и Дух — одно. Поэтому в следующем стихе Господь назван «Господом Духом» (вместо выражения «от Господня Духа» в тексте оригинала стоит «от Господа Духа»). «Господь Дух» как составное имя используется, чтобы показать, что эти двое, Господь и Дух, — одно. Но титул «Дух Господень» ясно указывает на то, что Господь и Дух — двое. Мы действительно не можем до конца понять подобное утверждение. Но поскольку в Писании так сказано, мы должны принять его как оно есть.
БОГ ТОЛЬКО ОДИН
Писание многократно и многообразно говорит нам, что Бог уникально един. И в Ветхом, и в Новом Заветах есть много отрывков, которые провозглашают это. Мы выбрали всего лишь несколько:
Первое послание к Коринфянам 8:4 — «Нет иного Бога, кроме Единого».
Книга пророка Исаии 45:5 — «Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня». В стихах 45:6, 21 и 22; 46:9 и 44:6, 8 мы находим те же слова.
В этих отрывках Бог неоднократно говорит: «Нет Бога, кроме Меня». Он не говорит «Нет Бога, кроме Нас», но «Нет Бога, кроме Меня». Слово «Меня» стоит в единственном числе, только одного «Меня». Эти повторяющиеся заявления Бога убедительно доказывают, что Бог уникально един.
Псалом 85:10 — «Ты, Боже, един Ты». Здесь не говорится «Вы, Боги, едины Вы», но «Ты, Боже, един Ты». Это также доказывает, что Бог только один. Тут стоит «Ты», а не «Вы», что обозначало бы множество.
То, что Бог един, — это ясное и определенное откровение Писания. Но в христианстве, несмотря на это ортодоксальное учение или толкование, основанное на ясно выраженном откровении Писания, некоторые говорят, что существуют три Бога: Отец — один Бог, Сын — один Бог и Дух — также один Бог; эти трое становятся одним совокупным Богом. Если говорить о каждом в отдельности, утверждают они, существуют три Бога; если говорить в совокупности, существует один Бог.
Другие говорят, что есть два Бога: Отец — один, Сын — также один, а Дух не является Богом, потому что Отец обладает Своей личностью и Сын также обладает Своей личностью, но Дух — это только сила, средство, подобное электричеству, — и личностью не обладает.
Подобные утверждения о существовании трех Богов или двух Богов противоречат основополагающему откровению Писания; следовательно, нам не следует принимать их. Мы должны целиком и полностью стоять на библейском откровении и верить, что Бог един.
БОГ ГОВОРИТ О СЕБЕ «Я», А ТАКЖЕ «МЫ»
В Книге пророка Исаии 6:8 Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» С одной стороны, Бог говорит о Себе — «Я» («Кого Мне послать?»), а с другой стороны, — «Мы» («Кто пойдет для Нас?»). Это доказывает, что «Я» — это «Мы», а «Мы» — это «Я»; «Я» и «Мы» тождественны друг другу. Единственен ли в таком случае Бог или множественен? Вы говорите, что Он во множественном числе, — а Он говорит «Я». Вы говорите, что Он в единственном числе, — а Он говорит «Мы». Это довольно таинственно и сложно для понимания; поэтому мы просто принимаем библейское откровение как оно есть.
Далее, в Книге Бытия 1:26, 3:22 и 11:7 Бог также говорит о Себе — «Мы» (во множественном числе). Единственный и уникальный Бог в Своих божественных словах много раз говорил о Себе «Мы». Это поистине тайна, которую трудно постичь. Но мы должны верить, что это объясняется существованием трех лиц Божества — Отца, Сына и Духа.
ВОПРОС ОБ ОТЦЕ, СЫНЕ И ДУХЕ
Господь в Евангелии от Матфея 28:19 говорит: «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь Господь ясно говорит о трех Лицах: Отце, Сыне и Духе. Но когда Он говорит здесь от имени Отца, Сына и Духа, «имя» стоит в единственном числе. Это значит, что хотя Отец, Сын и Дух — трое, имя при этом одно. Это действительно таинственно — одно имя для трех Лиц. Именно это, конечно, и подразумевается в выражении «три-в-одном» или «три-единый».
В отношении выражения «Отца и Сына и Святого Духа», как сказал здесь Господь, мы можем спросить: «Так что это за имя — „Отец“, „Сын“ или „Святой Дух“?» Ответить трудно. Все, что мы можем сказать, — это то, что имя Отца, Сына и Святого Духа — «Отец, Сын и Святой Дух». Это имя включает всех троих — Отца, Сына и Святого Духа — и говорит нам, что Бог — это три-в-одном. Хотя Бог только один, в то же время существует этот вопрос о трех Лицах — Отце, Сыне и Духе.
В Евангелии от Иоанна 14:23 Господь говорит: «[Если] кто любит Меня… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». А также в Евангелии от Иоанна 17:11 Он говорит: «Отче Святый!.. [прошу], чтобы они были едино, как и Мы». В обоих этих местах Господь говорит о Себе и об Отце — «Мы». Это также связано с вопросом об Отце, Сыне и Святом Духе.
Вопрос об Отце, Сыне и Духе в основном раскрыт в Евангелии от Иоанна. Оно показывает нам следующее:
- Отец — это источник (13:3), Бог, которого никто никогда не видел (1:18; 5:37). Все, что Он имеет, находится в Сыне (16:15), Он выражен в Сыне (14:7-11) и Он творит Свои дела в Сыне (14:10). Он — Тот, кто сокрыт внутри, а Сын — это Тот, кто явлен снаружи; но при этом Явленный снаружи — это Сокрытый внутри; эти двое одно (10:30)! О, как это таинственно!
- Сын — это выражение (1:18). Он — Бог, бывший от начала, и Он был у Бога (1:1-2), Он равен Богу (5:18, 23), един с Отцом (10:30), исшел от Бога (13:3; 7:29), чтобы выражать Отца (14:8-9) и жить Отцом (6:57), и наконец во плоти (1:14), как Агнец Божий (1:29), Он был распят и умер, пролив Свою кровь ради искупления (19:34). После смерти и воскресения Он стал Духом, которого Он вдохнул в учеников (20:22). Он стал их жизнью (10:10), а также Он стал хлебом жизни для их питания и наслаждения, чтобы они жили Им (6:35, 57).
- Дух — это вхождение Сына в нас, верующих в Сына, с тем, чтобы быть в нас действительностью Сына (14:16-20), передавать нам и вкладывать в нас все, что Он принял от Сына (16:13-15). Отец — в Сыне (14:10, 11), Сын стал Духом, которого мы пьем как воду жизни (7:37-39; 4:10, 14), а Дух входит в нас и пребывает с нами, чтобы мы наслаждались Сыном (14:17-18). Дух в нас — это Сын в нас (14:17, 29; 17:23, 26). В этом Духе мы соединены воедино с Триединым Богом (17:21-23).
Итак, Евангелие от Иоанна ясно показывает нам, что Отец — источник всего, Сын — выражение Отца, а Дух — это вхождение Сына. В небесах, куда человек не может заглянуть, Бог — это Отец; когда Он выражен среди людей, Он — Сын, а когда Он входит в людей, Он — Дух. Отец был выражен среди людей в Сыне, а Сын стал Духом, чтобы войти в людей. Отец — в Сыне, а Сын стал Духом; эти Трое — один Бог.
Вопрос об Отце, Сыне и Духе — Троице Божества — один из тех вопросов, для постижения которых мы не можем использовать свой разум. Когда Господь был во плоти, Он прямо сказал ученикам, что не может сказать им многого, ибо тогда они не могли постичь всего; но когда придет Дух истины, Он введет их во всякую истину (Ин. 16:12-13). Он имел в виду, что в то время Он еще не стал Духом; поэтому Он не мог войти в них. Он мог быть только снаружи их. Он уже многое сказал им, но если бы Он продолжил говорить им, их разум не смог бы постичь. Но когда Он воскреснет из мертвых и станет Духом, чтобы войти в них, тогда Он будет пребывать в них и введет их во всякую истину, действительность, чтобы они могли наслаждаться Триединым Богом. Поэтому мы не можем понять тайну Отца, Сына и Духа, используя только свой разум. При умозрительном рассуждении мы, несомненно, приходим к заключению, что Отец — один, Сын — один и Дух — тоже один; следовательно, Отец, Сын и Дух — три Бога! Это обоснованный вывод нашего разума. Но если вы сверитесь со своим собственным переживанием, то скажете, что Господь, обитающий в вас, несомненно, один. В соответствии с пониманием вашего разума существуют три Бога, но согласно вашему переживанию Он только один. Поэтому полагайтесь не на свое понимание, а на свое переживание. Если вы последуете своему пониманию, вы будете сбиты с толку, но из ваших переживаний вам ясно, что Отец, Сын и Дух — три Лица одного Бога.
В Писании нет термина «три Лица», он добавлен людьми для истолкования. Поскольку они не могут сказать, что Трое — Отец, Сын и Дух — это три Бога, то как же им сказать по-другому? Поэтому использование понятия «три Лица» для объяснения Отца, Сына и Духа также не вполне удовлетворительно, потому что выражение «три Лица» действительно означает трех лиц. Поэтому Гриффит Томас (известный своим толкованием Послания к Римлянам) в книге «Принципы богословия» писал о Троице Божества следующее: «Иногда выдвигаются возражения и против термина „Лицо“. Как и весь человеческий язык, его можно обвинить в неадекватности и даже несомненной ошибочности. Его определенно не следует слишком навязывать, иначе он приведет к тритеизму… Хотя мы вынуждены использовать термины типа „сущность“ и „Лицо“, мы не должны думать о них как о чем-то идентичном тому, что мы понимаем под человеческой сущностью и личностью человека… Истина и переживание Троицы не зависят от богословской терминологии». Это все, что мы можем сказать о «трех Лицах». Нам не следует «слишком навязывать» этот термин, иначе он приведет к тритеизму.
Вопрос о Троице Божества — Отца, Сына и Духа — раскрывается уже в Ветхом Завете:
- Первое предложение в Ветхом Завете гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). На языке оригинала подлежащее «Бог» стоит во множественном числе (что подразумевает троичность), в то время как сказуемое стоит в единственном числе. Это подразумевает, что Бог есть три-в-одном.
- Когда мы подходим к Книге Бытия 1:26, мы видим, что когда Ветхий Завет говорит о Боге, не только слово «Бог» используется во множественном числе на языке оригинала, что подразумевает троичность, но и Бог говорит о Себе во множественном числе. После этого Ветхий Завет еще несколько раз говорит подобным образом, как мы уже отмечали ранее. Этим прямо провозглашается, что Лица Бога имеют множественное число. Но здесь, в Книге Бытия 1:26, слово, обозначающее в языке оригинала «образ» Божий, стоит в единственном числе. Хотя Бог говорит о Себе во множественном числе, но при этом «Их образ» имеет единственное число, один образ. Следовательно, из этого тоже следует, что Бог есть три-в-одном.
- В Книге Исхода 3:6 Господь сказал Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Этот отрывок раскрывает, что Бог как Бог патриархов является троичным. Когда речь идет о Боге Авраама, подчеркивается Отец, когда речь идет о Боге Исаака, подчеркивается Сын, а когда речь идет о Боге Иакова, подчеркивается Дух. (См. книгу Вочмана Ни «Бог Авраама, Исаака и Иакова», другое название — «Измененные в Его подобие».) Следовательно, имя, которое Бог здесь открывает, также содержит мысль о триединстве. Хотя Он единый Бог, имеет место и тройственность, то есть тройная Личность — Отец, Сын и Дух.
- В Книге Чисел 6:24-26 Господь заповедал священникам в Ветхом Завете давать детям Израилевым троекратное благословение; это объясняется тем, что Он, благословляющий Бог, — един в трех Лицах. В первом случае: «благословит тебя» и «сохранит тебя» — очевидно, что это дело Бога Отца; во втором случае: «призрит на тебя» и «помилует тебя» — явно, что это дело Бога Сына; а в третьем случае: «обратит Господь лицо Свое на тебя» и «даст тебе мир» — несомненно, что это дело Бога Духа. Следовательно, Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — благословит, помилует и даст мир Своему избранному народу.
- Ветхий Завет говорит не только о том, что священники на земле троекратно благословляют народ Божий во имя Его, но также в Ис. 6:3 говорится, что серафимы в небесах воздают троекратную хвалу Богу, говоря: «Свят, свят, свят». Без всякого сомнения, они славят Бога, повторяя слово «свят» три раза, по той причине, что Бог, которого они славят, — один-в-трех. И далее, в стихе 8 говорится, что Бог, которого они славят, говорит о Себе во множественном числе — «Нас»; это значит, что Он имеет тройную Личность.
- Ветхий Завет несколько раз упоминает в новозаветном веке, что ангел Господень в человеческом облике (которым и является Сам Христос, ставший плотью и принявший облик человека) — это Сам Господь (Исх. 3:2-6; Суд. 6:11-24; 13:15-24; Зах. 1:11, 12; 2:8-11). Может показаться, что ангел Господень и Господь — двое, но в действительности они одно. Это также объясняется фактом о трех Лицах Божества; точно так же, как и в Новом Завете Христос и Бог — двое, но при этом они одно.
- В Псалме 109:1 Давид говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Господь здесь — это, конечно же, Бог, а Тот, кого Давид называет своим Господом, — это Господь Иисус, как Он Сам указывает на это в Евангелии от Матфея 22:42-45. Итак, Псалом 109 говорит о Боге и о Господе Иисусе. Бог говорит здесь о Себе в первом лице, а о Господе Иисусе — во втором. Господь Иисус есть Бог, но здесь говорится, что Бог говорит с Ним и что между Ним и Богом существует разница — «Меня» и «Твоих». Он Бог — одно, но при этом их двое. И это также связано с тремя Лицами Божества.
- Ветхий Завет раскрывает даже эти три имени — Отец, Сын и Дух. Вторая книга Царств 7:14 говорит об Отце и Сыне. Книга пророка Исаии 9:6 говорит о Сыне и Отце. Псалом 2:7 говорит о Сыне. Книга пророка Иезекииля 36:27; 37:14; 39:29; Иоиль 2:28, 29 и т.д. говорят о Духе. Исходя из приведенных выше отрывков, мы видим также, что: (1) Отец — это источник, поскольку Сын исходит из Отца; (2) Сын — это проявление, поскольку Сын дан нам и приходит к нам; а (3) Дух — это Тот, кто входит в нас, поскольку Дух вложен в нас, чтобы мы обладали и наслаждались Им. Это в точности соответствует тем положениям, которые впоследствии раскрываются в Новом Завете.
И все же раскрытое в Ветхом Завете о Троице — Отце, Сыне и Духе — не дает нам достаточно ясного понимания. Только когда мы подходим к концу первой книги Нового Завета, Евангелию от Матфея, Господь ясно говорит об Отце, Сыне и Духе, причем говорит о всех троих вместе, используя слово «имя» в единственном числе. Почему это не было раскрыто до того самого момента? Потому что именно в это время, после смерти и воскресения Господа, Сын уже совершил все, что задумал Отец, а Святой Дух собирался прийти, чтобы передать человеку все, что совершил Сын. Тогда стало возможным крестить людей во имя Отца, Сына и Духа, то есть крестить их в Триединого Бога. Этот Бог есть Бог, который задумывает, Бог, который совершает, и Бог, который применяет; Он — Бог, который есть три-в-одном и один-в-трех — Отец, Сын и Дух.
Эндрю Мюррей в главе 20 книги «Дух Христа» подтверждает и подкрепляет то, что мы уже здесь сказали. Он говорит: «В Отце мы имеем невидимого Бога, Начинателя всего. В Сыне Бог раскрыт, явлен и приближен; Он есть образ Божий. В Духе Божьем мы имеем Бога, живущего внутри нас; Силу Божью, обитающую в человеческом теле и внедряющую в него то, что Отец и Сын имеют для нас… то, что Отец замыслил, а Сын обеспечил, может быть принято и может действовать в членах Христовых, находящихся по-прежнему здесь, во плоти, только через постоянное внедрение и активное действие Святого Духа».*
В безначальной вечности Бог Отец задумал все согласно Своему желанию; во времени Бог Сын совершил это. Сначала Он совершил творение. После творения, когда человек пал, Он стал человеком, чтобы искупить падших людей. С отрицательной стороны, Он умер, чтобы искупить людей. С положительной стороны, Он воскрес из мертвых и высвободил жизнь, чтобы произвести многих сыновей для Бога Отца, исполнив тем самым Его замысел. После Своей смерти и воскресения Он стал Богом Духом и в этом качестве входит в наш дух, принося в нас Всего Триединого Бога, чтобы не только соединиться с нами, но слиться* с нами воедино. Именно в этом Бог так таинственен, закончен и полон. Сегодня, проповедуя евангелие, мы говорим людям, что человек нуждается в таком Боге; Он нужен человеку как Спаситель, жизнь и все для него. Когда люди веруют, мы крестим их в Триединого Бога. Итак, все это связано с Отцом, Сыном и Духом.
- Кроме Евангелия от Матфея 28:19 и Евангелия от Иоанна, следующие места в Новом Завете также раскрывают нам Троицу Божества, либо косвенно, либо явно.
- Евангелие от Матфея 6:9-10. Здесь Господь учит верующих молиться, выражая тройное пожелание. Это, без сомнения, объясняется тем, что Бог, которому верующие должны молиться, как Господь того хочет, есть один-в-трех. Во-первых, имя, ради которого творится молитва, связано с Богом Отцом. Во-вторых, Царство, ради которого творится молитва, связано с Сыном. И в-третьих, воля, ради которой творится молитва, связана со Святым Духом. Это можно легко понять на основе учения в других местах Писания.
- Первое послание к Коринфянам 12:4-6. Здесь мы читаем, что «Дух» даров, «Господь» служений и «Бог» действий — все трое — связаны с вдохновением Божьим, нисходящим на нас.
- Второе послание к Коринфянам 13:13. Здесь мы читаем, что благодать «Господа Иисуса Христа», любовь «Бога» и общение «Святого Духа» — все три реалии — пребывают с нами одновременно.
- Первое послание Петра 1:2. Здесь мы читаем, что избрание «Бога Отца», освящение «Духа» и кропление кровью «Иисуса Христа» — все три действия привели к тому, что мы обрели спасение. Каждый из приведенных выше отрывков, касается ли он вдохновения, сходящего на нас от Бога, или апостольских благословений, или спасения, которое мы обретаем, упоминает Бога, Господа Иисуса и Святого Духа вместе. Это не только доказывает, что все трое есть Бог, но также и то, что эти трое — одно. Они есть три-в-одном.
- Откровение 1:4-5. Здесь мы читаем: (1) «От Того, Который есть и был и грядет»; (2) «от семи Духов, находящихся пред престолом Его»; и (3) «от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Это ясно раскрывает, что Бог есть три-в-одном.
Откровение 4:8. Здесь мы читаем, что четыре животных на небесах воздают троекратную хвалу Богу, говоря: «свят, свят, свят». В Ветхом Завете священники на земле благословляли народ троекратным благословением, а серафимы в небесах восхваляли Бога, три раза произнося «свят»; подобно этому и в Новом Завете верующие на земле молятся, выражая тройное пожелание, а четыре животных на небесах восхваляют, говоря «свят» три раза. Это, несомненно, объясняется тем, что Бог, которому они молятся и которого они прославляют, есть один-в-трех.
ВСЕ ТРОЕ — ОТЕЦ, СЫН И ДУХ — ЕСТЬ БОГ
- Отец есть Бог. Первое послание Петра 1:2 говорит: «Бога Отца». Послание к Ефесянам 1:17 говорит: «Бог… Отец славы». Эти стихи говорят нам, что Отец является Богом.
- Сын есть Бог. Послание к Евреям 1:8 говорит: «А о Сыне:.. Боже». Евангелие от Иоанна 1:1 говорит: «Слово было Бог». Это ясно говорит нам, что Сын является Богом.
- Дух есть Бог. В Деяниях апостолов 5:3-4 говорится: «Для чего ты допустил Сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… ты солгал не человекам, а Богу». Эти слова определенно говорят нам, что и Дух является Богом.
Следовательно, Писание ясно раскрывает нам, что все трое — Отец, Сын и Дух — являются Богом. Однако это не значит, что они — три Бога. Как мы уже увидели, Писание ясно и определенно говорит нам, что Бог только один. Хотя их трое — Отец, Сын и Дух, при этом трое не есть три Бога, а один. Это поистине тайна! Это неисследимо! Но слава Господу, мы можем просто принимать эту таинственную Личность и наслаждаться Ею в соответствии с тем, что говорит Писание!
СЫН ЕСТЬ ОТЕЦ, А ТАКЖЕ СЫН ЕСТЬ ДУХ
В Книге пророка Исаии 9:6 говорится: «Младенец родился нам, Сын дан нам… и нарекут имя Ему:.. Бог крепкий, Отец вечности». В этом стихе «Бог крепкий» соответствует «младенцу», а «Отец вечности» соответствует «Сыну». Да, Он — младенец, но при этом Он — Бог крепкий. Младенец, родившийся в яслях в Вифлееме, и есть Бог крепкий. Поскольку младенец и Бог крепкий — это одно, то Сын и Отец вечности — тоже одно. Сын — это Отец вечности. Это, действительно, нелегко полностью объяснить, но Писание говорит именно так. «Сын дан нам… и нарекут имя Ему… Отец вечности». Разве здесь не говорится прямо, что Сын — это Отец? Если Сын не есть Отец, то как «Сын» мог быть назван «Отцом»? Если мы признаем, что «младенец», о котором говорит этот стих, есть «Бог крепкий», то мы должны признать и то, что «Сын», о котором здесь говорится, — это «Отец вечности»; в противном случае мы не верим прямо высказанному откровению Писания. Но мы твердо и глубоко верим, что, согласно словам этого стиха, Господь Иисус, ставший младенцем, — это Бог крепкий и что Господь Иисус, который есть Сын, — это также и Отец вечности. Наш Господь — это Сын, и также Он Отец. Аллилуйя!
В Евангелии от Иоанна 14:7-11 говорится: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца“? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». В этих стихах Господь ясно раскрывает нам ту тайну, что Он и Отец — одно; Он — в Отце, а Отец — в Нем; когда Он говорит, действует Отец; когда люди видят Его, они видят Отца; когда они познают Его, они познают Отца, потому что Он — Отец; Он «и Отец — одно» (Ин. 10:30).
Второе послание к Коринфянам 3:17 говорит: «Господь есть Дух». «Господь», о котором говорится здесь, — это, конечно же, Господь Иисус; а «Дух» — это, конечно же, Святой Дух. Разве это не говорит нам ясно и определенно, что Господь Иисус — это Святой Дух? Наш Господь — это Святой Дух. Он есть Отец, но Он еще и Дух. Он — это всё!
У многих братьев и сестер есть Новый перевод Библии, сделанный Дж. Н. Дарби. Дж. Н. Дарби считался одним из величайших знатоков Библии прошлого века. Его называли королем толкований. В своем Новом переводе Нового Завета он помещает в скобки стихи, предшествующие Второму посланию к Коринфянам 3:17, стихи с 7 по 16, указывая этим, что стих 17 идет сразу же за стихом 6. Последняя часть стиха 6 говорит: «Дух животворит». Следовательно, согласно пониманию Дарби, стих 17 «Господь есть Дух» показывает, что Господь и есть тот Дух, который животворит, как говорится в стихе 6, и этот Дух, который животворит, — это, конечно же, Святой Дух. Следовательно, это подтверждает, что Дарби признавал, что Господь Иисус — это Святой Дух.
Кроме Дарби, насколько мы знаем, были авторы, которые в своих работах по Второму посланию к Коринфянам 3:17 также признавали, что Господь Иисус — это Святой Дух.
- В своей книге «Дух Христа», в двадцать пятой главе, Эндрю Мюррей говорит: «Именно тогда, когда наш Господь Иисус был превознесен в жизнь Духа, Он стал «Господом Духом»… Ученики знали Иисуса долгое время, не зная Его как Господа Духа… В служении может быть много ревностного благовествования Господа Иисуса как Распятого, без проповедования Его как Господа Духа… Когда знание и признание Христа как Господа Духа и Духа Христова как изменяющего верующих в Свое подобие живет в Церкви, тогда служение среди верующих будет в Жизни и Силе — оно будет на самом деле Служением Духа».
- Генри Элфорд (известный специалист в области значений греческих слов Нового Завета) в книге «Новый Завет для англоязычных читателей», т. 2, с. 265, говорит: «„Господь“, о котором говорится здесь (2 Кор. 3:17), то есть „Христос“, есть „Дух“, Он тождественен Святому Духу… Христос здесь есть Дух Христа».
- Марвин Р. Винсент в своей книге «Лексикологические исследования Нового Завета», т. 3 с. 308, говорит: «Господь Христос в стихе 16 — это Дух, который пропитывает и оживляет новый завет».
- Дж. Освальд Сэндерс в своей книге «Духовная зрелость» (опубликована издательством Mopdy Press) на с. 144 говорит: «Уильям Баркли комментирует: Павел, похоже, отождествляет Воскресшего Господа и Святого Духа. Мы должны помнить, что Павел не писал богословия; он излагал опыт. И опыт христианской жизни состоит в том, что действие Духа и действие Воскресшего Господа — это одно и то же. Сила, свет и водительство, которые мы принимаем, приходят одинаково и от Духа, и от Воскресшего Господа. Когда мы переживаем это, то уже не так важно, как мы это выражаем».
Мы не единственные, кто из откровения третьей главы Второго послания к Коринфянам увидел, что Господь есть Дух; целый ряд духовных людей также увидели это. Сегодня Христос, воскресший Господь, — это животворящий Дух. Именно поэтому апостол Павел называет Его «Господь Дух» (2 Кор. 3:18, греч.). Он не только Господь, но еще и Господь Дух.
Далее, Первое послание к Коринфянам 15:45 (греч.) утверждает: «Последний Адам стал животворящим Духом». Последний Адам — это, конечно же, воплощенный Господь Иисус, а животворящий Дух — безусловно, Святой Дух. Не может быть никакого другого животворящего Духа, кроме Святого Духа. Следовательно, и этот стих ясно говорит нам, что Господь Иисус — это Святой Дух. Господь сделался плотью и стал последним Адамом, а позднее, после смерти и воскресения, стал животворящим Духом. Слова, произнесенные Господом в Евангелии от Иоанна (14:16-20), также подтверждают эту мысль. Здесь Господь говорит нам, что Он пройдет через смерть и воскресение, чтобы стать другим Утешителем, то есть Духом истины, который придет, чтобы пребывать с нами и в нас. В стихе 17 Господь говорит, что Дух истины «с вами пребывает и в вас будет». Затем, в стихе 18, Он говорит: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Более тридцати лет назад в Шанхае, когда брат Вочман Ни объяснял нам этот отрывок, он особенно подчеркивал, что «Он» (Святой Дух) в стихе 17 — это «Я» (Господь) в стихе 18. Господь как бы говорит здесь: «Когда придет Он, приду Я. Он — это Я; Я — это Он». Святой Дух — это Господь Иисус, а Господь Иисус — это Святой Дух. В стихе 17 Господь также говорит: «Дух истины… в вас будет», а затем в стихе 20 Он говорит: «Я в вас». Это тоже доказывает, что Святой Дух, который в нас, — это Господь, который умер, воскрес и теперь живет в нас.
Кроме этого, Послание к Римлянам 8:9-10 показывает нам, что «Дух Божий» — это «Дух Христов», а «Дух Христов» — это просто Сам «Христос». Таким образом, «Дух жизни», упомянутый в Послании к Римлянам 8:2, — это Христос, который пребывает в нашем духе, чтобы стать нашим переживанием.
Итак, Библия ясно раскрывает нам, что Сын — это Отец и что Сын — это еще и Дух. Иначе как эти трое могут быть одним Богом? Пять лет назад я поднял этот вопрос в разговоре с одним человеком, который не соглашался, что Сын — это Отец и что Сын — это еще и Дух. Он ответил, что Отец — это один Бог, Сын — один Бог и Дух — тоже один Бог, и эти трое соединяются вместе, становясь совокупным Богом. Я тут же попросил его никогда так не говорить. Это настоящая ересь. Он возразил: «Разве в Псалмах не используется термин „боги“?» Я ответил: «Слово „боги“ в Псалме 81:1 относится к ангелам». Если кто-то придерживается представления, что Отец, Сын и Дух — это три Бога, как же он тогда сможет, исходя из библейского откровения, признать, что Сын — это Отец и что Сын — это еще и Дух? Но мы должны полностью принимать и признавать откровение в Писании. Брат Вочман Ни в одном из гимнов говорит: «Господь, Ты назван был Отцом. Но ныне Ты есть Дух Святой». Так, в своем гимне он называет Господа не только Духом Святым, но и Отцом. Это, конечно же, основано на Втором послании к Коринфянам 3:17 и Книге пророка Исаии 9:6.
Читать Библию просто, но не просто ее понимать. В действительности Библия предназначена главным образом не для того, чтобы человек понимал ее, но чтобы он принимал ее и наслаждался ею. Господь Иисус сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Слова, исходящие из уст Божьих, — это слова Библии, и они подобны пище. Пища предназначена не для того, чтобы человек понимал ее, но чтобы человек принимал ее, ел ее и наслаждался ею. Следовательно, когда мы читаем Библию, нам не нужно использовать лишь наш ум, чтобы анализировать или понимать ее, нам нужно просто принимать ее согласно тому, что она говорит, — этого достаточно. Если вы используете свой разум, чтобы анализировать и постигать Библию, то вы неизбежно поймете ее неправильно, извратив тем самым слова Господни. Например, в Откровении мы читаем о семи Духах Божьих (1:4; 3:1; 4:5; 5:6). Поскольку это так, позвольте мне спросить вас: неужели у Бога семь Духов? Если вы скажете, что у Бога семь Духов, это будет великой ересью. Если же, с другой стороны, вы скажете, что Дух Божий не есть семь Духов, вы противоречите тому, что ясно записано в Писании, ибо Откровение прямо говорит «семь духов Божиих». Так один Дух Божий или их семь? Не стоит слишком сильно использовать свой разум в поисках объяснения. Если Бог говорит, что Дух один, значит, Дух один; если Бог говорит, что Духов семь, значит, Духов семь.
То же самое и с Отцом, Сыном и Духом; эти трое — одно. Здесь все совершенно так же, как и с семью Духами, которые суть один, — это что-то, что мы не можем ни разгадать, ни объяснить. На протяжении двух тысяч лет многие пытались разрешить это своим умом, но никто не преуспел в этом. В таком таинственном вопросе все встанет на свои места, как только мы прекратим наши умствования. Если мы настаиваем на том, чтобы анализировать это, то один скажет «семь», а другой скажет «один», и мы начнем спорить друг с другом. За две тысячи лет множество раздоров в церкви происходило большей частью из-за различия мнений, выдвигаемых людьми в отношении библейских доктрин.
В Ветхом Завете показан светильник с довольно уникальным устройством: внизу был один стебель светильника, сверху было семь лампад (Исх. 25:31-37). Светильник был один, но при этом у него было семь лампад; было семь лампад, но при этом был один светильник. Та же самая картина представлена в Книге пророка Захарии 4:2. Поэтому, если сказать, что есть один светильник, — это правильно, а если сказать, что есть семь лампад, — в этом тоже нет ничего неправильного. Таков и Дух Божий. Без сомнения, Он — один Дух; но Он назван также «семь Духов», то есть это семикратный, усиленный Дух.
По тому же самому принципу, хотя наш уникальный Бог имеет три Лица — Отец, Сын и Дух, — нам никогда не следует считать их тремя Богами. Хотя их трое, они, однако, — один Бог; хотя Бог один, при этом существуют три Лица — Отец, Сын и Дух. Это и есть единственный и уникальный Бог, которому мы служим и поклоняемся! И это также единственный Господь, которому мы верим и которого любим! Аллилуйя!
МОЛЯЩИЙСЯ СЫН — ЭТО СЛУШАЮЩИЙ ОТЕЦ
Некоторые спросят: в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус молился Отцу; если вы говорите, что Сын — это Отец, то как же Сын мог молиться Отцу? Это нетрудно объяснить. В Книге Исхода 3:2-12 в первой части отрывка ясно говорится, что Моисею явился «Ангел Господень», но позднее говорится, что это был «Господь». Большинство толкователей Библии говорят, что здесь «Ангел Господень» относится ко Христу, второму Лицу Триединого Бога. Это правильно. Но в стихе 6 говорится, что Он — «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Мы до этого уже отмечали, что когда речь идет о Боге Авраама, подчеркивается то, что Он — Отец; когда речь идет о Боге Исаака, подчеркивается то, что Он — Сын; а когда речь идет о Боге Иакова, подчеркивается то, что Он — Дух. Поэтому Он не только второе Лицо Триединого Бога; Он — это также весь Бог. Он — первое Лицо, Отец, Он — второе Лицо, Сын, и еще Он — третье Лицо, Дух. Ангел Господень — Сам Триединый Бог. Триединый Бог — это Тот, кто послал Ангела, и Он же — Ангел, который был послан. Господь, который послал, — это посланный Ангел; Пославший и Посланник — одно. Книга Судей 6:11-24 и 13:15-24 также раскрывает, что Ангел Господень (который, конечно же, тоже обозначает Христа), — это Сам Господь. Книга Захарии 12:8Б подтверждает, что «Ангел Господень» — это Господь «Бог». Это значит, что Господь Бог послал Самого Себя, чтобы быть Своим Ангелом. Если мы понимаем этот принцип, то у нас больше не будет вопросов о том, как Сын мог молиться Отцу, если Сын — это Отец. Молящийся и Слушающий молитву, молящийся Сын и слушающий Отец — это одно.
Далее, Книга пророка Захарии 2:8-11 также подтверждает это. «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня… Я подниму руку Мою на них… и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня… вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе». Этот отрывок — речь Господа Саваофа (ст. 8), но и здесь Господь Саваоф говорит: «Господь Саваоф послал Меня» (ст. 9 и 11). Это значит, что Господь Саваоф послал Господа Саваофа. Именно поэтому в стихе 8 говорится: «Так говорит Господь Саваоф:.. Он послал меня». Кто же кого послал на самом деле? Кто такой «Он»? И кого «Меня»? Независимо от того, как мы прочитываем это, — нам все равно неясно. Когда Библию переводили на китайский язык, даже переводчики не смогли прийти к решению. Именно поэтому в одном месте они перевели «Он» со сноской, говорящей «Я». В другом месте они перевели «Я» со сноской: «или Он». Поскольку «Он» — это «Я», а «Я» — это «Он», Господь Саваоф — это «Он», и Господь Саваоф — это также «Я». Господь Саваоф — это одновременно и Пославший, и Посланник. Поскольку Господь Саваоф одновременно и Пославший, и Посланник, почему тогда не может быть, что Господь — это Сын, который молится, а также Отец, слушающий молитву? Отец, слушающий молитву, — это молящийся Сын, а молящийся Сын — это также Отец, слушающий молитву. Эндрю Мюррей сказал, что самая лучшая молитва — это та, в которой Христос, пребывающий в нас, молится Христу, восседающему на престоле в небесах. Тот, кто молится, и Тот, кто слушает молитву, — это один Христос.
Этот вопрос трудно объяснить адекватно в доктрине, но в нашем переживании все именно так и происходит. На первом этапе моей христианской жизни, когда бы я ни молился, я молился в соответствии с общепринятыми представлениями Господу на небесах. Но через некоторое время я почувствовал, что Господь, который на небесах, вошел в меня и обитает во мне. Я не знал тогда, находится ли Он на небе, слушая меня, или обитает во мне, молясь внутри меня. Конечно, можно было сказать, что Дух Святой во мне помогал мне молиться (Рим. 8:26). Но на самом деле этот Святой Дух, который во мне и который помогает мне молиться, — это Господь, который на небе. Следовательно, Тот, кто молится внутри меня, — это Тот, кто слушает меня на небе. Эти двое тождественны друг другу.
С одной стороны, глава 8 Послания к Римлянам говорит, что ныне Господь пребывает на небе (ст. 34). Но, с другой стороны, эта глава говорит и о том, что Он в нас (ст. 10). Это относится не только к Господу, который уже стал Духом; это относилось к Нему, даже когда Он был во плоти. В то время Он сказал Никодиму, что Он — «сшедший с небес» и «сущий на небесах» (Ин. 3:13). Поэтому, когда Он молился в главе 17 Евангелия от Иоанна, Он был на земле и в то же самое время был на небе; Он был Тем, кто молился на земле, и в то же самое время был Тем, кто слушал молитву на небе.
Электричество светильников в зале для собраний, с одной стороны, находится в зале для собраний; с другой стороны, оно также и в генераторе; оно в обоих местах. Это не два разных электричества, а одно. На том конце, где находится электростанция, электричество генерируется, в то время как на том конце, где находится зал для собраний, оно освещает. Благодарение Господу, у Него также есть два конца: на «небесном конце» Он — Отец, а на «земном конце» Он — Сын; на «небесном конце» Он — Тот, кто слушает молитву, а на «земном конце» Он — Тот, кто молится. Он одновременно и Тот, кто молится на земле, и Тот, кто слушает на небе.
Далее, Послание к Евреям 1:8, 9 говорит: «А о Сыне:.. Боже… Бог Твой…». Сначала говорится: «А о Сыне:.. Боже». Это значит, что Сын — это Бог. Но далее говорится «Бог Твой». Это довольно-таки трудно объяснить! Раз Сын назван Богом, почему здесь говорится еще и «Бог Твой»? Согласно нашему пониманию, это просто значит «Бог Бога». Учитывая такое представление, я не удивился, получив недавно книгу, гласящую, что в этом отрывке говорится о двух Богах. В действительности здесь говорится не о двух Богах, а об одном Боге в разных аспектах. В аспекте того, что Сын является Богом, Он — Бог; поэтому стих говорит «Боже». А в аспекте того, что Сын является человеком, Бог — это Его Бог; поэтому стих говорит «Бог Твой». Мы должны видеть различные аспекты нашего Господа. С одной стороны, Он является Богом, а с другой стороны, Он является человеком. Как Бог Он является Богом; как человек Бог — это Его Бог. С одной стороны, Он — Тот, кто молится, а с другой стороны, Он также Тот, кто слушает молитву. Он — и тот, и другой.
Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — имеет два аспекта — три-в-одном и один-в-трех. Как три-в-одном Он есть «Я», как один-в-трех Он есть «Мы». В аспекте три-в-одном «Слово было Бог»; в аспекте один-в-трех «Слово было у Бога» (Ин. 1:1). В аспекте три-в-одном «Господь есть Дух»; в аспекте один-в-трех — это «Дух Господень» (2 Кор. 3:17). В аспекте три-в-одном Сын и Отец — одно (Ин. 10:30; 14:7-11); в аспекте один-в-трех Сын — у Отца (Ин. 1:1-2) Сын разделяет славу с Отцом (Ин. 17:5), Сын — возлюбленный Отца (Ин. 17:24), Сын стал един с Отцом (Ин. 17:11; 21-22) и Сын действует вместе с Отцом (Ин. 14:23).
ПОЧЕМУ БОГ ЕСТЬ ТРИ-В-ОДНОМ
Второе Послание к Коринфянам 13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». Здесь упоминаются три вещи: благодать, любовь и общение. Почему благодать упоминается первой? Потому что во Втором послании к Коринфянам особенно подчеркивается благодать Божья. Второе послание к Коринфянам 12:9 говорит: «Довольно для тебя благодати Моей». Глава первая стих 12 говорит: «Мы… по благодати Божией жили в мире». Эта книга говорит о благодати Господа; поэтому в заключение она упоминает сначала благодать Господа, затем любовь Бога и, наконец, общение Святого Духа. Это устанавливает причину, по которой Бог есть три-в-одном: именно так Он может раздавать Себя в нас, внедрять Себя в нас для нашего наслаждения и быть всем для нас. Любовь Бога, то есть любовь Отца, — это источник.
Благодать Христа, то есть благодать Сына, — это излияние любви Отца. А общение Святого Духа — это втекание в нас благодати Сына вместе с любовью Отца для нашего наслаждения. Это подтверждается нашим опытом. Общение Святого Духа внутри нас — это передача в нас благодати Сына. А благодать Сына внутри нас — это просто практическое вкушение и наслаждение любовью Отца. Любовь Отца — это источник, благодать Сына — это проявление, а общение Святого Духа — это передача, передающая внутрь нас благодать Сына с любовью Отца. В результате все три Лица — Отец, Сын и Дух — становятся нашим наслаждением. У вас внутри есть общение Святого Духа, и чем больше вы живете в этом общении, тем больше у вас благодати Христа; затем, чем больше у вас благодати Христа, тем больше вы наслаждаетесь любовью Бога. Общение Святого Духа приносит благодать Христа, а в благодати Христа находится любовь Бога. Поэтому любовь Отца, благодать Сына и общение СвятогоДуха — не три разные вещи, а три стадии одной и той же вещи, которой мы должны обладать и наслаждаться. Точно так же Отец, Сын и Дух — не три Бога, но три стадии одного Бога, которым мы должны обладать и наслаждаться Им. Например, лед становится водой, а вода становится паром — одно вещество принимает три формы. Когда вода достигает парообразного состояния, она доступна, и мы можем ее вдыхать. Итак, все, что имеет Отец, — в Сыне, а все, что имеет Сын, принято Святым Духом, который привносит Его в нас для нашего наслаждения (Ин. 16:14, 15).
И ОТЕЦ, И СЫН, И ДУХ — В НАС
- Отец в нас. Послание к Ефесянам 4:6 говорит: «Бог и Отец всех, Который… во всех нас».
- Сын в нас. Послание к Колоссянам 1:27 говорит: «Христос в вас». А также в Евангелии от Иоанна 14:20 Господь говорит: «Я в вас».
- Дух также в нас. Евангелие от Иоанна 14:17 говорит: «Дух истины… в вас будет».
Итак, Библия ясно утверждает, что Отец — в нас, Сын — в нас и Дух — тоже в нас. Наши переживания говорят нам, что в нас не трое, а только один. Отец находится в Сыне, чтобы пребывать в нас, а Сын, который в Нас, — это Дух. Дух в нас — это Сын в нас, а Отец находится в Сыне, чтобы быть в нас. Поэтому если у нас есть Дух, то у нас есть и Сын, и Отец. Первое послание Иоанна 2:23 говорит: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца». Послание к Римлянам 8:9-10 раскрывает далее, что Дух Христа в нас — это Сам Христос в нас. Поэтому, если у человека есть Дух, у него есть и Сын; и если у человека есть Сын, у него есть и Отец. Отец — в Сыне, а Сын — это Дух, который входит в нас для того, чтобы мы обладали и наслаждались Им как Триединым Богом. На словах их трое, но в переживаниях — только один. Это поистине тайна!
ВЫРАЖЕНИЕ «ХРИСТОС ЕСТЬ ДУХ» СООТВЕТСТВУЕТ ПИСАНИЮ
Сегодняшние христиане по традиции говорят, что «Христос — во Святом Духе». Но в Писании нет такого выражения. В Писании нет ни одного стиха, который говорит, что Христос —во Святом Духе. Библия говорит, что Сын в Отце, а Отец — в Сыне (Ин. 14:10, 11, 20), но в Библии нигде не говорится, что Сын — в Духе. Это объясняется тем, что Отец проявлен в Сыне, а Сын, который входит в нас, и есть Дух. В нас входит не Сын, который в Духе, но Сын, который есть Дух. Поэтому выражение «Христос — во Святом Духе» соответствует традиции, в то время как выражение «Христос есть Дух» соответствует Писанию. Библия говорит: «Господь есть Дух» (2 Кор. 3:17). К сожалению, сегодня есть люди, которые настаивают на традиционном выражении и осуждают библейское выражение как не соответствующее истине и поэтому неправильное. Да дарует нам Господь дух премудрости и откровения, чтобы мы могли различать, что идет от человеческих традиций, а что — от божественного откровения.
ВСЕ СВЯЗАНО С ДУХОМ
Триединый Бог — целиком и полностью связан с Духом. Во-первых, по Своей сущности Он есть Дух. Евангелие от Иоанна 4:24 говорит: «Бог есть Дух». Это относится к сущности Бога. Например, сущностью деревянного стола является дерево; поэтому мы можем сказать, что стол — это дерево. Бог есть Дух; сущность Бога — это Дух.
Во-вторых, в Своем домостроительстве Бог есть Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19). У Бога есть Свое домостроительство, и в Своем домостроительстве Отец — это Тот, кто задумывает, Сын — Тот, кто осуществляет, а Дух — Тот, кто применяет все это. В конечном счете домостроительство Божье заключено в Духе.
В-третьих, в Своем искуплении последний Адам стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45, греч.). Господь пришел, чтобы быть последним Адамом, совершил искупление и воскрес, став животворящим Духом. Сегодня Господь, которым мы наслаждаемся, есть Дух (2 Кор. 3:17), а Дух — это Сам Триединый Бог. Его сущность — это Дух, Его домостроительство в конечном счете заключено в Духе и Его искупление также ведет к Духу. Следовательно, Господь, которым мы обладаем, наслаждаемся и которого мы переживаем сегодня, есть Дух. Бог, который задумал все в вечности, который пришел во времени, чтобы сотворить все, который стал человеком, умер на кресте, совершил искупление, воскрес и вознесся, а затем сошел, чтобы посетить нас, — этот Бог есть Дух. Об этом Духе можно сказать очень многое. Этот Дух так богат! В этом Духе — Бог, в этом Духе, — человек. В этом Духе — действенная смертоносная сила креста, и также в этом Духе воскресение, жизнь воскресения и сила воскресения. В этом Духе — вознесение и превознесенность, и в этом Духе также слава и воцарение, царствование и царство. Аллилуйя, этот Дух всеобъемлющ!
Этот Дух — Дух жизни (Рим. 8:2), как дыхание, которое Он вдохнул в нас (Ин. 20:22), чтобы быть нашей жизнью. Этот Дух — также Дух силы (Деян. 1:8), как ветер, подувший на нас (Деян. 2:2, 4), чтобы быть нашей силой. Этот Дух — животворящий Дух (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:6), Дух изобильного снабжения (Флп. 1:19, греч.), Дух, освобождающий человека (2 Кор. 3:17), освящающий Дух (1 Пет. 1:2), преобразующий Дух (2 Кор. 3:18), ведущий и ходатайствующий Дух (Рим. 8:14: 26), а также Дух, имеющий много других функций. Этот Дух возрождает нас (Ин. 3:5, 6), помазывает нас, запечатляет нас (2 Кор. 1:21, 22; Еф. 1:13; 4:30), и теперь Он в нас как залог того, что Бог — наш вечный удел (Еф. 1:14; 2 Кор. 5:5). Этот Дух — также начаток, то есть предвкушение свободы славы, в которую Бог собирается привести нас (Рим. 8:23). Мы все крестились в этого Духа, и теперь мы все напоены этим Духом (1 Кор. 12:13).
Этот всеобъемлющий и всемогущий Дух вошел в наш дух (2 Тим. 4:22) и соединился с нашим духом в один дух (1 Кор. 6:17). Поэтому мы должны обращаться к нашему духу. Если мы хотим сегодня переживать Господа и наслаждаться Им как всем для нас, мы должны обращаться к нашему духу.
Однако недостаточно просто научиться обращаться к нашему духу. В нашей повседневной жизни мы должны поступать по духу. Довольно трудно сказать, какой это дух: Святой Дух или наш дух, ибо это есть дух, слитый из этих двух духов. Мы должны поступать не по нашим чувствам, не по нашему разуму, не по нашей воле, а просто по нашему духу. Вся наша речь, поведение, повседневная жизнь, деятельность и работа — все должно делаться по этому духу (Рим. 8:4-6; Гал. 5:16, 25). Если мы так помышляем о духе и поступаем по духу, мы будем людьми, живущими в духе, постоянно имеющими внутреннее присутствие Господа Духа и идущими с Господом Духом. Господь Дух станет нашей жизнью и всем для нас, и мы будем наслаждаться всеми богатствами Триединого Бога — Отца, Сына и Духа. Мы будем жить в Теле, которое было крещено в Духе и наполнено Духом (1 Кор. 12:13; Еф. 4:4), то есть в церкви, становясь жилищем Божьим в духе (Еф. 2:22, греч.), наполняясь до всей полноты Божьей, чтобы Бог прославился в нас (Еф. 3:19, 21).