О Триедином Боге — Отце, Сыне и Духе

ТАЙНА ТАЙН

Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — это тайна, факти­чески это тайна тайн! Мы, люди, такие маленькие и ограниченные, не можем до конца понять этой тайны и тем более мы не можем полностью ее истолковать. Мно­гие вопросы, связанные с жизнью, находятся за преде­лами понимания человека; люди могут иметь о них только общее представление. Например, хотя у нас есть жизнь в нашем физическом теле, никто не может до конца объяснить ее, так как жизнь — это тайна. Кроме того, внутри нас есть дух, и он еще более таинственен. Что такое человеческая жизнь? И что такое человеческий дух? Никто не может дать полного объяснения. Мы не способны постичь даже такой относительно небольшой тайны, как человек, не говоря уже о Триедином Боге — Отце, Сыне и Духе. Во вселенной существует много других необъяснимых вещей, например, электричество, — в определенных аспектах мы нашим ограниченным разу­мом можем понять, каковы они, но мы не можем постичь, почему они таковы. Если мы не способны полностью понять такую вещь, как электричество, то уж тем более мы не можем понять Триединого Бога!

МЫ НЕ МОЖЕМ ПОНЯТЬ, НО МОЖЕМ НАСЛАЖДАТЬСЯ

Хотя мы не можем понять тайны Троицы Божества, мы можем принимать таинственного Бога и наслаждаться Им. Мы не способны понять, но мы можем наслаж­даться! Раньше люди ничего не знали о витаминах, но они наслаждались той пользой, которую они приносят. Слава Господу! Триединый Бог необходим нам не для того, чтобы мы Его понимали, но чтобы мы Им наслаж­дались. Все, чем Он является как наше наслаждение, раскрыто в Писании; мы можем просто принять все это в соответствии с библейским откровением. Хотя мы всего полностью не понимаем, мы можем согласно возвещен­ному в Писании принять все, что там сказано.

Например, в Евангелии от Иоанна 1:1* говорится: «Слово было у Бога», и там же говорится: «Слово было Бог». Исходя из утверждения «Слово было у Бога», Слово и Бог — две различные сущности. Но заявление «Слово было Бог» ясно указывает на то, что Слово и Бог — это одно. Так двое их или на самом деле они одно? Мы не мо­жем объяснить такую тайну. Но мы можем принять все сказанное в Писании так, как есть.

Далее, Второе послание к Коринфянам 3:17 говорит: «Господь есть Дух», и в том же стихе говорится: «Дух Господень». Фраза «Господь есть Дух» указывает, что Господь и Дух — одно. Поэтому в следующем стихе Господь назван «Господом Духом» (вместо выражения «от Господня Духа» в тексте оригинала стоит «от Господа Духа»). «Господь Дух» как составное имя используется, чтобы показать, что эти двое, Господь и Дух, — одно. Но титул «Дух Господень» ясно указывает на то, что Господь и Дух — двое. Мы действительно не можем до конца по­нять подобное утверждение. Но поскольку в Писании так сказано, мы должны принять его как оно есть.

БОГ ТОЛЬКО ОДИН

Писание многократно и многообразно говорит нам, что Бог уникально един. И в Ветхом, и в Новом Заветах есть много отрывков, которые провозглашают это. Мы выбрали всего лишь несколько:
Первое послание к Коринфянам 8:4 — «Нет иного Бога, кроме Единого».

Книга пророка Исаии 45:5 — «Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня». В стихах 45:6, 21 и 22; 46:9 и 44:6, 8 мы находим те же слова.

В этих отрывках Бог неоднократно говорит: «Нет Бога, кроме Меня». Он не говорит «Нет Бога, кроме Нас», но «Нет Бога, кроме Меня». Слово «Меня» стоит в един­ственном числе, только одного «Меня». Эти повто­ряю­щиеся заявления Бога убедительно доказывают, что Бог уникально един.

Псалом 85:10 — «Ты, Боже, един Ты». Здесь не гово­рится «Вы, Боги, едины Вы», но «Ты, Боже, един Ты». Это также доказывает, что Бог только один. Тут стоит «Ты», а не «Вы», что обозначало бы множество.

То, что Бог един, — это ясное и определенное откро­ве­ние Писания. Но в христианстве, несмотря на это ор­то­док­сальное учение или толкование, основанное на ясно выраженном откровении Писания, некоторые говорят, что существуют три Бога: Отец — один Бог, Сын — один Бог и Дух — также один Бог; эти трое становятся одним совокупным Богом. Если говорить о каждом в отдельно­сти, утверждают они, существуют три Бога; если говорить в совокупности, существует один Бог.

Другие говорят, что есть два Бога: Отец — один, Сын — также один, а Дух не является Богом, потому что Отец обладает Своей личностью и Сын также обладает Своей личностью, но Дух — это только сила, средство, по­доб­ное электричеству, — и личностью не обладает.

Подобные утверждения о существовании трех Богов или двух Богов противоречат основополагающему открове­нию Писания; следовательно, нам не следует принимать их. Мы должны целиком и полностью стоять на библейс­ком откровении и верить, что Бог един.

БОГ ГОВОРИТ О СЕБЕ «Я», А ТАКЖЕ «МЫ»

В Книге пророка Исаии 6:8 Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» С одной стороны, Бог говорит о Себе — «Я» («Кого Мне послать?»), а с другой сто­роны, — «Мы» («Кто пойдет для Нас?»). Это дока­зывает, что «Я» — это «Мы», а «Мы» — это «Я»; «Я» и «Мы» тождественны друг другу. Единственен ли в таком слу­чае Бог или множественен? Вы говорите, что Он во мно­жественном числе, — а Он говорит «Я». Вы гово­рите, что Он в единственном числе, — а Он говорит «Мы». Это до­вольно таинственно и сложно для понима­ния; поэтому мы просто принимаем библейское откро­вение как оно есть.

Далее, в Книге Бытия 1:26, 3:22 и 11:7 Бог также гово­рит о Себе — «Мы» (во множественном числе). Единст­вен­ный и уникальный Бог в Своих божественных словах много раз говорил о Себе «Мы». Это поистине тайна, ко­то­рую трудно постичь. Но мы должны верить, что это объясняется существованием трех лиц Божества — Отца, Сына и Духа.

ВОПРОС ОБ ОТЦЕ, СЫНЕ И ДУХЕ

Господь в Евангелии от Матфея 28:19 говорит: «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Здесь Господь ясно говорит о трех Лицах: Отце, Сыне и Духе. Но когда Он говорит здесь от имени Отца, Сына и Духа, «имя» стоит в единственном числе. Это значит, что хотя Отец, Сын и Дух — трое, имя при этом одно. Это действи­тельно таинственно — одно имя для трех Лиц. Именно это, конечно, и подразумевается в выражении «три-в-­одном» или «три-единый».

В отношении выражения «Отца и Сына и Святого Духа», как сказал здесь Господь, мы можем спросить: «Так что это за имя — „Отец“, „Сын“ или „Святой Дух“?» Ответить трудно. Все, что мы можем сказать, — это то, что имя Отца, Сына и Святого Духа — «Отец, Сын и Святой Дух». Это имя включает всех троих — Отца, Сына и Святого Духа — и говорит нам, что Бог — это три-­в-одном. Хотя Бог только один, в то же время существует этот вопрос о трех Лицах — Отце, Сыне и Духе.

В Евангелии от Иоанна 14:23 Господь говорит: «[Если] кто любит Меня… и Отец Мой возлюбит его, и Мы при­дем к нему и обитель у него сотворим». А также в Еван­ге­лии от Иоанна 17:11 Он говорит: «Отче Святый!.. [прошу], чтобы они были едино, как и Мы». В обоих этих местах Господь говорит о Себе и об Отце — «Мы». Это также связано с вопросом об Отце, Сыне и Святом Духе.
Вопрос об Отце, Сыне и Духе в основном рас­крыт в Евангелии от Иоанна. Оно показывает нам следующее:

  1. Отец — это источник (13:3), Бог, которого никто ни­когда не видел (1:18; 5:37). Все, что Он имеет, нахо­дится в Сыне (16:15), Он выражен в Сыне (14:7-11) и Он творит Свои дела в Сыне (14:10). Он — Тот, кто сокрыт внутри, а Сын — это Тот, кто явлен снаружи; но при этом Явленный снаружи — это Сокрытый внутри; эти двое одно (10:30)! О, как это таинственно!
  2. Сын — это выражение (1:18). Он — Бог, бывший от начала, и Он был у Бога (1:1-2), Он равен Богу (5:18, 23), един с Отцом (10:30), исшел от Бога (13:3; 7:29), чтобы вы­ра­жать Отца (14:8-9) и жить Отцом (6:57), и наконец во плоти (1:14), как Агнец Божий (1:29), Он был распят и умер, пролив Свою кровь ради искупления (19:34). После смерти и воскресения Он стал Духом, которого Он вдох­нул в учеников (20:22). Он стал их жизнью (10:10), а также Он стал хлебом жизни для их питания и наслаждения, чтобы они жили Им (6:35, 57).
  3. Дух — это вхождение Сына в нас, верующих в Сына, с тем, чтобы быть в нас действительностью Сына (14:16-20), передавать нам и вкладывать в нас все, что Он принял от Сына (16:13-15). Отец — в Сыне (14:10, 11), Сын стал Духом, которого мы пьем как воду жизни (7:37-39; 4:10, 14), а Дух входит в нас и пребывает с нами, чтобы мы наслаждались Сыном (14:17-18). Дух в нас — это Сын в нас (14:17, 29; 17:23, 26). В этом Духе мы соединены воедино с Триединым Богом (17:21-23).

Итак, Евангелие от Иоанна ясно показывает нам, что Отец — источник всего, Сын — выражение Отца, а Дух — это вхождение Сына. В небесах, куда человек не может заглянуть, Бог — это Отец; когда Он выражен среди людей, Он — Сын, а когда Он входит в людей, Он — Дух. Отец был выражен среди людей в Сыне, а Сын стал Духом, чтобы войти в людей. Отец — в Сыне, а Сын стал Духом; эти Трое — один Бог.

Вопрос об Отце, Сыне и Духе — Троице Божества — один из тех вопросов, для постижения которых мы не мо­жем использовать свой разум. Когда Господь был во плоти, Он прямо сказал ученикам, что не может сказать им многого, ибо тогда они не могли постичь всего; но когда придет Дух истины, Он введет их во всякую истину (Ин. 16:12-13). Он имел в виду, что в то время Он еще не стал Духом; поэтому Он не мог войти в них. Он мог быть только снаружи их. Он уже мно­гое сказал им, но если бы Он продолжил говорить им, их разум не смог бы постичь. Но когда Он воск­реснет из мертвых и ста­нет Духом, чтобы войти в них, тогда Он будет пребы­вать в них и введет их во всякую истину, действитель­ность, чтобы они могли наслаждаться Триединым Богом. Поэтому мы не мо­жем понять тайну Отца, Сына и Духа, используя только свой разум. При умозрительном рассужде­нии мы, несомненно, приходим к заключению, что Отец — один, Сын — один и Дух — тоже один; следо­вательно, Отец, Сын и Дух — три Бога! Это обос­нованный вывод нашего разума. Но если вы сверитесь со своим соб­ст­венным переживанием, то ска­жете, что Господь, обитающий в вас, несомненно, один. В соот­ветствии с по­ни­ма­нием вашего разума суще­ст­вуют три Бога, но согласно вашему переживанию Он только один. Поэтому полагайтесь не на свое понимание, а на свое переживание. Если вы последуете своему пони­ма­нию, вы будете сбиты с толку, но из ваших пережи­ваний вам ясно, что Отец, Сын и Дух — три Лица одного Бога.

В Писании нет термина «три Лица», он добавлен людьми для истолкования. Поскольку они не могут ска­зать, что Трое — Отец, Сын и Дух — это три Бога, то как же им сказать по-другому? Поэтому использование поня­тия «три Лица» для объяснения Отца, Сына и Духа также не вполне удовлетворительно, потому что выражение «три Лица» действительно означает трех лиц. Поэтому Гриф­фит Томас (известный своим толкованием Послания к Римлянам) в книге «Принципы богословия» писал о Троице Божества следующее: «Иногда выдвигаются воз­ра­же­ния и против термина „Лицо“. Как и весь человечес­кий язык, его можно обвинить в неадекватности и даже несомненной ошибочности. Его определенно не следует слишком навязывать, иначе он приведет к тритеизму… Хотя мы вынуждены использовать термины типа „сущ­ность“ и „Лицо“, мы не должны думать о них как о чем-­то идентичном тому, что мы понимаем под челове­чес­кой сущностью и личностью человека… Истина и пе­ре­жи­вание Троицы не зависят от богословс­кой тер­ми­но­логии». Это все, что мы можем сказать о «трех Лицах». Нам не следует «слишком навязывать» этот тер­мин, иначе он приведет к тритеизму.
Вопрос о Троице Божества — Отца, Сына и Духа — раскрывается уже в Ветхом Завете:

  1. Первое предложение в Ветхом Завете гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). На языке оригинала подлежащее «Бог» стоит во множественном числе (что подразумевает троичность), в то время как сказуемое стоит в единственном числе. Это подразумевает, что Бог есть три-в-одном.
  2. Когда мы подходим к Книге Бытия 1:26, мы видим, что когда Ветхий Завет говорит о Боге, не только слово «Бог» используется во множественном числе на языке оригинала, что подразумевает троичность, но и Бог го­ворит о Себе во множественном числе. После этого Ветхий Завет еще несколько раз говорит подобным обра­зом, как мы уже отмечали ранее. Этим прямо провозгла­шается, что Лица Бога имеют множественное число. Но здесь, в Книге Бытия 1:26, слово, обозначающее в языке оригинала «образ» Божий, стоит в единственном числе. Хотя Бог говорит о Себе во множественном числе, но при этом «Их образ» имеет единственное число, один образ. Следовательно, из этого тоже следует, что Бог есть три-в-одном.
  3. В Книге Исхода 3:6 Господь сказал Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Этот отрывок раскрывает, что Бог как Бог патриархов является троичным. Когда речь идет о Боге Авраама, подчерки­вается Отец, когда речь идет о Боге Исаака, подчер­кивается Сын, а когда речь идет о Боге Иакова, подчеркивается Дух. (См. книгу Вочмана Ни «Бог Авраама, Исаака и Иакова», другое название — «Изме­нен­ные в Его подобие».) Следовательно, имя, которое Бог здесь открывает, также содержит мысль о триедин­стве. Хотя Он единый Бог, имеет место и тройственность, то есть тройная Личность — Отец, Сын и Дух.
  4. В Книге Чисел 6:24-26 Господь заповедал священ­никам в Ветхом Завете давать детям Израилевым трое­крат­ное благословение; это объясняется тем, что Он, благословляющий Бог, — един в трех Лицах. В первом случае: «благословит тебя» и «сохранит тебя» — очевидно, что это дело Бога Отца; во втором случае: «призрит на тебя» и «помилует тебя» — явно, что это дело Бога Сына; а в третьем случае: «обратит Господь лицо Свое на тебя» и «даст тебе мир» — несомненно, что это дело Бога Духа. Следовательно, Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — благословит, помилует и даст мир Своему избранному народу.
  5. Ветхий Завет говорит не только о том, что священники на земле троекратно благословляют народ Божий во имя Его, но также в Ис. 6:3 говорится, что серафимы в небесах воздают троекратную хвалу Богу, говоря: «Свят, свят, свят». Без всякого сомнения, они сла­вят Бога, повторяя слово «свят» три раза, по той при­чине, что Бог, которого они славят, — один-в-трех. И далее, в стихе 8 говорится, что Бог, которого они славят, говорит о Себе во множественном числе — «Нас»; это значит, что Он имеет тройную Личность.
  6. Ветхий Завет несколько раз упоминает в новозавет­ном веке, что ангел Господень в человеческом облике (ко­то­рым и является Сам Христос, ставший плотью и при­нявший облик человека) — это Сам Господь (Исх. 3:2-6; Суд. 6:11-24; 13:15-24; Зах. 1:11, 12; 2:8-11). Может показаться, что ангел Господень и Господь — двое, но в действительности они одно. Это также объясняется фактом о трех Лицах Божества; точно так же, как и в Новом Завете Христос и Бог — двое, но при этом они одно.
  7. В Псалме 109:1 Давид говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Господь здесь — это, конечно же, Бог, а Тот, кого Давид называет своим Господом, — это Господь Иисус, как Он Сам указывает на это в Евангелии от Матфея 22:42-45. Итак, Псалом 109 говорит о Боге и о Господе Иисусе. Бог говорит здесь о Себе в первом лице, а о Господе Иисусе — во втором. Господь Иисус есть Бог, но здесь говорится, что Бог говорит с Ним и что между Ним и Богом существует раз­ница — «Меня» и «Твоих». Он Бог — одно, но при этом их двое. И это также связано с тремя Лицами Божества.
  8. Ветхий Завет раскрывает даже эти три имени — Отец, Сын и Дух. Вторая книга Царств 7:14 говорит об Отце и Сыне. Книга пророка Исаии 9:6 говорит о Сыне и Отце. Псалом 2:7 говорит о Сыне. Книга пророка Иезекииля 36:27; 37:14; 39:29; Иоиль 2:28, 29 и т.д. говорят о Духе. Исходя из приведенных выше отрывков, мы видим также, что: (1) Отец — это источник, поскольку Сын исходит из Отца; (2) Сын — это проявление, по­скольку Сын дан нам и приходит к нам; а (3) Дух — это Тот, кто входит в нас, поскольку Дух вло­жен в нас, чтобы мы обладали и наслаждались Им. Это в точности соответ­ствует тем положениям, которые впо­следст­вии раскрыва­ются в Новом Завете.

И все же раскрытое в Ветхом Завете о Троице — Отце, Сыне и Духе — не дает нам достаточно ясного понима­ния. Только когда мы подходим к концу первой книги Нового Завета, Евангелию от Матфея, Господь ясно гово­рит об Отце, Сыне и Духе, причем говорит о всех троих вместе, используя слово «имя» в единственном числе. По­чему это не было раскрыто до того самого мо­мента? По­тому что именно в это время, после смерти и воск­ресения Господа, Сын уже совершил все, что задумал Отец, а Святой Дух собирался прийти, чтобы передать че­ло­веку все, что совершил Сын. Тогда стало возможным крестить людей во имя Отца, Сына и Духа, то есть крес­тить их в Триединого Бога. Этот Бог есть Бог, который за­ду­мывает, Бог, который совершает, и Бог, который при­меняет; Он — Бог, который есть три-в-одном и один-­в-трех — Отец, Сын и Дух.

Эндрю Мюррей в главе 20 книги «Дух Христа» под­тверж­дает и подкрепляет то, что мы уже здесь сказали. Он говорит: «В Отце мы имеем невидимого Бога, Начи­на­теля всего. В Сыне Бог раскрыт, явлен и приближен; Он есть образ Божий. В Духе Божьем мы имеем Бога, живущего внутри нас; Силу Божью, обитающую в челове­чес­ком теле и внедряющую в него то, что Отец и Сын имеют для нас… то, что Отец замыслил, а Сын обеспе­чил, может быть принято и может действовать в членах Христовых, находящихся по-прежнему здесь, во плоти, только через постоянное внедрение и активное действие Святого Духа».*

В безначальной вечности Бог Отец задумал все со­гласно Своему желанию; во времени Бог Сын совершил это. Сначала Он совершил творение. После творения, когда че­ловек пал, Он стал человеком, чтобы искупить пад­ших лю­дей. С отрицательной стороны, Он умер, чтобы иску­пить людей. С положительной стороны, Он вос­крес из мерт­вых и высвободил жизнь, чтобы произ­вести многих сыно­вей для Бога Отца, исполнив тем са­мым Его замысел. После Своей смерти и воскресения Он стал Богом Духом и в этом качестве входит в наш дух, при­нося в нас Всего Три­единого Бога, чтобы не только соединиться с нами, но слиться* с нами воедино. Именно в этом Бог так таинственен, закончен и полон. Се­го­дня, проповедуя евангелие, мы го­во­рим людям, что человек нуждается в таком Боге; Он нужен человеку как Спаситель, жизнь и все для него. Когда люди веруют, мы крестим их в Триединого Бога. Итак, все это связано с Отцом, Сыном и Духом.

  1. Кроме Евангелия от Матфея 28:19 и Евангелия от Иоанна, следующие места в Новом Завете также раскры­вают нам Троицу Божества, либо косвенно, либо явно.
  2. Евангелие от Матфея 6:9-10. Здесь Господь учит ве­рую­щих молиться, выражая тройное пожелание. Это, без сомнения, объясняется тем, что Бог, которому верую­щие должны молиться, как Господь того хочет, есть один-­в-­трех. Во-первых, имя, ради которого творится молитва, связано с Богом Отцом. Во-вторых, Царство, ради кото­рого творится молитва, связано с Сыном. И в-третьих, воля, ради которой творится молитва, связана со Святым Духом. Это можно легко понять на основе учения в дру­гих местах Писания.
  3. Первое послание к Коринфянам 12:4-6. Здесь мы читаем, что «Дух» даров, «Господь» служений и «Бог» дей­ст­вий — все трое — связаны с вдохновением Божьим, ни­схо­дящим на нас.
  4. Второе послание к Коринфянам 13:13. Здесь мы чи­таем, что благодать «Господа Иисуса Христа», любовь «Бога» и общение «Святого Духа» — все три реалии — пре­бы­вают с нами одновременно.
  5. Первое послание Петра 1:2. Здесь мы читаем, что из­бра­ние «Бога Отца», освящение «Духа» и кропление кровью «Иисуса Христа» — все три действия привели к тому, что мы обрели спасение. Каждый из приведенных выше отрывков, касается ли он вдохновения, сходящего на нас от Бога, или апос­тольских благословений, или спасения, которое мы обре­таем, упоминает Бога, Господа Иисуса и Святого Духа вместе. Это не только доказывает, что все трое есть Бог, но также и то, что эти трое — одно. Они есть три-в-­одном.
  6. Откровение 1:4-5. Здесь мы читаем: (1) «От Того, Ко­то­рый есть и был и грядет»; (2) «от семи Духов, нахо­дящихся пред престолом Его»; и (3) «от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Это ясно раскрывает, что Бог есть три-в-одном.

Откровение 4:8. Здесь мы читаем, что четыре живот­ных на небесах воздают троекратную хвалу Богу, говоря: «свят, свят, свят». В Ветхом Завете священники на земле бла­го­словляли народ троекратным благословением, а се­ра­фимы в небесах восхваляли Бога, три раза произнося «свят»; подобно этому и в Новом Завете верующие на земле молятся, выражая тройное пожелание, а четыре жи­вот­ных на небесах восхваляют, говоря «свят» три раза. Это, несомненно, объясняется тем, что Бог, которому они молятся и которого они прославляют, есть один-в-трех.

ВСЕ ТРОЕ — ОТЕЦ, СЫН И ДУХ — ЕСТЬ БОГ

  1. Отец есть Бог. Первое послание Петра 1:2 говорит: «Бога Отца». Послание к Ефесянам 1:17 говорит: «Бог… Отец славы». Эти стихи говорят нам, что Отец является Богом.
  2. Сын есть Бог. Послание к Евреям 1:8 говорит: «А о Сыне:.. Боже». Евангелие от Иоанна 1:1 говорит: «Слово было Бог». Это ясно говорит нам, что Сын является Богом.
  3. Дух есть Бог. В Деяниях апостолов 5:3-4 говорится: «Для чего ты допустил Сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… ты солгал не человекам, а Богу». Эти слова определенно говорят нам, что и Дух является Богом.

Следовательно, Писание ясно раскрывает нам, что все трое — Отец, Сын и Дух — являются Богом. Однако это не значит, что они — три Бога. Как мы уже увидели, Пи­са­ние ясно и определенно говорит нам, что Бог только один. Хотя их трое — Отец, Сын и Дух, при этом трое не есть три Бога, а один. Это поистине тайна! Это неиссле­димо! Но слава Господу, мы можем просто принимать эту таинственную Личность и наслаждаться Ею в соответст­вии с тем, что говорит Писание!

СЫН ЕСТЬ ОТЕЦ, А ТАКЖЕ СЫН ЕСТЬ ДУХ

В Книге пророка Исаии 9:6 говорится: «Младенец ро­дился нам, Сын дан нам… и нарекут имя Ему:.. Бог крепкий, Отец вечности». В этом стихе «Бог крепкий» со­ответ­ст­вует «младенцу», а «Отец вечности» соответст­вует «Сыну». Да, Он — младенец, но при этом Он — Бог крепкий. Младенец, родившийся в яслях в Вифлееме, и есть Бог крепкий. Поскольку младенец и Бог крепкий — это одно, то Сын и Отец вечности — тоже одно. Сын — это Отец вечности. Это, действительно, нелегко пол­ностью объяснить, но Писание говорит именно так. «Сын дан нам… и нарекут имя Ему… Отец вечности». Разве здесь не говорится прямо, что Сын — это Отец? Если Сын не есть Отец, то как «Сын» мог быть назван «Отцом»? Если мы признаем, что «младенец», о котором говорит этот стих, есть «Бог крепкий», то мы должны при­знать и то, что «Сын», о котором здесь говорится, — это «Отец вечности»; в противном случае мы не верим прямо высказанному откровению Писания. Но мы твердо и глубоко верим, что, согласно словам этого стиха, Господь Иисус, ставший младенцем, — это Бог крепкий и что Господь Иисус, который есть Сын, — это также и Отец вечности. Наш Господь — это Сын, и также Он Отец. Аллилуйя!

В Евангелии от Иоанна 14:7-11 говорится: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Фи­липп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца“? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». В этих стихах Господь ясно раскрывает нам ту тайну, что Он и Отец — одно; Он — в Отце, а Отец — в Нем; когда Он говорит, действует Отец; когда люди видят Его, они видят Отца; когда они познают Его, они познают Отца, потому что Он — Отец; Он «и Отец — одно» (Ин. 10:30).

Второе послание к Коринфянам 3:17 говорит: «Господь есть Дух». «Господь», о котором говорится здесь, — это, конечно же, Господь Иисус; а «Дух» — это, конечно же, Святой Дух. Разве это не говорит нам ясно и опреде­ленно, что Господь Иисус — это Святой Дух? Наш Господь — это Святой Дух. Он есть Отец, но Он еще и Дух. Он — это всё!

У многих братьев и сестер есть Новый перевод Библии, сделанный Дж. Н. Дарби. Дж. Н. Дарби считался одним из величайших знатоков Библии прошлого века. Его называли королем толкований. В своем Новом пере­воде Нового Завета он помещает в скобки стихи, пред­шест­вующие Второму посланию к Коринфянам 3:17, стихи с 7 по 16, указывая этим, что стих 17 идет сразу же за стихом 6. Последняя часть стиха 6 говорит: «Дух живо­тво­рит». Следовательно, согласно пониманию Дарби, стих 17 «Господь есть Дух» показывает, что Господь и есть тот Дух, который животворит, как говорится в стихе 6, и этот Дух, который животворит, — это, конечно же, Святой Дух. Следовательно, это подтверждает, что Дарби признавал, что Господь Иисус — это Святой Дух.

Кроме Дарби, насколько мы знаем, были авторы, ко­то­рые в своих работах по Второму посланию к Корин­фянам 3:17 также признавали, что Господь Иисус — это Святой Дух.

  1. В своей книге «Дух Христа», в двадцать пятой главе, Эндрю Мюррей говорит: «Именно тогда, когда наш Господь Иисус был превознесен в жизнь Духа, Он стал «Господом Духом»… Ученики знали Иисуса долгое время, не зная Его как Господа Духа… В служении может быть много ревностного благовествования Господа Иисуса как Распятого, без проповедования Его как Господа Духа… Когда знание и признание Христа как Господа Духа и Духа Христова как изменяющего верующих в Свое подо­бие живет в Церкви, тогда служение среди верующих будет в Жизни и Силе — оно будет на самом деле Служе­нием Духа».
  2. Генри Элфорд (известный специалист в области значений греческих слов Нового Завета) в книге «Новый Завет для англоязычных читателей», т. 2, с. 265, говорит: «„Господь“, о котором говорится здесь (2 Кор. 3:17), то есть „Христос“, есть „Дух“, Он тождественен Святому Духу… Христос здесь есть Дух Христа».
  3. Марвин Р. Винсент в своей книге «Лексикологичес­кие исследования Нового Завета», т. 3 с. 308, говорит: «Господь Христос в стихе 16 — это Дух, который пропи­тывает и оживляет новый завет».
  4. Дж. Освальд Сэндерс в своей книге «Духовная зрелость» (опубликована издательством Mopdy Press) на с. 144 говорит: «Уильям Баркли комментирует: Павел, похоже, отождествляет Воскресшего Господа и Святого Духа. Мы должны помнить, что Павел не писал богосло­вия; он излагал опыт. И опыт христианской жизни состоит в том, что действие Духа и действие Воскресшего Господа — это одно и то же. Сила, свет и водительство, которые мы принимаем, приходят одинаково и от Духа, и от Воскресшего Господа. Когда мы переживаем это, то уже не так важно, как мы это выражаем».

Мы не единственные, кто из откровения третьей главы Второго послания к Коринфянам увидел, что Господь есть Дух; целый ряд духовных людей также увидели это. Сегодня Христос, воскресший Господь, — это животворя­щий Дух. Именно поэтому апостол Павел называет Его «Господь Дух» (2 Кор. 3:18, греч.). Он не только Господь, но еще и Господь Дух.

Далее, Первое послание к Коринфянам 15:45 (греч.) ут­верж­дает: «Последний Адам стал животворящим Духом». Последний Адам — это, конечно же, воплощен­ный Господь Иисус, а животворящий Дух — безусловно, Святой Дух. Не может быть никакого другого животворя­щего Духа, кроме Святого Духа. Следовательно, и этот стих ясно говорит нам, что Господь Иисус — это Святой Дух. Господь сделался плотью и стал последним Адамом, а позднее, после смерти и воскресения, стал животворя­щим Духом. Слова, произнесенные Господом в Евангелии от Иоанна (14:16-20), также подтверждают эту мысль. Здесь Господь говорит нам, что Он пройдет через смерть и воскресение, чтобы стать другим Утешителем, то есть Духом истины, который придет, чтобы пребывать с нами и в нас. В стихе 17 Господь говорит, что Дух истины «с вами пребывает и в вас будет». Затем, в стихе 18, Он го­во­рит: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Более тридцати лет назад в Шанхае, когда брат Вочман Ни объ­яс­нял нам этот отрывок, он особенно подчеркивал, что «Он» (Святой Дух) в стихе 17 — это «Я» (Господь) в стихе 18. Господь как бы говорит здесь: «Когда придет Он, приду Я. Он — это Я; Я — это Он». Святой Дух — это Господь Иисус, а Господь Иисус — это Святой Дух. В стихе 17 Господь также говорит: «Дух истины… в вас будет», а затем в стихе 20 Он говорит: «Я в вас». Это тоже доказывает, что Святой Дух, который в нас, — это Господь, который умер, воскрес и теперь живет в нас.

Кроме этого, Послание к Римлянам 8:9-10 показывает нам, что «Дух Божий» — это «Дух Христов», а «Дух Христов» — это просто Сам «Христос». Таким образом, «Дух жизни», упомянутый в Послании к Римлянам 8:2, — это Христос, который пребывает в нашем духе, чтобы стать нашим переживанием.

Итак, Библия ясно раскрывает нам, что Сын — это Отец и что Сын — это еще и Дух. Иначе как эти трое могут быть одним Богом? Пять лет назад я поднял этот вопрос в разговоре с одним человеком, который не согла­шался, что Сын — это Отец и что Сын — это еще и Дух. Он ответил, что Отец — это один Бог, Сын — один Бог и Дух — тоже один Бог, и эти трое соединяются вместе, ста­но­вясь совокупным Богом. Я тут же попросил его никогда так не говорить. Это настоящая ересь. Он воз­разил: «Разве в Псалмах не используется термин „боги“?» Я ответил: «Слово „боги“ в Псалме 81:1 относится к ан­ге­лам». Если кто-то придерживается представления, что Отец, Сын и Дух — это три Бога, как же он тогда сможет, исходя из библейского откровения, признать, что Сын — это Отец и что Сын — это еще и Дух? Но мы должны полностью принимать и признавать откровение в Писании. Брат Вочман Ни в одном из гимнов говорит: «Господь, Ты назван был Отцом. Но ныне Ты есть Дух Святой». Так, в своем гимне он называет Господа не только Духом Святым, но и Отцом. Это, конечно же, ос­но­вано на Втором послании к Коринфянам 3:17 и Книге пророка Исаии 9:6.

Читать Библию просто, но не просто ее понимать. В действительности Библия предназначена главным обра­зом не для того, чтобы человек понимал ее, но чтобы он принимал ее и наслаждался ею. Господь Иисус сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Слова, исходящие из уст Божьих, — это слова Библии, и они подобны пище. Пища предназначена не для того, чтобы человек по­ни­мал ее, но чтобы человек принимал ее, ел ее и на­слаж­дался ею. Следовательно, когда мы читаем Библию, нам не нужно использовать лишь наш ум, чтобы анали­зи­ровать или понимать ее, нам нужно просто принимать ее согласно тому, что она говорит, — этого достаточно. Если вы используете свой разум, чтобы анализировать и постигать Библию, то вы неизбежно поймете ее непра­вильно, извратив тем самым слова Господни. Например, в Откровении мы читаем о семи Духах Божьих (1:4; 3:1; 4:5; 5:6). Поскольку это так, позвольте мне спросить вас: неужели у Бога семь Духов? Если вы скажете, что у Бога семь Духов, это будет великой ересью. Если же, с другой стороны, вы скажете, что Дух Божий не есть семь Духов, вы противоречите тому, что ясно записано в Писании, ибо Откровение прямо говорит «семь духов Божиих». Так один Дух Божий или их семь? Не стоит слишком сильно использовать свой разум в поисках объяснения. Если Бог говорит, что Дух один, значит, Дух один; если Бог гово­рит, что Духов семь, значит, Духов семь.

То же самое и с Отцом, Сыном и Духом; эти трое — одно. Здесь все совершенно так же, как и с семью Духами, которые суть один, — это что-то, что мы не мо­жем ни разгадать, ни объяснить. На протяжении двух тысяч лет многие пытались разрешить это своим умом, но никто не преуспел в этом. В таком таинственном воп­росе все встанет на свои места, как только мы прекратим наши умствования. Если мы настаиваем на том, чтобы ана­ли­зировать это, то один скажет «семь», а другой ска­жет «один», и мы начнем спорить друг с другом. За две тысячи лет множество раздоров в церкви происходило большей частью из-за различия мнений, выдвигаемых людьми в отношении библейских доктрин.

В Ветхом Завете показан светильник с довольно уни­каль­ным устройством: внизу был один стебель све­тильника, сверху было семь лампад (Исх. 25:31-37). Све­тиль­ник был один, но при этом у него было семь лампад; было семь лампад, но при этом был один светильник. Та же самая картина представлена в Книге пророка Захарии 4:2. Поэтому, если сказать, что есть один светильник, — это правильно, а если сказать, что есть семь лампад, — в этом тоже нет ничего непра­вильного. Таков и Дух Божий. Без сомнения, Он — один Дух; но Он назван также «семь Духов», то есть это семи­кратный, усиленный Дух.

По тому же самому принципу, хотя наш уникальный Бог имеет три Лица — Отец, Сын и Дух, — нам никогда не следует считать их тремя Богами. Хотя их трое, они, однако, — один Бог; хотя Бог один, при этом существуют три Лица — Отец, Сын и Дух. Это и есть единственный и уникальный Бог, которому мы служим и поклоняемся! И это также единственный Господь, которому мы верим и которого любим! Аллилуйя!

МОЛЯЩИЙСЯ СЫН — ЭТО СЛУШАЮЩИЙ ОТЕЦ

Некоторые спросят: в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус молился Отцу; если вы говорите, что Сын — это Отец, то как же Сын мог молиться Отцу? Это нетрудно объяснить. В Книге Исхода 3:2-12 в первой части отрывка ясно говорится, что Моисею явился «Ангел Господень», но позднее говорится, что это был «Господь». Большинство толкователей Библии говорят, что здесь «Ангел Господень» относится ко Христу, вто­рому Лицу Триединого Бога. Это правильно. Но в стихе 6 говорится, что Он — «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Мы до этого уже отмечали, что когда речь идет о Боге Авраама, подчеркивается то, что Он — Отец; когда речь идет о Боге Исаака, подчеркивается то, что Он — Сын; а когда речь идет о Боге Иакова, подчеркивается то, что Он — Дух. Поэтому Он не только второе Лицо Триединого Бога; Он — это также весь Бог. Он — первое Лицо, Отец, Он — второе Лицо, Сын, и еще Он — третье Лицо, Дух. Ангел Господень — Сам Триединый Бог. Триединый Бог — это Тот, кто послал Ангела, и Он же — Ангел, который был послан. Господь, который послал, — это посланный Ангел; Пославший и Посланник — одно. Книга Судей 6:11-24 и 13:15-24 также раскрывает, что Ангел Господень (который, конечно же, тоже обозначает Христа), — это Сам Господь. Книга Захарии 12:8Б под­тверждает, что «Ангел Господень» — это Господь «Бог». Это значит, что Господь Бог послал Самого Себя, чтобы быть Своим Ангелом. Если мы понимаем этот принцип, то у нас больше не будет вопросов о том, как Сын мог мо­литься Отцу, если Сын — это Отец. Молящийся и Слушающий молитву, молящийся Сын и слушающий Отец — это одно.

Далее, Книга пророка Захарии 2:8-11 также подтверж­дает это. «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня… Я подниму руку Мою на них… и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня… вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе». Этот отрывок — речь Господа Саваофа (ст. 8), но и здесь Господь Саваоф говорит: «Господь Саваоф послал Меня» (ст. 9 и 11). Это значит, что Господь Саваоф послал Господа Саваофа. Именно поэтому в стихе 8 говорится: «Так говорит Господь Саваоф:.. Он послал меня». Кто же кого послал на самом деле? Кто такой «Он»? И кого «Меня»? Незави­симо от того, как мы прочитываем это, — нам все равно неясно. Когда Библию переводили на китайский язык, даже переводчики не смогли прийти к решению. Именно поэтому в одном месте они перевели «Он» со сноской, го­во­рящей «Я». В другом месте они перевели «Я» со снос­кой: «или Он». Поскольку «Он» — это «Я», а «Я» — это «Он», Господь Саваоф — это «Он», и Господь Саваоф — это также «Я». Господь Саваоф — это одновре­менно и Пославший, и Посланник. Поскольку Господь Саваоф одновременно и Пославший, и Посланник, по­чему тогда не может быть, что Господь — это Сын, кото­рый молится, а также Отец, слушающий молитву? Отец, слушающий молитву, — это молящийся Сын, а моля­щийся Сын — это также Отец, слушающий молитву. Эндрю Мюррей сказал, что самая лучшая молитва — это та, в которой Христос, пребывающий в нас, молится Христу, восседающему на престоле в небесах. Тот, кто молится, и Тот, кто слушает молитву, — это один Христос.

Этот вопрос трудно объяснить адекватно в доктрине, но в нашем переживании все именно так и происходит. На первом этапе моей христианской жизни, когда бы я ни молился, я молился в соответствии с общеприня­тыми представлениями Господу на небесах. Но через некоторое время я почувствовал, что Господь, который на небесах, вошел в меня и обитает во мне. Я не знал тогда, находится ли Он на небе, слушая меня, или обитает во мне, молясь внутри меня. Конечно, можно было сказать, что Дух Святой во мне помогал мне молиться (Рим. 8:26). Но на самом деле этот Святой Дух, который во мне и который помогает мне молиться, — это Господь, который на небе. Следовательно, Тот, кто молится внутри меня, — это Тот, кто слушает меня на небе. Эти двое тождест­венны друг другу.

С одной стороны, глава 8 Послания к Римлянам гово­рит, что ныне Господь пребывает на небе (ст. 34). Но, с другой стороны, эта глава говорит и о том, что Он в нас (ст. 10). Это относится не только к Господу, который уже стал Духом; это относилось к Нему, даже когда Он был во плоти. В то время Он сказал Никодиму, что Он — «сшед­ший с небес» и «сущий на небесах» (Ин. 3:13). Поэтому, когда Он молился в главе 17 Евангелия от Иоанна, Он был на земле и в то же самое время был на небе; Он был Тем, кто молился на земле, и в то же самое время был Тем, кто слушал молитву на небе.

Электричество светильников в зале для собраний, с од­ной стороны, находится в зале для собраний; с другой стороны, оно также и в генераторе; оно в обоих местах. Это не два разных электричества, а одно. На том конце, где находится электростанция, электричество генери­руется, в то время как на том конце, где находится зал для собраний, оно освещает. Благодарение Господу, у Него также есть два конца: на «небесном конце» Он — Отец, а на «земном конце» Он — Сын; на «небесном конце» Он — Тот, кто слушает молитву, а на «земном конце» Он — Тот, кто молится. Он одновременно и Тот, кто молится на земле, и Тот, кто слушает на небе.

Далее, Послание к Евреям 1:8, 9 говорит: «А о Сыне:.. Боже… Бог Твой…». Сначала говорится: «А о Сыне:.. Боже». Это значит, что Сын — это Бог. Но далее гово­рится «Бог Твой». Это довольно-таки трудно объяснить! Раз Сын назван Богом, почему здесь говорится еще и «Бог Твой»? Согласно нашему пониманию, это просто значит «Бог Бога». Учитывая такое представление, я не уди­вился, получив недавно книгу, гласящую, что в этом отрывке говорится о двух Богах. В действительности здесь говорится не о двух Богах, а об одном Боге в раз­ных аспектах. В аспекте того, что Сын является Богом, Он — Бог; поэтому стих говорит «Боже». А в аспекте того, что Сын является человеком, Бог — это Его Бог; по­этому стих говорит «Бог Твой». Мы должны видеть различные аспекты нашего Господа. С одной стороны, Он является Богом, а с другой стороны, Он является челове­ком. Как Бог Он является Богом; как человек Бог — это Его Бог. С одной стороны, Он — Тот, кто молится, а с другой стороны, Он также Тот, кто слушает молитву. Он — и тот, и другой.

Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — имеет два аспекта — три-в-одном и один-в-трех. Как три-в-одном Он есть «Я», как один-в-трех Он есть «Мы». В аспекте три-в-одном «Слово было Бог»; в аспекте один-в-трех «Слово было у Бога» (Ин. 1:1). В аспекте три-в-одном «Господь есть Дух»; в аспекте один-в-трех — это «Дух Господень» (2 Кор. 3:17). В аспекте три-в-одном Сын и Отец — одно (Ин. 10:30; 14:7-11); в аспекте один-в-трех Сын — у Отца (Ин. 1:1-2) Сын разделяет славу с Отцом (Ин. 17:5), Сын — возлюбленный Отца (Ин. 17:24), Сын стал един с Отцом (Ин. 17:11; 21-22) и Сын действует вместе с Отцом (Ин. 14:23).

ПОЧЕМУ БОГ ЕСТЬ ТРИ-В-ОДНОМ

Второе Послание к Коринфянам 13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». Здесь упоми­наются три вещи: благодать, любовь и общение. Почему благодать упоминается первой? Потому что во Втором посла­нии к Коринфянам особенно подчеркивается благо­дать Божья. Второе послание к Коринфянам 12:9 говорит: «Довольно для тебя благодати Моей». Глава первая стих 12 говорит: «Мы… по благодати Божией жили в мире». Эта книга говорит о благодати Господа; поэтому в заклю­че­ние она упоминает сначала благодать Господа, затем любовь Бога и, наконец, общение Святого Духа. Это устанавливает причину, по которой Бог есть три-в-­одном: именно так Он может раздавать Себя в нас, внедрять Себя в нас для нашего наслаждения и быть всем для нас. Любовь Бога, то есть любовь Отца, — это источник.

Благодать Христа, то есть благодать Сына, — это излия­ние любви Отца. А общение Святого Духа — это втека­ние в нас благодати Сына вместе с любовью Отца для нашего наслаждения. Это подтверждается нашим опытом. Общение Святого Духа внутри нас — это передача в нас благодати Сына. А благодать Сына внутри нас — это просто практическое вкушение и наслаждение любовью Отца. Любовь Отца — это источник, благодать Сына — это проявление, а общение Святого Духа — это передача, передающая внутрь нас благодать Сына с любовью Отца. В результате все три Лица — Отец, Сын и Дух — стано­вятся нашим наслаждением. У вас внутри есть общение Святого Духа, и чем больше вы живете в этом общении, тем больше у вас благодати Христа; затем, чем больше у вас благодати Христа, тем больше вы наслаждаетесь любовью Бога. Общение Святого Духа приносит благодать Христа, а в благодати Христа находится любовь Бога. Поэтому любовь Отца, благодать Сына и общение СвятогоДуха — не три разные вещи, а три стадии одной и той же вещи, которой мы должны обладать и наслаж­даться. Точно так же Отец, Сын и Дух — не три Бога, но три стадии одного Бога, которым мы должны обладать и наслаждаться Им. Например, лед становится водой, а вода становится паром — одно вещество принимает три формы. Когда вода достигает парообразного состояния, она доступна, и мы можем ее вдыхать. Итак, все, что имеет Отец, — в Сыне, а все, что имеет Сын, принято Святым Духом, который привносит Его в нас для нашего наслаждения (Ин. 16:14, 15).

И ОТЕЦ, И СЫН, И ДУХ — В НАС

  1. Отец в нас. Послание к Ефесянам 4:6 говорит: «Бог и Отец всех, Который… во всех нас».
  2. Сын в нас. Послание к Колоссянам 1:27 говорит: «Христос в вас». А также в Евангелии от Иоанна 14:20 Господь говорит: «Я в вас».
  3. Дух также в нас. Евангелие от Иоанна 14:17 говорит: «Дух истины… в вас будет».

Итак, Библия ясно утверждает, что Отец — в нас, Сын — в нас и Дух — тоже в нас. Наши переживания говорят нам, что в нас не трое, а только один. Отец нахо­дится в Сыне, чтобы пребывать в нас, а Сын, кото­рый в Нас, — это Дух. Дух в нас — это Сын в нас, а Отец находится в Сыне, чтобы быть в нас. Поэтому если у нас есть Дух, то у нас есть и Сын, и Отец. Первое послание Иоанна 2:23 говорит: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца». Послание к Римлянам 8:9-10 раскрывает далее, что Дух Христа в нас — это Сам Христос в нас. Поэтому, если у человека есть Дух, у него есть и Сын; и если у человека есть Сын, у него есть и Отец. Отец — в Сыне, а Сын — это Дух, который входит в нас для того, чтобы мы обладали и наслаждались Им как Триединым Богом. На словах их трое, но в переживаниях — только один. Это поистине тайна!

ВЫРАЖЕНИЕ «ХРИСТОС ЕСТЬ ДУХ» СООТВЕТСТВУЕТ ПИСАНИЮ

Сегодняшние христиане по традиции говорят, что «Христос — во Святом Духе». Но в Писании нет такого выражения. В Писании нет ни одного стиха, который гово­рит, что Христос —во Святом Духе. Библия говорит, что Сын в Отце, а Отец — в Сыне (Ин. 14:10, 11, 20), но в Библии нигде не говорится, что Сын — в Духе. Это объ­яс­няется тем, что Отец проявлен в Сыне, а Сын, который входит в нас, и есть Дух. В нас входит не Сын, который в Духе, но Сын, который есть Дух. По­этому вы­ра­жение «Христос — во Святом Духе» соответствует традиции, в то время как выражение «Христос есть Дух» соответствует Писанию. Библия гово­рит: «Господь есть Дух» (2 Кор. 3:17). К сожалению, сегодня есть люди, которые настаивают на традиционном выражении и осуждают библейское выражение как не со­ответ­ствующее истине и поэтому неправильное. Да дарует нам Господь дух премудрости и откровения, чтобы мы могли различать, что идет от человеческих традиций, а что — от божественного откровения.

ВСЕ СВЯЗАНО С ДУХОМ

Триединый Бог — целиком и полностью связан с Духом. Во-первых, по Своей сущности Он есть Дух. Евангелие от Иоанна 4:24 говорит: «Бог есть Дух». Это относится к сущности Бога. Например, сущностью дере­вян­ного стола является дерево; поэтому мы можем сказать, что стол — это дерево. Бог есть Дух; сущность Бога — это Дух.

Во-вторых, в Своем домостроительстве Бог есть Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19). У Бога есть Свое домострои­тельство, и в Своем домостроительстве Отец — это Тот, кто задумывает, Сын — Тот, кто осуществляет, а Дух — Тот, кто применяет все это. В конечном счете домострои­тельство Божье заключено в Духе.

В-третьих, в Своем искуплении последний Адам стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45, греч.). Господь при­шел, чтобы быть последним Адамом, совершил ис­куп­ле­ние и воскрес, став животворящим Духом. Сегодня Господь, которым мы наслаждаемся, есть Дух (2 Кор. 3:17), а Дух — это Сам Триединый Бог. Его сущность — это Дух, Его домостроительство в конечном счете заклю­чено в Духе и Его искупление также ведет к Духу. Следовательно, Господь, которым мы обладаем, наслаж­даемся и которого мы переживаем сегодня, есть Дух. Бог, который задумал все в вечности, который пришел во времени, чтобы сотворить все, который стал человеком, умер на кресте, совершил искупление, воскрес и воз­несся, а затем сошел, чтобы посетить нас, — этот Бог есть Дух. Об этом Духе можно сказать очень многое. Этот Дух так богат! В этом Духе — Бог, в этом Духе, — человек. В этом Духе — действенная смертоносная сила креста, и также в этом Духе воскресение, жизнь воскре­се­ния и сила воскресения. В этом Духе — вознесение и пре­вознесенность, и в этом Духе также слава и воцаре­ние, царствование и царство. Аллилуйя, этот Дух всеобъемлющ!

Этот Дух — Дух жизни (Рим. 8:2), как дыхание, кото­рое Он вдохнул в нас (Ин. 20:22), чтобы быть нашей жизнью. Этот Дух — также Дух силы (Деян. 1:8), как ветер, подувший на нас (Деян. 2:2, 4), чтобы быть нашей силой. Этот Дух — животворящий Дух (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:6), Дух изобильного снабжения (Флп. 1:19, греч.), Дух, освобождающий человека (2 Кор. 3:17), освя­щаю­щий Дух (1 Пет. 1:2), преобразующий Дух (2 Кор. 3:18), ведущий и ходатайствующий Дух (Рим. 8:14: 26), а также Дух, имеющий много других функций. Этот Дух возрождает нас (Ин. 3:5, 6), помазывает нас, запе­чатляет нас (2 Кор. 1:21, 22; Еф. 1:13; 4:30), и теперь Он в нас как залог того, что Бог — наш вечный удел (Еф. 1:14; 2 Кор. 5:5). Этот Дух — также начаток, то есть пред­вкуше­ние свободы славы, в которую Бог собирается привести нас (Рим. 8:23). Мы все крестились в этого Духа, и теперь мы все напоены этим Духом (1 Кор. 12:13).

Этот всеобъемлющий и всемогущий Дух вошел в наш дух (2 Тим. 4:22) и соединился с нашим духом в один дух (1 Кор. 6:17). Поэтому мы должны обращаться к нашему духу. Если мы хотим сегодня переживать Господа и наслаж­даться Им как всем для нас, мы должны обра­щаться к нашему духу.

Однако недостаточно просто научиться обращаться к нашему духу. В нашей повседневной жизни мы должны поступать по духу. Довольно трудно сказать, какой это дух: Святой Дух или наш дух, ибо это есть дух, слитый из этих двух духов. Мы должны поступать не по нашим чувст­вам, не по нашему разуму, не по нашей воле, а про­сто по нашему духу. Вся наша речь, поведение, повсе­днев­ная жизнь, деятельность и работа — все должно де­латься по этому духу (Рим. 8:4-6; Гал. 5:16, 25). Если мы так помышляем о духе и поступаем по духу, мы будем людьми, живущими в духе, постоянно имеющими внут­рен­нее присутствие Господа Духа и идущими с Господом Духом. Господь Дух станет нашей жизнью и всем для нас, и мы будем наслаждаться всеми богатствами Триединого Бога — Отца, Сына и Духа. Мы будем жить в Теле, кото­рое было крещено в Духе и наполнено Духом (1 Кор. 12:13; Еф. 4:4), то есть в церкви, становясь жилищем Божьим в духе (Еф. 2:22, греч.), наполняясь до всей пол­ноты Божьей, чтобы Бог прославился в нас (Еф. 3:19, 21).