О Уитнессе Ли и поместных церквях (3)

ПРИЛОЖЕНИЕ II
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ВОЧМАНА НИ

1903
Родился в провинции Фуцзянь (Китай)

1920
Спасен и одновременно призван служить Господу (апрель)

1921
Увидел истину о крещении и был крещен вместе со своей матерью в деревне Янци, неподалеку от г. Мавэй. Их крестила Маргарет Барбер.

1922
Увидел истину о преломлении хлеба; начал преломлять хлеб с Леландом Ваном и его женой в г. Фучжоу; начал проповедовать истину о спасении; увидел недостатки деноминаций, вышел из деноминации, к которой ранее принадлежал, и начал основывать поместные церкви.

1923
Начал издавать журнал «Нынешнее свидетельство»; впоследствии публикация журнала была приостановлена и затем возобновилась в 1928 г.

1924
Отправился в г. Ханчжоу благовествовать (май); получил приглашение посетить вместе со своей матерью г. Ситиаван в Малайзии (ноябрь).

1925
Начал издавать журнал «Христианин». К 1927 году было опубликовано в общей сложности 24 номера. Еще раз посетил Малайзию и основал первую церковь в Юго-Восточной Азии.

1926
Основал собрания в г. Амой, Тунъан и близлежащих местах — так было положено начало работе на юге провинции Фуцзянь; получил приглашение от Руфи Ли и Чена Цзигуя посетить г. Нанкин и помог Чену Цзигую перевести «Заочный курс изучения Библии» Скоуфилда; получил приглашение от брата Вэя Гуанси благовествовать в нанкинском университете — так было положено начало работе в Нанкине; принял решение написать книгу «Духовный человек» (ноябрь).

1927
В результате его служения была воздвигнута церковь в Шанхае, и было официально основано Шанхайское Евангельское Издательство.

1928
Провел первую «конференцию для победителей» в Шанхае по теме «Вечный замысел Бога и победа Христа»; летом была опубликована книга «Духовный человек».

1929
Начал издавать журнал «Заметки на темы из Писаний» (апрель); К 1933 году было опубликовано в общей сложности 44 номера; в конце года опубликовал сборник «Гимны малого стада».

1931
Провел вторую «конференцию для победителей» в Шанхае по теме «Новый завет и мудрость Бога» (октябрь).

1932
Посетил г. Чифу (июнь), где помог воздвигнуть церковь. Впервые  лично встретился с Уитнессом Ли.

1933
Посетил Европу: прибыв через Францию в Лондон, посетил общины Братий, а также встретился с Т. Остином-Спарксом, Д. М. Пэнтоном и Джорджем Каттингом; кроме того, посетил города Ванкувер и Нью-Йорк и выступал перед верующими общины Братий в Нью-Йорке; в конце года начал выпускать издание «Сборник бюллетеней».

1934
Провел третью «конференцию для победителей» по темам «Христос — центральность и универсальность Бога» и «Победители Божьи» (январь); провел четвертую «конференцию для победителей» в г. Ханчжоу по темам «Как быть победителем» и «Духовная война» (октябрь).

1936
Построил центр обучения в Чжэньжу (Шанхай).

1937
Выступил на собрании соработников в Шанхае с сообщениями, впоследствии опубликованными в виде книги «Нормальная христианская церковная жизнь»; посетил г. Манилу (июль); посетил Сингапур, а также малайзийские города Ситиаван и Пенан (сентябрь); начал издавать журнал «Открытая дверь»; вновь выступил по теме «Нормальная христианская церковная жизнь» в Ханькоу.

1938
Участвовал в Кесвикской конференции вместе с братом Остином-Спарксом; в начале одного из собраний его попросили произнести молитву (июль).

1939
Вновь участвовал в Кесвикской конференции; по возвращении в Китай арендовал помещение в местечке Юхуа под Шанхаем для проведения обучения.

1942
Был вынужден прервать свое служение на шесть лет по причине смуты, вызванной его участием в фармацевтическом предприятии в Шанхае.

1948
Его служение возобновилось, в результате чего произошло оживление в церкви в Шанхае; проведено первое обучение в Кулине (июнь).

1949
Проведено второе обучение в Кулине.

1950
Посетил церкви в Гонконге, Амое и Фучжоу.

1952
Заключен в тюрьму за Господа.

1972
Взят Господом в тюремном заключении в возрасте семидесяти лет в материковом Китае.

ОСНОВЫВАЕТ ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ

Главнейшее бремя брата Вочмана Ни состояло в том, чтобы основывать и созидать поместные церкви для удовлетворения Божьего желания. Это было его главнейшим поручением от Господа, основанным на том, что он увидел и пережил в отношении Господа. Его видение состояло в том, что благовествование, назидание верующих, преподавание библейских истин и особое свидетельство о Господе должны соответствовать Божьему желанию, раскрытому в Библии, для основания и созидания поместных церквей.

«В 1921-1923 годах проводились собрания оживления, чтобы приводить людей к Господу. В то время благовествование считалось единственной работой для Бога. Но Бог открыл мне глаза, дав мне увидеть, что Его замысел требует, чтобы те, кто спасен благодатью, стояли на почве единства в поместных церквях, представляя и поддерживая Божье свидетельство на земле… Внимательно изучив книгу Деяний, я понял, что Божье желание состоит в том, чтобы основать поместные церкви в каждом городе. В то время свет воссиял на меня так ясно, что я признал, что это — Его замысел.

Когда Господь призвал меня служить Ему, главная цель была не в том, чтобы проводить собрания оживления, помогать людям услышать новые доктрины, основанные на Библии, или чтобы мне стать великим благовестником. Господь показал мне, что Он хочет созидать поместные церкви в разных местах, чтобы явить Себя и чтобы свидетельствовать о единстве на почве поместных церквей. В этом случае каждый из святых может функционировать в церкви и жить церковной жизнью. Богу нужны не одиночки, пытающиеся быть победоносными или духовными; Ему нужно, чтобы Ему была представлена совокупная славная церковь».

(Из выступления Вочмана Ни 20 октября 1936 г. в на острове Гулансу в провинции Фуцзянь.)

ИЗДАЕТ ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНИН»

В ранние годы своего служения брат Вочман Ни ясно увидел важность издательской работы для роста духовной жизни в Божьих детях и для продвижения Божьей работы. В связи с этим в 1923 г. он начал издавать журнал «Нынешнее свидетельство». Его тематику составляли исключительно Божьи глубины, и он состоял из сообщений о жизни. Впоследствии, чтобы дать читателям базу для понимания относительно глубокого журнала «Нынешнее свидетельство», брат Ни начал выпускать еще одно издание под названием «Христианин». Используя простые слова для объяснения глубоких истин, журнал раскрывал чистое Слово Библии Божьим детям. В общей сложности было выпущено двадцать четыре номера, которые оказали огромное влияние на ранний этап Господнего восстановления в материковом Китае.

«Когда мы начинали издавать журнал «Христианин», нашим первоначальным намерением было попробовать делать это в течение только одного года. Хотя, с одной стороны, духовных изданий сегодня немного, с другой стороны, их достаточно, чтобы задаться вопросом: действительно ли нам нужно было издавать журнал «Христианин»? Тем не менее, с момента его создания читатели повсюду выражают мнение, что журнал действительно удовлетворяет большую нужду, существующую сегодня в церкви, и занимает особое место. Их заказы на подписку, рекомендации и слова воодушевления поступают к нам непрерывным потоком. Мы благодарим Бога за то, что Он сделал журнал «Христианин» таким желанным для Своих детей…

Опубликовав первый номер журнала, мы включили в него заявление о нашей цели, нашем эталоне и нашей принадлежности. Сегодня мы хотели бы еще раз напечатать то, что мы сказали тогда:

ЦЕЛЬ: В этом небольшом ежемесячном издании мы хотим снабжать молодых верующих духовным молоком, а более взрослых — твердой пищей. Мы делаем особый акцент на спасении креста. Но еще больше нас заботит духовное состояние верующих. Мы просим Бога укрепить нас, чтобы мы могли возвестить всю Божью волю. Что касается заблуждений модернизма, мы будем стараться предостерегать детей Божьих от его опасностей.

ЭТАЛОН: Наш единственный эталон — Библия. Мы не боимся проповедовать чистое Слово Библии, даже если люди будут противостоять этому; но если что-то не является Словом Библии, мы никогда не сможем согласиться с этим, даже если все будут это одобрять…»
(Вочман Ни, «Христианин», январь—февраль 1927 г., №№ 13 и 14.)

БОЛЕЗНЬ И СТРАДАНИЯ

Брат Вочман Ни перенес много страданий ради своего служения. Из-за своей верности и бескомпромиссности он постоянно подвергался несправедливому обращению и испытал много лишений. Из-за того что он постоянно сражался за Господне восстановление, он постоянно подвергался нападкам врага. В то же время он также находился под воздействием всевластной Божьей руки. То, как Бог в Своем всевластии устраивал его обстоятельства, также было источником трудностей и средством, при помощи которого Бог воздействовал на него. Он начал свое служение до 1923 г., и до 1934 г. оставался неженатым. На протяжении одиннадцати лет у него не было жены, которая помогала бы ему. Все эти годы он жил один. Как раз в это время он заболел туберкулезом и страдал от этого заболевания несколько лет. У него также была болезнь желудка и больное сердце. По причине своего слабого здоровья он научился полностью зависеть от Господа. Он научился жить жизнью воскресения для удовлетворения своих физических нужд. Часто он осуществлял свое служение не посредством физической силы, а посредством жизни воскресения.

«Моя болезнь на протяжении последних двух-трех лет, несомненно, была использована Богом для того, чтобы испытать сострадание многих святых. Моя слабость дала многим возможность любить Господа. Когда я размышляю о вашей любви и доброте ко мне, я так благодарен! Когда я слышу о многих братьях и сестрах, разбросанных по разным местам, которые, хотя и не знакомы со мной, благодаря нашей связи в Господе горько плакали перед Ним о моем здоровье, — я чувствую, что то, чем вы одарили меня, так глубоко, а то, что я дал вам, так мелко. Поэтому я не могу не чувствовать, что, если бы у меня было больше жизни, энергии и времени, я бы так хотел потратить их на святых!

Хотя моя болезнь тянется уже много лет, она обострилась в результате работы над книгой «Духовный человек». Благодарение Богу, сейчас я поправляюсь. Я вновь в состоянии написать несколько писем, подготовить несколько статей, провести несколько занятий по изучению Библии и посетить несколько собраний. Есть еще многое другое, что я хотел бы сделать, но не могу. Тем не менее, я благодарен Богу за то, что я могу делать. Знающие человеческое тело говорят, что я несколько раз был близок к смерти, но — благодарение Богу — Он сохранил меня до сегодняшнего дня. Я надеюсь, что в дни, когда я живу как пришелец на земле, я смогу верно служить Ему и вам».
(Вочман Ни, «Нынешнее свидетельство», январь— февраль 1931 г., № 19.)

ПРОВОДИТ «КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

Из откровений брата Вочмана Ни, внедренных в его существо посредством его страданий, было произведено служение. Его служение, и даже то, как он осуществлял его, представляют собой нечто законченное, достойное и уравновешенное. Помимо общих средств осуществления служения, как, например, обычное благовествование, преподавание Библии, поездки, встречи с людьми, переписка и т.д., как человек, получивший особое поручение — способствовать Господнему нынешнему свидетельству в этом веке, — брат Ни сделал еще один шаг и стал использовать три особых средства — проведение конференций, проведение обучений и публикацию изданий — для осуществления своего особенного служения. В январе 1934 г. он провел третью «конференцию для победителей» в Шанхае; в октябре того же года была проведена четвертая «конференция для победителей» в Ханчжоу. Ниже приводится фрагмент из его объявления о третьей конференции, которое было опубликовано в журнале «Нынешнее свидетельство» за октябрь—декабрь 1933 г., № 32.

«Ранее мы уже провели две конференции такого рода — одну в феврале 1928 г., и одну в октябре 1931 г. … Поэтому мы рассматриваем будущую конференцию как третью «конференцию для победителей».

Я хочу, чтобы все братья понимали природу такого рода конференций. Менее значительным темам Библии внимания уделяться не будет. Мы хотим увидеть в Святом Духе Христа, и притом распятого. Такие темы, как пророчество, организация церкви, толкование Писаний, прообразы, крещение, возложение рук, говорение на языках, чудеса и сотня других вопросов, занимают свое надлежащее место. Мы как христиане не должны лишать их этого надлежащего места. Однако эти темы не являются ни центром Писаний, ни центром жизни Святого Духа. У Бога есть только один центр, и это — Христос, и притом распятый. Наши ежегодные конференции такого рода нацелены на то, чтобы вернуть нас к этому центру…»

ПРОВОДИТ РАЗЛИЧНЫЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучения брата Вочмана Ни начались в 1933 г. На этом этапе обучение было неофициальным. Обучающиеся жили вместе, изучали Библию и проводили некоторое время в индивидуальном общении с ним для получения духовной помощи. Такое неофициальное обучение продолжалось два года. В 1936 г. брат Ни начал строить здание для обучения в г. Чжэньжу, в пригороде Шанхая. Перед самым окончанием строительных работ началась война между Японией и Китаем, и здание было разрушено. В сентябре 1939 г. он арендовал помещение в деревне Юхуа под Шанхаем для проведения первого обучения, на котором в качестве главной темы рассматривалось Тело Христово. Это обучение длилось около двух лет. Затем, после оживления, которое произошло в Шанхае в 1948 г., около восьмидесяти братьев и сестер вновь собрались вместе с ним на горе Кулин на четырехмесячное обучение. Это было первое обучение брата Ни на горе Кулин. В августе 1949 г., по завершении второго обучения, он больше не имел возможности проводить обучения из-за перемен в политической ситуации.

«Если возвращение Господа произойдет позднее, необходимо будет воздвигнуть некоторое количество молодых людей для продолжения свидетельства и работы в следующих поколениях. Многие соработники уже молились об этом в надежде обеспечить подходящее место для обучения молодежи. Мой замысел состоит не в том, чтобы основать семинарию или библейский институт, а в том, чтобы молодежь жила вместе жизнью Тела и практиковала духовную жизнь. В таком месте молодые люди получали бы обучение с целью назидания… В подходящее время эта молодежь возвращалась бы в свои церкви в различных местах, чтобы смешиваться с другими святыми для служения Господу в церкви».
(Из выступления Вочмана Ни 20 октября 1936 г. на о. Гулансу, провинция Фуцзянь.)

«Сейчас я должен  сказать несколько слов молодым соработникам. Если вы не можете выдержать испытаний креста, вы не можете стать полезным инструментом. Бог находит отраду только в духе агнца: в мягкости, смирении и мире… Я уже давно иду этой тропой, и мне часто приходится исповедовать мои недостатки. Все, что касается меня, находится в руке Божьей. Вопрос не в том, является ли что-то правильным или неправильным. Вопрос в том, свойственно ли человеку нести крест или нет. В церкви нет места «правильному» и «неправильному»; важно лишь нести крест и принимать его сокрушение. Это производит переполнение Божьей жизнью и осуществляет Божью волю».
(Из выступления Вочмана Ни 18 октября 1936 г. на о. Гулансу, провинция Фуцзянь.)

В СИЛУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ВРЕМЕННО ПРЕРЫВАЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ

Пожизненные страдания, которые перенес брат Вочман Ни, состояли не только из нападок извне; они также включали в себя страдания, источником которых был узкий круг тех, кто знал его близко. Наиболее серьезный конфликт произошел в 1942 г. в связи с его участием в деловом предприятии.

В то время многие святые были воздвигнуты, чтобы служить Господу, но финансовая ситуация не была благоприятной. В результате соработникам пришлось пройти через испытание бедностью, и многие заболели. На одном собрании Вочман Ни сказал, что около одной трети соработников умерли от туберкулеза.

Брат Вочмана Ни был специалистом в фармацевтической химии. Он начал производить в Китае лекарства. Он не знал, как вести дело, поэтому он попросил Вочмана Ни заняться этим. Вочман Ни воспользовался этой возможностью заняться бизнесом, чтобы помочь средствами Господней работе. Он считал, что с помощью бизнеса можно будет получить прибыль и использовать ее на удовлетворение нужд соработников.

Благодаря прибылям от бизнеса он мог не только позаботиться о нуждах многих братьев и сестер; он также смог приобрести центр обучения с приблизительно двенадцатью маленькими домиками на горе Кулин, недалеко от его родного города.

В связи с участием Вочмана Ни в этом деловом предприятии большинство братьев и сестер, включая соработников и старейшин, восстали против него и подвергли его нападкам, вынудив его прервать свое служение на шесть лет. Это был долгий период крайне мрачных дней.

В 1948 г., после того как в Шанхае произошло оживление благодаря служению Уитнесса Ли, его служение было восстановлено. Благодаря этому оживлению почти все, кто бунтовал против него, покаялись. Хотя многие люди и восстали против Вочмана Ни, они не были против церкви. То, что почти все остались в церкви, явилось настоящим свидетельством. Во время бунта некоторые люди пошли к Вочману Ни и пытались уговорить его учредить другое собрание. Он сказал, что этого ни в коем случае делать не следует. Он сказал этим святым, что независимо от того, против него церковь или за него, она все равно церковь и что они должны оставаться в церкви. На собрании соработников 20 апреля в помощь братьям он сказал серьезное и глубокомысленное слово:

«Вначале я говорил братьям, что если однажды я, Вочман Ни, буду вынужден заняться бизнесом, то это будет к стыду всех братьев,  занимающихся бизнесом. Когда соработники время от времени делали попытки совместно заняться бизнесом, я всегда делал все возможное, чтобы остановить их. В результате я начал слышать у себя за спиной разговоры о том, что я только себе самому позволяю заниматься бизнесом, а другим того же не позволяю. В то время я говорил людям: «Достаточно того, что я уже занялся им. Вам всем незачем делать то же самое»…

Вначале я занялся бизнесом с одной надеждой. Сегодня мое положение подобно положению вдовы, у которой есть несколько детей и которая надеется вырастить их, но терпит неудачу. Потом эта вдова повторно выходит замуж, и через некоторое время все ее дети уходят. К этому времени она уже не может сказать, почему ранее она повторно вышла замуж. Сегодня моя надежда все та же, что и тогда. Но в этот промежуток времени что-то произошло, и я не могу сказать вам, почему произошел «повторный брак»…

Я должен сказать несколько слов для моих соработников. Я знаю, как жилось брату Ли в Чифу.  Дети некоторых соработников не могли ходить в школу и голодали дома. Среди нас есть пять вдов, о которых никто не заботится… Когда мужья этих сестер были живы, они оставили свои должности и свою работу. После их смерти обо всех них забыли… Но я спрашиваю себя: «Почему среди моих соработников, если не считать брата Лисаня, которого убили коммунисты, девяносто процентов умерли от туберкулеза?»… Вы можете сказать, что вы уповаете на Бога и что Бог может позаботиться о них. Но когда я видел, как они один за другим умирают, я был разозлен. Возможно, я сделал много неправильного, но Бог знает, почему я это сделал»94.

ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
ОКОНЧИВШЕЕСЯ МУЧЕНИЧЕСКОЙ СМЕРТЬЮ

Пожизненные страдания брата Вочмана Ни не только помогали ему уповать на Господа; они также содействовали ему в работе над плотью, над собственным «я», над душой и над природной жизнью. Тот опыт, который он приобрел через страдания, оказал всем нам огромную помощь и стал богатым наследием для всех церквей в Господнем восстановлении. Это богатое наследие он приобрел дорогой ценой. В марте 1952 г. брат Вочман Ни был арестован. В 1956 г. его судили, признали виновным на основе ложных показаний и приговорили к пятнадцати годам тюрьмы. Он умер в заключении 30 мая 1972 г.

Ниже приводится текст писем, написанных в конце его заключения его собственной рукой. Эти письма — единственная возможность увидеть малую частицу его страданий, чувств и ожиданий во время заключения.

«6 мая 1972 г.
Старшая сестра Пиньчен,

Завтра (7 мая) будет полгода со дня смерти сестры Хуэй. За последние полгода произошло слишком много перемен. Вспоминая прежние дни и внимательно рассматривая и поглаживая вещи, оставшиеся после нее, я не мог сдержать скорбь и боль в моем сердце. За более чем двадцать лет я не смог ни разу позаботиться о ней. Я буду сожалеть об этом всю свою жизнь. Все это из-за меня. Я так многим обязан ей и доставил ей так много тягот. Моя болезнь хроническая, и часто бывают обострения. Что касается моей жизни, то я стараюсь быть как можно проще, чтобы не беспокоить других. В моем больном состоянии я очень скучаю по моим родным и очень хочу быть с ними. Однако я подчиняюсь тому устроению, которому подвержены мои обстоятельства. В последние дней десять я не могу сдержать глубоких чувств, которые я постоянно испытываю по отношению к сестре Хуэй.
Как твое здоровье? Я всегда помню о тебе. Ты как пожилой человек должна больше беречь себя. Ты все еще думаешь переехать на юг? Не знаю что сказать. Могу только пожелать тебе всего хорошего.

Шуцу [Вочман Ни]

В этом письме «сестрой Хуэй» названа жена Вочмана Ни Чарити, китайское имя которой — Пиньхуэй.

«30 мая 1972 г.
Старшая сестра Пиньчен,

Меня перевели в 14-ю группу лагеря Шаньсяпо. Лагерь находится в десяти милях от станции и отделен от нее горой. Тебе очень неудобно будет сюда добираться. Не нужно больше приезжать.
В моем больном состоянии я по-прежнему радуюсь в сердце. Пожалуйста, не беспокойся. Я по-прежнему делаю все возможное, чтобы не позволять себе огорчаться из-за моей болезни.
Прах Пиньхуэй пусть будет под твоим присмотром. Я во всем доверяю тебе. Я даю свое согласие на все.
Письмо короткое, но чувства у меня глубокие. Могу только пожелать тебе всего хорошего.

Шуцу [Вочман Ни]

Это последнее письмо брата Ни. То, что он больше не хотел, чтобы сестра его жены приезжала навещать его, и то, что он предоставил ей заботиться о прахе его жены, очевидно, показывает, что он предчувствовал скорую смерть. То, что перед лицом таких жизненных тягот он сказал: «Не нужно больше приезжать», показывает, насколько он был силен духом. Каким образцом было то, что он по-прежнему радовался в сердце и по-прежнему делал все возможное, чтобы не позволять себе огорчаться из-за своей болезни! В конце своего письма он упомянул о прахе своей любимой жены и поручил ее сестре заботу о нем. Это показывает его сильную любовь и безмерную привязанность к ней. Он умер в тот же день.

В час кончины брата Ни рядом с ним не было ни кого-либо из его близких, ни брата, ни сестры. Он был кремирован 1 июня 1972 г. Какая жалкая и унизительная смерть с человеческой точки зрения! Но перед Богом он стал благоуханным всесожжением, целиком предоставив себя Богу, ибо только Сам Бог достоин нашего брата.

Перед своей кончиной Вочман Ни оставил под подушкой клочок бумаги, на котором дрожащей рукой было написано несколько строк: «Христос — Сын Божий, который умер для искупления грешников и воскрес через три дня. Это величайшая истина во вселенной. Я умираю из-за моей веры во Христа. Вочман Ни». Он хотел свидетельствовать об этой истине, которую он твердо удерживал даже до смерти, своей последней каплей силы и опытом всей своей жизни.