ПРИЛОЖЕНИЕ VII
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ТОЛКОВАНИЯ СЕМИ ЦЕРКВЕЙ ВО 2-Й И 3-Й ГЛАВАХ ОТКРОВЕНИЯ
На с. 326 автор книги «Введение в сектоведение» А. Дворкин высмеивает толкование семи церквей из 2-й и 3-й глав Откровения, которого придерживается Уитнесс Ли (см. с. 46 в нашей книге). Ниже приводится ряд цитат, показывающих, что такое толкование существовало задолго до Уитнесса Ли и что его придерживались авторитетные исследователи Библии.
В своем толковании семи церквей во 2-й и 3-й главах Откровения Уитнесс Ли опирается на духовный опыт исследователей Библии, накопленный на протяжении столетий. Так, в XVII столетии в Англии это толкование отстаивала Джейн Лид (1623-1704) из группы «филадельфийцев», учившая, что послания церквям во 2-й и 3-й главах Откровения обозначают поступательное историческое развитие церкви. В частности, согласно ее учению, Сардис представляет протестантизм, носящий имя, будто он жив, но на самом деле мертвый. Безразличие и отступничество Лаодикии должны были наступить в скором будущем. Всех бдительных христиан она и ее последователи призывали осознать смысл верной Филадельфии и присоединиться к ней. Церковь под названием «Филадельфия» была основана в Лондоне в 1695 г.101
Позднее это толкование семи посланий было поддержано и развито авторитетными исследователями Библии. Приведем выдержку из комментария, который был издан в 1909 г. известным американским толкователем Сайрусом Скоуфилдом (1843-1921):
«Послания семи церквям… показывают семь этапов духовной истории церкви примерно от 96 г. по Р.Х. до конца. Невозможно поверить, чтобы в пророчестве, охватывающем период церкви, не было такой картины будущего. Она должна содержаться в этих посланиях — если такая картина вообще присутствует в этой книге, — так как после 3:22 церковь не упоминается. Действительно, эти послания по самой своей терминологии выходят за рамки упоминаемых местных общин. Эти послания совершенно определенно представляют собой точную картину будущего, отражающую духовную историю церкви, причем именно в этом порядке. Ефес показывает общее состояние в то время, когда писались эти послания; Смирна — период великих гонений; Пергам — церковь, обосновавшуюся в мире, «там, где престол сатаны», после обращения Константина, примерно в 316 г. по Р.Х. Фиатира — это папство, развившееся из состояния Пергама, после того как восторжествовали учение Валаама (привязанность к миру) и учение николаитов (установление власти священников). Как Иезавель принесла идолослужение в среду Израиля, так римский католицизм сочетает христианскую доктрину с языческими обрядами. Сардис — это протестантская Реформация, дела которой не были «совершенны». Филадельфия — это все, что ясно свидетельствует о Слове и Имени во времена самодовольного превознесения, представленного Лаодикией».102
Еще одним сторонником такого толкования семи посланий в Откровении был Эндрю Миллер (1810-1883). Приведем выдержку из его книги «История церкви», написанной в 1873-78 гг.:
«Мы полагаем, что [эти семь посланий] являются не только историческими, но и пророческими. Несомненно, они являются историческими в строгом смысле слова, и следует полностью отдать должное этому факту при изучении их пророческого характера. Семь церквей фактически существовали в семи названных здесь городах и находились в описанном здесь состоянии. Однако в равной мере ясно, что по замыслу Того, кто от начала знает конец, они должны были иметь как историческое применение, так и пророческий смысл. Они были избраны из числа многих и расположены и описаны так, чтобы служить предызображением будущего. Ограничить их применение семью церквями, буквально существовавшими тогда в Азии, означало бы нарушить целостность Откровения и лишиться обещанного блаженства: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего». Вся книга носит пророческий и символический характер. Вторая и третья главы не являются в этом смысле исключением. В их мистическом характере их предваряют слова Самого Господа: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей».
Лаодикия. В Лаодикии мы видим тепловатость, безразличие, попустительство, но вместе с тем — высокие претензии, хвастливый дух и огромное самодовольство… Период: начиная после Филадельфии, но особенно заключительный этап».103
…Когда употребляется число семь, не в буквальном, а в символическом смысле, оно всегда обозначает завершенность. Во второй и третьей главах оно явно употреблено в этом смысле. Как известно, были и другие церкви, помимо названных здесь, однако семь церквей выбраны и расставлены в определенной последовательности, чтобы представить завершенную картину того, что впоследствии будет происходить в истории церкви на земле…
Ефес. В Ефесе Господь находит корень общего упадка: «Ты оставил первую любовь твою»… Период: от апостольского века до конца второго столетия.
Смирна. Послание Смирне… является ярчайшим предызображением частых преследований, которые церковь переживала во время правления языческих императоров… Период: от второго столетия до Константина.
Пергам. Здесь мы видим утверждение христианства Константином в качестве государственной религии… В порочном союзе [церкви] с миром проявилось ее самое печальное и глубокое падение… Период: от начала четвертого до седьмого столетия, когда утвердилось папство.
Фиатира. В Фиатире мы видим папство средних веков, подобное Иезавели, делающее всякое зло и подвергающее гонению святых Божьих под прикрытием религиозного рвения… Период: от утверждения папства до возвращения Господа…
Сардис. Здесь мы видим протестантскую часть христианства — то, что последовало за великим делом Реформации. Порочные черты папства исчезают, но сама новая система не имеет жизненной силы: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»… Период: от насыщенного событиями шестнадцатого столетия и далее. Протестантство после Реформации.
Филадельфия. Филадельфийская церковь представляет собой слабый остаток, но они верны слову и имени Господа Иисуса… Период: особенно с начала этого [девятнадцатого] столетия…
Высмеивая эту интерпретацию семи церквей в Откровении, автор «Введения в сектоведение» показывает не только пренебрежение к работам Уитнесса Ли, но и незнание широко распространенных среди христиан взглядов на Библию.