Служение Уитнесса Ли и практика церквей

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПРЕДМЕТ

Прежде всего необходимо внести ясность в сам предмет обсуждения. Уолтер Мартин определяет его как «Поместная Церковь Уитнесса Ли» и далее постоянно говорит о «Поместной Церкви, руководимой Уитнессом Ли». Сразу же отметим, что не существует «Поместной Церкви Уитнесса Ли», которой он руководит. Далее мы увидим, что непонимание этого вопроса приводит Уолтера Мартина к серьёзным заблуждениям.

Есть поместные церкви — то есть церкви, собрания христиан, существующие в конкретной местности и обозначаемые не каким-то особым названием, а названием той местности, в которой они находятся. Вспомним, что именно так обозначались собрания христиан в Новом Завете: «церковь в Иерусалиме», «церковь в Антиохии», «церковь в Коринфе» и т.д. Так что, вопреки утверждениям Уолтера Мартина, поместные церкви имеют за своими плечами вовсе не «тридцатилетнюю историю», и зародились они не «на Востоке» — их источником является истина, содержащаяся в Библии. Христиане в поместных церквях на всех континентах следуют той практике, которая лежала в самой основе христианской церкви.

И есть Уитнесс Ли — проповедник, учитель Библии, ближайший соработник Вочмана Ни, посвятивший всю свою жизнь изучению Святого Писания и опиравшийся на Библию как на единственное, уникальное основание в христианской жизни. На протяжении нескольких десятков лет Уитнесс Ли занимался исследованием Библии и проповедовал раскрытое в Писаниях Божье домостроительство — замысел Бога в отношении человека и в отношении церкви.

Ни в коем случае нельзя утверждать, как это делает Уолтер Мартин, будто Уитнесс Ли проводил «самостоятельную деятельность» или «создавал новое движение». В своём служении он неотступно следовал за служением Вочмана Ни, а когда тот был заключён в тюрьму, где принял мученическую смерть за веру в Христа, Уитнесс Ли продолжал трудиться и строить на основании, которое в своё время положил Вочман Ни. Примером верности Уитнесса Ли своему старшему соработнику Вочману Ни может служить издание полного собрания сочинений Вочмана Ни в шестидесяти двух томах. Этот обширный труд был начат по инициативе Уитнесса Ли и осуществлён издательством «Живой поток» под внимательным руководством Уитнесса Ли. Б€ольшая часть материалов служения Вочмана Ни, вошедших в эти 62 тома, никогда раньше не переводилась и не издавалась в западном мире.

Ещё одним примером верности Уитнесса Ли своему наставнику и старшему соработнику служит тот факт, что Уитнесс Ли написал и опубликовал биографию Вочмана Ни, озаглавленную «Вочман Ни: провидец божественного откровения в нынешнем веке». Во вступлении к этой биографии, опубликованной издательством «Живой поток» (США) на английском языке в 1991 г. и издательством «Коллектор библейской книги» (Россия) на русском языке в 1999 г., Уитнесс Ли говорит о своём опытном и испытанном брате Вочмане Ни:

«Поскольку на протяжении двадцати пяти лет я находился в тесном духовном контакте с братом Вочманом Ни и участвовал с ним в одной работе для Господнего восстановления в течение столь длительного времени, я почувствовал заботу написать его биографию, чтобы жизнь и работа такого свидетеля Господа не исчезли для тех, кто будет после него; я хотел сохранить их, как и должно быть, для преподнесения Христа грядущим поколениям согласно Божьему желанию.

Но совсем нелегко написать биографию человека. Может ли написанное о человеке быть его настоящим портретом? Является ли надлежащим то побуждение, в соответствии с которым это написано? Точно ли написанное? Каким будет влияние? Каким будет результат? После долгих рассуждений обо всём этом я принял следующее решение: поскольку я принимал научение, назидание и совершенствование брата Ни и поскольку он был братом, которого я уважал, за которым наблюдал и которого оценивал четверть века, точность написанного мной о нём должна быть гарантирована. Что касается побуждения, Бог, испытывающий сердца, является Судьёй! Что касается влияния и результата, милостивый Господь является благословением. Было приложено много усилий, чтобы избежать лести, преувеличений и человеческого превознесения, а Святой Дух направлял и проверял всё, что было написано. Поэтому я хочу, чтобы этот труд был завершён к отраде Триединого Бога для Его богатого благословения…

Пусть такой раб и свидетель Христа, как брат Ни, по-прежнему говорит и сияет сквозь строки этой несовершенной книги под помазанием Святого Духа для назидания святых и созидания Тела Христова и для славы Того, кого он любил и для кого он жил всю свою жизнь»

У. Ли. Вочман Ни: провидец божественного откровения в нынешнем веке
«Живой поток», Анахайм, 1999, с. 9-10.

Вочман Ни, в свою очередь, осуществлял своё служение на основе опыта, накопленного ищущими христианами в течение многих столетий. Упомянем лишь тот факт, что ещё до 1930 года Вочман Ни собрал более трёх тысяч классических христианских произведений начиная с первого века, среди которых были книги по истории церкви, биографии и автобиографии выдающихся христиан и ключевые статьи и комментарии духовных авторов. Благодаря чтению христианских книг он не только получил духовный свет и жизнь, но и хорошо ознакомился с историей церкви и христианства в западном мире. Он был знаком с книгами Д.М. Пэнтона, Роберта Говетта, Г.Г. Пембера, Джесси Пенн-Льюис, Т. Остин-Спаркса и других, а также с произведениями учителей из среды Братий (The Brethren), таких как Джон Нельсон Дарби, Уильям Келли, Ч.Г. Макинтош, и многих других.

Те, кто видит и принимает библейские истины, раскрытые благодаря служению Вочмана Ни и Уитнесса Ли, в частности христиане в поместных церквях, строят свою христианскую жизнь в соответствии с ними. Эти христиане следуют принципам, а не личностям.

Итак, перейдём теперь к рассмотрению учения Уитнесса Ли и практики поместных церквей, обратив особое внимание на те их стороны, которых касается в своей статье Уолтер Мартин.