Служение Уитнесса Ли и практика церквей

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
ЦЕРКОВЬ

Перейдём к вопросу о церкви. Апостол Павел говорил, что церковь — это тайна Христова (Эф. 4:3). Чтобы более или менее полно раскрыть сущность церкви, необходимо сказать очень многое. Едва ли возможно сделать это в нескольких предложениях. Но в публикации Уолтера Мартина мы видим именно это: автор считает, что трёх коротких абзацев достаточно, чтобы «подвергнуть критическому анализу» взгляд Уитнесса Ли на церковь, изложенный им в десятках книг за многие годы. Очевидно, что такой «критический анализ» нельзя принимать всерьёз. Примечательно, что, пытаясь критиковать взгляд Уитнесса Ли, автор показывает своё неведение в отношении откровения Писаний. Он пишет:

«Уитнесс Ли учит, что церковь, Тело Христово, является Христом и постепенно всё более и более „наполняется“ Богом, пока, в конце концов, окончательно не станет воплощённым Богом, завершив, тем самым, Его первоначальный замысел „войти в человека“».

По мнению Мартина, такая природа церкви является «неслыханной в истории», и он намеревается показать читателям, что «Библии эта природа тоже незнакома». Рассмотрим эти тезисы с точки зрения Библии.

Начнём с утверждения Мартина о том, что Уитнесс Ли учит, что церковь является Христом. Из приводимых Мартином цитат едва ли можно составить какое-либо представление о том, что на самом деле говорит Уитнесс Ли на эту тему, так как здесь, как и в других случаях, Мартин цитирует отдельные короткие высказывания, взятые вне их контекста. Поэтому, чтобы читатель получил истинное представление о взгляде Уитнесса Ли на эту тему, изложим его последовательно и приведём развёрнутые цитаты.

Одним из аспектов откровения Библии о церкви является истина о том, что церковь — это Тело Христово (Эф. 1:22-23). Увидев церковь как Тело Христово, мы сможем понять, какова природа церкви.

Церковь как Тело Христово, состоящее из многих членов — верующих в Христа, — является выражением Христа подобно тому, как тело человека является выражением этого человека. Церковь по отношению к Христу является Телом, и, соответственно, Христос по отношению к церкви является её Главой. Будучи Главой церкви, Тела, Христос соединён с Телом. Как в физическом теле человека голова и тело едины, так и Христос, Глава, и церковь, Его Тело, соединены и поэтому едины. Тело едино с Главой в божественной жизни и в божественном Духе. Таким образом, единство Христа и церкви — это единство Главы и Тела.

«Когда мы говорим, что тело есть выражение, — пишет Уитнесс Ли, — мы должны осознавать, что тело всегда едино с головой по жизни и природе. Наше тело обладает теми же жизнью и природой, что и наша голова. Это указывает на то, что церковь едина с Христом по жизни и природе. Другими словами, с точки зрения жизни и природы Христос есть церковь»

У.Ли. Практическое выражение церкви
«Живой поток», Анахайм, 1997, с. 21.

Это единство можно увидеть из 1 Кор. 12:12. В этом стихе говорится: «Ибо так же как тело одно и имеет много членов, но все члены тела, хотя их много, — это одно тело, так и Христос». Логически рассуждая, Павел должен был бы сказать: «…так и Тело Христово». Но в данном случае имеется в виду совокупный Христос, который включает Самого Христа как Главу и церковь как Его Тело со всеми верующими как членами. Все верующие Христа органически соединены с Ним и составлены из Его жизни и элемента, благодаря чему они становятся Его Телом, организмом, выражающим Его. Таким образом, Он не только Глава, но и Тело. Как наше физическое тело имеет много членов, оставаясь при этом единым, так и этот Христос.

Единство Христа и церкви как Главы и Тела можно увидеть ещё яснее, если рассмотреть его с точки зрения ветхозаветного прообраза — Адама и Евы.

В своём увещевании в Эф. 5:23-32 Павел представляет церковь как пару Христа. Этот аспект церкви раскрывает, что церковь исходит из Христа, как Ева вышла из Адама (Быт. 2:21-22), что она обладает той же самой жизнью и природой, что и Христос, и что она, как Его пара, становится одним с Ним подобно тому, как Ева стала одной плотью с Адамом (Быт. 2:24).

Уитнесс Ли говорит:

«Первая пара в Библии — Адам и Ева — представляют собой важную и законченную картину Христа и церкви. Согласно Книге Бытия, Бог сотворил мужчину и женщину не одновременно и не одинаковым образом. Сначала Бог образовал тело человека из праха земного. Затем Он вдунул в лицо его дыхание жизни, и человек стал душою живою (Быт. 2:7). После того как Бог сотворил человека, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18)… Чтобы произвести такую пару, «навёл Господь Бог на человека крепкий сон» (Быт. 2:21). В то время как Адам спал, Господь взял одно из рёбер Адама и использовал его для построения женщины (Быт. 2:22). По жизни, природе и виду женщина была такой же, как мужчина. Поэтому когда Бог привёл женщину к Адаму, Адам воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Адам понял, что наконец он нашёл свою пару…

…Ева обладала той же жизнью и природой, которой обладал Адам. Это значит, что церковь обладает той же жизнью и природой, что и Христос. Далее, как Ева имела фактически тот же образ, что и Адам, так и церковь имеет тот же образ, что и Христос. Более того, Ева была почти такого же роста, как Адам. Это показывает, что церковь имеет тот же рост, что и Христос.

Вместе Адам и Ева составляли законченное целое. По тому же принципу составляют законченное целое Христос и церковь. Церковь — это вторая половина Христа. Адам и Ева стали одной плотью, а Христос и церковь — один дух (1 Кор. 6:17)»

У.Ли. Жизнеизучение Послания к Ефесянам
«Живой поток», Анахайм, 1996, с. 540-541.

«В Библии существует превосходный прообраз Христа и церкви. Этот прообраз — Адам и Ева. Строго говоря, Бог не творил мужчину и женщину; Он сотворил только мужчину. Как же появилась на свет женщина? Жена была просто частью мужа. Бог усыпил Адама, рассёк ему бок и вынул ребро. Это была часть Адама, и эта часть стала его женой.

Чем же тогда является Ева? Она лишь часть Адама. Следовательно, если вы скажете, что Адам есть Ева, потому что Ева есть часть Адама, это будет совершенно правильно. Из Эф. 5 все мы знаем, что они были прообразом. Христос был последним Адамом, и Бог усыпил Его на кресте. Его бок был пронзён, и оттуда истекли кровь и вода (Ин. 19:34). Кровь означает искупление, а вода — жизнь. И то и другое необходимо, чтобы произвести духовную Еву, духовную невесту, которой является церковь.

Нам необходимо это видение и это откровение, чтобы увидеть, что такое церковь. Церковь — это просто пара Христа. Церковь — это часть Христа, «произведение» Христа. Она — то, что вышло из Христа, нечто произведённое от Христа, часть Христа. Тело никогда не может быть отделено от Главы. У полноценного человека есть и голова, и тело.

Сегодня церковь — это просто Тело для Христа, Тело, которое произведено из Христа, и Тело, которое является частью Христа»

У.Ли. Практическое выражение церкви
«Живой поток», Анахайм, 1997, с. 21-22.

Итак, мы видим, что Библия со всей очевидностью показывает единство Христа и церкви по жизни и природе. Не видеть этого единства могут только те, кто не знаком со Словом Божьим.

Не менее ясно Библия показывает, что церковь как Тело Христово является полнотой Христа — совокупным сосудом, вмещающим всё богатство Христа (Эф. 3:8) и выражающим Христа. В Эф. 1:23 говорится, что церковь «есть Его Тело, полнота Того, кто наполняет всё во всём». Это показывает, что Тело является полнотой, а полнота является Телом. Тело Христово — это полнота Христа.

Наслаждаясь богатством Христа, верующие становятся Его полнотой, которая выражает Его.

Уитнесс Ли говорит:

«В Эф. 3:8 Павел сказал: «Мне, менее чем наименьшему из всех святых, была дана эта благодать, чтобы благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово». Павел проповедовал неисследимое богатство Христово, для того чтобы появилась церковь. Церковь возникает из богатства Христова. Наряду с термином «неисследимое богатство Христово» в Послании к эфесянам упоминается «полнота Того, кто наполняет всё во всём» (Эф. 1:23)… Богатство Христово включает в себя все аспекты того, чем является Христос: жизнь, свет, святость, праведность и многое другое. Это богатство Христово, которым мы непрерывно наслаждаемся. Полнота Христова — это церковь, Тело, итог наслаждения богатством Христовым. Богатство Христово до некоторой степени объективно, но Христовой полнотой являемся мы сами. В своём природном человеке мы не являемся Христовой полнотой. Однако наслаждаясь богатством преобразовывающего Христа, мы становимся Христовой полнотой…

Будучи сегодня Телом Христовым, церковь является Христовой полнотой. Эта полнота возникает из нашего наслаждения богатством Христовым»

У.Ли. Обучение для молодёжи
«Живой поток», Анахайм, 1999, с. 170-171.

Эта полнота является полнотой Того, кто наполняет всё во всём. Христос, бесконечный, ничем не ограниченный Бог, настолько велик, что наполняет всё во всём. Такому великому Христу нужно Тело, которое было бы Его полнотой и полностью выражало бы Его.

Уитнесс Ли говорит:

«Хотя первая и вторая главы Послания к эфесянам дают определение церкви, это определение всё же неполно. Нам нужна третья глава, показывающая, что церковь органически и метаболически составляется богатством живого Христа. Только с третьей главы церковь действительно появляется на практике. Как мы видели, в этой главе церковь возникает как выражение Бога, то есть как сама полнота Бога. Именно в этом месте Павел может провозгласить высокую хвалу, славословие: «Ему слава в церкви» [Эф. 3:21]. Теперь, когда церковь появилась на практике, Христос может быть прославлен в церкви. Такая церковь — не просто собрание Божьего вызванного народа; это действительная полнота Божья»

У.Ли. Жизнеизучение Послания к Ефесянам, т. 2
«Живой поток», Анахайм, 1996, с. 354-355.

«Церковь сегодня должна быть полнотой Бога совокупно. В церкви Бог выражен не через одного отдельного человека; Он выражен совокупно через Тело, через верующих, которые вместе наполнились до краёв богатством Христа. Следовательно, полнота Бога воплощена в церкви. Церковь как средоточие полноты Божьей является выражением Триединого Бога»

У.Ли. Жизнеизучение Послания к Ефесянам, т. 2
«Живой поток», Анахайм, 1996, с. 357.

Церковь как Тело, полнота Христа, является выражением того вселенского Христа, который наполняет всё во всём. В Эф. 1:23 наполняемое Христом «всё во всём» — это нечто вселенское. В Эф. 3:18 говорится: «…постигнуть со всеми святыми, чт€о есть ширина, длина, высота и глубина». Христос неограничен. Размеры вселенной — это на самом деле размеры Христа. Насколько длинна длина? Насколько высока высота? Насколько глубока глубина? Насколько широка широта? Этого никто не может сказать. Размеры Христа в Эф. 3:18 неисследимы и неограниченны. Эти размеры являются описанием Христа.

Христос наполняет всё во всём, и мы, церковь, наслаждаясь Его богатством, в конечном итоге становимся Его полнотой. Если бы у человека была только голова без тела, у него не было бы полноты. Эта полнота является его выражением. Библия показывает, что церковь как Тело Христово является полнотой Христа, Его выражением.

Кроме того, Библия показывает более конкретно, каким образом церковь становится полнотой Христа. Глубинный рост церкви происходит посредством роста Бога в верующих (Кол. 2:19).
Уитнесс Ли говорит:

«В [Кол.] 2:19 Павел пишет, что Тело «растёт ростом Божьим». Сам Бог расти не может, потому что Он вечно совершенен и полон. Расти нужно Телу — расти за счёт Божьего роста в нас, то есть за счёт увеличения в нас Бога. Чем больше в нас становится Бога, тем больше мы растём. Вот что значит расти Божьим ростом.

Чтобы расти, любому живому организму нужен какой-то элемент, который вызывал бы его рост. У нас должно быть что-то, благодаря чему и за счёт чего мы могли бы расти… Духовный рост осуществляется путём добавления в нас Бога. Иначе говоря, мы растём за счёт прироста, увеличения Бога в нас, потому что в нашем существе становится больше Бога…
За счёт чего растёт Тело?.. Тело растёт за счёт Божьего роста. Мы растём за счёт того, что в нас становится больше Бога. Сам Бог совершенен и полон, но Он ещё должен увеличиться в нас…
Читая 2:19, нужно осознавать, что слово «Бог» — это не просто термин, а Сам Бог — это не просто объект нашего поклонения. Бог богат всем. Он богат славой и всеми божественными качествами. Он богат любовью, добротой, милостью, светом, жизнью, силой и крепостью. О, Божье богатство бесконечно! Сейчас этот богатый Бог добавляет Себя в нас. Это подразумевается в словах «растёт ростом Божьим». Божье богатство — это то вещество, тот материал, за счёт которого мы растём»

У.Ли. Жизнеизучение Послания к Колоссянам, т. 3
«Живой поток», Анахайм, 1996, с. 542-543.

«В [Эф.] 3:19 апостол Павел говорит: «Чтобы вам наполниться ко всей полноте Божьей»… Вся Божья полнота обитает в Христе (Кол. 1:19; 2:9). Благодаря тому, что Христос обитает в нас, Он непрерывно вкладывает в наше существо сам элемент Бога. Мы можем наполниться Богом до такой степени и можем достигнуть такого уровня, что наполнимся ко всей полноте Божьей. Так мы исполняем Божье намерение, состоящее в том, чтобы церковь была выражением Бога»

У.Ли. Жизнеизучение Послания к Ефесянам, т. 2
«Живой поток», Анахайм, 1996, с. 349.

«Божий рост в нас ведёт к нашей зрелости в божественной жизни (Кол. 1:28; Эф. 4:13б). Когда мы растём, мы зреем до тех пор, пока не достигнем меры роста полноты Христа (Эф. 4:13в). Полнота Христа — это органическое Тело Христово (Эф. 1:23); следовательно, мера роста полноты Христа — это мера роста Тела Христова. Христос наполняет всё во всём, и Ему необходимо великое Тело как Его полнота. У Тела Христова, то есть выражения Христа, есть рост, а у этого роста есть мера. Церковь растёт ростом Божьим, пока не достигнет зрелости. Достигнув зрелости, она достигает меры роста полноты Христа (Эф. 4:13). К этому времени церковь в полной мере будет выражением Христа. Это будет наивысшим пиком роста церкви»

У.Ли. Органическое созидание церкви как Тела Христова, чтобы ей быть организмом приготовленного и раздающего Себя Триединого Бога
«Живой поток», Анахайм, 1993, с. 38-39.

В свете этого откровения Библии очевидна несостоятельность утверждения Уолтера Мартина о том, что «человек никогда не может стать Богом или частью Бога» и что Бог «никогда не станет одной с нами природы». Однако необходимо сделать одно существенное уточнение. Важно видеть, что слияние Бога и человека, выражением которого является церковь как Тело Христово, не означает, что человек становится Богом в Его божественном достоинстве или в качестве объекта поклонения. Библия показывает, что человек разделяет с Богом лишь Его жизнь и природу (Ин. 3:3, 6; 1 Ин. 5:11-12; 2 Пет. 1:4), но не Его божество. Уитнесс Ли неоднократно подчёркивал это. Приведём несколько цитат:

«Когда мы говорим, что мы едины с Богом, мы не имеем в виду, что мы становимся личностью Бога. Это всё равно что делать себя объектом поклонения, и это следует осудить как богохульство»

У.Ли. Переживание и рост в жизни
«Живой поток», Анахайм, 1995, с. 270.

«Мы должны знать, что, хотя мы рождаемся от Бога и получаем Божью жизнь, становясь детьми Бога, Его домом и Его семьёй, мы не получаем доли ни в Его всевластии, ни в Его личности и не можем быть, как Бог, объектом поклонения»

W.Lee. A Deeper Study of the Divine Dispensing
Living Stream Ministry, Anaheim, 1990, p. 53.

«Когда мы говорим, что сливаемся с Богом, это не означает, что мы становимся Богом в Его Божестве и что мы достойны быть объектом поклонения людей. Это верх богохульства и это в высшей степени ересь»У.Ли. Божье новозаветное домостроительство.

«Живой поток»
Анахайм, 1995, с . 503.

«Некоторые из отцов церкви использовали термин «обожение» для описания того факта, что мы сливаемся с Богом и что мы причастники Божьей жизни и природы. Но когда вы используете слово «обоженный», имея в виду, что вы сделались Богом в Его Божестве, став объектом поклонения, то это ересь. С другой стороны, если вы подразумеваете, что через возрождение вы получили Божью жизнь и природу и что теперь вы сын Бога, то это абсолютно правомерно и соответствует Библии»У.Ли. Божье новозаветное домостроительство.

«Живой поток»
Анахайм, 1995, с . 503.

Как мы видим, истина Библии требует глубокого и уравновешенного подхода. Недостаточно видеть лишь какую-то одну сторону откровения Библии и недостаточно понимать лишь поверхностный смысл этого откровения. Мы можем констатировать, что в этом, как и во всех рассмотренных выше случаях, подход Уолтера Мартина к истине не отличается ни глубиной, ни равновесием. Отсюда неспособность Мартина увидеть истинный смысл того, что говорит Уитнесс Ли. Мартин пытается обвинять поместные церкви в том, что они «хитро извращают истину», однако это обвинение лишь свидетельствует о духовной слепоте самого автора.