О Уитнессе Ли и поместных церквях (2)

ГЛАВА ВТОРАЯ
ДВА ПРИМЕРА ЗАБЛУЖДЕНИЯ
 В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ

I. НАЗВАНИЕ

А. Дворкин пытается высмеивать тот факт, что поместные церкви используют слово «церковь», не прибавляя к нему каких-либо определений (например, «баптистская», «православная», «католическая»). Он совершенно игнорирует то, что в Новом Завете слово «церковь» никогда не имеет при себе подобного определения-названия. Пытаясь «разоблачить» поместные церкви с этой точки зрения (с. 325), автор впадает в противоречие в своих аргументах.

«По определению Уитнесса Ли, — пишет он, — в каждом городе может быть только одна истинная церковь». Но в следующим же предложении он пишет, что это «раннехристианский принцип — в каждом городе есть только одна истинная церковь».

Получается, что с одной стороны, это, вроде бы, «определение Уитнесса Ли», но с другой стороны — «раннехристианский принцип». Если заглянуть в Библию, то станет ясно, что это действительно раннехристианский принцип: в Новом Завете ясно показано, что в одном городе есть только одна церковь.

Этот принцип видели и подтверждали многие исследователи Библии на протяжении столетий. Приведем несколько цитат.

«В апостольские времена и в последующие поколения в одном городе было только одно собрание, каким бы большим ни был этот город. Единая организация собрания сохранялась даже там, где членов было так много и они были так сильно рассеяны, что им требовались разные места поклонения и разные пастыри» (Преподобный Франклин Вайднер)2.

«Антиохия, откуда началось распространение христианства среди язычников, имела свою поместную церковь, и в ходе миссионерских путешествий Павла в каждом городе, который он посещал, появлялась церковь. Как в Фессалонике, так и в Коринфе была своя «церковь»; в Галатии же, поскольку это была провинция, было несколько церквей… Каждое собрание должно было быть церковью в миниатюре, представляющей Единое Тело в своей местности. Сама Церковь во всех местностях должна была оставаться одной и той же, поскольку у нее был один Глава и один Дух» (Генри Барклэй Суит)3.

«Нигде в Новом Завете мы не видим более одной церкви в каком-либо городе. Новый Завет не рассматривает Церковь, разделенную на несколько независимых организаций на одной территории» (Чарльз Бриггз)4.

«Как будет называться церковь, когда единство будет законченным? В Книге дается несколько названий, но чаще всего это просто «церковь». Таким образом, чтобы полностью соответствовать Писанию и избегать примыкания к какой-либо деноминации, почему бы не называть ее просто и по Писанию — «церковь в вашем городе?» (Норрис Джейкоб Ризонер)5.

«…Единицей церковного устройства в посланиях Павла является церковь какого-либо города… Поэтому мы читаем: «Павел… церкви фессалоникийцев», «Павел… церкви… находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии». …Апостол никогда не говорит о церквях какого-либо города… Нигде не идет речь о «церквях» Коринфа или Фессалоники, или Филипп, или Рима… С другой стороны, мы видим частые упоминания о церквях той или иной провинции, потому что в каждом городе провинции есть своя церковь… Павел говорит о «церквях Галатийских», о «церквях из язычников» и о «всех церквях Христовых». …Таким образом, для Павла поместная церковь — это «церковь Божья» и «церковь Христова». …На поместную законченность этих городов-общин указывает не только то, как Павел говорит о церкви того или иного города и о церквях той или иной провинции, но и требование поместного единства…» (Уильям Моран)6.

«Какими были церкви, или собрания? Они были поместными. Апостол мог сказать: «Церкви Божьей, находящейся в Коринфе». Она представляла все единство тела в этом городе. «Вы — тело Христово, а порознь — члены». Двух тел Христовых, представленных в одном городе, быть не может… Все Писание ясно показывает, что в городе было одно собрание — Божье собрание… Поместное собрание представляло все собрание Божье в целом, как ясно показано в Первом послании к Коринфянам» (Джон Нельсон Дарби)7.

«Мы видим, что, хотя в высказываниях как Самого Христа, так и апостолов обо всей общности учеников, или христиан, везде говорится как о «Церкви», в то же время авторы апостольского периода говорят о христианах в той или иной стране как о «Церквях» в этой стране. Но всякий раз, когда они описывают общность христиан в отдельно взятом городе — даже в Иерусалиме, где вскоре после дня Пятидесятницы насчитывалось пять тысяч учеников, — всегда говорится о «Церкви» и никогда не говорится о «Церквях» в этом городе. Использование единственного числа указывает на эту общую совокупную жизнь христиан, живущих в одном городе…» (Генри Коттерилл)8.

Соответственно, в Новом Завете нет «истинных церквей» в противоположность «неистинным», и уж тем более нет «сектантских церквей» в противоположность «христианским», а есть просто одна, единая церковь, объединяющая всех христиан в городе.

Христиане в поместных церквях намеренно отказываются от каких-либо названий, кроме слова «церковь». Такая позиция основана на принципе, показанном в Библии. Каждый раз, когда в Новом Завете упоминается та или иная церковь, о ней говорится лишь как о церкви в том или ином городе (например, церковь в Иерусалиме (Деян. 8:1) церковь в Антиохии (13:1) и т.д.) — никакого особого, индивидуального названия ни одна церковь в Новом Завете не имеет. Соответственно, неверно говорить, что христиане из поместных церквей «скрывают свое название». И так же неверно говорить, что, например, «церковь в Москве» — это их название или что есть некая «церковь Уитнесса Ли», как пишет А. Дворкин. Если они говорят: «Мы просто христиане», то тем самым лишь подтверждают, что рассматривают себя в неразрывном единстве со всеми остальными христианами — членами Тела Христова — на основании общей веры в Иисуса Христа независимо от того, какие названия присваивают себе другие верующие во Христа.

Конечно, христиане в поместных церквях используют словосочетание «поместная церковь», но не в качестве названия с заглавной буквы, а в качестве описания. В городе может быть, например, местный городской совет, и точно так же в нем может быть местная (поместная) церковь. Таким образом, «церковь в Москве» — это не название, а описание, и с заглавной буквы должно писаться только слово «Москва», но не слово «церковь». Такова была практика всех христиан в Новом Завете.

Однако сам этот принцип не является критерием истинности христиан: истинность христианина определяется его верой в Иисуса Христа, а не его отношением к вопросу о церкви. Христиане в поместных церквях отнюдь не считают, что только они — истинные, а все остальные — не истинные. Ни Уитнесс Ли, ни поместные церкви никогда не учили тому, что необходимо быть членом какой-то определенной церкви, для того чтобы быть истинным христианином. В Новом Завете есть целый ряд стихов, определяющих необходимые требования для того, чтобы быть истинным христианином. Основополагающее требование ясно показано в Ин. 1:12-13: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Ключевые понятия — это «верить» и «принять». Если человек уверовал в имя Иисуса Христа и принял Его, то он родился от Бога и стал чадом Божьим. Это и есть главное требование для того, чтобы считаться истинным христианином.

Разумеется, истинные, возрожденные верующие есть в любой деноминации — будь то Католическая церковь, Православная церковь или протестантские церкви. Однако, давая своим церквям те или иные названия, верующие в деноминациях, как это ни печально, производят разделения среди христиан. Такая практика полностью противоречит Божьему слову в Отк. 3:8, где Господь хвалит церковь в Филадельфии, говоря: «Ты… не отрекся имени Моего». Если церковь присваивает себе какое-либо название, становясь деноминацией со своим собственным «именем», она отрекается от имени Господа. Церковь должна быть «чистой девой» (2 Кор. 11:2), обрученной одному лишь Христу, и не должна присваивать себе никаких других имен, кроме имени своего Мужа. Одним из самых разительных признаков деградации среди деноминаций является тот факт, что они присваивают себе другие имена помимо имени Христа.

II. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ

В своей книге А. Дворкин вводит принципиально неверный тезис о том, что поместные церкви — это «церковь Уитнесса Ли» (с. 325, 326) и что Уитнесс Ли является ее «главой» (с. 322). Сразу отметим, что сам Уитнесс Ли ни в одной из своих книг, изданных за более чем сорок лет, не говорит, что поместные церкви — это «его церковь» и что он является «ее главой». Давая поместным церквям название «„Поместная церковь“ Уитнесса Ли», автор «Введения в сектоведение» в очередной раз обнаруживает неосведомленность о предмете своего исследования.

Поместные церкви не имеют иерархии. Руководство каждой поместной церковью осуществляется группой старейшин; при этом все церкви равны с точки зрения своей ответственности перед Господом и ни одна церковь не является «вышестоящей» по отношению к какой-либо другой. Христиане в поместных церквях подчиняются непосредственно Христу как своему единственному Главе, и никакого другого «главы» ни у отдельно взятой поместной церкви, ни у всей совокупности их быть не может.

А. Управление является поместным

Вот что говорит по этому поводу Уитнесс Ли:

«Управление поместной церковью не должно быть подконтрольно какой бы то ни было высшей церкви. Среди поместных церквей нет центра; нет высшей церкви или низшей церкви; нет архиепископа над епископами и епископа над старейшинами. Все поместные церкви — на одном и том же уровне, и все старейшины, как блюстители, тоже на одном и том же уровне; и каждое старейшинство управляет только своей поместной церковью»9.

Б. Все поместные церкви равны
и находятся на одном уровне в своем управлении, подчиняясь единому главе — Христу

«Управление каждой поместной церковью отделено от управления всеми другими поместными церквями, — говорит Уитнесс Ли. — Более того, управление всех поместных церквей осуществляется по принципу равноценности. Что касается управления, то ни одна церковь не стоит выше или ниже других церквей… На вершине есть только один престол, престол Главы, Христа, на небесах. Только Глава на престоле. Под Главой все церкви на одном и том же уровне»10.

В. Старейшины являются не господами, а образцами

Относительно старейшинства в поместных церквях Уитнесс Ли говорит:

«Старейшины не должны господствовать над верующими. Напротив, они должны быть образцом, примером, ведущими за собой в любви к Господу, стремлении за истиной, росте в жизни и служении в церкви (Мф. 20:25-28; 1 Пет. 5:1-3). Они не должны думать, что, будучи старейшинами, они являются правителями над верующими. Такое представление неправильно. В Мф. 23:8-12 Господь Иисус сказал нам, что все верующие находятся на одном уровне. Мы все братья, включая старейшин. Среди нас не должно быть господина, кроме Господа. У нас только один Господь и только один Предводитель. Этот единственный Предводитель, Господь Иисус, — наш Проводник, наш Наставник и наш Начальник. Старейшины не являются господами, которые управляют верующими; все старейшины — лишь братья. Они должны ставить себя в качестве образца, примера, чтобы вести за собой в любви к Господу, стремлении за истиной, росте в жизни, благовествовании и служении в церквях. Это правильный путь»11.

Г. Церковь — это церковь Божья

Что такое церковь?

«Церковь является церковью Божьей (1 Кор. 10:32), избранной и предопределенной Богом Отцом (Еф. 1:3-6), искупленной Богом Сыном (Еф. 1:7-12) и запечатленной Богом Духом (Еф. 1:13-14)»12.

Д. Церковь искуплена Богом
и передана старейшинам как Божья собственность,
чтобы они заботились о ней

Наконец, в отношении церкви и ее управлени~ Уитнесс Ли отмечает, что

«…церковь — предмет Божьей любви. Как таковую, Бог приобрел, то есть искупил, ее Своей собственной кровью (Деян. 20:28). Кровь, пролитая Иисусом на кресте, была собственной кровью Бога. Бог пролил Свою собственную кровь, чтобы заплатить за церковь и тем самым искупить ее… Церковь — это также стадо Божье как Божья собственность, выделенная старейшинам, чтобы они заботились о ней (1 Пет. 5:2-3). Поместные церкви являются стадом Бога, Его собственностью, Его наследием. Он выделил это наследие старейшинам, которые являются попечителями. Божья собственность передана старейшинам, чтобы они заботились о ней»13.

Е. Место Уитнесса Ли в поместных церквях —
Господень слуга, служащий всем братьям

Какое место занимает Уитнесс Ли в поместных церквях? На протяжении нескольких десятков лет он занимался исследованием Библии, проповедуя раскрытое в Писаниях Божье домостроительство — замысел Бога в отношении человека и в отношении церкви. Те, кто видит и принимает эти библейские истины, строят свою христианскую жизнь в соответствии с ними. Эти христиане следуют принципам, а не личности.

Собственно говоря, сами эти принципы исключают превознесение какой бы то ни было личности — все служение Уитнесса Ли было всегда сосредоточено на Христе как на центре Божьего домостроительства. Проповедуя, что Христос является Главой церкви, Уитнесс Ли, разумеется, не мог одновременно учить, что главой является он сам. Проповедуя, что церковь принадлежит Богу, он не мог учить, что есть «его церковь», «церковь Уитнесса Ли».

Служение Уитнесса Ли было и остается источником духовного озарения для многих христиан. Те, кто хочет глубже узнать Библию и жить согласно Библии, слушают выступления Уитнесса Ли и читают его книги, принимая их настолько, насколько они соответствуют их духовному уровню, и применяют на практике те библейские принципы, которые раскрывает Уитнесс Ли, в том числе принципы церковной жизни. Но при этом сам Уитнесс Ли никогда не присваивал себе роль руководителя или начальника над кем-либо.

«В церкви никто не должен господствовать. В Мф. 20:25-28; 23:8-11 и в 1 Пет. 5:1-3, 5 говорится, что правители народов господствуют над людьми, но в церкви нет господства. У нас есть господство, но это господство Самого Господа. Никто в церкви, какая бы ответственность на него ни была возложена и сколько бы жизни он ни нес святым, сколько бы благодати Божьей ни было дано ему для созидания поместных церквей, — никто не должен господствовать над другими. Мы все — братья (Мф. 23:8)… У нас нет никаких классов в церковной жизни. У нас есть только один класс — братья. Высших и низших классов нет. Я повторяю: человек может быть очень полезным для Господа, полным присутствия Господа, жизни Господа, силы Господа и даже власти Господа, но он ни в коем случае не должен господствовать над другими. Господствовать над кем-либо — это ужасно. Господь Иисус сказал: «А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). Больший в поместных церквях — это тот, который является слугой всем братьям. Мы не господствуем, но у нас есть добровольное рабство. Мы никем не порабощены, но мы хотим быть рабами каждому. Это чудесно, и это и есть церковная жизнь. У нас нет никакого человеческого хозяина (Мф. 23:8). У нас есть только один божественный хозяин — Господь Иисус»14.

Высшим авторитетом для самого Уитнесса Ли всегда была лишь Библия, и верующих он всегда призывал лишь к одному — изучать Слово Божье и принимать его в качестве высшего авторитета в своей христианской жизни. Свидетельством этого может быть тот факт, что за 21 год, с 1974 по 1995, Уитнесс Ли издал комментарии к каждой из 66 книг Библии. Тезисы А. Дворкина о том, что Уитнесс Ли является «верховным главнокомандующим» поместных церквей (с. 322) и что структура поместных церквей «откровенно тоталитарная» (с. 323), никак сюда не вписываются.