О Уитнессе Ли и поместных церквях (2)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРАКТИКИ:
МОЛИТВОЧТЕНИЕ И ПРИЗЫВАНИЕ
 ИМЕНИ ГОСПОДА

Молитвочтение и призывание имени Господа — две превосходные «жизненные практики», раскрытые в Библии. Молитвочтение связано с божественным Духом в Библии. Призывание имени Господа связано с божественным Духом, который стал обитать в нашем человеческом духе. Божественный Дух, или Дух Божий, который также есть Дух Христов (Рим. 8:9), — это «Дух жизни» (Рим. 8:2) и животворящий Дух (1 Кор. 15:45б). Дух Божий и Христов — это «Дух жизни», и это значит, что природой и сущностью Духа является жизнь. Дух Божий и Христов — это также животворящий Дух, и это значит, что те, кто соприкасается с Ним, получают приток жизни.

Господь Иисус сказал, что Он пришел для того, чтобы Его верующие «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10б). Он также сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48) и «Ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51б).

ЧИТАТЬ МОЛИТВЕННО —
ПРИНИМАТЬ ГОСПОДА КАК ДУХА В СЛОВЕ

Вопрос в том, что представляет собой этот хлеб жизни и как его есть? Отвечая на этот вопрос, Господь сказал: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Это ясное слово из уст Самого Господа показывает, что лучший способ есть хлеб жизни — это соприкасаться со Словом Божьим не ради знания, а ради жизни, потому что сущность Слова — это Дух и жизнь.

ПРИЗЫВАТЬ ИМЯ ГОСПОДА — ПИТЬ ГОСПОДА

В 1 Кор. 12:13 говорится: «…все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом». Креститься Духом означает погрузиться в Духа, а пить Духа означает принимать Духа внутрь себя.

«Для этого нам нужно постоянно призывать Господа и в радости черпать воду из Него как источника живой воды (Ис. 12:3-4; Ин. 4:10, 14)»24.

Осуждать практику призывания имени Господа  — значит показывать незнание Слова Божьего, где много говорится об этой практике. Более того, это означает лишать себя той пользы, которую приносит одна из лучших «жизненных практик», раскрытых в Библии, и препятствовать другим в получении этой пользы.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА:
 ПРИЗЫВАНИЕ ИМЕНИ ГОСПОДА

Христиане в поместных церквях действительно практикуют призывание имени Господа. Однако сразу же уточним, что эта практика не имеет никакого отношения к восточным мантрам, как ложно утверждает А. Дворкин. Сам Уитнесс Ли никогда не говорил об этой практике как о «мантре» вопреки тому, что пишет А. Дворкин на с. 328*.

Призывание имени Господа в Ветхом Завете

Обратим внимание на содержащийся в Библии солидный перечень известных людей, призывавших имя Господа. Призывать имя Господа люди начали еще во времена Еноса, в третьем поколении человечества, в Быт. 4:26 («У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа»). Призывать имя Господа продолжали многие другие ветхозаветные святые, такие как Иов (Иов. 12:4; 27:10), Авраам (Быт. 12:8; 13:4; 21:33), Исаак (Быт. 26:25), Моисей и дети Израиля (Втор. 4:7), Самсон (Суд. 15:18; 16:28), Самуил (1 Цар. 12:18; Пс. 98:6), Давид (2 Цар. 22:4, 7; 1 Пар. 16:8; 21:26; Пс. 13:4; 16:6; 17:4, 7; 30:18; 54:17; 85:5, 7; 104:1; 114:4; 115:4, 8; 117:5; 144:18), псалмопевец Асаф (Пс. 79:19), псалмопевец Еман (Пс. 87:10), Илия (3 Цар. 18:24), Исайя (Ис. 12:4), Иеремия (Плач. 3:55, 57) и другие (Пс. 98:6); все они практиковали это в ветхозаветном веке.

Исайя велел ищущим Бога призывать Его (Ис. 55:6). Даже язычники знали, что израильские пророки имели обыкновение призывать Божье имя (Ион. 1:6; 4 Цар. 5:11). Язычник, воздвигнутый Богом от севера, также призывал Его имя (Ис. 41:25). Это заповедь Бога (Пс. 49:15; Иер. 29:12) и Его желание (Пс. 90:15; Соф. 3:9; Зах. 13:9) — чтобы Его народ призывал Его. Это возможность с радостью пить из источника Божьего спасения (Ис. 12:3-4) и с наслаждением находить отраду в Боге (Иов. 27:10), т.е. наслаждаться Им. Поэтому Божий народ должен призывать Его каждый день (Пс. 85:3).

Призывание имени Господа в Новом Завете

Каким было свидетельство ранних христиан? Это были люди, призывающие имя Господа. В Деян. 9:14 показано, что Павел до своего обращения преследовал всех призывающих имя Господа. Ему была дана власть от первосвященников связывать всех призывающих Его имя. Это означает, что все ранние святые постоянно призывали Иисуса. Их призывание имени Господа было знаком, меткой, того, что они христиане. Когда Стефана побивали камнями, он призывал Господа (Деян. 7:59). В 1 Кор. 1:2 показано, что ранние христиане призывали имя Господа везде: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». После того как Павел уверовал в Господа Иисуса, Анания велел ему креститься, призвав имя Господа (Деян. 22:16). Из того, что Павел говорит Тимофею во 2 Тим. 2:22 («…держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца»), становится ясно, что в ранние дни все ищущие Господа практиковали такое призывание. Несомненно, сам Павел практиковал его, поскольку он велел и своему молодому соработнику Тимофею делать это. Библия говорит, что Господь богат для всех призывающих Его (Рим. 10:12). В брошюре «Призывание имени Господа» Уитнесс Ли пишет:

«Если я зову человека по имени и он реален, жив и присутствует здесь, то он придет ко мне. Господь Иисус реален, жив и присутствует здесь! Он всегда доступен. Каждый раз, когда мы призываем Его, Он приходит… Лучший способ испытать Его присутствие со всеми Его богатствами — призывать Его имя»25.

ВТОРАЯ ПРАКТИКА: 
МОЛИТВОЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖЬЕГО

Молитвенное чтение Божьего Слова — еще одна «жизненная практика», которую высмеивает автор «Введения в сектоведение». Печально, что те самые практики, которым учит Библия и которые могут помочь верующим касаться Бога и расти в божественной жизни, превращаются в объект презрительных насмешек.

Молитвочтение основано на практике питания
 Словом Божьим

Христиане в поместных церквях действительно используют для своих молитв текст Библии. Они не стыдятся этого; напротив, они благодарны Богу за то, что Он открыл такую практику в Своем Святом Слове. Эта практика называется молитвенным чтением (молитвочтением). В основе этой практики лежит принцип питания Словом Божьим. Господь Иисус говорит о Слове Божьем как о духовной пище: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Всякое слово, которое исходит из уст Божьих, — это духовная пища, насыщающая нас. Петр говорит о Слове Божьем как о молоке: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;  ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:2-3). Один из способов принимать Слово как духовную пищу, — молиться Словом, читать Библию, обращая ее слова в молитву. В этом заключается основной смысл молитвочтения.

Библия — это «молитвенник»

В брошюре «Молитвочтение Слова» Уитнесс Ли пишет:
«Молитесь словами Библии точно так, как они написаны. В конечном итоге вы увидите, что вся Библия — это молитвенник! Можно открыть любую страницу Библии и начать молиться любым отрывком Слова. Библия — это Книга с большой буквы, Святая Книга. Каждое слово, которое исходит из уст Божьих, отличается от всего, даже самого лучшего в мире. В мире существуют лишь слова людей, Библия же содержит Слово Божье! Каждое слово в этой Книге есть Слово Божье. Хотя, возможно, вы не понимаете какой-либо отрывок, все же вы, молитвенно читая его, насыщаетесь, потому что в Его Слове воистину есть нечто от Бога; Слово Божье есть само Его дыхание… Надо молитвенно читать Слово. Тогда в конце концов вы действительно поймете его»26.

Писание — это само дыхание Бога

А. Дворкин называет молитвочтение «способом контролирования сознания» (с. 329). Интересно, кто же контролирует сознание верующего, когда он, читая Библию, обращается к Господу в молитве? А. Дворкин также обвиняет Уитнесса Ли в идолопоклонстве, то есть в том, что он подменяет Христа Писанием. Здесь автор «Введения в сектоведение» в очередной раз искажает высказывания Уитнесса Ли, излагая их своими словами в свете своего искаженного понимания. Прочитаем, что на самом деле сказал Уитнесс Ли о природе Писаний в том отрывке, на который ссылается А. Дворкин:

«Какова природа Божьего Слова? Не что такое Божье Слово, а какова его природа?  Легко понять и легко сказать, что Божье Слово — это Его откровение. В этом сомнений нет, но какова его природа?.. Ответ находится во Втором послании к Тимофею 3:16: «Все Писание богодухновенно»… Все Писание — это Божье дыхание, а мы знаем, что Бог есть Дух. Дух — это Божья суть и сама Его природа… Поскольку Слово — это дыхание Божье, а Бог есть Дух, то все, выдыхаемое Богом, — это Дух! Так что суть или природа Божьего Слова — это Дух. Не просто мысли, откровения, учения или доктрины, а Дух… Теперь мы понимаем, почему Господь Иисус сказал, что слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь (Ин. 6:63)…

Нужно понимать, что все, исходящее из уст Божьих, является частью Его божественного дыхания. А каждая частица Божьего дыхания является частью Самого Бога. Таково Слово Божье. Независимо от того, чему оно учит, что говорит или раскрывает, оно является самой сутью Бога. Поэтому, прикасаясь к Слову Божьему, нужно прикасаться не только к мыслям, откровениям, учениям или доктринам Божьим, но к Самому Богу…»27.

Молитвочтение — не поклонение Писанию,
а поклонение Богу как Источнику Писаний

Очевидно, что та логическая цепочка, которую выстраивает А. Дворкин, приписывая ее Уитнессу Ли («Писание — это Дух Бога; значит, Писание — это Сам Бог; значит, Писание — это Сам Христос. Перед вами лежит Писание — перед вами лежит Сам Христос»)*, представляет собой некую пародию на то, что Уитнесс Ли говорит в действительности.

Ясно, что Уитнесс Ли говорит не о Писании как о книге в переплете с напечатанным типографским способом текстом, а о Писании как о Слове, вдохновленном Богом, подчеркивая при этом, что он рассматривает природу Божьего Слова.

Ясно также, что Уитнесс Ли говорит не о поклонении Писанию, а о поклонении Богу через Его Слово, заключенное в Писании. Отметим также, что Уитнесс Ли недвусмысленно подчеркивает, что Библия и Христос — не одно и то же:

«…Сама Библия — это не Христос. Христос, живая и замечательная Личность, есть средоточие Бога. Мы не должны позволить, чтобы что-то занимало место Христа… Мы благодарим Господа за дары, силу, учения и особенно за Святое Слово. Но больше всего мы благодарим Бога за Его Сына — Господа Иисуса Христа. Намерение Бога — вернуть нас ко Христу ото всего, что заменило Его и отвлекло нас от Него»28.

«Когда мы приходим к Слову, нам следует также приходить к Богу. Это, однако, не значит, что мы считаем Библию Самим Богом. Но нам не следует отделять Бога от Его Слова, так как Бог воплощен в Слове… Многие из нас могут засвидетельствовать из своего опыта, что, когда мы приходим к Библии и открываем себя, мы касаемся Бога и Бог действует внутри нас»29.

Приведем еще несколько высказываний Уитнесса Ли:

«Господь Иисус сказал, что слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь (Ин. 6:63). Можем ли мы себе представить, что Библия как Слово Божье есть Дух? Это не просто слова черным по белому; это что-то более высокое, глубокое, полное и ценное; это Дух и жизнь. И Библия говорит нам, что Дух есть Сам Бог (Ин. 4:24), а жизнь есть Христос (Ин. 14:6). Я не говорю, что Библия — это Сам Бог, но согласно Господу Иисусу, слово в Библии есть Дух, а Дух есть Сам Бог, Господь, который является жизнью для нас. Когда мы приходим, чтобы соприкоснуться со Словом, мы, конечно, соприкасаемся с Самим Богом и получаем жизнь, если наше положение правильно, а сердце и дух открыты.

Когда мы приходим к божественному Слову, вовлекается почти все наше существо. Мы должны прийти с сердцем, которое ищет Бога, с чистым, здравым разумом и открытым духом. Если мы открываем свой дух Богу и Его слову, мы можем коснуться Самого Бога, который стоит за напечатанной страницей. Это не просто чтение глазами, понимание разумом или поиски сердцем; это также прикосновение к Богу в нашем духе… Нам следует читать и изучать Библию с молитвой, то есть мы должны упражнять свой дух, чтобы соприкоснуться с Господом молитвой и чтением божественного Слова»30.

«Когда мы читаем Слово, нам следует сливать свое чтение с молитвой. Используя глаза и разум, мы также должны использовать свой дух, чтобы касаться Духа. Тогда все, что есть в Слове, станет в наших переживаниях обильным снабжением Духа»31.

«В Новом Завете мы видим, что Слово и Дух едины. Господь Иисус сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Нам не следует отделять Святого Духа, который у нас внутри, от Слова, которое у нас в руках. Они представляют собой одну божественную реальность. Без Святого Духа Библия пуста, совершенно лишена реальности… Когда мы читаем Библию, мы должны также молиться. Это значит молитвенно читать Слово. С помощью молитвочтения мы упражняем свой дух, чтобы соприкасаться со Святым Духом. Так мы соединяем Святого Духа со Святой Библией. В результате в нашем переживании Дух и Слово являются одним наслаждением, и это наслаждение — Триединый Бог»32.

«Вся Библия — это книга жизни, и эта жизнь есть не что иное, как божественная и живая Личность Самого Христа Иисуса, который является нашей долей. Когда мы приходим к Библии, мы должны прийти и соприкоснуться с Ним. Мы не должны повторять печальную историю евреев, которые исследовали Писания, потому что думали, что в них есть жизнь, и не хотели прийти к Господу Иисусу (Ин. 5:39-40). Мы не должны соприкасаться с Библией, не соприкасаясь с Господом. Когда мы открываем Библию, мы должны сказать: «Господь Иисус, Ты должен быть здесь. Это не просто книга, это Твое откровение. Я не хочу читать эту книгу, не соприкасаясь с Тобой. Я не хочу слушать что-то из этой книги, не слыша Тебя. Я не хочу читать эту книгу, не видя Тебя. Мне нравится видеть Твое лицо. Я хочу видеть то, кем Ты являешься на напечатанной странице. О Господь Иисус, освети Свое Слово и дай помазание каждой строке, чтобы я мог коснуться Тебя». Нам нужен такой дух, чтобы соприкоснуться с этим живым Словом»33.

Использование разума при чтении Библии

Разумеется, практика молитвочтения не исключает и не заменяет собой изучения Библии с целью рационального понимания.

«Господь… сотворил нас с разумом, который может понимать, и с духом, который может принимать. Когда мы приходим к Библии, нам нужно упражнять как наш разум, так и наш дух. Мы упражняем наш разум чтением, а наш дух — молитвой»34.

«Нам нужно иметь трезвый разум при изучении Библии. Библия — самая логичная из книг. Наш Бог… очень логичен, и все в Его Слове логично. Поэтому при изучении Библии нельзя иметь несобранное мышление. Напротив, при чтении Библии мы должны упражнять свой трезвый разум, чтобы должным образом формулировать вопросы. Тогда воссияет свет. Это основной принцип в понимании Слова Божьего. Пусть все мы, особенно молодые братья и сестры, научимся изучать Библию таким образом»35.

Очевидно, что А. Дворкин либо не в состоянии понять эти ясные высказывания Уитнесса Ли, либо намеренно придает им извращенное толкование. В первом случае, то есть если он действительно не может понять, о чем говорит Уитнесс Ли, ему следовало бы воздержаться от комментирования того, чего он не понимает. Во втором случае, то есть если он намеренно придает ясным высказываниям Уитнесса Ли извращенное толкование, в том, что он пишет, налицо злой умысел.