ГЛАВА ПЯТАЯ
ДУХ И РАЗУМ
Автор «Введения в сектоведение» исказил учение Уитнесса Ли о человеческом духе и человеческом разуме до такой степени, что представляется важным подробно рассмотреть вопрос о соотношении этих двух органов человеческого существа. В книге А. Дворкина заголовок раздела 7 на с. 330 гласит:
«Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать „сходить с ума“».
Далее автор пишет:
«Первое, что они говорят: „Прекрати думать, брат. Сейчас ты работаешь умом, а нужно работать духом. Все нужно воспринимать духом“. Это типичное сектантское высказывание, причем не христианское, а восточное… Разум нужно отключать, нужно „сходить с ума“… Нужно отключать ум и воспринимать все через дух…» (с. 330). «Необходимо все время упражнять дух и прекратить всякие попытки что бы то ни было понимать» (с. 333).
Как и во многих других случаях, здесь А. Дворкин не указывает источник приводимых им высказываний*. Что стоит за этими безличными словами: «Они говорят»? Кто говорит? Читателю опять фактически предлагается принять на веру утверждение автора: «Первое, что они говорят: „Прекрати думать, брат…“», и то, что за этим следует. Примечательно, что из этого утверждения, не имеющего конкретного источника, делается вывод: «Это типичное сектантское высказывание, причем не христианское, а восточное».
Очевидно, по мысли автора, читатель должен в очередной раз почувствовать, будто Уитнесс Ли учит чему-то порочному, неприемлемому для христиан. Но в том-то и дело, что Уитнесс Ли нигде не говорит, что нужно прекратить думать, все воспринимать духом, сходить с ума и прекратить всякие попытки что бы то ни было понимать. Все приводимые в книге «Введение в сектоведение» подобные утверждения представляют собой очередную клевету.
Христиане в поместных церквях придают большое значение человеческому духу в соответствии с откровением, содержащимся в Библии, и в работах Уитнесса Ли тема человеческого духа занимает довольно большое место. Но, разумеется, Уитнесс Ли пишет о человеческом духе не на уровне выражений типа: «Брат, прекрати думать и сходи с ума». Приведем несколько отрывков из книг Уитнесса Ли:
ТРИ ЧАСТИ ЧЕЛОВЕКА — ДУХ, ДУША И ТЕЛО
«Очень важным стихом в Новом Завете является стих 5:23 из 1-го Послания к Фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Человек состоит из трех частей: духа, души и тела… Дух Божий ясно утверждает в Своем Слове, что дух и душа — две различные сущности и что в нашем человеческом существе есть три части. Они соединены двумя союзами: «дух и душа и тело»… Грамматическая конструкция ясно показывает, что дух отличается от души, так же как и душа отличается от тела. Душа — это не тело, и также дух — не душа. Это три отличающиеся части одного человека.
Очень важен порядок, использованный Святым Духом в этом стихе. Первым упоминается дух, затем душа и затем тело. Внешне у нас есть тело, а внутренне у нас есть дух. Между этими двумя частями в качестве посредника находится душа…
В Евр. 4:12 также показаны три части нашего существа и различие между ними: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов». Душа и дух — не одна сущность, так как в этом стихе показывается, что они могут быть разделены. Душа — это душа, а дух — это дух, и их можно разделить так же, как костный мозг можно отделить от суставов. Костный мозг находится внутри суставов; но, тем не менее, костный мозг не является суставами и суставы не являются костным мозгом. Они относятся к физическому телу и упоминаются вместе с духом и душой. Итак, в этом стихе у нас опять есть эти три части: дух, душа и тело…»36
ТРИ МИРА
«Так как человек состоит из трех различных частей, он способен соприкасаться с тремя различными мирами. В первую очередь, существует физический мир со столь многими материальными вещами. Мы соприкасаемся с физическим миром посредством своего физического тела при помощи пяти чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания. Затем есть духовный мир. Можем ли мы соприкасаться с духовным миром пятью чувствами нашего тела? Конечно, нет. С духовным миром можно соприкасаться только посредством своего духа. В нашем духе мы имеем духовное чувство, посредством которого мы можем чувствовать Бога и духовные вещи. Существует также и психологический мир, который не является ни физическим, ни духовным миром… Такие переживания как счастье, радость и даже печаль, принадлежат к психологическому миру… Психологический мир — это мир души, в котором находятся вещи, относящиеся к душе…
СОПРИКАСАТЬСЯ С ДУХОМ ПОСРЕДСТВОМ ДУХА
Так как Бог создал человека трехчастным, чтобы человек соприкасался с тремя различными мирами, мы должны использовать для соприкосновения с каждым из этих миров соответствующую часть своего существа. Чтобы соприкасаться с вещами физического мира, мы должны использовать тело. Чтобы соприкасаться с вещами психологического мира, мы должны использовать душу, психологическую часть нашего существа. Если мы собираемся соприкасаться с вещами духовного мира, мы должны использовать свой дух. К вещам определенного мира мы можем прикоснуться только определенным органом своего существа…
Какой субстанцией является Бог? В Ин. 4:24 говорится, что Бог есть Дух. Можем ли мы соприкоснуться с Богом нашим физическим телом? Нет! Это не тот орган. Можем ли мы соприкоснуться с Богом психологическим органом — душой? Нет! Это тоже не тот орган. Соприкоснуться с Богом мы можем только своим духом, потому что Бог есть Дух. В Ин. 4:24 говорится не только, что «Бог есть Дух», но и что «поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе». Это очень важный стих, в котором затрагиваются два духа. Первый — это божественный Дух, сам Бог. Второй — это наш человеческий дух. Так как Бог есть Дух, мы должны поклоняться Ему в своем духе. Мы не можем поклоняться Ему в своем теле или в душе. Так как Бог есть Дух, мы должны поклоняться Ему, соприкасаться с Ним и общаться с Ним в нашем духе и посредством нашего духа»37.
ВАЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА — В ОДНОМ РЯДУ С НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ
«В Зах. 12:1 сказано, что Господь распростер небо, основал землю и образовал дух человека внутри него. — Никто не может отрицать, что эти три пункта — небо, земля и дух человека — чрезвычайно важны в Божьем сотворении для исполнения Его замысла. Небеса были сотворены для земли, земля была сотворена для человека, а человек был сотворен для Бога.
В Книге пророка Захарии говорится не о человеке, а о духе человека. Это объясняется тем, что дух человека является органом, который может принять в себя Бога и наслаждаться Божьей жизнью и Божьим Духом и быть одним духом с Божьим Духом. Именно поэтому дух человека имеет такое огромное значение и даже поставлен в один ряд с небом и землей. Философия человека ничто человеческое не ставит в один ряд с небом и землей. Но Книга пророка Захарии ставит в один ряд с ними дух человека. Это показывает, как важен человеческий дух»38.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ, ПОКАЗАННЫЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Новый Завет придает очень большое значение человеческому духу. Особенно часто о человеческом духе говорится в посланиях апостолов. Новозаветное время — это время поклонения Богу в духе. В ветхозаветные времена Бог всегда был вне человека. Человек мог знать о Боге, он мог поклоняться Ему и исполнять Его волю, но при этом человек и Бог всегда оставались на расстоянии. Состояние падшего человека, оскверненного грехом, не позволяло Богу соединиться с человеком.
Воплощение Бога в Иисусе Христе было первым шагом, который Бог предпринял, чтобы соединиться с человеком. Находясь среди людей на земле, Господь Иисус сказал, что наступает время, «когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Совершив искупление Своей смертью на кресте за грехи человека, Господь Иисус устранил преграду между человеком и Богом. Воскресение Господа дало верующим в Него новое рождение — возрождение в духе: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). Смысл возрождения заключается в том, что человек рождается заново, рождается свыше от Духа. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух… Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6-7). Рожденное от Духа, Духа Божьего, есть дух, наш человеческий дух. Мы рождаемся свыше, рождаемся заново, не в своем теле и не в душе, а в своем духе. Дух Божий входит внутрь нашего духа и возрождает нас в нашем духе. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… Бог… оживотворил со Христом» (Еф. 2:1-5). Когда мы уверовали в Господа Иисуса, божественный Дух, Святой Дух Божий, вошел в наш дух, чтобы оживить его. Но Бог не просто оживил наш мертвый дух — Он также вложил Себя в него. Теперь наш дух обрел новое начало. Теперь человек может верой войти в жизненный союз с Богом в своем духе: два духа соединяются воедино: «А соединяющийся с Господом есть один дух» (1 Кор. 6:17).
Теперь Бог — уже не далекий, объективно существующий Бог на небесах — теперь Бог обитает внутри человека, в его духе: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Упражняя свой человеческий дух, человек может поклоняться Богу, соприкасаться с Ним, общаться с Ним и переживать Его. Таким образом, человеческий дух становится для верующего человека важнейшим органом, с которым связана вся его христианская жизнь.
Библия ясно показывает, что, родившись в духе, мы должны жить и поступать по духу, соприкасаясь и общаясь в нашем человеческом духе с Богом, который есть Дух:
«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). «Я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита…» (2 Кор. 2:13). «Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?» (2 Кор. 12:18). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18).
ПРИМЕР АПОСТОЛОВ
Примерами людей, живших в духе и по духу, были новозаветные апостолы. Так, апостол Павел писал, что он служит Богу своим духом (Рим. 1:9). В 1 Кор. 5:3 показано, что Павел, не присутствуя среди коринфян физически, тем не менее присутствовал среди них духом. В Деян. 19:21 говорится, что Павел «положил в духе… идти в Иерусалим». Во 2 Кор. 2:13 показано, что он не имел покоя в духе. В Рим. 12:11 апостол призывает всех верующих «пламенеть духом» в служении Господу.
Апостол Иоанн в Откровении четыре раза употребил выражение «в духе» (1:10; 4:2; 17:3; 21:10). Он говорит, что, находясь на острове Патмос, он четыре раза видел нечто «в духе». В духе Иоанн увидел семь золотых светильников. Другими словами, он увидел в духе поместные церкви (1:10). В духе он увидел престол Бога (4:2) со всем Его божественным судом над миром. Также в духе он увидел Вавилон Великий (17:3). И наконец, в духе он увидел святой город Иерусалим (21:10). Книга Откровения составлена из этих четырех видений.
УРАВНОВЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ ЧАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА
Отдавая должное место откровению Библии о человеческом духе, необходимо, тем не менее, видеть взаимосвязь всех частей в человеческом существе, включая разум, который является составной частью человеческой души. Бог сотворил человека с разумом, чувствами, волей, а также с духом в центре человеческого существа в качестве органа, с помощью которого человек может соприкасаться с Богом. Поэтому посредством разума человек может понимать то, чего хочет Бог; посредством чувств человек может испытывать приязнь, любить, отдавать предпочтение тому, чего хочет Бог; а посредством свободной воли человек может принимать решение избрать Бога. Более того, у человека есть дух для непосредственного соприкосновения с Богом. Соответственно, для полноценного общения с Богом, для надлежащего понимания Божьего Слова и для ясного видения в духовных вопросах верующий должен уравновешенно использовать все части своего существа.
Рассматривая этот вопрос, Уитнесс Ли пишет:
«Для того чтобы иметь чистое сердце, нам нужен трезвый разум… Если у нас будет чистое сердце с трезвым разумом, любящими чувствами, покорной волей и открытый дух с чистой совестью, наши глаза смогут видеть. Наш дух должен быть открытым, а наша совесть — непорочной. Наряду с этим наше сердце должно иметь холодный и трезвый разум, горячие и любящие чувства и мягкую и покорную волю. Если у нас будут такой дух и такое сердце, очи нашего сердца смогут видеть»39.
«Если мы используем и упражняем свой дух в молитве, это, разумеется, признак здоровой духовной жизни. Но если наш разум бесплоден и не используется, это совершенно нездоровый признак. Молясь Господу, мы должны упражнять наш возрожденный дух и наш обновленный разум. Наш разум должен быть обращен к духу (Рим. 8:6) и никогда не должен обосабливаться от него, даже в повседневном хождении, не говоря уже о наших молитвах. Наша молитва должна исходить из духа — из духа, которого касается Бог и который касается Бога, — и проходить через здравый и понимающий разум, облекаясь в четкие и понятные слова, чтобы наша молитва касалась Бога, питала и укрепляла нас и созидала других»40.
«Для надлежащей молитвенной жизни наш разум должен быть трезвым, наши чувства — управляемыми, а наша воля — укрепленной. Тогда мы сможем молиться во всякое время в духе»41.
На протяжении многих лет я указывал на нашу нужду упражнять дух. Это подразумевает то, что наш дух послушен нам. Мы упражняем дух, а не дух упражняет нас… Выражение «упражнять дух» предназначено для тех, кто обладает холодным рассудком, особенно для тех, кто склонен сидеть на собраниях молча. Всем им нужно упражнять свой дух. Но тем, кто подобен коринфянам, которые были уносимы своим экстазом, Павел сказал бы: «Не подчиняйте себя духу; напротив, пусть дух будет послушен вам. Отвернитесь от своего экстаза и пусть ваш дух будет послушен вам». Не извиняйте себя, говоря, что все, что вы делаете, вы делаете согласно духу… Наш дух должен быть послушен нам. Это значит, что мы должны иметь здравый рассудок и использовать свой дух правильно42.
Итак, мы видим, что Уитнесс Ли никого не призывает «сходить с ума» и «отключать разум», как это пытается представить А. Дворкин, прибегая к очередной серии голословных утверждений, заимствованных из дискредитированной книги Джека Спаркса. И дух, и разум занимают вполне конкретное место в жизни верующих, и ключ к полноценной человеческой и христианской жизни — это уравновешенное использование всех частей человеческого существа. Именно это подчеркивает Уитнесс Ли. Именно такова практика христиан в поместных церквях.