ГЛАВА СЕДЬМАЯ
МИФ О КЕНТАВРАХ
На фоне приведенных выше цитат из произведений Уитнесса Ли, касающихся слияния божественной природы с человеческой, весьма странно звучат рассуждения А. Дворкина о «кентаврах» (с. 332). Пожалуй, это наиболее уродливое из всех предлагаемых А. Дворкиным толкований того, что говорит Уитнесс Ли. Автор «Введения в сектоведение» пишет:
«Итак, согласно учению Уитнесса Ли, если вы настоящий христианин (то есть если вы принадлежите к его церкви), то ваш дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом, таким образом вы делаетесь Христом, Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что Он — Богочеловек и мы все вместе, если являемся членами Его церкви, тоже Боголюди. Мы можем различаться числом, но по природе мы с ним то же самое. Таким образом, больше не существует Бога и больше не существует человека, а есть только какой-то кентавр, некое соединение двух половинок… В их понимании Бог — это более не Бог, человек — не человек, сатана — не сатана, а все они — что-то вроде сборища кентавров. Бог лишается Своего Божества, Своей нетварности; человек лишается своего человеческого достоинства».
Обратим внимание на то, что в приведенном отрывке нет прямых цитат из произведений Уитнесса Ли. Это еще одна субъективная, ничем не подкрепленная интерпретация его слов*. Уитнесс Ли никогда не употреблял слово «кентавр» и сама идея кентавра диаметрально противоположна тому, что он говорил.
Как известно, кентаврами в греческой мифологии называли существ, которые были наполовину людьми, а наполовину конями. Кентавр имеет голову человека, но не имеет человеческих конечностей; он имеет туловище коня, но не имеет конской головы. Таким образом, понятие «кентавр» воплощает в себе идею соединения воедино двух разнородных половин, то есть двух неполных, незаконченных частей, имеющих различные источники.
Однако в Библии показано нечто совсем иное. Соединяясь друг с другом, Бог и человек не утрачивают половину от своего существа. Бог остается полностью Богом, и человек остается полностью человеком. Именно это показано в отрывках из произведений Уитнесса Ли, которые были приведены в предыдущей главе. Чтобы яснее показать эту мысль, повторим здесь одну важную цитату, приводившуюся выше.
«Слияние божественности с человечеством, разумеется, не произвело никакого третьего элемента — чего-то не являющегося ни божественным, ни человеческим. Говорить применительно к Господу Иисусу, что слияние божественной природы с человеческой природой произвело некую третью природу — природу, не являющуюся ни полностью божественной, ни полностью человеческой, — это ересь. Это ни в коем случае не соответствует нашему пониманию слова «сливаться». Мы согласны с определением слова «mingle», которое дает словарь Уэбстера: «свести или сочетать друг с другом или с чем-либо еще так, чтобы в этом сочетании составные части оставались различимыми». При таком слиянии двух элементов эти элементы остаются различимы и никакой третий элемент не производится.
Христос — это и полный Бог, и совершенный человек; Он обладает божественной природой и человеческой природой различимо, и никакая третья природа при этом не производится… Таково верное понимание слияния»65.
Таков Богочеловек Христос в понимании Уитнесса Ли, основанном на Библии. Человеческая природа и божественная природа присутствуют в Нем во всей полноте, а не в виде «половинок», как у кентавра. Аналогично этому и верующие, согласно Библии, становятся причастниками божественной природы (2 Пет. 1:4), не лишаясь при этом половины своей человеческой природы и не лишая Бога половины Его божественной природы. В Библии нигде не сказано и Уитнесс Ли никогда не учил, что, когда человек верой соединяется с Богом, то, как утверждает А. Дворкин, «больше не существует Бога и больше не существует человека, а есть только какой-то кентавр, некое соединение двух половинок». Сливаясь с человеком, Бог не «растворяется» в нем и не перестает существовать как Бог, но Он передает человеку Свою жизнь (1 Ин. 5:11-12) и природу (2 Пет. 1:4), рождая человека в его человеческом духе (Ин. 3:3,6), — подобно тому, как человек-отец передает человеку-сыну свою жизнь и природу, не переставая при этом существовать как самостоятельная личность. В Ин. 1:12-13 говорится о чадах Божьих, которые родились от Бога. Бог действительно является для нас, верующих, духовным Отцом, и мы действительно родились от Него и стали Его детьми, обладающими Его жизнью и природой, но не «расстались» при этом со своим человечеством, как утверждает автор «Введения в сектоведение». Рожденное от человека есть человек; точно так же рожденное от Бога есть Бог. Поскольку мы рождены от Бога, мы имеем те же жизнь и природу, что и Бог, в дополнение к нашей человеческой жизни и нашей человеческой природе, которые мы сохраняем во всей полноте.
Разумеется, это никак не связано с тем, являемся ли мы «членами церкви Уитнесса Ли», как пишет А. Дворкин, тем более, что такой «церкви» просто не существует, о чем уже было сказано выше.
Следует также отметить, что, когда Уитнесс Ли говорит о том, что верующие, рожденные от Бога, являются богочеловеками, он всегда подчеркивает, что человек соединяется с Богом лишь в жизни и в природе — но не в Божестве, то есть человек не становится Богом в Его Божественном достоинстве. Приведем несколько высказываний Уитнесса Ли по этому поводу:
«Когда мы говорим, что мы едины с Богом, мы не имеем в виду, что мы становимся личностью Бога. Это все равно что делать себя объектом поклонения, и это следует осудить как богохульство»66.
Мы должны знать, что, хотя мы рождаемся от Бога и получаем Божью жизнь, становясь детьми Бога, Его домом и Его семьей, мы не получаем доли ни в Его всевластии, ни в Его Личности и не можем быть, как Бог, объектом поклонения»67.
«Когда мы говорим, что сливаемся с Богом, это не означает, что мы становимся Богом в Его Божестве и что мы достойны быть объектом поклонения людей. Это верх богохульства и это в высшей степени ересь»68.
«Некоторые из отцов церкви использовали термин «обожение» для описания того факта, что мы сливаемся с Богом и что мы причастники Божьей жизни и природы. Но когда вы используете слово «обоженный», имея в виду, что вы сделались Богом в Его Божестве, став объектом поклонения, то это ересь. С другой стороны, если вы подразумеваете, что через возрождение вы получили Божью жизнь и природу и что теперь вы сын Бога, то это абсолютно правомерно и соответствует Библии»69.
Таким образом, слияние Бога и человека — это не соединение двух неполноценных половинок, как в случае с кентавром, а органический союз, союз в жизни и природе (но не в Божестве), при котором оба элемента — божественность и человечество — сохраняются в полноте. Рассуждения о кентаврах не имеют ничего общего с тем, что говорит Уитнесс Ли.