БОГ В ТРОИЦЕ
4. ИСТИНА О ТРОИЦЕ
В публичных заявлениях о вероучении Уитнесса Ли и поместных церквей о Троице, сделанных в «Мелодилэнде» 2 октября 1977 года, содержатся по крайней мере пятнадцать ошибок. В связи с некоторыми из этих ошибок поместные церкви выступают с публичными заявлениями и опровержениями.
1. Ошибка, связанная с публичным искажением действительности. Выступавший утверждал, что «Уитнесс Ли и поместная церковь противостоят историческим взглядам Тринитрианского богословия… и приняли ересь, существовавшую в ранней церкви и известную под названием монархианистический модализм». Это лживое и грубое искажение нашего свидетельства. Почти два года тому назад мы опубликовали несколько брошюр, доступных массовому читателю, которые полностью разоблачили и отвергли как ересь любую форму монархианистического модализма». Кроме того, в этих брошюрах содержится наше вероучение о Триедином Боге и переживании Его согласно Библии, а также принятие и подтверждение исторических положений, содержащихся в Никео-Царьградском Символе веры в отношении Троицы. Тем не менее оратор отказался признать наше вероисповедание и публично исказил учение Уитнесса Ли и поместных церквей.
2. Ошибка, связанная с историческими данными. Оратор заявил слушателям, что существуют два вида модализма, или две классические разновидности модалистического богословия, которые, по его словам, являются еретическим богословием. Эти два вида, или две классические разновидности он называет логическим и нелогическим модализмом. Он заявляет, что нелогический вид «признает, что Отец, Сын и Святой Дух каким-то образом существуют в одно и то же время и при этом являются друг другом». Он извращает исторические данные, чтобы отождествить Уитнесса Ли с ересью. Факт состоит в том, что ни одна разновидность модализма не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух существуют в одно и то же время; иначе эта разновидность не причислялась бы к монархианистическому модализму.
3. Ошибка, связанная с неверным толкованием работ Уитнесса Ли. Оратор и его коллеги заявляют, что прочитали и изучили сотни страниц, где утверждается, что Святой Дух находится в процессе становления церковью, так что в конечном итоге церковь превращается в Бога. Тем самым они пытаются донести до общественности мысль, что Уитнесс Ли верит в пантеистическую эволюцию в Бога. Это лживое обвинение, прикрытое утверждением, что оратор и его коллеги читали работы Уитнесса Ли. Они превратно истолковали работы Уитнесса Ли, исказив содержавшуюся в них истину. Христианская общественность была введена в заблуждение тем, как оратор лживо представил вероучение Уитнесса Ли о Триедином Боге и Его взаимоотношениях с церковью.
4. Ошибка, связанная с изменением Писаний. Оратор посоветовал Уитнессу Ли взять несколько уроков древнееврейского языка, чтобы разобраться в Книге пророка Исаии 9:6. Оратор утверждал, что у иудеев слово, переведенное как Отец, означает начало, источник и исток вечности, что позволяет избежать прямого употребления слова «Отец». Оратор поступил весьма опрометчиво, изменив значение древнееврейского слова, переведенного как «Отец» в Книге пророка Исаии 9:6. То же древнееврейское слово употребляется в Ветхом Завете более тысячи раз и всякий раз переводится как «отец». Отцом в Книге пророка Исаии 9:6 может быть только Отец в Божестве, иначе у вас получается два Божественных Отца. Заявлять о двух Божественных Отцах — ересь. Выступавшему следовало бы принять во внимание то, о чем говорится в Проповедническом комментарии Джорджа Роулинсона, в разделе о Книге пророка Исаии 9:6:
Вечный Отец или Отец вечности. [Определенный артикль перед словом Отец отсутствует.] Но здесь опять-таки в самой фразе присутствует мысль о единичности, что делает отсутствие определенного артикля не столь важным; ибо как может быть более одного Отца вечности, более одного Творца, Хранителя, Защитника человечества, который абсолютно вечен? Если же употребление термина «Отец» по отношению к нашему Господу режет наш слух, мы должны помнить, что различия Лиц в Божестве еще не открыты.
Как бы выступавший ни истолковал термин «Отец вечности», будь то «вечный Отец», «Отец творения», «Отец грядущего века», «Отец Израиля» или Отец чего-то еще, он не может исказить сам титул «Отец» в Книге пророка Исаии 9:6. Существует только один Божественный Отец во всей вселенной. Следовательно, фраза «Отец вечности» в Книге пророка Исаии 9:6, как бы люди ни искажали ее, несомненно, относится к единственному Божественному Отцу в Божестве.
5. Ошибка, связанная с пропуском ряда мест. Выступавший ничего не сказал о Первом послании к Коринфянам 15:45Б, в котором говорится: «Последний Адам стал Духом животворящим» (букв.), и о Втором послании к Коринфянам 3:17, где сказано: «Господь есть Дух». Вероятно, он не стал касаться этого аспекта истины, потому что не мог ничего ответить, не исказив Писания и не получив в итоге двух животворящих Духов. Если отложить в сторону все богословские предубеждения, то, как показывают вся история и опыт толкования этих двух мест, Христос — просто Дух.
Какая ересь заявлять о существовании двух Божественных Отцов и двух животворящих Духов! Необходимо рассказывать людям об этой ереси и разоблачать ее. Мы исходим только из Писаний, а те, у кого в результате искажения этих стихов появляются два Божественных Отца и два животворящих Духа, учат ереси. Подождем и посмотрим, как им удастся снять с себя это обвинение.
5. ПРОТЕСТ ПО ПОВОДУ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ
От имени Уитнесса Ли и всех поместных церквей мы обращаемся к христианской общественности, чтобы заявить протест в связи с собранием, состоявшимся в «Мелодилэнде» 2 октября 1977 года. Выступавший чрезвычайно исказил истины евангелия, которые мы переживаем и возвещаем. Наши устные и письменные заявления являются нашим ответом на эти искажения, чтобы наше молчание не было истолковано как согласие с тем, что происходило на собрании в «Мелодилэнде». Причина, по которой выступавший и его коллеги выдвинули столь ложные обвинения в отношении того, во что мы верим, — их очевидное незнание того, во что мы верим и что имеем в виду. Такое незнание привело их к ошибке, связанной с искажением. Незнание и искажение, которые они допустили, очевидны в следующих аспектах.
А. Незнание библейского богословия
Выступавший и его коллеги вчитались в наши цитаты Второго послания к Коринфянам 3:17А: «Господь есть Дух», — и Первого послания к Коринфянам 15:45Б: «Последний Адам стал Духом животворящим» (букв.), и придали им модалистический смысл, которого мы в них не вкладываем. В марте 1977 года у нас состоялась личная беседа с коллегами выступавшего, в ходе которой мы подчеркивали, что наше употребление вышеприведенных стихов не имеет никакого отношения к модализму. Они отказались принять наше прямое свидетельство по этому вопросу.
Затем мы спросили у них, знакома ли им область библейского богословия, которая называется «пневматическая христология». Коллеги выступавшего были совершенно не осведомлены, что существует такая область в изучении библейского богословия. Мы рекомендовали им изучить современные богословские трактаты на эту тему, существующие за рамками поместной церкви.
Основная черта «пневматической христологии» — это новая попытка вернуться к простым и ясным утверждениям Библии о деятельности Христа как Духа. Примером других библейских богословов, говорящих об этом же, является доктор Хендрикс Беркхоф из Лейденского университета в Голландии, который в своей книге Доктрина о Святом Духе на стр. 21 пишет:
Дух как действие превознесенного Христа: До сих пор мы в основном говорили о последствиях того, что Христос есть носитель Духа, и, будучи таковым, Он также посылающий. Теперь нам надо переключить свое внимание и пристально рассмотреть второй аспект: Христос — посылающий Духа, Дух послан Христом. Каким образом здесь взаимосвязаны Христос и Дух? Этот трудный вопрос имеет величайшее значение. На протяжении церковной истории на него были найдены различные ответы, и эти ответы создали различные типы христианской жизни, как совместной, так и индивидуальной.
Затем на стр. 24 и 25 он говорит:
В области библейского богословия за последние годы было опубликовано несколько исследовательских работ, которые показывают в новом свете отношения между Духом и Христом, прежде всего в письмах Павла. На основании этих исследовательских работ и непредвзятого изучения Нового Завета мы должны сделать вывод о том, что Духа рассматривать нужно исключительно с позиции христоцентризма. Это означает, что мы должны начать там, где начинается первая группа, и говорить, что Дух — это всегда и везде Дух Иисуса Христа. Когда мы делаем шаг за рамки традиционного представления, мы делаем это не для того, чтобы его ослабить, а для того, чтобы его укрепить. То, что Дух связан с Христом, намного реальнее, чем это понимается и выражается в классической пневматологии. В Евангелии от Иоанна 14:18 Иисус, указывая на то, что Он пошлет Духа, говорит: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Параллельное место есть и в последних словах Евангелия от Матфея: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Такое отождествление Духа с Христом можно найти во всех новозаветных преданиях. Мы имеем в виду Первое послание Иоанна 3:24, где сказано, что мы узнаем, что Христос пребывает в нас «по Духу, которого Он дал нам». В посланиях семи церквям говорит воскресший Христос, но при этом Он говорит: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Отк. 2:7 и т. д.). Однако главным образом мы имеем в виду слова Павла: «Господь есть Дух» (2 Кор. 3:17А). Некоторые полагают, что надо поменять местами подлежащее и сказуемое и перевести так: «Дух есть Господь», Дух обладает господством; однако слово «Господь» в стихах 17 и 18 всегда означает Христос. Он Сам — Дух; в конце стиха 18 подтверждается: «как от Господа, который есть Дух». Другие характерные черты этой концепции Павла мы видим в Первом послании к Коринфянам 6:17: «А соединяющийся с Господом есть один Дух», — и в Послании к Римлянам 8:9-11, где божественное начало, которое обитает в верующем, по очереди названо Дух, Дух Божий, Дух Христов и Христос. Кроме того, ясно что выражения Павла эн Христой и эн пневмати синонимичны.
Книга д-ра Беркхофа продается в книжном магазине «Мелодилэнда». На самом деле мы призвали бы выступавшего, его коллег, преподавателей и студентов школы богословия «Мелодилэнда», а также христианскую общественность провести объективное и честное исследование истории толкования Первого послания к Коринфянам 6:17, Первого послания к Коринфянам 15:45, Второго послания к Коринфянам 3:17, Послания к Римлянам 8:9-11 и Деяний 16:6-7, основываясь на великих толкователях Библии прошлых столетий, и посмотреть, не говорили ли другие на уровне переживания то же самое, за что нас обвиняют в ереси.
Б. Искажение, связанное с историей модализма
Выступавший в «Мелодилэнде» 2 октября 1977 года сказал:
Уитнесс Ли исказил христианскую доктрину о Троице и принял ересь, существовавшую в ранней церкви и известную под названием «монархианистический модализм». Смысл этого заумного слова сводится вот к чему: существуют две разновидности модализма; тот, кто придерживается логической его разновидности, понимает, что Бог не может быть Отцом и Сыном и Святым Духом в одно и то же время, и говорит, что Бог был сначала Отцом, потом стал Сыном, а затем стал Святым Духом. Тот, кто придерживается его нелогической разновидности, признает, что об Отце, Сыне и Святом Духе говорится в одно и то же время, и поэтому пытается заявить, что Отец, Сын и Святой Дух каким-то образом существуют в одно и то же время и при этом являются друг другом. Это два классических вида модалистического богословия…
Сделав это заявление, выступавший затем обвинил Уитнесса Ли в обеих разновидностях классической ереси. Первая классическая разновидность — это, безусловно, разновидность модализма, представленная Савеллием. Вторая классическая разновидность модализма, которую выступавший называет «нелогической», фактически не является второй классической разновидностью модализма. Все исследователи христианской доктрины знают, что вторая классическая разновидность модализма называется динамическим модализмом и представлена унитарианцем, Павлом Самосатским, который отрицал существование Христа прежде всего и сводил Сына и Духа не к «Лицам» в Божестве, а к «силам» или «энергиям».
Однако выступавший опорочил человека по имени Каликст, утверждая, что он представлял одну из классических разновидностей модализма, и попытался, используя его имя, обвинить Уитнесса Ли в так называемой классической ереси.
Раздел, который выступавший исказил в своих целях, находится в книге История христианской церкви Филиппа Шаффа (т. 2, стр. 579). Ниже приводится фрагмент того, на что опирались выступавший и его коллеги в своей радиопрограмме 8 октября 1977 года:
Каликст не принимал ни разделения Логоса и Бога, свойственного двоебожию, ни смешения Отца и Сына, свойственного Савеллию; Каликст настаивал на взаимообитании (перихорезис) божественных Лиц; другими словами, Каликст искал путь от модалистического унитарианизма к Никейскому тринитарианизму; но его утверждениям недоставало ясности и последовательности. Он отлучил от церкви и Савеллия, и Ипполита; Римская церковь встала на его сторону и поставила его имя в один ряд с именами самых выдающихся пап древности.
Во-первых, по словам Филиппа Шаффа, Каликста, безусловно, нельзя отнести к «классической разновидности модалистического богословия»; напротив, Каликст «искал путь от модалистического унитарианизма к Никейскому тринитарианизму». На самом деле, как указывает Дж. Ф. Бетюн-Бейкер в книге Ранняя история христианской доктрины на стр. 103-104, утверждения Каликста о различиях между Отцом и Сыном сводят на нет основополагающий принцип модализма. Итак, здесь видно откровенное искажение исторических фактов, под видом эрудированности и проведения научных исследований, цель которого — повесить на Уитнесса Ли и поместные церкви ярлык ереси.
Во-вторых, выступавший утверждал, что Каликст — представитель последователей нелогического направления модализма, которые признавали, что Отец, Сын и Святой Дух существуют каким-то образом в одно и то же время и при этом являются друг другом. Как можно судить по работе Шаффа, это явная ложь о том, во что верил Каликст. Каликст «настаивал на взаимообитании (перихорезис) божественных Лиц». Выступавший утверждал, что Каликст верил, что Отец, Сын и Дух являются друг другом, но на самом деле Каликст верил, что Отец, Сын и Дух обитают друг в друге. Замена слова «обитают» словом «являются» — это грубая ложь выступавшего. Если вы говорите, что они «являются друг другом», — это модализм. Если вы говорите, что божественные Лица взаимно обитают друг в друге — это надлежащее библейское понимание взаимоотношений между Лицами в Божестве.
Таким образом, так называемая классическая разновидность нелогичного модализма, о которой говорил выступавший, разоблачена как его собственные измышления, ничего подобного в истории доктрины не существует. Это безответственное искажение под видом эрудированности и научного исследования, цель которого — выдвинуть ложные обвинения против Уитнесса Ли и поместных церквей.