Предисловие к изданию 1994 года
Эта книга состоит из серии статей, впервые опубликованных в газете Орандж каунти реджистер 8 и 15 октября 1977 года. Они явились ответом на нападки со стороны Уолтера Мартина, который называет себя «Знатоком Библии». Мартин выступил с этими нападками против Уитнесса Ли и «Поместной церкви» на лекции в Христианском центре «Мелодилэнд», г. Анахайм, США, 2 октября 1977 года. Кассета с этой лекцией на тему Уитнесс Ли и поместна церковь до сих пор распространяется. В этой книге вновь публикуются ответы на прозвучавшие там обвинения.
Эти ответы были впервые широко опубликованы из-за сильного влияния «Мелодилэнда» в Южной Калифорнии и широкой радиоаудитории Мартина по всей стране. Эти статьи явились причиной конфликта в средствах массовой информации, поскольку Мартин усилил нападки через свою радиопередачу. Церкви продолжали отвечать Мартину и оспаривать истинность его утверждений через газету на специально купленной для этого полосе. Церкви начали с этих двух ответов и затем в течение двадцати двух недель опубликовали двадцать один ответ. В этой книге содержатся лишь два первых ответа, непосредственно касающихся обвинений, выдвинутых на собрании в «Мелодилэнде». «Знаток Библии» получил ответ и отпор, был публично разоблачен и посрамлен. Несмотря на все статьи, он отказывался признать правду, состоящую в том, что его организация, Христианский исследовательский институт (ХИИ), представила в искаженном свете Уитнесса Ли и поместные церкви, которые следуют его служению, и выдвинула против них ложные обвинения.
Однако началом конфликта между ХИИ и поместными церквями был не обмен публикациями в 1977 году. Трем годами ранее связанные с ХИИ люди начали досаждать поместным церквям. Они опубликовали две брошюры в 1975 и 1976 гг., раздавали листовки на одном из собраний поместной церкви, проводили семинары для всех желающих с критикой нашего учения, выступали с нападками по радио и обращались непосредственно к людям, рекомендуя им оставить церкви. Все это они делали еще до того, как они официально обратились к руководителям поместных церквей, чтобы подтвердить свои выводы или дать руководителям возможность объяснить свои взгляды. Короче говоря, они вели себя как атакующий противник, а не как научный исследователь.
До событий 1977 года члены поместных церквей уже предпринимали несколько попыток исправить ошибки руководства ХИИ. Они делали это и в устной, и в письменной форме. В каждом случае получаемый ответ был исполнен враждебности и высокомерия, которые делали невозможным любое истинное общение и даже необходимое обсуждение. Таким образом, ХИИ выработал свой метод ведения полемики — обрушиваться с нападками, не обращая внимания на протесты церквей против того, что распространяемая ХИИ информация не отражает того, во что церкви действительно верят.
В начале 1977 года представители поместных церквей публично обратились к Уолтеру Мартину. Они снова настаивали на том, что утверждения ХИИ не отражают вероучений церквей и предложили обсудить с ним эти проблемы. Мартин обратился к Уитнессу Ли с извинениями и приостановил публикацию всех работ ХИИ об Уитнессе Ли и «Поместной церкви» до проведения такого обсуждения. Приняв во внимание эти извинения и приостановление публикаций, Уитнесс Ли встретился с Уолтером Мартином в феврале 1977 года.
Между ними была достигнута договоренность о прекращении публикации любых материалов до тех пор, пока Мартин не придет к адекватному пониманию истинных вероучений поместных церквей через взаимное общение. Мартину было предложено полное содействие его исследовательской работе. Эта договоренность была нарушена примерно неделю спустя, когда один из коллег Мартина по исследовательской работе возобновил нападки на церкви через письма ХИИ. Уитнесс Ли настоял на том, что договоренность может остаться в силе только в том случае, если Мартин разберется с этими нарушениями. Мартин ответил в стиле ХИИ — возобновил свои нападки. Конечно же, Мартин проигнорировал тот факт, что исследование, которое по его согласию должно было состояться, так на самом деле никогда проведено не было.
В ответ на отмену договоренности Мартин созвал собрание в Христианском центре и выпустил кассету, которая продается до настоящего времени ХИИ. На кассете Мартин признался, что главным образом полагается на своих молодых помощников. Он повторил их прежние обвинения, которые к тому времени уже были опровергнуты. Он положительно отозвался о книге Покорители умов, которая оказалась настолько предвзятой и лживой, что позже ее издатель принес свои извинения и изъял ее из печати. Выступление Мартина на кассете вывило его недостаточное понимание Библии, богословия и истории церкви. В то же врем оно было пронизано высокомерным сарказмом — неизменным атрибутом всех выступлений Мартина.
Все эти недостатки были подробно раскрыты в последующих статьях. Результат можно было легко предугадать. Я никогда не слышал, чтобы «Знаток Библии» признавал свои ошибки. В одной программе, обнаружив, что он раскритиковал одну из работ Билли Грэма, он спокойно сказал, что поправит его при следующей встрече! Он же в конце концов, Знаток Библии! Поэтому, столкнувшись с отпором и разоблачением в печати, Мартин лишь усилил нападки. Он не обращал внимания на подробные ответы поместных церквей в газете. (Заголовки двадцати одного ответа приводятся в Приложении. Вместо того чтобы ответить на вызов, брошенный поместными церквями, Мартин просто повторял ложь о том, что мы не станем отвечать на его обвинения.
В январе 1978 года ХИИ опубликовал брошюру Учения Уитнесса Ли и поместной церкви. Хотя обвинения, высказанные в этой новой брошюре, были уже разобраны и на них были даны ответы, их опубликовали, как будто никакой реакции со стороны церквей не было. Последние четыре статьи из серии ответов через газету, приводимые в Приложении, были прямыми откликами на эту публикацию. Сохраняя верность своей тактике, ХИИ проигнорировал и эти ответы. В 1980 году Мартин опубликовал книгу Новые культы. Работников ХИИ неоднократно уведомляли, что распространяемый ими материал о Уитнессе Ли и поместной церкви не соответствует действительности. Но с 1975 года и до сего дня они игнорируют это.
Новый «знаток Библии» продолжает традицию ХИИ. В апреле 1993 года он отверг призыв представителей поместных церквей публично рассмотреть истинность или ложность критических публикаций ХИИ. Практически одновременно с этим он написал новое критическое письмо о церкви. В 1994 году он продолжает свои нападки по радио, повтор те же старые ошибки, которые были ранее разобраны.
Эта книга предназначена не для ХИИ. Она предназначена для тех невинных людей, кто введен в заблуждение упрямым противостоянием ХИИ. Она не для тех, кто верит, что все, опубликованное под именем Христианского исследования, — правда. Она не для тех, кто ставит сарказм выше научного подхода, и не для тех, кто чувствует себя удобно в человеческих традициях. Она для тех, кто любит Слово Божье больше всего, у кого есть голод и благородство верийцев, которые «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).
Чтобы сохранить историческую ценность, содержание статей 1977 года не претерпело изменений. Статьи были перегруппированы по темам, чтобы облегчить изучение. Список тем, приведенных в содержании, отражает основные области искажений в нападках ХИИ. Поскольку нас обвиняли в том, что в поместных церквях находятся богословски безграмотные и запутавшиеся христиане, в убликовавшихся в то врем статьях приводились ученые звания их авторов. В настоящем издании эти моменты опущены. Достаточно лишь сказать, что из тринадцати авторов этих статей одиннадцать имеют степень бакалавра, четверо — степень магистра и десть окончили семинарию. Имена авторов опущены.
Да наградит Господь всех, кто прочтет эту книгу, истиной о Себе и Своем замысле на земле.
Дэн Тоул
Анахайм, Калифорния
март 1994 года