ОТКЛОНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
9. ИСТИНА ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
В сообщении, посвященном Уитнессу Ли и поместной церкви, сделанном недавно в «Мелодилэнде», выступавший неоднократно упоминал «историческое христианство». О членах поместных церквей он заявил: «На нас как христианах лежит ответственность сделать им замечание, поправить и наставить их, чтобы они… вернулись к историческому христианству, потому что сейчас они не в нем». Я полностью согласен, что поместные церкви не находятся в том, что он называет «историческое христианство». В этой краткой статье я попытаюсь объяснить почему.
Выступавший не дал нам своего определения «исторического христианства». Поскольку при подготовке своего выступления он во многом полагался на книгу Покорители умов Джека Спаркса и высоко отзывался о ней, я полагаю, что он согласен с ее основными постулатами. «Историческая христианская церковь» — говорит Спаркс — это «церковь прошлого»; церковь «предшественников»; церковь «символов веры, исповеданий и писаний святых», и церковь, которая пользуется символами веры и соборами как «древними вехами» для толкования Библии и «веры». Человек с подобным мышлением может сказать: «Сегодня все ортодоксальное христианство придерживается Никейского символа веры. Всякий, кто его не придерживается, неортодоксален». Истина об «исторической христианской церкви» состоит в том, что она по существу представляет собой конгломерат из римского католицизма и восточного православия и в качестве эталона веры и практики принимает символы веры и соборы первых пяти веков. Эта «церковь», если таковой она может называться, полностью полагается на прошлое. Вместо того чтобы полагаться только на Библию как на единственное «мерило истины», она смешивает Библию с древними символами веры, и если между ними надо сделать выбор, она делает его не в пользу Слова, а в пользу символов веры.
Тот же самый собор, который составил Никейский символ веры, в Каноне III постановил, что духовенство не может вступать в брак. Это было сделано во исполнение Первого послания к Тимофею 4:1-3: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.., запрещающих вступать в брак». Как же такой собор можно считать надежным при толковании Слова Божьего? Когда Мартину Лютеру велели явиться на Вормский сейм, ему было сказано, что он «не имеет права ставить под сомнение святейшую ортодоксальную веру.., утвержденную священными соборами, (и) определенную Церковью». На это он ответил:
«Только в том случае, если меня в этом же убеждают Писания и здравый смысл. Я не принимаю авторитета пап и соборов, ибо они противоречат друг другу; моей совестью правит Слово Божье».
Если бы Лютер был ограничен «исторической христианской церковью», то не было бы Реформации; не были бы восстановлены истина и переживание оправдания верой, Библия не была бы освобождена из тюрьмы латыни, и все мы по-прежнему находились бы в средневековье.
Символы веры и соборы не могут сравниться с Библией. Например, в Апостольском и Никейском символах веры практически ничего не говорится о Святом Духе. Ясно, что когда Никейский собор собрался в 325 г. по Р.Х., истина о семи Духах в Откровении еще не была признана. Но сегодня мы находимся в веке Откровения, и, хотя по сущности и существованию Дух один, для Божьего движения по земле в этот период, период разделения и упадка, Дух усилен семикратно (Отк. 1:4). Безусловно, таково современное откровение о Духе. Неужели нам ограничиваться тусклым светом, который имелся, когда был написан Никейский символ веры?
Сегодня по многим вопросам свет светит ярко. В 325 г. по Р.Х. Никейский символ веры можно было сравнить с парой башмачков, изготовленных для ножек церкви в те дни. Но ноги церкви выросли. Наши ноги уже не помещаются в этих башмачках. Даже в шестнадцатом веке духовные ноги Лютера намного переросли эти башмачки соборов и символов веры. Если он не мог носить башмачки «исторического христианства» четыреста лет назад, то насколько же переросли мы их сегодня! Только откровение всей Библии может быть обувью, которая подходит по размеру церкви в Господнем восстановлении.
Приведем еще одну цитату из книги, о которой так высоко отзывался выступавший в «Мелодилэнде». Автор пишет:
[Историческая] церковь потерпела… полный провал; она ушла неприлично далеко от своих первоначальных истоков; [и о ее состоянии говорят как об] отступничестве. В период протестантской Реформации [по его словам] было приобретено оправдание верой во Христа, а также вновь стал делаться упор на Святом Писании. [Но] мы так и не восстановили полностью поклонение. Власть в Церкви не была восстановлена. А что произошло с нашим единством, единством тела?
Безусловно, любая церковь, которая потерпела полный провал, ушла от своих первоначальных истоков, находится в состоянии отступничества, в которой отсутствуют надлежащее поклонение и надлежащая власть, которая утратила единство Тела, находится в разрозненном, падшем состоянии. Ей необходимо именно восстановление «первоначальных истоков», восстановление от «отступничества», восстановление реальности поклонения, восстановление «власти в Церкви» и восстановление единства Тела в его выражении. Когда выступавший говорит, что мы, в поместных церквях, не находимся в «историческом христианстве», мы согласны с ним. Историческое христианство — это именно то жалкое состояние, о котором говорит Джек Спаркс, и у нас нет желания ни находиться в нем, ни возвращаться к нему.
У меня самого есть некоторый опыт пребывания в «историческом христианстве». Я был рукоположенным священником Епископальной церкви, и в настоящее время мое имя стоит в списках духовенства этой церкви в качестве священника с хорошей репутацией. Я жил и дышал воздухом Книги общей молитвы. Традиция этой церкви и экуменические символы веры мне хорошо знакомы. Но в конце концов я осознал, что то, что называется исторической церковью, с первого века и до сегодняшнего дня, всегда состояло из двух чрезвычайно различных категорий людей: тех, кто номинальны, традиционны и формальны, и тех, кто истинны, жизненны и живы. В каждом веке были люди, которые представляли собой истинную, жизненную и живую реакцию на номинальный, традиционный и формальный тип христианства. В шестнадцатом веке Лютер и другие были живой альтернативой мертвому, традиционному христианству. Альтернатива существует и сегодня.
10. ИСТИНА О ВАВИЛОНЕ
Выступавший в «Мелодилэнде» недавно заявил, что поместные церкви якобы назвали «Мелодилэнд» «Вавилоном». Я не знаю, где он прочитал или услышал это. Возможно, что какой-то безответственный человек и сказал это, так же как какие-то безответственные люди из «Мелодилэнда» назвали нас культом. Вавилон — там, где есть его элементы. Если элементы Вавилона присутствуют в «Мелодилэнде», то Вавилон там. Если элементы Вавилона присутствуют в поместных церквях, то Вавилон есть и там.
В Библии слово «Вавилон» впервые упоминается в Бытии 11, где строительство Вавилонской башни привело к разделению и смешению. Сегодня многие христиане пребывают в разделении и смешении. То есть они находятся в Вавилоне, даже не осознавая этого. Если вы находитесь в разделении и смешении, которые характерны для нынешнего положения, вы — в Вавилоне. О Вавилоне в Откровении 18:4 сказано: «Выйди от нее, народ Мой».
Некоторые удивляются, почему поместные церкви называют нынешнее положение христианства Вавилоном. Дело в том, что нынешнее положение христианства наполнено разделением, которое приводит к смешению. В Новом Завете церковь была одна. Однако сегодня церковь разделена на множество разных частей. Эти разделения привели к смешению. Осознают ли они это, или нет, но те, кто находится в обстановке разделения, находятся в Вавилоне.
11. ИСТИНА О ДЕНОМИНАЦИЯХ
В самом начале мы должны выяснить: «Что такое деноминация»? Деноминация начинается с отделения, которое вызывают христиане, действующие в угоду собственным предпочтениям. Объектом их предпочтений могут быть определенные руководители, доктрины, практики, связи с определенной расой и т. д. В результате люди, имеющие похожие предпочтения, образовывают группу и называют себя (лат. denominatio) определенным именем. Так возникла лютеранская церковь, баптистская церковь, африканская методистская церковь, церковь пятидесятнической святости и так до бесконечности. Все эти деноминации — это отделения от Тела Христова, идущие вразрез с Писанием. Теперь докажем это, исходя из Слова Божьего.
Начиная с Деяний и до Откровения простая и очевидная истина библейской истории состоит в том, что все христиане в одном городе образуют только одну церковь. В Ефесе в 60 г. по Р.Х. совершенно не нужно было раздумывать, к какой церкви присоединиться. Там все святые были едины как церковь в Ефесе (Еф. 1:1; Отк. 1:11). Христианин первого века, посещающий церкви, не встретил бы никаких разделений среди христиан в каком-либо городе до тех пор, пока не приехал бы в Коринф.
Двадцать лет назад, будучи баптистским пастором, я спрашивал себя: «Какое именно „тело” имел в виду Павел, говоря в Первом послании к Коринфянам 12:25, что в нем не должно быть разделений»? Контекст этой главы и всей книги проясняет это. Речь шла о теле всех христиан в Коринфе, которые ежедневно функционировали вместе как одна церковь в этом городе. Это доказывают несколько фактов. (1) Эта книга была написана «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2). Это явно включает всех верующих в этом городе. (2) Павел получил сообщение о ссорах и разделениях, которые имели место из-за предпочтений святыми одних руководителей другим (1 Кор. 1:11-12). (3) Павел укорял тех, кто вел к разделениям, по крайней мере по трем главным причинам. Во-первых, разделять Тело — значит разделять Христа (1 Кор. 1:13). Во-вторых, быть склонным к разделениям — значит быть плотским (1 Кор. 3:3-4). В-третьих, не распознавать, что Тело едино, — значит терпеть ущерб на Господней трапезе (1 Кор. 11:18, 29-31).
В Послании к Галатам 5:19-21 Павел также осуждает разделения, называя их делами плоти, ставя их в один ряд с безнравственностью и идолопоклонством. Последние два слова стиха 20 следует переводить «разделения, секты». Поскольку деноминации, группы, центры и т. д. разделяют Тело Христово, они являются делами плоти. Таков неизбежный вывод из Слова Божьего.
Глубоко внутри каждого христианина из деноминации его совесть свидетельствует, что он, по сути, отделен от других христиан той организацией, к которой принадлежит. Все согласны с тем, что в Новом Иерусалиме не будет деноминаций. Даже неспасенные признают, что деноминации — это разделения. Меня часто ставил в тупик вопрос: «Если вы все — христиане, то почему существуют так много разных церквей, некоторые из которых враждуют друг с другом»? В Евангелии от Иоанна 17:21 Иисус молился: «Да будут все едино… да уверует мир, что Ты послал Меня». Для этого требуется видимое единство всех христиан в отдельно взятой местности. Иначе мир увидит не единство, а разделение.
Мы, в поместных церквях, отвергаем всякое разделение. Проведя четырнадцать лет в поместных церквях, я могу решительно засвидетельствовать, что мы не являемся разделением и что разделений нет и среди нас. И мы не разделяем Тела Христова, как нас лживо обвиняют наши противники. Наоборот, мы открыты для всех возрожденных верующих.
Мы призываем всех христиан оставить свои сектантские предпочтения, которые приводят к образованию деноминаций и разделяют Тело Христово. Оставьте свои предпочтения о названиях деноминаций, определенных руководителях, доктринах, практиках и т. д. Тогда все святые в одном городе будут одной церковью, что исключает какой-либо элемент разделения. Одна группа святых с одним Христом образует единственную церковь в отдельно взятом городе.
«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1)