Ответы «Знатоку Библии»

ОТКЛОНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

9. ИСТИНА ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

В сообщении, посвященном Уитнессу Ли и поместной церкви, сделанном недавно в «Мелодилэнде», выступав­ший неоднократно упоминал «историческое христи­ан­ство». О членах поместных церквей он заявил: «На нас как христианах лежит ответственность сделать им заме­чание, поправить и наставить их, чтобы они… вернулись к исто­рическому христианству, потому что сейчас они не в нем». Я полностью согласен, что поместные церкви не нахо­дятся в том, что он называет «историческое хрис­ти­анство». В этой краткой статье я попытаюсь объяснить почему.

Выступавший не дал нам своего определения «исто­рического христианства». Поскольку при подготовке своего выступления он во многом полагался на книгу Поко­рители умов Джека Спаркса и высоко отзывался о ней, я полагаю, что он согласен с ее основными по­сту­ла­тами. «Историческая христианская церковь» — говорит Спаркс — это «церковь прошлого»; церковь «пред­шествен­ников»; церковь «символов веры, исповеданий и писаний святых», и церковь, которая пользуется сим­волами веры и соборами как «древними вехами» для толко­вания Библии и «веры». Человек с подобным мыш­ле­нием мо­жет сказать: «Сегодня все ортодоксальное христианство при­держивается Никейского символа веры. Всякий, кто его не придерживается, неортодоксален». Истина об «исторической христианской церкви» состоит в том, что она по существу представляет собой конгло­мерат из римского католицизма и восточного правосла­вия и в качестве эталона веры и практики принимает символы веры и соборы первых пяти веков. Эта «цер­ковь», если таковой она может называться, полностью полагается на прошлое. Вместо того чтобы полагаться только на Библию как на единственное «мерило истины», она смешивает Библию с древними символами веры, и если между ними надо сделать выбор, она делает его не в пользу Слова, а в пользу символов веры.

Тот же самый собор, который составил Никейский сим­вол веры, в Каноне III постановил, что духовенство не может вступать в брак. Это было сделано во испол­нение Первого послания к Тимофею 4:1-3: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам оболь­стителям и учениям бесовским.., запрещающих всту­пать в брак». Как же такой собор можно считать на­дежным при толко­вании Слова Божьего? Когда Мартину Лютеру велели явиться на Вормский сейм, ему было сказано, что он «не имеет права ставить под со­мнение святейшую орто­доксаль­ную веру.., утвержденную священ­ными соборами, (и) определенную Церковью». На это он ответил:

«Только в том случае, если меня в этом же убеждают Писания и здравый смысл. Я не принимаю авторитета пап и соборов, ибо они противоречат друг другу; моей совестью правит Слово Божье».

Если бы Лютер был ограничен «исторической христи­ан­ской церковью», то не было бы Реформации; не были бы восстановлены истина и переживание оправдания ве­рой, Библия не была бы освобождена из тюрьмы ла­тыни, и все мы по-прежнему находились бы в средне­вековье.

Символы веры и соборы не могут сравниться с Биб­лией. Например, в Апостольском и Никейском сим­во­лах веры практически ничего не говорится о Святом Духе. Ясно, что когда Никейский собор собрался в 325 г. по Р.Х., истина о семи Духах в Откровении еще не была признана. Но сегодня мы находимся в веке Откровения, и, хотя по сущности и существованию Дух один, для Божьего движения по земле в этот период, период раз­деления и упадка, Дух усилен семикратно (Отк. 1:4). Без­условно, таково современное откровение о Духе. Неужели нам ограничиваться тусклым светом, который имелся, когда был написан Никейский символ веры?

Сегодня по многим вопросам свет светит ярко. В 325 г. по Р.Х. Никейский символ веры можно было срав­нить с парой башмачков, изготовленных для ножек церкви в те дни. Но ноги церкви выросли. Наши ноги уже не помещаются в этих башмачках. Даже в шестнад­цатом веке духовные ноги Лютера намного переросли эти баш­мачки соборов и символов веры. Если он не мог носить башмачки «исторического христианства» четы­реста лет назад, то насколько же переросли мы их сегодня! Только откровение всей Библии может быть обувью, которая подходит по размеру церкви в Господнем восстановлении.

Приведем еще одну цитату из книги, о которой так высоко отзывался выступавший в «Мелодилэнде». Автор пишет:
[Историческая] церковь потерпела… полный провал; она ушла неприлично далеко от своих первоначальных истоков; [и о ее состоянии говорят как об] отступ­ни­честве. В период протестантской Реформации [по его словам] было приобретено оправдание верой во Христа, а также вновь стал делаться упор на Святом Писании. [Но] мы так и не восстановили полностью поклонение. Власть в Церкви не была восстановлена. А что произо­шло с нашим единством, единством тела?

Безусловно, любая церковь, которая потерпела полный провал, ушла от своих первоначальных истоков, нахо­дится в состоянии отступничества, в которой отсутствуют надлежащее поклонение и надлежащая власть, которая утратила единство Тела, находится в разрозненном, пад­шем состоянии. Ей необходимо именно восстанов­ление «первоначальных истоков», восстановление от «от­ступ­ни­чества», восстановление реальности поклонения, восста­нов­ление «власти в Церкви» и восстановление единства Тела в его выражении. Когда выступавший говорит, что мы, в поместных церквях, не находимся в «историческом христианстве», мы согласны с ним. Историческое хрис­тианство — это именно то жалкое состояние, о котором говорит Джек Спаркс, и у нас нет желания ни находиться в нем, ни возвращаться к нему.

У меня самого есть некоторый опыт пребывания в «историческом христианстве». Я был рукоположенным священником Епископальной церкви, и в настоящее время мое имя стоит в списках духовенства этой церкви в качестве священника с хорошей репутацией. Я жил и дышал воздухом Книги общей молитвы. Традиция этой церкви и экуменические символы веры мне хорошо знакомы. Но в конце концов я осознал, что то, что называется исторической церковью, с первого века и до сегодняшнего дня, всегда состояло из двух чрезвычайно различных категорий людей: тех, кто номинальны, тра­диционны и формальны, и тех, кто истинны, жизненны и живы. В каждом веке были люди, которые представляли собой истинную, жизненную и живую реакцию на но­минальный, традиционный и формальный тип христи­анства. В шестнадцатом веке Лютер и другие были живой альтернативой мертвому, традиционному христианству. Альтернатива существует и сегодня.

10. ИСТИНА О ВАВИЛОНЕ

Выступавший в «Мелодилэнде» недавно заявил, что поместные церкви якобы назвали «Мелодилэнд» «Вавило­ном». Я не знаю, где он прочитал или услышал это. Воз­можно, что какой-то безответственный человек и ска­зал это, так же как какие-то безответственные люди из «Мело­дилэнда» назвали нас культом. Вавилон — там, где есть его элементы. Если элементы Вавилона присутст­вуют в «Мелодилэнде», то Вавилон там. Если элементы Вавилона присутствуют в поместных церквях, то Вавилон есть и там.

В Библии слово «Вавилон» впервые упоминается в Бытии 11, где строительство Вавилонской башни при­вело к разделению и смешению. Сегодня многие хрис­тиане пребывают в разделении и смешении. То есть они нахо­дятся в Вавилоне, даже не осознавая этого. Если вы на­ходитесь в разделении и смешении, которые харак­терны для нынешнего положения, вы — в Вавилоне. О Вави­лоне в Откровении 18:4 сказано: «Выйди от нее, народ Мой».

Некоторые удивляются, почему поместные церкви называют нынешнее положение христианства Вавилоном. Дело в том, что нынешнее положение христианства наполнено разделением, которое приводит к смешению. В Новом Завете церковь была одна. Однако сегодня церковь разделена на множество разных частей. Эти разделения привели к смешению. Осознают ли они это, или нет, но те, кто находится в обстановке разделения, находятся в Вавилоне.

11. ИСТИНА О ДЕНОМИНАЦИЯХ

В самом начале мы должны выяснить: «Что такое деноминация»? Деноминация начинается с отделения, которое вызывают христиане, действующие в угоду собст­венным предпочтениям. Объектом их предпочтений могут быть определенные руководители, доктрины, практики, связи с определенной расой и т. д. В результате люди, имеющие похожие предпочтения, образовывают группу и называют себя (лат. denominatio) определенным именем. Так возникла лютеранская церковь, баптистская церковь, африканская методистская церковь, церковь пятидесятнической святости и так до бесконечности. Все эти деноминации — это отделения от Тела Христова, идущие вразрез с Писанием. Теперь докажем это, исходя из Слова Божьего.

Начиная с Деяний и до Откровения простая и оче­видная истина библейской истории состоит в том, что все христиане в одном городе образуют только одну церковь. В Ефесе в 60 г. по Р.Х. совершенно не нужно было раз­ду­мывать, к какой церкви присоединиться. Там все святые были едины как церковь в Ефесе (Еф. 1:1; Отк. 1:11). Христианин первого века, посещающий церкви, не встре­тил бы никаких разделений среди христиан в каком-либо городе до тех пор, пока не приехал бы в Коринф.

Двадцать лет назад, будучи баптистским пастором, я спрашивал себя: «Какое именно „тело” имел в виду Павел, говоря в Первом послании к Коринфянам 12:25, что в нем не должно быть разделений»? Контекст этой главы и всей книги проясняет это. Речь шла о теле всех христиан в Коринфе, которые ежедневно функцио­ни­ро­вали вместе как одна церковь в этом городе. Это дока­зывают несколько фактов. (1) Эта книга была на­пи­сана «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2). Это явно включает всех верующих в этом городе. (2) Павел получил сообщение о ссорах и разделениях, которые имели место из-за предпочтений святыми одних руководителей другим (1 Кор. 1:11-12). (3) Павел укорял тех, кто вел к разделениям, по крайней мере по трем главным причинам. Во-первых, разделять Тело — зна­чит разделять Христа (1 Кор. 1:13). Во-вторых, быть склонным к разделениям — значит быть плотским (1 Кор. 3:3-4). В-третьих, не распознавать, что Тело едино, — значит терпеть ущерб на Господней трапезе (1 Кор. 11:18, 29-31).

В Послании к Галатам 5:19-21 Павел также осуждает разделения, называя их делами плоти, ставя их в один ряд с безнравственностью и идолопоклонством. Послед­ние два слова стиха 20 следует переводить «разделения, секты». Поскольку деноминации, группы, центры и т. д. раз­деляют Тело Христово, они являются делами плоти. Таков неизбежный вывод из Слова Божьего.

Глубоко внутри каждого христианина из деноминации его совесть свидетельствует, что он, по сути, отделен от других христиан той организацией, к которой принад­ле­жит. Все согласны с тем, что в Новом Иерусалиме не будет деноминаций. Даже неспасенные признают, что деноминации — это разделения. Меня часто ставил в тупик вопрос: «Если вы все — христиане, то почему существуют так много разных церквей, некоторые из кото­рых враждуют друг с другом»? В Евангелии от Иоанна 17:21 Иисус молился: «Да будут все едино… да уверует мир, что Ты послал Меня». Для этого требуется видимое единство всех христиан в отдельно взятой местности. Иначе мир увидит не единство, а разделение.

Мы, в поместных церквях, отвергаем всякое разде­ление. Проведя четырнадцать лет в поместных церквях, я могу решительно засвидетельствовать, что мы не яв­ляемся разделением и что разделений нет и среди нас. И мы не разделяем Тела Христова, как нас лживо обви­няют наши противники. Наоборот, мы открыты для всех воз­рожденных верующих.

Мы призываем всех христиан оставить свои сектант­ские предпочтения, которые приводят к образованию дено­минаций и разделяют Тело Христово. Оставьте свои предпочтения о названиях деноминаций, определенных руководителях, доктринах, практиках и т. д. Тогда все святые в одном городе будут одной церковью, что исключает какой-либо элемент разделения. Одна группа святых с одним Христом образует единственную церковь в отдельно взятом городе.

«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1)